ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования, Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому языку, использующихся в школе для реализации содержания предмета «Русский язык» с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие интереса к русскому языку и лингвистике;
расширение кругозора учащихся, любознательности, развитие познавательных процессов (мышление, воображение, память), творческого потенциала;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
подготовка учащихся к конкурсам, викторинам, олимпиадам по русскому языку разного уровня.
Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика во внеурочное время.
Практическая значимость внеклассных занятий несомненна. Она обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
В зависимости от учебной задачи используются всевозможные формы, методы, приемы и способы:
групповая, парная, фронтальная, индивидуальная формы работы;
практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование;
работа учащихся с дополнительной, справочной литературой.
Программа «Русский с увлечением» предназначена для учащихся 4 класса.
Срок реализации программы 1 год.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана для учащихся 4 класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Этапы реализации программы:
подготовительный;
непосредственно реализация;
оценка эффективности;
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.
Программа включает теоретическую подготовку, практический тренинг (практикумы), выполнение творческих заданий по различным разделам языкознания. Таким образом, учащиеся расширяют свои теоретические знания в области фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Практическая работа в рамках программы ориентирована на решение олимпиадных заданий по всем разделам русского языка, которые изучают в начальной школе.
Универсальные учебные действия
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Русский с увлечением»
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование филологической компетентности;
- установка на бережное отношение к родному языку, понимание его красоты и многогранности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления;
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного курса «Русский язык»;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Повышенный уровень: формирование чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные результаты освоения программного материала.
Обязательный уровень:
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, тексты;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения, в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
применять при письме правила: орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
в различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Повышенный уровень:
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте,
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Метапредметные
Регулятивные
Обязательный уровень:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Повышенный уровень:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные результаты освоения курса
Обязательный уровень:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, з том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Повышенный уровень:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные результаты освоения курса
Обязательный уровень:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Повышенный уровень:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Материально-техническое обеспечение
Специфическое сопровождение (оборудование):
справочники, энциклопедии;
словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов
Электронно-программное обеспечение:
DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку;
презентации по русскому языку.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, DVD-плееры;
компьютер с учебным программным обеспечением;
интерактивная доска;
магнитная доска;
цифровой фотоаппарат;
сканер, ксерокс и цветной принтер.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | кол-во часов |
1. | Части слова. Корень. Орфограммы в корне | 20 |
2. | Части слова. Приставка. Правописание приставок | 12 |
3. | Части слова. Суффикс. Окончание и основа | 6 |
4. | Части речи. Имя существительное | 6 |
5. | Части речи. Местоимение | 4 |
6. | Части речи. Имя прилагательное | 6 |
7. | Глагол | 6 |
8 | Предложение. Виды предложений | 8 |
| Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| Части слова. Корень. Орфограммы в корне (20 часов) |
1-2 | Предложение. Текст. Части слова. Корень. И снова о русском языке | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово». | 2 | | |
3-4-5-6 | Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова Крылатые слова и афоризмы | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово», решение кроссворда и филворда | 4 | | |
7-8 | Чередование согласных букв в корне Копилка занимательных заданий | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово». | 2 | | |
9-10-11-12 | Безударные гласные в корне Копилка занимательных заданий | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово», решение кроссворда | 4 | | |
13-14 | Сложные слова их правописание В поисках сбежавших головоломок. Выполнение образцов заданий ВПР. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово», решение филворда | 2 | | |
15-16-17-18 | Непроизносимые согласные в корне слова Копилка занимательных заданий | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово», решение филворда | 4 | | |
19-20 | Удвоенные согласные буквы в корне слова В поисках сбежавших головоломок. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди ошибку», решение кроссворда | 2 | | |
| Части слова. Приставка. Правописание приставок (12 часов) |
21-22 | Части слова. Приставка Копилка занимательных заданий | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее» | 2 | | |
23-24-25-26 | Безударные гласные буквы в приставках Копилка занимательных заданий Выполнение образцов заданий ВПР. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение кроссворда и филворда | 4 | | |
27-28 | Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корне | Творческие задания для самостоятельной работы. | 2 | | |
29-30-31-32 | Разделительные ъ и ь Копилка занимательных заданий Выполнение образцов заданий ВПР. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение филворда | 4 | | |
| Части слова. Суффикс. Окончание и основа (6 часов) |
33-34 | Части слова. Окончание и основа Копилка занимательных заданий | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение филворда | 2 | | |
35-36-37-38 | Суффикс. Разбор слов по составу Игротека. Выполнение образцов заданий ВПР. | Творческие задания, решение кроссворда | 4 | | |
| Части речи. Имя существительное (6 часов) | | |
39-40 | Имя существительное как часть речи: одушевлённые и неодушевлённые существительные | Творческие задания, решение кроссворда | 2 | | |
41-42 | Имя существительное как часть речи: род имён существительных В поисках сбежавших головоломок. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», | 2 | | |
43-44 | Имя существительное как часть речи: число имён существительных, словообразование имён существительных | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение филворда | 2 | | |
| Местоимение 4 часа |
45-46-47-48 | Местоимение как часть речи Копилка занимательных заданий Выполнение образцов заданий ВПР. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение кроссворда | 4 | | |
| Имя прилагательное (6 часов) | | |
49-50 | Имя прилагательное как часть речи Игротека. | Творческие задания, решение филворда | 2 | | |
51-52 | Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных Выполнение демоверсий ВПР. | Занимательные задания-игры «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов». | 2 | | |
53-54 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Разбор прилагательных по составу | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее» | 2 | | |
| Глагол (6 часов) |
55-56 | Глагол как часть речи Копилка занимательных заданий | Творческие задания, решение кроссворда | 2 | | |
57-58 | Глагол как часть речи: время глагола, неопределённая форма глагола Выполнение демоверсий ВПР. | Творческие задания, решение кроссворда | 2 | | |
59-60 | Правописание частицы НЕ с глаголами. Неопределённая форма глагола В поисках сбежавших головоломок. | Творческие задания, решение филворда | 2 | | |
| Предложение. Виды предложений (8 часов) |
61-62 | Предложения: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений Выполнение демоверсий ВПР. Игротека. | Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее» | 2 | | |
63-64-65-66 | Виды предложений: простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложения Выполнение образцов заданий ВПР. | Творческие задания, решение филворда | 4 | | |
67-68 | Проверочная работа ВПР. | | 2 | | |
Литература
Агапова Е.В., Коваленко Л.Н. Русский язык с увлечением. 4 класс. Образовательный курс. Рабочая программа курса. Разработки занятий. Задания для рабочей тетради. Дополнительный материал для учителя. - М.: Планета, 2012.
Дик Н. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010.
На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку./ под ред. Л.Д.Чесноковой. – М.: 1996.
Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! – М.: Литур, 2003.
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 2-4 классы. – М.: Айрис-Пресс, 2010.