СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Логика в математике» для 5 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа  внеурочной деятельности по математике  «Логика в математике» для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Логика в математике» для 5 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»




УТВЕРЖДЕНА

Приказом от ________ № ________










Рабочая программа

внеурочной деятельности по математике

«Логика в математике»

(базовый уровень)

для 5 класса













Составитель

Емельянова Мария Александровна,

учитель математики



















г. Воскресенск

2017 год

Пояснительная записка

1. Статус документа

Рабочая программа для обучающихся 5 класса в рамках внеурочной деятельности в основной школе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010.

  2. Примерная программа по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» - М.: Просвещение, 2011 г.

  3. Образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения МОУ «СОШ №17» на 2017-2018 учебный год.

  4. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2014.


2. Цели изучения

Познавательные:

  1. приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;

  2. приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;

  3. формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности.

Развивающие:

  1. совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);

  2. развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);

  3. мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);

  4. интеллектуальное развитие обучающихся в ходе решения логических задач и упражнений.

Воспитательные:

  1. становление самосознания;

  2. формирование чувства ответственности за принимаемые решения;

  3. воспитание культуры умственного труда.



3.Задачи изучения курса

  1. Дать представление об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем.

  2. Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности обучающихся: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.

  3. Сформировать умение замечать математические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.

  4. Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению правил и законов.

  5. Выработать практические навыки последовательного и доказательного мышления.


4. Формы организации учебного процесса

Формы проведения занятий: традиционные уроки, лекции, семинары, практикумы по решению задач.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.

Применяются беседы, вводящие детей в мир основных понятий математики, практические работы, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр.

В соответствии с учебным планом образовательной организации на внеурочную деятельность по математике в 5-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГИКА В МАТЕМАТИКЕ»


Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:


личностные:

у обучающихся будут сформированы:

  1. ответственное отношение к учению;

  2. готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  4. умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у обучающихся могут быть сформированы:

  1. коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  2. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  3. креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;


метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;

  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  4. предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  5. составлять план и последовательность действий;

  6. осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

  7. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  8. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  2. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  3. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  4. выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;


познавательные

учащиеся научатся:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  2. использовать общие приёмы решения задач;

  3. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  4. осуществлять смысловое чтение;

  5. создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  6. самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных математических задач;

  7. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

  8. понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

  9. находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  2. видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  3. выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  4. планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  5. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  6. интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  7. оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  8. устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;





коммуникативные

учащиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  3. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  4. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  5. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  6. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


предметные:

учащиеся научатся:

  1. нестандартным методам решения различных математических задач;

  2. использовать логические приемы, применяемые при решении задач.

учащиеся получат возможность научиться:

  1. логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

  2. применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

  3. научиться новым приемам устного счета;

  4. познакомиться с великими математиками;

  5. систематизировать данные в виде таблиц при решении задач;

  6. применять нестандартные методы при решении задач

  7. применить теоретические знания при решении задач;

  8. получить навыки решения нестандартных задач;

  9. выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.

  10. решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГИКА В МАТЕМАТИКЕ»


1.Логика в математике.

Предмет и задачи логики. Ребусы. Математические софизмы. Логика в математике. Табличный метод решения задач. Упорядоченное множество. Игры на логику. Палочки и фигуры.

2.Высказывания.

Линии и числа. Числа и слова. Числовые ребусы. Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями. Формулы и функции логики высказываний. Решение логических задач методом алгебры высказываний. Принцип Дирихле и его применение к решению задач.

3.Графы.

Графы и их применение в решении задач. Свойства граф. Решение задач с использованием графов. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера.

4.Алгебра множеств.

Алгебра множеств. Множество. Способы задания множеств. Пересечение и объединение множеств. Подмножество. Диаграмма Эйлера-Венна. Конечные и бесконечные множества.

5.Числа.

Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел. Из истории чисел. Арифметика каменного века. Логические задания с числами и цифрами.


















































Календарно-тематический план

внеурочной деятельности по математике «Логика в математике» (5 класс)

на 2017 – 2018 учебный год.


Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Тема 1. Логика в математике (13 часов)

1.

1

Предмет и задачи логики

01.09-08.09


2.

2

Ребусы

11.09-15.09


3.

3

Математические софизмы

18.09-22.09


4.

4

Математические софизмы

25.09-29.09


5.

5

Логика в математике

02.10-06.10


6

6

Логика в математике

09.10-11.10,

16.10-20.10


7.

7

Табличный метод решения задач

09.10-11.10,

16.10-20.10


8.

8

Табличный метод решения задач

23.10-27.10


9.

9

Упорядоченное множество

30.10-03.11


10.

10

Упорядоченное множество

06.11-10.11


11.

11

Игры на логику

13.11-17.11


12.

12

Палочки и фигуры

27.11-01.12


13.

13

Палочки и фигуры

04.12-08.12


Тема 2. Высказывания (10 часов)

14.

1

Линии и числа

11.12-15.12


15.

2

Числа и слова

18.12-22.12


16.

3

Числа и слова

25.12-29.12


17.

4

Числовые ребусы

09.01-12.01


18.

5

Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями

15.01-19.01


19.

6

Формулы и функции логики высказываний

22.01-26.01


20.

7

Решение логических задач методом алгебры высказываний

29.01-02.02


21.

8

Принцип Дирихле и его применение к решению задач

05.02-09.02


22.

9

Принцип Дирихле и его применение к решению задач

12.02-16.02


23.

10

Практикум по решению задач (самостоятельное решение задач с последующим обсуждением)

19.02-21.02,

26.02-02.03


Тема 3. Графы (3 часа)

24.

1

Графы и их применение в решении задач

05.03-09.03


25.

2

Свойства граф. Решение задач с использованием графов

12.03-16.03


26.

3

Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера

19.03-23.03


Тема 4. Алгебра множеств (3 часа)

27.

1

Алгебра множеств. Множество. Способы задания множеств. Пересечение и объединение множеств

26.03-30.03


28.

2

Подмножество. Диаграмма Эйлера-Венна

02.04-06.04


29.

3

Конечные и бесконечные множества

16.04-20.04


Тема 5. Числа (3 часа)

30.

1

Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел

23.04-27.04


31.

2

Из истории чисел. Арифметика каменного века

30.04-04.05


32.

3

Логические задания с числами и цифрами

07.05-11.05


Повторение (2 часа)

33.

1

Практикум по решению задач (самостоятельное решение задач с последующим обсуждением)

14.05-18.05


34.

2

Итоговый урок

21.05-25.05


Итого


В том числе:


уроков повторения

контрольных работ

(практикум по решению задач)

по программе


2

2

выполнено






СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________/Серикова Т.В./


«______» ______________ 20____ г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель ШМО _____________ /Андреева О.В./

подпись расшифровка подписи