СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Общение-это средство общения людей,орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, т.е. обладать речевой культурой.Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи"»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Высоковская средняя общеобразовательная школа















Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для 4-х классов « Развитие речи»

(обще интеллектуальное)

в условиях ФГОС второго поколения

(возраст 10-11 лет)

Срок реализации – 1 год.



















Составитель: Лужайцева Наталья Вячеславовна

учитель начальных классов





Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи» обще интеллектуального направления для учащихся 3-4 классов рассчитана на 1 год обучения. Данная рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Наша новая школа», составленной В.А. Синицыным Издательство: РОСТкнига, Москва 2013 г Серия: Умникам и умницам/Курс «Наша новая школа» Автор комплекта рабочих тетрадей В.А. Синицын

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.


Программа внеурочной деятельности «Развитие речи» направлена на достижение следующих целей:


  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Задачи программы:

- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа

- повышать уровень языкового развития школьников

- воспитывать познавательный интерес к родному языку

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников


Общая характеристика учебного предмета


Являясь предметом гуманитарного цикла, развитие речи даёт возможность младшему

школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации

в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и

общественной жизни.

Материал программы «Развитие речи» представлен следующими содержательными линиями:

  • Слово

  • Предложение и словосочетание

  • Текст

  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного года.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю кружок в рамках внеурочной деятельности.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Одним из результатов обучения развития речи является решение задач воспитания –

осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей,

своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как

среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни

общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены

бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и

взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим,

их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни

человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости,

милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;

желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение

культурным наследием предшествующих поколений

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Основное содержание программы


Слово


Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст

Текст. Тема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.

Связь между предложениями в тексте.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст.





Культура речи

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.





















Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Слово 11 ч

1-2

Слово что диво дивное и чудо чудное

2 ч

Учащиеся узнают устаревшие слова и новые, родные и чужие (заимствованные), составляют предложения.


3-4

Значение слову жизнь дает

2 ч

Учащиеся знакомятся со значением слов, работают с Толковым словарем, составляют предложения, вставляют подходящие по смыслу слова. Подбирают слова-друзья, слова-враги.

5

О словах близких, но не родственных

1 ч

Учащиеся продолжают знакомиться с синонимами, учатся подбирать их к словам, узнают понятие «синонимический ряд».

6

О словах, которые живут вместе, но ссорятся

1 ч

Учащиеся продолжают знакомиться с антонимами, подбирают к словам антонимы, рисуют, вставляют подходящие в текст.

7

О словах-близнецах

1 ч

Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. Развитие логического мышления.

8-9

Фразеологизмы

2 ч

Познакомить с понятием «фразеологизмы». Развивать внимание, память.

10-11

Изобразительные средства языка

Сравнение. Олицетворение.


2 ч

Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. Развивать внимание, воображение. Познакомить с новым изобразительным средством – олицетворение.

Текст 8 ч

12-19

Поучительные тексты для размышления

8 ч

Учить делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать текст, придумывать свой вариант окончания текста, восстанавливать порядок частей текста. Учить составлять и записывать придуманный текст.

Предложение и словосочетание 7 ч

20-21

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

2 ч

Отрабатывать умение уместного употребления пословиц в речи

22

Сочинение по пословице

1 ч

Учить составлять текст по заданной пословице

23-24

Художественный стиль. Общее понятие.

2 ч

Познакомить с художественным стилем. Учить составлять текст в художественном стиле

25-26

Сочинение – пейзажная зарисовка

2 ч

Учить составлять текст в художественном стиле

Культура речи 7 ч

27-28

Язык – самое удивительное, что есть на свете

2 ч

Учащиеся узнают значения слова «язык», вспомнят слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Научатся дискутировать.


29-31

Что такое речь и культура речи

3 ч

Познакомить с тремя формами речи: внутренней, устной и письменной, научить различать их. Бедная и богатая речь. Культура поведения. Монолог и диалог.

32-34

Соблюдай культуру устной речи

2 ч

Правильная и неправильная речь. Скороговорки. Дикция. Развитие логики. Выразительное чтение, интонация.


Итого

34 ч













































Описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса


Книгопечатная продукция:


для учителя:

1. Вартанян Э.А. Из жизни слов. - М.: Детская литература, 1998.

2. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. - Л.: Просвещение, 2001.

3. Вишневская Е. Е., Краснопёрова Л. Л. Развитие речи. - М.: Просвещение, 2002.

4. Голуб И. Б. Путешествие в страну слов. - М.: Владос, 1998.

5. Губернская Т. В. «Учимся писать изложения и сочинения» – М.:ЭКСМО, 2012 г

6. Козловский Я. «О словах разнообразных - одинаковых, но разных». - М.: Детская

литература, 2003.

7. Поздеева С. И. « Пишем изложение с удовольствием». – Томск, ТГПУ, 2008 г

8. Черемошкина Л.В. «Развитие памяти детей». Ярославль, «Академия развития», 2005 г

9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку – М: Астрель, 2002

10. Крепких Т.А. Универсальный словарь русского языка – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА


для учащихся:

1. Синицын В.А. «Мастерская речевого творчества» - рабочая тетрадь для 3-4 классов. – М: РОСТ книга, 2009 г

2. Морозова С.Л. «Ее Величество Орфография» - игровое пособие по правописанию для начальных классов. М: «Финансы и статистика», 1997 г

3. Межецкая Т.Г. Задания по развитию речи – М: Творческий центр, 2009 г

4 .Вартанян Э. А. Путешествие в слово. - М.: Детская литература, 2000.

  1. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2004.


Технические средства обучения:

1. Интерактивная доска.

2. Ноутбук.

3. Мультимедийный проектор.

IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.