МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЙДАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена на заседании методического совета протокол № 1 от «29» августа 2020 г. | Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 200 г. | Утверждена приказом директора школы №182/01-14 от 31.08.200 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
по коррекции поведения учащихся с ОВЗ
Направление: социальное
Возраст учащихся:2 класс
Срок реализации:1 год
Автор//составитель:
Михайлова Т.П., учитель начальных классов
д. Кайдаково
2020 год
Пояснительная записка
Программа "Познай себя" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников, направленная на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям, а также для коррекции развития познавательных сфер деятельности младших школьников.
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
Программа обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.
Программа коррекционной работы направлена на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании младших школьников в условиях четырехлетнего начального обучения.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением;
развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»);
введение в образовательный процесс программы «Психологический тренинг с элементами развивающего обучения» повышает эффективность обучения на начальной ступени образования.
Такой курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
извлекать необходимую информацию из текста;
определять и формулировать цель в совместной работе;
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учиться контролировать свою речь и поступки;
учиться толерантному отношению к другому мнению;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
формулировать своё собственное мнение и позицию;
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества),методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы).
Для реализации программы по коррекции поведения учащихся с ОВЗ используются следующие методы обучения:
Рассказ учителя и рассказы детей.
Диалог.
Наблюдение.
Свободное и тематическое рисование.
Рассматривание рисунков и картин.
Беседы.
Ролевые и подвижные игры.
Групповые дискуссии.
Мини-конкурсы.
Импровизация.
Рассказ учителя и рассказы детей.
Моделирование и анализ ситуаций.
Упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия и других познавательных процессов.
Релаксационные игры.
Кроме этого, активно используются методы психодиагностики индивидуальное консультирование. Основные методы, используемые на уроках курса можно классифицировать по следующим основаниям:
• методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, диспут и т.д.)
Наглядный (показ видео и мультимедииных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и т.д.)
Практичный (выполнение конкретных методик по заданным инструкциям, схемам и образцам и т.д.)
• методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске решения поставленной педагогом задачи;
Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
• методы, в основе которых лежит форма организации деятельностиобучающихся на занятиях:
Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Групповой – организация работы в группах;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты:
Ученик научится:
Ориентироваться в пространстве листа, правильно называть направления вправо, влево, вверх, вниз и т. п.;
Правильно анализировать и копировать образец без ошибок;
Верно выполнять словесные указания взрослого;
Правильно воспринимать, называть фигуры, эмоции, цвета.
Правильно понимать и использовать мимику и жесты.
Ученик получит возможность научиться:
Работать в команде;
Проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий, концентрировать, переключать, распределять, зрительно анализировать;
Запоминать на достаточном уровне слуховой, зрительный материал;
Успешно выполнять самостоятельно задания, ранее выполнявшиеся, но другие по оформлению.
Содержание курса внеурочной деятельности
Основное содержание (потемам или разделам) | Характеристика основных видов учебной |
Диагностический. Адаптация учащихся | В диагностический этап входят диагностика психо- эмоционального, интеллектуального развития ребенка, уровень включенности в общегрупповую деятельность, диагностика ДРО. |
Коррекционный. Коррекция когнитивных процессов | Данный этап включает в себя следующие задачи: помощь ребёнку в разрешении психотравмирующих ситуаций; формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе); повышение социального статуса ребенка в коллективе; развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения; формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; развитие и совершенствование коммуникативныхфункций, эмоционально-волевой регуляции поведения; создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих: • Когнитивный блок: задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов. • Эмоциональный блок: эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний. • Поведенческий блок: поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения. |
Диагностика оценки. Коррекция социальных и коммуникативных умений | Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий. |
Прогностический. Коррекция поведения "Познавая себя и других" | Прогностический. Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофо-зиологических, психических и социально-психологических функций. |
Итоговое. "Коррекция эмоционально-личностной сферы" | На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации егопсихического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе. |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов (или тем) | Общее количество часов на изучение тем | Из них (перечислить виды практической части программы) |
Теоретические | Диагностика |
1. | Диагностический. Адаптация учащихся | 10 | 6 | 4 |
2. | Коррекционный. Коррекция когнитивных процессов | 9 | 4 | 5 |
3. | Диагностика оценки. Коррекция социальных икоммуникативных умений | 6 | 2 | 4 |
4. | Прогностический. Коррекция поведения "Познавая себя и других" | 6 | 3 | 2 |
5. | Итоговое. "Коррекция эмоционально- личностной сферы" | 3 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 34 | 16 | 16 |
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Познай себя»
по коррекции поведения учащихся с ОВЗ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
| Режим дня. Зачем нужен режим дня? | | |
| Как я выгляжу? Как выражаю свои чувства? | | |
| Какой я? Я и мои роли. | | |
| Познаем себя – познаем других | | |
| "Коррекция внимания и его свойства. Упражнение «Чего не хватает на картинке» | | |
| "Коррекция мышления и мыслительных операций. Упражнение «Дорисуй вторую половинку» | | |
| "Коррекция памяти. Упражнение «Нарисуй такую же картинку» | | |
| "Коррекция восприятия" Упражнение «Нарисуй одной рукой» | | |
| "Развитие произвольной сферы» Упражнение «Найди узор» | | |
| "Развитие рефлексивных навыков" Упражнение «Развиваем пальчики рук» | | |
| Освоение приёмов активного общения "Я и другие" | | |
| Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие" | | |
| Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю" | | |
| Игра – практикум «Как подружиться с полицией» | | |
| Развитие коммуникативных способностей у обучающихся. Упражнение «Улыбка» | | |
| Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | | |
| Устранение барьеров общения "Я + Ты" | | |
| Тренинг «Колокольчики добра» | | |
| Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Путешествие на воздушном шаре" | | |
| Навыки совместной работы. Коммуникативная игра "Необитаемый остров" | | |
| "Я - это я! Знаю ли я себя" | | |
| "Я и мои чувства" | | |
| "Что такое доброта?" | | |
| "Добрым быть на свете веселей" | | |
| "Учимся управлять своими эмоциями" | | |
| "Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? | | |
| "Спокойствие. Учимся правильно дышать" | | |
| Упражнение для коррекции поведения. «Ящик с обидками» | | |
| Игра «Давай поругаемся» | | |
| Упражнение «Покажи без слов» | | |
| Упражнение «Солнышко» | | |
| Упражнение «Тучка» | | |
| Игра «Солнечные зайчики» | | |
| Упражнение «Перевоплощение» | | |