муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 175»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
секции спортивных игр: «Волейбол»
для учащихся 7-11 класса
Автор – составитель:
Шелгунова Е.А.
учитель физической культуры
Новосибирск
2018
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Задачи кружка заключаютсяв содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых активных членов общества, стойких защитников Родины.
Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьного коллектива физической культуры, по месту жительства и активных помощников в летних лагерях отдыха.
Программа позволяет решать задачи физического воспитания. Технические приемы, действия и игра волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. На занятиях у детей развивается ловкость и сила рук, быстрота реакции, костно-мышечная система. Во время соревновательного процесса воспитывается физкультурно-спортивная этика.
Актуальность проблемы
Актуальность программы волейбола начальной подготовки обусловлена проблемой развития функциональных и физических качеств школьников, а проблема обусловлена тем , что при существующих нагрузках в режиме дня двигательная активность неуклонно снижается, отсюда чревато многими последствиями для здоровья растущего поколения.
Цель программы
-формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической
культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы,пропаганда ЗОЖ.
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
-обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на районных соревнованиях.
Задачи программы
-выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;
-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость, целеустремлённость и волю,дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент своифизические и духовные силы;
-воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;
- учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе, а иногда и боязнь.
Особенности программы
Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников к игре в волейбол.
Сама игра в волейбол, предоставляет уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма. Мои внеурочные секционные занятия являются основной и ведущей формой физического воспитания. Главными требованиями к их проведениям являются: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, формирование необходимых навыков в волейболе, достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе), воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся. Предусматривается проведение систематической контрольной проверки уровня физической, специальной и общей подготовленности школьников, с применением методики тестирования. Тестирование осуществляется в начале учебного года в форме и в конце года для прослеживания мониторинга физического развития.
Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы
Количество обучаемых в кружке — 10-20 человек.
- группы начальной подготовки (13-14 лет)
- учебно-тренировочные группы (15-16 лет)
- учебно-тренировочные группы (17-18 лет)
В состав кружка включать учащихся основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в секции спортивных игр «волейбол».
Занятия в кружке проводятся по 4 часа в неделю по 3- х годичной программе.Занятия проводятся в спортивном зале «МБОУ СОШ №175»
Формы и режим занятий
Форма организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая
Форма проведения занятий: практическое, комбинированное, соревновательное.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов
-Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста занимающихся (13,14,15,16,17,18 лет);
-Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке. По данным контрольным испытаниям дается оценка обучающихся волейболом.
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам волейбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игры.
Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке в конце учебного года.
Ожидаемые результаты работы
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,
3.Участие в спартакиаде школы по волейболу, формирование сборной команды школы для участия в Спартакиаде школьников по волейболу,
4.Выполнение начальных спортивных разрядов,
5.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях,
6.решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт молодёжь от правонарушений и положительно повлияет на обстановку в городе,
7.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программы. | Количество часов на прохождение. | Фактически проведенных часов | Примечание |
| |
1. | Разъяснение правил игры в волейбол на примере пионербола. расстановка игроков на площадке по зонам, правила перехода игроков, введение мяча в игру вбрасыванием одной рукой. выполнить три касания мяча с броском на сторону противника в прыжке с трех шагов разбега двумя руками | 6 | | |
2. | Стойка игрока. | 2 | | |
3. | Перемещения шагом, бегом, приставным шагом, бегом влево, вправо, бег с изменением направления и резкая остановка по сигналу. | 8 | | |
4. | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад. | 8 | | |
5. | Индивидуальное жонглирование сверху и снизу над собой.
| 8 | | |
6. | Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. | 8 | | |
7. | Верхняя прямая подача в облегченных условиях (расстояние – 3–6 м от сетки). | 6 | | |
8. | Введение мяча для девочек разрешается с расстояния 6–7 м от сетки, для мальчиков – в обязательном порядке из-за лицевой линии | 6 | | |
|
9. | Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола «Кто точнее?» «Кто лучший?» «Сумей передать и подать» | 4 | | |
10. | Чередование способов перемещения игроков. | 2 | | |
11. | Передача мяча сверху и снизу двумя руками после перемещения вперед, назад, влево, вправо. | 6 | | |
12. | Верхняя прямая подача. | 14 | | |
13. | Учебная игра в пионербол, введение мяча в игру нижней или верхней подачей с расстояния 6–7 м от сетки. | 12 | | |
|
1. | Чередование способов перемещения; остановка шагом и скачком. | 8 | | |
2. | Передачи сверху и снизу над собой, в колоннах через сетку со сменой за мячом. | 8 | | |
3. | Прием мяча с подачи. | 6 | | |
4. | Нападающий удар в облегченных условиях. | 8 | | |
5. | Верхняя подача. | 8 | | |
6. | Индивидуальные тактические действия. | 8 | | |
7. | Групповые тактические действия (взаимодействие игроков передней линии со второй передачи в зоне 3). | 6 | | |
8. | Учебная игра, эстафеты и подвижные игры. | 6 | | |
|
1. | Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, вперед, после перемещения, сверху двумя руками за голову. | 8 | | |
2. | Прием мяча с подачи в зонах 1, 6, 5 с доигрыванием в зону 3. | 8 | | |
3. | Нападающий удар со второй передачи в зонах 2, 4, 3. | 8 | | |
4. | Доигрывание мяча над сеткой. | 8 | | |
5. | Одиночное и двойное блокирование. | 6 | | |
6. | Индивидуальные, групповые и командные действия. | 6 | | |
7. | Взаимодействие игроков линии защиты и нападения. | 8 | | |
8. | Учебная игра, эстафеты и подвижные игры. | 4 | | |
|
1. | Передача мяча вдоль сетки после перемещения, передача мяча в прыжке, нападающий удар «по ходу» в зонах 2 и 4, нападающий удар по линии. | 8 | | |
2. | Одиночный и двойной блоки. | 4 | | |
3. | Подстраховка нападающего и блокирующего. | 6 | | |
4. | Подачи нацеленные с вращением и без вращения мяча. | 10 | | |
5. | Прием мяча с подачи и нападающего удара. | 10 | | |
6. | Взаимодействие линий нападения и защиты. | 8 | | |
7. | Учебная игра в усложненных условиях (уменьшенным составом, сетка закрыта тканью). | 6 | | |
8. | Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола. | 4 | | |
|
1. | Совершенствование разученных технико-тактических приемов в упражнениях игрового характера. | 10 | | |
2. | Групповые и командные тактические действия, взаимодействие игроков на площадке. | 10 | | |
3. | Индивидуальные тактические действия: при подачах, передачах, нападающих ударах и приеме мяча с подачи. | 10 | | |
4. | Функции игроков на площадке. | 6 | | |
5. | Групповые и командные действия в нападении и защите. | 10 | | |
6. | Системы игры «углом вперед», «углом назад», с выходом разводящего игрока из зоны 1. | 10 | | |
7. | Учебные и контрольные игры, участие в соревнованиях различного ранга. | По плану. | | |
Теоретические занятия – 10 (часов)
Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.
Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Практические занятия – 144 (часов)
Общая физическая подготовка.
-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
-совершенствование навыков естественных видов движений;
-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения.
-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
-Упражнения для туловища и шеи.
-Упражнения для мышц ног и таза.
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;
- ходьба крестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; -перемещения приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары: -
Практические занятия по тактике защиты
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Методическое обеспечение реализации программы
секции спортивных игр: «Волейбол»
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
Раздел 3. Х-Х1 классы.
Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры.
Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы)
Волейбол (юноши и девушки)
Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2004г).
Условия реализации программы секции спортивных игр «Волейбол»
Материально-технические условия:
- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы.
Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24*12м.
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
сетка волейбольная
стойки волейбольные
гимнастическая стенка
гимнастические скамейки
гимнастические маты
скакалки
мячи набивные (масса 1кг)
мячи волейбольные
рулетка
Педагогические условия
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия
- наличие необходимой документации:
- программы деятельности спортивной секции;
- тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».
Список литературы
1. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемияПресс, 2005.
2. Беляев А.В.Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. Изд. Человек. М.: 2009.
3. Виленский М.Я. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов на одном из видов спорта (волейбол). М.: 2004.
4. Ежемесячная газета «Спорт в школе»
5. Колидзей Э.А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка: учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
6. Официальные правила игры в волейбол, М.: Профиздат, 2000.
Энциклопедия «Аванта +», 2006 г.
Список литературы для детей
1. Козырева Л.В. Азбука спорта. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт, 2003