СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа русского языка" для детей- мигрантов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа   «Школа русского языка» предназначена для обучающихся 4 класса (детей- мигрантов, выходцев из Киргизии), составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Программа составлена на основе «Программы по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей    Ф.Ф.Азнабаева, О.И. Артеменко., Г.С. Скороспелкина, Т.Н.Орлова под редакцией Р.Г. Давлетбаевой .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа русского языка" для детей- мигрантов»

Рассмотрено:

Протокол МО учителей начальных классов от 22.05.2018 №5

Рук. МО Г.А.Любимова

Согласовано:

Заместитель директора по ОП-

Л.Ю.Попова

30.08.2018 г

Утверждено:

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Тарко-Сале Т.С.Дойникова_____________

Приказ от 31.08.2018 №190







Рабочая программа



внеурочной деятельности

«Школа русского языка» для детей-мигрантов

для учащихся 4 класса



















Программу разработали:

Оганесян Мария Аветисовна-

педагог-библиотекарь,

Потапова Елена Николаевна-

учитель начальных классов











г.Тарко-Сале, 2018г


Пояснительная записка

Актуальность. В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных культур. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают русскую речь. Актуальность данной программы обусловлена тем, что позволяет детям данной категории повысить уровень овладения устной и письменной русской речью и применять полученные знания на практике. Кроме того, работа по развитию активной речи, направлена на формирование интереса к изучению русской культуры и положительное отношение к русским обычаям, традициям и установкам.

Рабочая программа «Школа русского языка» предназначена для обучающихся 4 класса (детей- мигрантов, выходцев из Киргизии), составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Программа составлена на основе «Программы по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей Ф.Ф.Азнабаева, О.И. Артеменко., Г.С. Скороспелкина, Т.Н.Орлова под редакцией Р.Г. Давлетбаевой

Цель программы: создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности детей мигрантов в русскоязычной школе.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

Формировать грамматическую базу по учебному предмету «Русский язык» начальной школы.

Расширять словарный запас и кругозор учащихся.

Развивать умения понимать русскую речь на слух, говорить, читать и писать.

Корректировать и развивать навыки произношения и интонирования речи.

Развивать лексическую базу, обеспечивающую общение в рамках, обозначенных тем бытового характера, а также овладение лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.

Воспитывать положительное отношение к русским как носителям культуры и государственного языка России и уважение к нравственным нормам и морали.

Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Организационные условия программы.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели). Длительность одного занятия – 40 минут.

Формы работы: учитель реализует теоретическую и практическую часть программы в классе (на уроках и внеурочной деятельности), учитель- библиотекарь закрепляет полученные знания средствами чтения и анализа детских произведений в читальном зале библиотеки.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы ученика и учителя;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Содержание курса

Русский язык – 34ч

Литературное чтение-34ч

Развитие речи . Наша речь и наш язык.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Орфография

Лексика

Морфемика. Слово и его лексическое значение

Состав слова.

Морфология

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Синтаксис

Простое и сложное предложения.

Виды речевой и читательской деятельности.

Чтение вслух и про себя

Работа с различными видами текста

Библиографическая культура

Работа со словарями

Анализ детских произведения.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Творческая деятельность. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)



























Тематическое планирование на 2018-2019уч.го



ч

Тема занятия

Дата

1

1

Язык. Речь. Виды речи.

Викторина «Сказочные заклинания-1»


2-3

2

Текст.Типы текстов.

Викторина «Сказочные заклинания-2»

Монолог о себе.


4-5.


2

Предложение. Связь слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания Пословицы о добром совете пчелы.

Решение ребусов и лингвистических задач.


5-6.




2

Главные и второстепенные члены предложения.

И. Суриков. «Ярко солнце светит». Выучить стихотворение наизусть.

Составление текста по данному началу.

Викторина «Сказочные заклинания-4»


7.



1

Практикум. Толковый словарь. Значение слова.

В.Голявкин «Ника на даче» Ответить на вопросы.

Викторина «Сказочные заклинания-5»


8-9.


2

Простые и сложные предложения

Ш.Галиев «Пустая корзинка»

Филворд «Фрукты»

Викторина «Сказочные заклинания-6»


10


1

Сложные предложения.

Работа с тренировочными упражнениями. Н.Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)


11-12.

2

Времена года. Погода Крайнего Севера.

Составление устного рассказ о лете в своем крае.

Слово. Словообразование и словоизменение

Викторина «Загадки осени»


13-14-15

3

Животный мир Крайнего Севера. Дикие звери, рыбы, насекомые.

Виртуальное путешествие по родному краю.

Интерактивная игра «Загадки из зоопарка»

Двойные согласные в слове. Решение ребусов, лингвистических задач.


16.


1

Л. Толстой. «Лебеди»

Непроизносимые согласные. Викторина «В гости к слову»


17-18.


2

Питание. Я за столом.

Интерактивная игра «Столовые принадлежности»

Сложные слова. Орфограммы с непроверяемыми написаниями.

Викторина «Буква заблудилась»


19.


1

А.Майков «Люблю дорожкою лесною»

Слово.Части речи. Имя существительное – часть речи.


20.



1

Н.Носов Как я решал задачу.( отрывок из повести «Витя Малеев в школе и дома.» Загадки.

Слово. Части речи. 1-е склонение имен существительных



21.

1

Природа и мы. Г.Тукай Родная деревня.

Слово. Части речи 2-е склонение имен существительных.

Решение ребусов.


22.


11

М.Пришвин Моя Родина (из воспоминаний)

Виртуальное путешествие по родному краю.

Слово. Части речи. 3-е склонение имен существительных.


23.



В.Сухомлинский Гнездышко соловейка. Дидактическая игра « Много –мало » Множественное число имен существительных.


24-25.


2

Здоровье. Части тела.

Решение речевых упражнений.

Викторина «Вставь согласную букву»

Имя прилагательное – часть речи.



26.

1

Б.Чащарин Природа и мы. Р.Рождественский. Ландыш.

Образование имен прилагательных.



27-28.


2

Н.Сладков Под шапкой- «невидимкой». Чтение по ролям.

Мои наблюдения. Что я вижу за окном? Тестирование.

Викторина «Найди лишнее слово»

Имя числительное- часть речми.


29.


1

В. Песков. Мальчик и птица.(пересказ)

Сочинение.по серии картинок.


30-31.

2

Школа. Я на уроке Школьная жизнь. Решение речевых упражнений .Местоимение. Личные местоимения.


32.

1

В.Бианки Сова.

Местоимения. Викторина «Вставь согласную букву »



33.

1

Волшебница зима. А.Пушкин Вот север тучи нагоняет. Работа со словарем. Глагол.. Неопределенная форма глагола.


34.

1

По Аксакову. Снег. Пересказ текста.

Интерактивная игра « Наряди елочку»

Прошедшее время глагола.


35-36.

2

По Д. Мамину-Сибиряку Серая Шейка.

Буктрейлер «Мои любимые сказки» Настоящее время глагола.


37.


1

А.Яшин Покормите птиц. Народные приметы. Повторение прочитанного.

Дидактическая игра «Узнай по описанию» Будущее время глагола.


38-39.


2

Ю.Дмитриев Для чего нужен снег. Продолжить рассказ.

Интерактивная игра «Найди общее название»

Будущее время глагола.


40-41.

2

Город (село). Транспорт. Викторина «Виды транспорта»

Работа с тренировочными упражнениями.

Некрасов Саша (отрывок из поэмы)

Глаголы на –ся (сь)


42 43-44.



3

В.Голявкин У Ники новые лыжи.

Составление рассказа о том, как я провожу время зимой.

Работа со словарями.

Интерактивная игра «Загадки зимы»

Образование глаголов


45-46.


2

С.Михалков Новогодняя быль. Чтение по ролям.

Интерактивная игра «Найди лишнее слово»-3

Однородные члены предложения.

Работа со словарем


47-48.



2

А.Пушкин «Зима!... Крестьянин, торжествуя…»

Буктрейлер «Морозко»

Закрепление по теме «Самостоятельные части ерчи»

Викторина «Зимние загадки, ребусы»


49-50.


2

Жизнь дана на добрые дела. Р.Сеф Добрый человек.

Составление синквейна со словом «Добро»

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Части речи. Обощение


51-52.


2

В.Сухомлинский Седьмая дочь (сказка)

Кроссворд по сказкам.

Крылатые выражения

Подлежащее – главный член предложения


53-54

2

Д.Мамин-Сибиряк Емеля охотник.

Интерактивная игра-викторина « Зимние забавы»

Сказуемое – главный член предложения


55-56


2

Гарин—Михайловский Тема и Жучка.(отрывок)

Викторина «Мои первые книжки»

Главные члены поедлоджения.


57-58.


2

Мой день. Мой распорядок дня

С.Маршак Двенадцать месяцев.(сказка).

Решение ребусов.

Второстепенные члены предложения


59


1

С.Маршак Пожелания друзьям.

Дидактическая игра «Вопросы-шутки».

Текст.Главные члены предлоджения.


60

1

Весна! А.Пушкин «Гонимы вешними лучами».

Интерактивная игра « Загадки о весне»

Прямая речь.Работа со словарем..


61


1

Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача.

Рассказ по картинке.

Упражнения в правильном списывании.


62

1

А.Фет «Я пришел к тебе с приветом » выразительное чтение.

Дидактическая игра «Рифмованные загадки-обманки»

Подготовка к диктанту по учебнику.

Работа со словарями.


63

1

Профессии. Интерактивная игра «В мире много профессий».

Составление синквейнов со словом «Школа», «Учитель»

Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы.

Кроссворд «Животные»

Подготовка к письму по памяти.


64

1

Ю.Сотник Как меня спасали.

Мини сочинение.

Логические загадки

Звуко-буквенный разбор слова.


65

1

Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая». Выразительное чтение.

Физминутка

Задания-шутки

Разбор слова по составу.

Викторина «Назови глухую согласную»


66


1

Игра-путешествие по Ямалу. Закрепление лексики, речевых оборотов, связанных с местностью.

С.Есенин. Черемуха.

Интерактивная игра «О пользе меда»

Разбор предложения по членам


67


1

Шарль Перро Золушка (сказка) Пересказ по картинкам.

Видеоролик «Времена года»

Порядок разбора имени существительного.


68


1

Читаем «Мурзилку»

Порядок разбора имени прилагательного, глагола.

Итоговая диагностика



Список литературы:
  1. Ладыженская, Т.А. Речевые секреты: Книга для учителя нач.классов. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Сахиповой З.Г., Орловой Т.Н., Бабурина А.В. Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Литературное чтение», 4 класс. М: Просвещение, 2020г.

  3. Азнабаева Ф.Ф. , Артеменко О.И./Под редакцией Давлетбаевой Р.Г.

Учебник для детей мигрантов и переселенцев «Русский язык», 4 класс. М: Просвещение,2020г.