Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат
с. Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МС Зам.директора УВР директор школы-
интерната
Протокол № 1 _____/Тактаева Е.А./ ____/Биктина Э.Э./
от «_29__» августа 2024 г. «_29__» августа 2024 г. «29_» августа 2024
Рабочая программа курса внеурочной деятельности:
«По дорожкам здоровья»
3 класс
на 2024-2025 учебный год
Составила:
Колбекова С. Х.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”, приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), "Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Актуальность разработки программы комплексной реабилитации и абилитации воспитанников с умственной отсталостью в условиях коррекционной школы-интерната обусловлена необходимостью реализации гарантированного права каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью на получение комплекса реабилитационно- абилитационных услуг. Важными факторами, определяющими успешность социализации детей с ОВЗ и инвалидов, является комплексность, цикличность и непрерывность абилитационных мероприятий.
Цель и задачи Программы
Цель программы: способствовать развитию двигательных и коммуникативных способностей, моторной координации и социальной адаптации.
Задачи:
- укреплять здоровье, развивать двигательную активность;
- формировать культурно-гигиенические навыки самообслуживания воспитывать трудолюбие,
- способствовать преодоление поведенческих и эмоциональных нарушений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание программы ориентированно будет способствовать коррекции недостатков физического развития, двигательной подготовленности, мобильность, формированию личностных качеств, навыков социального общения.
Реализация программы позволит:
создать условия для развития у учащихся понимания собственной идентичности, способствовать развитию когнитивных, коммуникативных и двигательных способностей, моторной координации, преодолению поведенческих и эмоциональных нарушений, переживаний собственного дефекта. Занятия будут способствовать формированию чувства взаимопомощи, милосердия, ответственности, способности к социальному взаимодействию.
Длительность реализации программы зависит от индивидуальных особенностей личности инвалида. Комплекс методических приемов по реализации программы включает показ, разъяснение, беседу, сюжетно-ролевые и динамичные игры, экскурсии, При необходимости можно использовать другие приемы.
Место курса внеурочной деятельности « Реабилитации и абилитации»
Программа рассчитана – на 34 часа в 3 классе ( 1 час в неделю)
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
Прививать интерес к обучению.
Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.
Формировать у детей общеречевые навыки развивать слуховое и зрительное восприятие,
совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.
Развивать зрительное восприятие.
Коммуникативные результаты:
Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
Предметные результаты:
Улучшить физическое и психическое здоровье учащегося.
Развивать его познавательную сферу, положительную динамику в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося.
Развивать положительные качества личности - самоконтроль и саморегуляцию.
Повысить уровень теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой.
Содержание программы, а также используемые форм и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.
Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии и организационные формы интегрированных уроков различны: это урок-встреча, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-практикум.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности:
« По дорожкам здоровья»
№ | Содержание | Кол- во часов | Дата |
1. | Режим дня школьника. | 1 | 05.09 |
2. | Комплекс утренней гимнастики. | 1 | 12.09 |
3. | Рост и вес – главные показатели физического развития. | 1 | 19.09 |
4. | Игры на свежем воздухе. | 1 | 26.09 |
5. | Осанка – стройная спина! | 1 | 03.10 |
6. | Игры «Лягушки на болоте», «Непослушные гусята». | 1 | 10.10 |
7. | Глаза – главные помощники человека. | 1 | 17.10 |
8 | Лазанье по лестнице и гимнастической стенке. | 1 | 24.10 |
9. | Правила предупреждения простудных заболеваний. | 1 | 07.11 |
10. | Игры – эстафеты. | 1 | 14.11 |
11. | Комплексы физкультурных минуток, сидя за партой. | 1 | 21.11 |
12. | Игры- эстафеты. | 1 | 28.11 |
13. | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | 05.12 |
14. | Зимние забавы. | 1 | 12.12 |
15. | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | 1 | 19.12 |
16. | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. | 1 | 26.12 |
17. | Здоровье в порядке, спасибо зарядке. | 1 | 09.01 |
18. | Правильное питание - залог здоровья. | 1 | 16.01 |
19. | Зимние игры на снеговой площадке. | 1 | 23.01 |
20. | Правильное питание - залог здоровья. | 1 | 30.01 |
21. | Зимние игры на снеговой площадке. | 1 | 06.02 |
22. | Сон – лучшее лекарство. | 1 | 13.02 |
23. | Основные правила закаливания (закаливание воздухом, солнцем и водой). | 1 | 20.02 |
24. | Подвижные игры. | 1 | 27.02 |
25. | Основные правила закаливания (закаливание воздухом, солнцем и водой). | 1 | 06.03 |
26. | Игры с метанием и ловлей. | 1 | 13.03 |
27. | Ослепительная улыбка. | 1 | 20.03 |
28. | Игры эстафеты. | 1 | 03.04 |
29. | Моё здоровье – в моих руках. | 1 | 10.04 |
30. | Известные олимпийские чемпионы. | 1 | 17.04 |
31-32 | Спортивные игры. | 1 | 24.04, 08.05 |
33. | Промежуточная аттестация. Собеседование. | 1 | 15.05 |
34. | Спортивная эстафета. | 1 | 22.05 |
35. | Инструктаж по технике безопасности в период летних каникул. | 1 | 29.05 |
Приложение № 1 Промежуточная аттестация. Собеседование.
№ | Диагностическая карта | Ф.И. | |
| | | | | | | | | | | | |
1. | Знание правил режима дня школьника | | | | | | | | | | |
2. | Знание комплекса утренней гимнастики. | | | | | | | | | | |
3. | Знание правил ухода за предметами личной гигиены | | | | | | | | | | |
4. | Знание правил ухода за кожей лица и волосами | | | | | | | | | | |
5. | Знание правил ухода за кожей рук, ног и ногтей | | | | | | | | | | |
6. | Знание требований к осанке при ходьбе, и сидя. | | | | | | | | | | |
7. | Знание санитарно-гигиенических требований | | | | | | | | | | |
8. | Знания, из каких продуктов в организм человека поступает больше всего витаминов? | | | | | | | | | | |
9. | Знания правил предупреждения простудных заболеваний. | | | | | | | | | | |
10. | Знания правил здорового питания. | | | | | | | | | | |
11. | Знания о вредных привычках и их влиянии на здоровье человека | | | | | | | | | | |
12. | Знания правил ухода за зубами. | | | | | | | | | | |
13 | Правила ухода за предметами личной гигиены. | | | | | | | | | | |
14. | Знания правил поведения за столом. | | | | | | | | | | |
15. | Знания об основных правилах закаливания (закаливание воздухом, солнцем и водой). | | | | | | | | | | |
Условные обозначения:
(3 балла – за каждый правильный ответ)
10-15 баллов – низкий уровень (уровень знаний не сформирован. Необходима максимальная помощь педагога. Действия выполняются сопряженно с педагогом. Самостоятельные действия хаотичны.)
16-39 баллов – средний уровень (уровень знаний сформированы частично. Самостоятельно, с незначительной помощью взрослых, выполняет элементарные трудовые операции.)
40-45 балов – высокий уровень (уровень знаний сформирован. Самостоятельно владеет трудовыми навыками по самообслуживанию. Оказывает помощь окружающим)
Список литературы:
1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43
2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.
3.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.
4.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.
5.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.
6.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.
7.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.