СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по астрономии "Юный астроном"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по астрономии , рассчитана на 7 класс, 16 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по астрономии "Юный астроном"»

Программа кружка внеурочной деятельности «Юный астроном»

разработала учитель физики и астрономии высшей квалификационной категории

АВТАЕВА ОЛЬГА ФЕДОРОВНА, МКОУ "СОШ №7" г. АША, ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа рассчитана на обучающихся 7-х классов.

Срок реализации полгода.

Количество часов в неделю - 1

Общее количество часов – 16

Направление общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности.



Результаты освоения курса.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении по курсу астрономия в школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • чувство гордости за российскую астрономическую науку, достижения в области космонавтики, гуманизм, целеустремленность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, к повышению общекультурного уровня;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения программы курса «Наша Вселенная» являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

В области предметных результатов

  • научиться давать определения изученным понятиям;

  • разъяснять основные положения изученных теорий и гипотез;

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты;

  • классифицировать изученные объекты и явления, самостоятельно выбирая основания классификации;

  • наблюдать и интерпретировать результаты самостоятельно проводимых наблюдений, астрофизических явлений, протекающих в природе;

  • обобщать знания о Вселенной, полученные из различных источников и делать обоснованные выводы о их закономерностях;

  • структурировать учебную информацию;

  • интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать её научную достоверность;

  • объяснять принципы действия телескопов, других приборов и технических устройств, с которыми проводятся астрономические наблюдения, и способы обеспечения безопасности при их использовании;

  • самостоятельно добывать новое для себя астрофизическое знание, используя для этого доступные источники информации;

  • применять приобретённые знания по курсу «Наша Вселенная» для решения практических задач, встречающихся в повседневной человеческой жизни, для рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с развитием космонавтики и астрофизики;

  • самостоятельно планировать и проводить астрономические наблюдения, соблюдая правила безопасной работы со специальным оборудованием;

  • оказывать первую помощь при травмах, связанных с наблюдениями на открытом пространстве.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение в астрономию (4ч)

Предмет астрономии.

Особенности астрономических наблюдений. Звёзды и созвездия.

Небесные карты.

История календаря.

Строение Солнечной системы (3ч)

Развитие представлений о Солнечной системе.

Определение расстояний до тел Солнечной системы.

Физическая природа тел Солнечной системы (5ч)

Общая характеристика тел Солнечной системы.

Планета Земля. Луна.

Планеты земной группы.

Планеты-гиганты. Плутон.

Малые тела.

Солнце и звезды (3ч)

Общие сведения о Солнце.

Строение Солнца и его атмосферы.

Солнце и жизнь Земли.

Физическая природа звезд. Диаграмма "спектр-светимость".

Двойные звезды. Эволюция звёзд. Новые и сверхновые звезды.

Наша Галактика.

Другие галактики.



Формы организации учебного процесса:

• Урок.

• Лекция.

• Конференция.

• Семинар.

• Дистанционные и Интернет проекты.

В преподавании курса используются следующие технологии обучения:

- Технология проблемного обучения.

- ИКТ технология.

- Технология проектного обучения.



Тематическое планирование кружка «Наша Вселенная»



№п/п

Основное содержание

Основные понятия

Вид деятельности учащихся

Дата проведения

Введение в астрономию (4ч)

1

Предмет астрономии. Особенности астрономических наблюдений.


Обсерватории, телескопы. Звезды

Знакомство с устройством телескопа


2

Звёзды и созвездия.


Понятие о созвездиях. Созвездия, которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе.


Наблюдение за видом звёздного неба (виртуальный планетарий


3

Небесные карты

Сириус – самая яркая звезда. Весенний, летний, осенний, зимний треугольники


Практическая работа с подвижной картой звездного неба



4

История календаря.



История календаря - история культуры народов

Отчёт о выполнении проекта «История календаря»


Строение Солнечной системы (3ч)

5

Первоначальные представления о Солнечной системе.


Геоцентрическая система. К. Птолемей и его научные труды.


Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы»



6

Развитие представлений о Солнечной системе.


Гелиоцентрическая система. Н. Коперник и его научные труды

Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы»



7

Определение расстояний до тел Солнечной системы.


Методы определения расстояний: а) по III закону Кеплера; б) радио и лазерная локация, в) метод горизонтального параллакса; астрономическая единица


Практическая работа по определению расстояния до небесных тел


Физическая природа тел Солнечной системы (5ч)

8

Происхождение планет. Общая характеристика тел Солнечной системы.


Планеты, спутники планет, малые тела солнечной системы


Изучение компьютерной модели Солнечной системы


9

Планеты земной группы.


Общая характеристика атмосферы, поверхности планет


Компьютерное моделирование условий видимости планет


10

Луна.

Физические условия на Луне. Движение Луны. Поверхность Луны. Реголит.


Наблюдение Луны и её фаз, наблюдение смены сезонной видимости звёздного неба



11

Планеты-гиганты. Плутон.


Общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца


Составление таблицы «Солнечная система


12

Малые тела.


Движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды. Метеорные потоки


Подготовка сообщений о физической природе небесных тел с использованием ИКТ и Интернет


Солнце и звезды (3ч)

13

Общие сведения о Солнце.

Солнце – ближайшая звезда.


Солнце – ближайшая звезда. Представление древних о нашем дневном светиле

Ориентироваться на местности по солнцу Составление отчёта о наблюдении на местности


14

Наша Галактика.


Галактика. Млечный путь. Вращение, строение и состав Галактики.


Работа с учебником: что такое Млечный Путь? Как открыли нашу галактику?



15

Другие галактики.

. Галактики. Их классификация

Изучение справочных материалов


16

Итоговое занятие














№п/п

Основное содержание

Основные понятия

Вид деятельности учащихся

Дата проведения

Введение в астрономию

1

Предмет астрономии. Особенности астрономических наблюдений.


Обсерватории, телескопы. Звезды

Знакомство с устройством телескопа


2

Звёзды и созвездия.


Понятие о созвездиях. Созвездия, которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе.


Наблюдение за видом звёздного неба (виртуальный планетарий


3

Небесные карты

Сириус – самая яркая звезда. Весенний, летний, осенний, зимний треугольники


Практическая работа с подвижной картой звездного неба



4

История календаря.



История календаря - история культуры народов

Отчёт о выполнении проекта «История календаря»


Строение Солнечной системы

5

Первоначальные представления о Солнечной системе.


Геоцентрическая система. К. Птолемей и его научные труды.


Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы»



6

Развитие представлений о Солнечной системе.


Гелиоцентрическая система. Н. Коперник и его научные труды

Работа в рамках проекта «Развитие взглядов на строение Солнечной системы»



7

Определение расстояний до тел Солнечной системы.


Методы определения расстояний: а) по III закону Кеплера; б) радио и лазерная локация, в) метод горизонтального параллакса; астрономическая единица


Практическая работа по определению расстояния до небесных тел


Физическая природа тел Солнечной системы

8

Происхождение планет. Общая характеристика тел Солнечной системы.


Планеты, спутники планет, малые тела солнечной системы


Изучение компьютерной модели Солнечной системы


9

Планеты земной группы.


Общая характеристика атмосферы, поверхности планет


Компьютерное моделирование условий видимости планет


10

Луна.

Физические условия на Луне. Движение Луны. Поверхность Луны. Реголит.


Наблюдение Луны и её фаз, наблюдение смены сезонной видимости звёздного неба



11

Планеты-гиганты. Плутон.


Общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца


Составление таблицы «Солнечная система


12

Малые тела.


Движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды. Метеорные потоки


Подготовка сообщений о физической природе небесных тел с использованием ИКТ и Интернет


Солнце и звезды

13

Общие сведения о Солнце.

Солнце – ближайшая звезда.


Солнце – ближайшая звезда. Представление древних о нашем дневном светиле

Ориентироваться на местности по солнцу Составление отчёта о наблюдении на местности


14

Наша Галактика.


Галактика. Млечный путь. Вращение, строение и состав Галактики.


Работа с учебником: что такое Млечный Путь? Как открыли нашу галактику?



15

Другие галактики.

. Галактики. Их классификация

Изучение справочных материалов


16

Итоговое занятие