Рабочая программа внеурочной деятельности «Работаем с текстом: думаем, рассуждаем» составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы НОО.
Актуальность программы заключается в том, что в последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции и интереса к чтению у младших школьников, работа с текстом вызывает у них затруднения.
Результаты Всероссийской проверочной работы (2016-2017г. г.) также показали слабые умения учащихся работы с текстом: умение определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста, задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста и т. п.
Цель программы:
формирование устойчивого интереса и навыка грамотного чтения: понимания прочитанного, умения работать с текстом, анализировать его структуру и содержание.
совершенствование навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Задачи :
создать условия для овладения учащимися различными способами чтения и умения работать с текстом;
научить осуществлять поиск информации, понимать прочитанное и передавать свою информация в виде текста, схемы, таблицы, рисунка;
формировать навык работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации.
способствовать успешному выполнению контрольных итоговых комплексных работ, Всероссийской проверочной работы.
Срок реализации программы: 4 года.
Распределение часов: 1 класс – 33 ч; 2 – 4 классы – по 34 ч.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «Работаем с текстом: думаем, рассуждаем»
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащихся будут сформированы:
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле), моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
У учащихся могут быть сформированы:
познавательная мотивация учения;
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, (толковый, синонимический, фразеологический);
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно - следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно - следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.
Учащиеся получат возможность научиться:
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Работаем с текстом: думаем, рассуждаем»
Для реализации программы используются рабочие тетради:
О.Б. Калинина «Обучающие комплексные работы» (1 – 4 классы). М, Дрофа, Астрель. 2016 г
Т. Л. Мишакина, С.А. Гладкова «Тренажёр по чтению» (1-4 классы) М. «Ювента». 2014г;
Т. Л. Мишакина, С.Н. Новикова «Тренажёр формирования УУД» (1-4 классы) М. «Ювента» 2014г.
1. Работа с текстом. Получение, поиск и фиксация информации
Восприятие на слух различных видов сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты).
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Ознакомительное, изучающее, поисковое чтение. Работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).
Ориентирование в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
2. Работа с текстом. Понимание и преобразование информации
Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на смысловые части. Составление простого плана текста. Подробный и сжатый устный пересказ прочитанного или прослушанного текста.
Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости. Вычленение содержащихся в тексте основных событий и устанавливание их последовательности. Упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Понимание информации, представленной в неявном виде: например, выделение общего признака группы элементов, характеристика явления по его описанию. Нахождение в тексте нескольких примеров, доказывающих приведенное утверждение.
Интерпретация и обобщение информации. Интеграция содержащихся в разных частях текста деталей, сообщений. Установление связей, не высказанных в тексте напрямую.
Формулировка простых выводов. Понимание текстов разных жанров, структур.
Преобразование информации из сплошного текста в таблицу (дополнение таблицы информацией из текста). Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте.
Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.
3. Работа с текстом. Применение и представление информации.
Передача собеседнику важной для решаемой учебной задачи информации. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.
Использование полученного читательского опыта для обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте.
Составление небольшого монологического высказывания по предложенной теме, заданному вопросу.
Описание по определенному алгоритму объекта наблюдения. Сравнение между собой двух объектов, выделяя два-три существенных признака.
Нахождение и формулировка правил, закономерностей. Группировка, систематизация объектов.
Определение последовательности выполнения действий. Составление простейшей инструкции из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)
3. Тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Работа с текстом. Получение, поиск и фиксация информации | 10 |
2 | Работа с текстом. Понимание и преобразование информации | 15 |
3 | Работа с текстом. Применение и представление информации. | 9 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт. |
1 | Вводное занятие. Цели, задачи занятий. | 1 | | |
2 | Страница сказочная и загадочная. «Кто это?» | 1 | | |
3 | Угадай. | 1 | | |
4 | Как пчёлы зимуют. | 1 | | |
5 | Дятел | 1 | | |
6 | Весна | 1 | | |
7 | Орёл и обезьяна. | 1 | | |
8 | ОКР № 1 работа с текстом «Точка» | | | |
9 | ОКР № 1 работа с текстом «Точка» | 1 | | |
10 | ОКР № 2 работа с текстоД. Родари «Лежебока» | 1 | | |
11 | ОКР № 2 работа с текстоД. Родари «Лежебока» | 1 | | |
12 | ОКР № 3 работа с текстом «Животные» | 1 | | |
13 | ОКР № 3 работа с текстом «Животные» | 1 | | |
14 | ОКР № 4 работа с текстом «Ручеёк» | 1 | | |
15 | ОКР № 4 работа с текстом «Ручеёк» | 1 | | |
16 | ОКР № 5 работа с текстом «Саженцы» | 1 | | |
17 | ОКР № 5 работа с текстом «Саженцы» | 1 | | |
18 | ОКР №6 работа с текстом «Лиса и рак» | 1 | | |
19 | ОКР № 6 работа с текстом «Лиса и рак» | 1 | | |
20 | ОКР №7 работа с текстом «Зайчата» | 1 | | |
21 | ОКР № 7 работа с текстом «Зайчата» | 1 | | |
22 | ОКР №8Работа с текстом «Растения» | 1 | | |
23 | ОКР №8 Работа с текстом «Растения» | 1 | | |
24 | ОКР №9 Работа с текстом «Винни - Пух» | 1 | | |
25 | ОКР№ 9 Работа с текстом «Винни - Пух» | 1 | | |
26 | ОКР № 10 Работа с текстом «Ежели вы вежливы» | 1 | | |
27 | ОКР №10 Работа с текстом «Ежели вы вежливы» | 1 | | |
28 | ОКР Работа с текстом «Новая игрушки» | 1 | | |
29 | ОКР Работа с текстом «Новая игрушки» | 1 | | |
30 | ОКР Работа с текстом «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» | 1 | | |
31 | ОКР Работа с текстом «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» | 1 | | |
32 | Итоговая комплексная работа | 1 | | |
33 | Итоговая комплексная работа | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт. |
1 | Вводное занятие. Цели, задачи занятий. | 1 | | |
2 | ОКР №1. Работа с текстом «Стадион» | 1 | | |
3 | ОКР № 1 Работа с текстом «Стадион» | 1 | | |
4 | ОКР № 2 Работа с текстом «Арифметика» | 1 | | |
5 | ОКР № 2 Работа с текстом «Арифметика» | 1 | | |
6 | ОКР № 3 Работа с текстом «Организмы» | 1 | | |
7 | ОКР № 3 Работа с текстом «Организмы | 1 | | |
8 | ОКР № 4 работа с текстом Р. Киплинг «Рикки – Тикки - Тави» | 1 | | |
9 | ОКР № 4 работа с текстом Р. Киплинг «Рикки – Тикки - Тави» | 1 | | |
10 | ОКР № 5 работа с текстом «Хрусталь» | 1 | | |
11 | ОКР № 5 работа с текстом «Хрусталь» | 1 | | |
12 | ОКР № 6 работа с текстом «Умножение» | 1 | | |
13 | ОКР № 6 работа с текстом «Умножение» | 1 | | |
14 | ОКР № 7 работа с текстом «Пётр I » | 1 | | |
15 | ОКР № 7 работа с текстом «Пётр I » | 1 | | |
16 | ОКР № 8 работа с текстом «Резьба по кости» | 1 | | |
17 | ОКР № 8 работа с текстом «Резьба по кости» | 1 | | |
18 | ОКР №9 работа с текстом М. Твен «Приключение Тома Сойера» | 1 | | |
19 | ОКР №9 работа с текстом М. Твен «Приключение Тома Сойера» | 1 | | |
20 | ОКР №10 работа с текстом «Коргопольская игрушка» | 1 | | |
21 | ОКР №10 работа с текстом «Коргопольская игрушка» | 1 | | |
22 | Подготовка к ВПР. Работа №1 | | | |
23 | Подготовка к ВПР. Работа №2 | | | |
24 | Подготовка к ВПР. Работа №3 | | | |
25 | Подготовка к ВПР. Работа №4 | | | |
26 | Подготовка к ВПР. Работа №5 | | | |
27 | Подготовка к ВПР. Работа №6 | | | |
28 | ОКР (Т.№1) Работа с текстом «Белоствольная красавица» | 1 | | |
29 | ОКР (Т.№2) Работа с текстом «Кошки» | 1 | | |
30 | ОКР (Т.№3) Работа с текстом «Балтийское золото» | 1 | | |
31 | ОКР (Т.№4 ) Работа с текстом «Черёмуха» | 1 | | |
32 | ОКР (Т. № 5) Работа с текстом «Горящая связь» | 1 | | |
33 | Итоговая комплексная работа. | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |