
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Высоковская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для 4-х классов « Развитие речи»
(обще интеллектуальное)
в условиях ФГОС второго поколения
(возраст 10-11 лет)
Срок реализации – 1 год.

Составитель: Лужайцева Наталья Вячеславовна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи» обще интеллектуального направления для учащихся 3-4 классов рассчитана на 1 год обучения. Данная рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Наша новая школа», составленной В.А. Синицыным Издательство: РОСТкнига, Москва 2013 г Серия: Умникам и умницам/Курс «Наша новая школа» Автор комплекта рабочих тетрадей В.А. Синицын
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Программа внеурочной деятельности «Развитие речи» направлена на достижение следующих целей:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Задачи программы:
- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа
- повышать уровень языкового развития школьников
- воспитывать познавательный интерес к родному языку
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, развитие речи даёт возможность младшему
школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации
в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и
общественной жизни.
Материал программы «Развитие речи» представлен следующими содержательными линиями:
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного года.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю кружок в рамках внеурочной деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения развития речи является решение задач воспитания –
осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей,
своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как
среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим,
их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни
человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение
культурным наследием предшествующих поколений
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Основное содержание программы
Слово
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст
Текст. Тема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.
Связь между предложениями в тексте.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст.
Культура речи
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
Слово 11 ч |
1-2 | Слово что диво дивное и чудо чудное | 2 ч | Учащиеся узнают устаревшие слова и новые, родные и чужие (заимствованные), составляют предложения. |
3-4 | Значение слову жизнь дает | 2 ч | Учащиеся знакомятся со значением слов, работают с Толковым словарем, составляют предложения, вставляют подходящие по смыслу слова. Подбирают слова-друзья, слова-враги. |
5 | О словах близких, но не родственных | 1 ч | Учащиеся продолжают знакомиться с синонимами, учатся подбирать их к словам, узнают понятие «синонимический ряд». |
6 | О словах, которые живут вместе, но ссорятся | 1 ч | Учащиеся продолжают знакомиться с антонимами, подбирают к словам антонимы, рисуют, вставляют подходящие в текст. |
7 | О словах-близнецах | 1 ч | Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. Развитие логического мышления. |
8-9 | Фразеологизмы | 2 ч | Познакомить с понятием «фразеологизмы». Развивать внимание, память. |
10-11 | Изобразительные средства языка Сравнение. Олицетворение. | 2 ч | Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. Развивать внимание, воображение. Познакомить с новым изобразительным средством – олицетворение. |
Текст 8 ч |
12-19 | Поучительные тексты для размышления | 8 ч | Учить делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать текст, придумывать свой вариант окончания текста, восстанавливать порядок частей текста. Учить составлять и записывать придуманный текст. |
Предложение и словосочетание 7 ч |
20-21 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 2 ч | Отрабатывать умение уместного употребления пословиц в речи |
22 | Сочинение по пословице | 1 ч | Учить составлять текст по заданной пословице |
23-24 | Художественный стиль. Общее понятие. | 2 ч | Познакомить с художественным стилем. Учить составлять текст в художественном стиле |
25-26 | Сочинение – пейзажная зарисовка | 2 ч | Учить составлять текст в художественном стиле |
Культура речи 7 ч |
27-28 | Язык – самое удивительное, что есть на свете | 2 ч | Учащиеся узнают значения слова «язык», вспомнят слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Научатся дискутировать. |
29-31 | Что такое речь и культура речи | 3 ч | Познакомить с тремя формами речи: внутренней, устной и письменной, научить различать их. Бедная и богатая речь. Культура поведения. Монолог и диалог. |
32-34 | Соблюдай культуру устной речи | 2 ч | Правильная и неправильная речь. Скороговорки. Дикция. Развитие логики. Выразительное чтение, интонация. |
| Итого | 34 ч | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Книгопечатная продукция:
для учителя:
1. Вартанян Э.А. Из жизни слов. - М.: Детская литература, 1998.
2. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. - Л.: Просвещение, 2001.
3. Вишневская Е. Е., Краснопёрова Л. Л. Развитие речи. - М.: Просвещение, 2002.
4. Голуб И. Б. Путешествие в страну слов. - М.: Владос, 1998.
5. Губернская Т. В. «Учимся писать изложения и сочинения» – М.:ЭКСМО, 2012 г
6. Козловский Я. «О словах разнообразных - одинаковых, но разных». - М.: Детская
литература, 2003.
7. Поздеева С. И. « Пишем изложение с удовольствием». – Томск, ТГПУ, 2008 г
8. Черемошкина Л.В. «Развитие памяти детей». Ярославль, «Академия развития», 2005 г
9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку – М: Астрель, 2002
10. Крепких Т.А. Универсальный словарь русского языка – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА
для учащихся:
1. Синицын В.А. «Мастерская речевого творчества» - рабочая тетрадь для 3-4 классов. – М: РОСТ книга, 2009 г
2. Морозова С.Л. «Ее Величество Орфография» - игровое пособие по правописанию для начальных классов. М: «Финансы и статистика», 1997 г
3. Межецкая Т.Г. Задания по развитию речи – М: Творческий центр, 2009 г
4 .Вартанян Э. А. Путешествие в слово. - М.: Детская литература, 2000.
Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2004.
Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска.
2. Ноутбук.
3. Мультимедийный проектор.
IV. Оборудование класса:
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.