СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности " Русский с увлечением"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности " Русский с увлечением" Программа    предназначена для учащихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Русский с увлечением"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования, Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому языку, использующихся в школе для реализации содержания предмета «Русский язык» с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  • развитие интереса к русскому языку и лингвистике;

  • расширение кругозора учащихся, любознательности, развитие познавательных процессов (мышление, воображение, память), творческого потенциала;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

  • подготовка учащихся к конкурсам, викторинам, олимпиадам по русскому языку разного уровня.

Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика во внеурочное время.

Практическая значимость внеклассных занятий несомненна. Она обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

В зависимости от учебной задачи используются всевозможные формы, методы, приемы и способы:

  • групповая, парная, фронтальная, индивидуальная формы работы;

  • практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование;

  • работа учащихся с дополнительной, справочной литературой.

Программа «Русский с увлечением» предназначена для учащихся 4 класса.

Срок реализации программы 1 год.


Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Программа рассчитана для учащихся 4 класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Этапы реализации программы:

  • подготовительный;

  • непосредственно реализация;

  • оценка эффективности;

  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;

  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

  • анализ занятий проведенных по плану;

  • разработка рекомендаций.


Программа включает теоретическую подготовку, практический тренинг (практикумы), выполнение творческих заданий по различным разделам языкознания. Таким образом, учащиеся расширяют свои теоретические знания в области фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Практическая работа в рамках программы ориентирована на решение олимпиадных заданий по всем разделам русского языка, которые изучают в начальной школе.


Универсальные учебные действия

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Русский с увлечением»

Личностные

  • У учащихся будут сформированы:

  • - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

  • - целостное восприятие окружающего мира;

  • - развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

  • - рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

  • - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • - формирование филологической компетентности;

  • - установка на бережное отношение к родному языку, понимание его красоты и многогранности.

Метапредметные результаты

У учащихся будут сформированы:

-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления;

- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного курса «Русский язык»;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции;

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Повышенный уровень: формирование чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

Предметные результаты освоения программного материала.

Обязательный уровень:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, тексты;

  • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения, в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повество­вательные, побудительные, восклицательные;

  • применять при письме правила: орфографические (правописание падежных оконча­ний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употреб­ление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • в различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Повышенный уровень:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте,

  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

Метапредметные

Регулятивные

Обязательный уровень:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описы­вающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Повышенный уровень:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактиро­вать устные и письменные высказывания.

Познавательные результаты освоения курса

Обязательный уровень:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • использовать знаково-символические средства, з том числе модели, схемы для решения языковых задач;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое пред­ложение;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предло­жений, текстов);

  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Повышенный уровень:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов биб­лиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следствен­ных связей;

  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные результаты освоения курса

Обязательный уровень:

  • владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при ра­боте в паре;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Повышенный уровень:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно переда­вать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаи­мопомощь;

  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения раз­нообразных коммуникативных задач.

Материально-техническое обеспечение

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • справочники, энциклопедии;

  • словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов

Электронно-программное обеспечение:

  • DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку;

  • презентации по русскому языку.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD-плееры;

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • интерактивная доска;

  • магнитная доска;

  • цифровой фотоаппарат;

  • сканер, ксерокс и цветной принтер.





Учебно-тематический план

Наименование тем

кол-во часов

1.

Части слова. Корень. Орфограммы в корне

20

2.

Части слова. Приставка. Правописание приставок

12

3.

Части слова. Суффикс. Окончание и основа

6

4.

Части речи. Имя существительное

6

5.

Части речи. Местоимение

4

6.

Части речи. Имя прилагательное

6

7.

Глагол

6

8

Предложение. Виды предложений

8


Итого

68























































Календарно-тематическое планирование

Название темы занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Дата план

Дата факт


Части слова. Корень. Орфограммы в корне (20 часов)

1-2

Предложение. Текст.

Части слова. Корень.

И снова о русском языке

Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово».

2



3-4-5-6

Правописание проверяемых (парных) согласных букв в корне слова


Крылатые слова и афоризмы

Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово», решение кроссворда и филворда

4



7-8

Чередование согласных букв в корне Копилка занимательных заданий

Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово».

2



9-10-11-12

Безударные гласные в корне

Копилка занимательных заданий

Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово», решение кроссворда

4



13-14

Сложные слова их правописание

В поисках сбежавших головоломок.

Выполнение образцов заданий ВПР.


Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово», решение филворда

2



15-16-17-18

Непроизносимые согласные в корне слова

Копилка занимательных заданий

Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее слово», решение филворда

4



19-20

Удвоенные согласные буквы в корне слова

В поисках сбежавших головоломок.


Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди ошибку», решение кроссворда

2




Части слова. Приставка. Правописание приставок (12 часов)

21-22

Части слова. Приставка

Копилка занимательных заданий

Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее»

2



23-24-25-26

Безударные гласные буквы в приставках

Копилка занимательных заданий


Выполнение образцов заданий ВПР.


Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение кроссворда и филворда

4



27-28

Удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корне


Творческие задания для самостоятельной работы.

2



29-30-31-32

Разделительные ъ и ь

Копилка занимательных заданий


Выполнение образцов заданий ВПР.


Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение филворда

4




Части слова. Суффикс. Окончание и основа (6 часов)

33-34

Части слова. Окончание и основа



Копилка занимательных заданий

Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение филворда

2



35-36-37-38

Суффикс. Разбор слов по составу

Игротека. Выполнение образцов заданий ВПР.


Творческие задания, решение кроссворда

4




Части речи. Имя существительное (6 часов)



39-40

Имя существительное как часть речи: одушевлённые и неодушевлённые существительные

Творческие задания, решение кроссворда

2



41-42

Имя существительное как часть речи: род имён существительных

В поисках сбежавших головоломок.


Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее»,

2



43-44

Имя существительное как часть речи: число имён существительных, словообразование имён существительных

Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение филворда

2




Местоимение 4 часа

45-46-47-48

Местоимение как часть речи

Копилка занимательных заданий


Выполнение образцов заданий ВПР.


Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее», решение кроссворда

4




Имя прилагательное (6 часов)



49-50

Имя прилагательное как часть речи

Игротека.

Творческие задания, решение филворда

2



51-52

Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных

Выполнение демоверсий ВПР.

Занимательные задания-игры «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов».

2



53-54

Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Разбор прилагательных по составу


Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее»

2




Глагол (6 часов)

55-56

Глагол как часть речи

Копилка занимательных заданий

Творческие задания, решение кроссворда

2



57-58

Глагол как часть речи: время глагола, неопределённая форма глагола

Выполнение демоверсий ВПР.


Творческие задания, решение кроссворда

2



59-60

Правописание частицы НЕ с глаголами. Неопределённая форма глагола

В поисках сбежавших головоломок.


Творческие задания, решение филворда

2




Предложение. Виды предложений (8 часов)

61-62

Предложения: виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений Выполнение демоверсий ВПР.

Игротека.

Творческие задания для самостоятельной работы. Игра «Найди лишнее»

2



63-64-65-66

Виды предложений: простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложения

Выполнение образцов заданий ВПР.



Творческие задания, решение филворда

4



67-68

Проверочная работа

ВПР.

2

















































Литература

  1. Агапова Е.В., Коваленко Л.Н. Русский язык с увлечением. 4 класс. Образовательный курс. Рабочая программа курса. Разработки занятий. Задания для рабочей тетради. Дополнительный материал для учителя. - М.: Планета, 2012.

  2. Дик Н. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010.

  3. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку./ под ред. Л.Д.Чесноковой. – М.: 1996.

  4. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! – М.: Литур, 2003.

  5. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 2-4 классы. – М.: Айрис-Пресс, 2010.