СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Работаем с текстом: думаем, рассуждаем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность  программы заключается в том, что наблюдается снижение уровня читательской компитенции и интереса к чтению, работа с текстом вызывает затруднение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Работаем с текстом: думаем, рассуждаем»»


Рабочая программа внеурочной деятельности «Работаем с текстом: думаем, рассуждаем» составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы НОО.

Актуальность программы заключается в том, что в последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции и интереса к чтению у младших школьников, работа с текстом вызывает у них затруднения.

Результаты Всероссийской проверочной работы (2016-2017г. г.) также показали слабые умения учащихся работы с текстом: умение определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста, задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста и т. п.

Цель программы:

  • формирование устойчивого интереса и навыка грамотного чтения: понимания прочитанного, умения работать с текстом, анализировать его структуру и содержание.

  • совершенствование навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового в системе образования младших школьников;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

Задачи :

  • создать условия для овладения учащимися различными способами чтения и умения работать с текстом;

  • научить осуществлять поиск информации, понимать прочитанное и передавать свою информация в виде текста, схемы, таблицы, рисунка;

  • формировать навык работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации.

  • способствовать успешному выполнению контрольных итоговых комплексных работ, Всероссийской проверочной работы.


Срок реализации программы: 4 года.

Распределение часов: 1 класс – 33 ч; 2 – 4 классы – по 34 ч.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «Работаем с текстом: думаем, рассуждаем»


Личностные и метапредметные результаты освоения программы


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У учащихся будут сформированы:

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;

  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

У учащихся могут быть сформированы:

  • познавательная мотивация учения;

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, (толковый, синонимический, фразеологический);

  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно - следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно - следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.




2. Содержание курса внеурочной деятельности «Работаем с текстом: думаем, рассуждаем»

Для реализации программы используются рабочие тетради:

  • О.Б. Калинина «Обучающие комплексные работы» (1 – 4 классы). М, Дрофа, Астрель. 2016 г

  • Т. Л. Мишакина, С.А. Гладкова «Тренажёр по чтению» (1-4 классы) М. «Ювента». 2014г;

  • Т. Л. Мишакина, С.Н. Новикова «Тренажёр формирования УУД» (1-4 классы) М. «Ювента» 2014г.

1. Работа с текстом. Получение, поиск и фиксация информации

Восприятие на слух различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты).

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

Ознакомительное, изучающее, поисковое чтение. Работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).

Ориентирование в соответствующих возрасту словарях и справочниках.


2. Работа с текстом. Понимание и преобразование информации

Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на смысловые части. Составление простого плана текста. Подробный и сжатый устный пересказ прочитанного или прослушанного текста.

Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости. Вычленение содержащихся в тексте основных событий и устанавливание их последовательности. Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Понимание информации, представленной в неявном виде: например, выделение общего признака группы элементов, характеристика явления по его описанию. Нахождение в тексте нескольких примеров, доказывающих приведенное утверждение.

Интерпретация и обобщение информации. Интеграция содержащихся в разных частях текста деталей, сообщений. Установление связей, не высказанных в тексте напрямую.

Формулировка простых выводов. Понимание текстов разных жанров, структур.

Преобразование информации из сплошного текста в таблицу (дополнение таблицы информацией из текста). Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте.

Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.


3. Работа с текстом. Применение и представление информации.

Передача собеседнику важной для решаемой учебной задачи информации.  Участие в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.

Использование полученного  читательского   опыта для   обогащения  чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте.

Составление небольшого монологического высказывания по предложенной теме, заданному вопросу.

Описание по определенному алгоритму объекта наблюдения. Сравнение между собой двух объектов, выделяя два-три существенных признака.

Нахождение и формулировка правил, закономерностей. Группировка, систематизация объектов.

Определение последовательности выполнения действий. Составление простейшей инструкции  из  двух-трех  шагов   (на основе   предложенного   набора  действий, включающего избыточные шаги).

Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме.

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)


3. Тематическое планирование

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Работа с текстом. Получение, поиск и фиксация информации

10

2

Работа с текстом. Понимание и преобразование информации

15

3

Работа с текстом. Применение и представление информации.

9




Календарно-тематическое планирование

1 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт.

1

Вводное занятие. Цели, задачи занятий.

1



2

Страница сказочная и загадочная. «Кто это?»

1



3

Угадай.

1



4

Как пчёлы зимуют.

1



5

Дятел

1



6

Весна

1



7

Орёл и обезьяна.

1



8

ОКР № 1 работа с текстом «Точка»





9

ОКР № 1 работа с текстом «Точка»

1



10

ОКР № 2 работа с текстоД. Родари «Лежебока»

1



11

ОКР № 2 работа с текстоД. Родари «Лежебока»

1



12

ОКР № 3 работа с текстом «Животные»

1



13

ОКР № 3 работа с текстом «Животные»

1



14

ОКР № 4 работа с текстом «Ручеёк»

1



15

ОКР № 4 работа с текстом «Ручеёк»

1



16

ОКР № 5 работа с текстом «Саженцы»

1



17

ОКР № 5 работа с текстом «Саженцы»

1



18

ОКР №6 работа с текстом «Лиса и рак»

1



19

ОКР № 6 работа с текстом «Лиса и рак»

1



20

ОКР №7 работа с текстом «Зайчата»

1



21

ОКР № 7 работа с текстом «Зайчата»

1



22

ОКР №8Работа с текстом «Растения»

1



23

ОКР №8 Работа с текстом «Растения»

1



24

ОКР №9 Работа с текстом «Винни - Пух»

1



25

ОКР№ 9 Работа с текстом «Винни - Пух»

1



26

ОКР № 10 Работа с текстом «Ежели вы вежливы»

1



27

ОКР №10 Работа с текстом «Ежели вы вежливы»

1



28

ОКР Работа с текстом «Новая игрушки»

1



29

ОКР Работа с текстом «Новая игрушки»

1



30

ОКР Работа с текстом «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»   

1



31

ОКР Работа с текстом «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»   

1



32

Итоговая комплексная работа

1



33

Итоговая комплексная работа

1
































Календарно-тематическое планирование

4 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт.

1

Вводное занятие. Цели, задачи занятий.

1



2

ОКР №1. Работа с текстом «Стадион»

1



3

ОКР № 1 Работа с текстом «Стадион»

1



4

ОКР № 2 Работа с текстом «Арифметика»

1



5

ОКР № 2 Работа с текстом «Арифметика»

1



6

ОКР № 3 Работа с текстом «Организмы»

1



7

ОКР № 3 Работа с текстом «Организмы

1



8

ОКР № 4 работа с текстом Р. Киплинг «Рикки – Тикки - Тави»

1



9

ОКР № 4 работа с текстом Р. Киплинг «Рикки – Тикки - Тави»

1



10

ОКР № 5 работа с текстом «Хрусталь»

1



11

ОКР № 5 работа с текстом «Хрусталь»

1



12

ОКР № 6 работа с текстом «Умножение»

1



13

ОКР № 6 работа с текстом «Умножение»

1



14

ОКР № 7 работа с текстом «Пётр I »

1



15

ОКР № 7 работа с текстом «Пётр I »

1



16

ОКР № 8 работа с текстом «Резьба по кости»

1



17

ОКР № 8 работа с текстом «Резьба по кости»

1



18

ОКР №9 работа с текстом М. Твен «Приключение Тома Сойера»

1



19

ОКР №9 работа с текстом М. Твен «Приключение Тома Сойера»

1



20

ОКР №10 работа с текстом «Коргопольская игрушка»


1




21

ОКР №10 работа с текстом «Коргопольская игрушка»

1



22

Подготовка к ВПР. Работа №1




23

Подготовка к ВПР. Работа №2




24

Подготовка к ВПР. Работа №3




25

Подготовка к ВПР. Работа №4




26

Подготовка к ВПР. Работа №5




27

Подготовка к ВПР. Работа №6




28

ОКР (Т.№1) Работа с текстом «Белоствольная красавица»

1



29

ОКР (Т.№2) Работа с текстом «Кошки»

1



30

ОКР (Т.№3) Работа с текстом «Балтийское золото»

1



31

ОКР (Т.№4 ) Работа с текстом «Черёмуха»

1



32

ОКР (Т. № 5) Работа с текстом «Горящая связь»

1



33

Итоговая комплексная работа.

1



34

Итоговое занятие

1