ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь - это канал развития интеллекта...
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н.И. Жинкин
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Развитие речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Развитие речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 1 год - на 34 учебных недели – 1 час в неделю.
Уровень образования школьников: 2 класс
Форма учебной работы: факультативная.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Развитие речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:
говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно,
содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе
создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих
способностей.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно - ориентированныйподход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
- мотив;
- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить
и т.д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
- реализация (что и зачем услышу);
- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Методы и приемы
словесные (устное или печатное слово)
наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков)
проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность).
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности ;
создание ситуации успеха в обучении;
использование игр и игровых форм организации деятельности;
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся:
Методы контроля и диагностики:
устный контроль ;
письменный контроль;
Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
· развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
· своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
· воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;
· вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.
Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
№ п/п | Тема занятий | Задачи | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. | Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками. | 1 | |
2. | Играем в загадки. Сочинение загадок. | Познакомить с приемами конструирования загадки. | 1 | |
3. | Сочинение скороговорки. | Учить сочинять скороговорку. | 1 | |
4. | Сочиняем считалку. Два секрета считалки. | Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи. | 1 | |
5. | Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка. | Обогатить словарный запас учащихся. | 1 | |
6. | Происхождение слов. Как нужно говорить. | Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить. | 1 | |
7. | Крылатые слова и выражения. | Познакомить с крылатыми словами и выражениями. | 1 | |
8. | Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок. | Познакомить с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их. | 1 | |
9. | Сочинение стихов по заданной рифме. | Сочинить стихи по заданной рифме. | 1 | |
10. | Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок. | Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок. | 1 | |
11. | Сочинение сказки по серии картинок. | Сочинить сказку по серии картинок. | 1 | |
12. | Что такое речь? Речь устная и письменная. | Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной. | 1 | |
13. | Составление предложений из отдельных слов. | Научить составлять предложения из отдельных слов. | 1 | |
14. | Выделение признаков предложения в устной речи и на письме. | Выделить признаки предложения. | 1 | |
15. | Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова. | Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте. | 1 | |
16. | Текст. Тема текста. | Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом. | 1 | |
17. | Сочинение по плану «Моя бабушка». | Написать сочинение на заданную тему. | 1 | |
18. | Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам. | Написать рассказ по заданной теме. | 1 | |
19. | Сочинение «Мой друг. Моя подруга». | Написать сочинение на заданную тему. | 1 | |
20. | Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам. | Написать рассказ по заданной теме. | 1 | |
21. | Деление сплошного текста на предложения. | Учить делить сплошной текст на предложения. | 1 | |
22. | Восстановление деформированного текста. | Учить восстанавливать деформированный текст. | 1 | |
23. | Редактирование текста. | Учить редактировать текст. | 1 | |
24. | Сочинение «Мое любимое домашнее животное». | Написать сочинение на заданную тему. | 1 | |
25. | Слова – близнецы (омонимы). | Познакомить учащихся с группой таких слов. | 1 | |
26. | Слова – друзья – (синонимы). | Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды. Но и расширить их перечень за счет новых. | 1 | |
27. | Антонимы. | Расширить представление учеников об антонимах. | 1 | |
28. | Работа со словом и словарями. | Учить работать со словарями. | 1 | |
29. | Ознакомление с понятием «изложение». | Познакомить с понятием «изложение». Учить писать изложения. | 1 | |
30. | Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам. | Научить написанию изложения по вопросам и опорным словам. | 1 | |
31. | Обучающее изложение. | Учить писать изложения. | 1 | |
32. | Творческое изложение. | Учить писать творческое изложение. | 1 | |
33. | Олимпиада. | Оценить эффективность обучения. | 1 | |
34. | Подведение итогов. Выставка лучших работ. | Подвести итоги работы за год. | 1 | |
| Всего: 34 часа . | | 34 | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
Зачем нужны звуки языка.
Происхождение слов.
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Методы при работе над сочинением сказок.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Признаки текста.
Что такое план.
Что такое изложение, сочинение.
Как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся должны уметь:
Строить собственные устные высказывания.
Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем.
Отличать текст от группы предложений, объяснять различие.
Формулировать тему небольшого текста.
Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.
Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку.
Находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску).
Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др.
Составлять пробный и творческий пересказ по плану.
Составлять текст по вопросам учителя.
Редактировать текст.
Отгадывать загадки.
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать.
Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.
Составлять рассказы по серии картинок.
Уметь писать изложения, сочинения.
Сочинять загадки, стихи, сказки.
Контрольная часть
Контроль и учет речевых компетентностей учащихся будет осуществляться в форме смотра творческих работ, олимпиадных заданий, конкурсов.
Целей этих работ несколько:
· стимулировать личностное развитие каждого ребенка;
· создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников;
· формировать ключевые компетентности младших школьников.
Литература
Учебник для ученика:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд.
3 – е, стереотип. М: Сов. Энциклопедия, 1971.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – 3 – е изд., стереотип. М: Рус.
яз., 1986.
Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 1984.
Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1981.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ред. Л.Ф. Беловинского – М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 .
Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО «Столетие», 1994.
Ладыженская Т.А. , Ладыженская Н.В. , Ладыженская Т.М. . Марысева О.В. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник-тетрадь для 4-го класса. – М.: Издательский дом «С-инфо», Издательство «Баласс», 1997.
Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Книга для учащихся. Изд. 2 – е дополненное. Ленинград: Просвещение, 1969.
«Методичка» для учителя:
Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. Ч. 1, Ч. 2. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.
Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.
Введенская Л.А. и Саакьян Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1971.
Введенская Л.А. пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.:, 1963.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. – М.: Дрофа, 1995.
Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. – М.: «Просвещение», 1978.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО Столетие, 1994.
Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. (Пособие для начальных классов). – М.: Грамотей, 2004 .
Журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Начальная школа».
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1990.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
Русский язык в 4 классе. ( Метод. указания к учебнику.) М.: Просвещение, 1970.
Сахарова С.Р. О культуре речи и общения. Методические рекомендации к урокам культуры речи и общения в начальных классах. Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара. – Арзамас, 1995.
Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971.
Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: рус. яз., 1979.
Фольклор и родное слово: Учебное пособие. / Авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. – 2-е изд., с измен. и допол. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2 – е, испр. и доп. Под. ред. чл. – кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971.
Использованная при составлении данной программы:
Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О.В. Кубасова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982.
Соловейчик М.С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – 2-е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.