Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
| УТВЕРЖДЕНА Приказом от ________ № ________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по математике
«Логика в математике»
(базовый уровень)
для 5 класса
Составитель
Емельянова Мария Александровна,
учитель математики
г. Воскресенск
2017 год
Пояснительная записка
1. Статус документа
Рабочая программа для обучающихся 5 класса в рамках внеурочной деятельности в основной школе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010.
Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» - М.: Просвещение, 2011 г.
Образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения МОУ «СОШ №17» на 2017-2018 учебный год.
Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2014.
2. Цели изучения
Познавательные:
приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;
приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;
формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности.
Развивающие:
совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);
развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);
мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);
интеллектуальное развитие обучающихся в ходе решения логических задач и упражнений.
Воспитательные:
становление самосознания;
формирование чувства ответственности за принимаемые решения;
воспитание культуры умственного труда.
3.Задачи изучения курса
Дать представление об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем.
Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности обучающихся: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.
Сформировать умение замечать математические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.
Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению правил и законов.
Выработать практические навыки последовательного и доказательного мышления.
4. Формы организации учебного процесса
Формы проведения занятий: традиционные уроки, лекции, семинары, практикумы по решению задач.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.
Применяются беседы, вводящие детей в мир основных понятий математики, практические работы, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на внеурочную деятельность по математике в 5-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГИКА В МАТЕМАТИКЕ»
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у обучающихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
учащиеся научатся:
нестандартным методам решения различных математических задач;
использовать логические приемы, применяемые при решении задач.
учащиеся получат возможность научиться:
логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
научиться новым приемам устного счета;
познакомиться с великими математиками;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач;
применять нестандартные методы при решении задач
применить теоретические знания при решении задач;
получить навыки решения нестандартных задач;
выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГИКА В МАТЕМАТИКЕ»
1.Логика в математике.
Предмет и задачи логики. Ребусы. Математические софизмы. Логика в математике. Табличный метод решения задач. Упорядоченное множество. Игры на логику. Палочки и фигуры.
2.Высказывания.
Линии и числа. Числа и слова. Числовые ребусы. Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями. Формулы и функции логики высказываний. Решение логических задач методом алгебры высказываний. Принцип Дирихле и его применение к решению задач.
3.Графы.
Графы и их применение в решении задач. Свойства граф. Решение задач с использованием графов. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера.
4.Алгебра множеств.
Алгебра множеств. Множество. Способы задания множеств. Пересечение и объединение множеств. Подмножество. Диаграмма Эйлера-Венна. Конечные и бесконечные множества.
5.Числа.
Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел. Из истории чисел. Арифметика каменного века. Логические задания с числами и цифрами.
Календарно-тематический план
внеурочной деятельности по математике «Логика в математике» (5 класс)
на 2017 – 2018 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Тема 1. Логика в математике (13 часов) |
1. | 1 | Предмет и задачи логики | 01.09-08.09 | |
2. | 2 | Ребусы | 11.09-15.09 | |
3. | 3 | Математические софизмы | 18.09-22.09 | |
4. | 4 | Математические софизмы | 25.09-29.09 | |
5. | 5 | Логика в математике | 02.10-06.10 | |
6 | 6 | Логика в математике | 09.10-11.10, 16.10-20.10 | |
7. | 7 | Табличный метод решения задач | 09.10-11.10, 16.10-20.10 | |
8. | 8 | Табличный метод решения задач | 23.10-27.10 | |
9. | 9 | Упорядоченное множество | 30.10-03.11 | |
10. | 10 | Упорядоченное множество | 06.11-10.11 | |
11. | 11 | Игры на логику | 13.11-17.11 | |
12. | 12 | Палочки и фигуры | 27.11-01.12 | |
13. | 13 | Палочки и фигуры | 04.12-08.12 | |
Тема 2. Высказывания (10 часов) |
14. | 1 | Линии и числа | 11.12-15.12 | |
15. | 2 | Числа и слова | 18.12-22.12 | |
16. | 3 | Числа и слова | 25.12-29.12 | |
17. | 4 | Числовые ребусы | 09.01-12.01 | |
18. | 5 | Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями | 15.01-19.01 | |
19. | 6 | Формулы и функции логики высказываний | 22.01-26.01 | |
20. | 7 | Решение логических задач методом алгебры высказываний | 29.01-02.02 | |
21. | 8 | Принцип Дирихле и его применение к решению задач | 05.02-09.02 | |
22. | 9 | Принцип Дирихле и его применение к решению задач | 12.02-16.02 | |
23. | 10 | Практикум по решению задач (самостоятельное решение задач с последующим обсуждением) | 19.02-21.02, 26.02-02.03 | |
Тема 3. Графы (3 часа) |
24. | 1 | Графы и их применение в решении задач | 05.03-09.03 | |
25. | 2 | Свойства граф. Решение задач с использованием графов | 12.03-16.03 | |
26. | 3 | Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера | 19.03-23.03 | |
Тема 4. Алгебра множеств (3 часа) |
27. | 1 | Алгебра множеств. Множество. Способы задания множеств. Пересечение и объединение множеств | 26.03-30.03 | |
28. | 2 | Подмножество. Диаграмма Эйлера-Венна | 02.04-06.04 | |
29. | 3 | Конечные и бесконечные множества | 16.04-20.04 | |
Тема 5. Числа (3 часа) |
30. | 1 | Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел | 23.04-27.04 | |
31. | 2 | Из истории чисел. Арифметика каменного века | 30.04-04.05 | |
32. | 3 | Логические задания с числами и цифрами | 07.05-11.05 | |
Повторение (2 часа) |
33. | 1 | Практикум по решению задач (самостоятельное решение задач с последующим обсуждением) | 14.05-18.05 | |
34. | 2 | Итоговый урок | 21.05-25.05 | |
Итого | | В том числе: |
| уроков повторения | контрольных работ (практикум по решению задач) |
по программе | | 2 | 2 |
выполнено | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Серикова Т.В./
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /Андреева О.В./
подпись расшифровка подписи