Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поляновская основная общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
«Рассмотрена» Протокол №_____ от «____» _________ 20____г. Руководитель экспертной комиссии ________/___Н.В.Захаренкова_ | «Принята» педагогическим советом Протокол №____ «___» ___________20____г. | «Утверждена» приказом №___ от «___» __________20___г. Директор __________/_М.М.Сергеева__ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школа добрых дел»
(социальное направление)
4 класс
2020-2021 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Учитель: Дмитриева Л.А.
«Согласована»
Заместитель директора по УВР
__________/_Л.А.Дмитриева_____
«___» ___________20____г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «Школа добрых дел» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МБОУ Поляновской ООШ Вяземского района Смоленской области, Положением ОУ об организации внеурочной деятельности
На изучение предмета «Школа добрых дел»в начальнойшколе в текущем учебном году отводится 1 час внеделю, всего 34 ч.
Программа предназначена для работы с детьми 4 класса. Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе внеурочной деятельности социального направления «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению учащихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных и метапредметных результатов:
Личностными результатами изучения курса «Школа добрых дел» является формирование следующих универсальных учебных действий
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Школа добрых дел» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Познавательные УУД
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Формы организации деятельности по реализации образовательной программы:
Социально-значимые проекты, операции, акции.
Участие в практических делах в течение учебного года
Промежуточная аттестация. Выставка. «Копилка добрых дел»
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | Формы организации учебных занятий |
1-2 | Создаём уют в классе. Операция «Чистокласс» | 2 | | Составление экрана чистоты, трудовых десантов. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе. | I уровень: работа по алгоритму |
3-4 | Проект «Осень разноцветная». | 2 | | Подготовка поделок из овощей, создание эксклюзивных салатов из овощей и фруктов. | I уровень: работа по алгоритму II уровень:Решение задачи с творческим изменением условий |
5 | Проект «День любимых бабушек и дедушек» | 1 | Беседа о пожилых людях | Подготовка выступлений – поздравлений для бабушек и дедушек. Создание поздравительных открыток. | I уровень: беседа, работа по шаблону II уровень:Творческий проект открытки |
6-7 | Проект «Учительница первая моя» | 2 | | Создание газеты ко Дню Учителя. Составление статей, сочинение стихов о своём классе и учителях. | I уровень: работа по шаблону II уровень: Творческий проект газеты |
8 | Операция «Мойдодыр» | 1 | | Генеральная уборка класса. | I уровень: работа по шаблону |
9-10 | Уход за комнатными растениями в классе. | 2 | Знакомство с видами растений и правилами ухода. | Полив и опрыскивание растений. Определение растений по справочникам. | I уровень: беседа,работа по шаблону |
11-12 | Рейд «Берегите книги» | 2 | | Контроль за состоянием, выявление и устранение недостатков. Мелкий ремонт книг в классе. | I уровень: беседа,работа по шаблону II уровень: Творческий проект (закладки) |
13-14 | Выставка «Новогодняя игрушка» Работа в мастерской Деда Мороза | 2 | | Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. | I уровень: работа по шаблону II уровень: Творческий проект игрушки |
15 | Проект «Снежная крепость» | 1 | | Изготовление снежной крепости. | I уровень: работа по шаблону II уровень: Творческий проект крепости |
16-17 | Акция «Покормите птиц зимою» | 2 | Беседа о зимующих птицах | Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период. | I уровень: беседа, работа по шаблону II уровень: Творческий проект кормушки |
18-19 | Акция «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» | 2 | Беседа о бережном отношении к природе | Просветительская работа среди учащихся школы. Сбор макулатуры (Дополнительно). Составление задач экологического содержания | I уровень: беседа, работа по шаблону II уровень:Составление задач |
20-21 | Мой подарок для папы | 2 | | Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. | I уровень: беседа, работа по шаблону II уровень: Творческий проект открытки |
22-23 | Мой подарок для мамы | 2 | | Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. | I уровень: работа по шаблону II уровень: Творческий проект газеты |
24-27 | Проект «Цветы для школьного двора» | 4 | Беседа о цветах | Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян. Посев семян цветов. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений». Уход за посевами( полив, рыхление). Высадка в грунт. | I уровень: беседа, работа по шаблону II уровень: Творческий проект клумбы |
28 | Трудовой десант «Школьный двор» | 1 | | Уборка класса, школьной территории. | I уровень: работа по шаблону |
29-30 | Акция «Подарок ветерану» | 2 | Беседа о людях, прошедших ВОВ | Оформление стенда. Конкурс стихов о войне, поздравительные открытки. | I уровень: беседа, работа по шаблону II уровень: Творческий проект открытки |
31 | Акция «Белые журавлики» | 1 | | Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. | I уровень: беседа, работа по шаблону II уровень: Творческий проект журавлика |
32-33 | «Книга твой друг, без неё, как без рук» | 2 | | Чтение и ремонт книг школьной библиотеки. | |
34 | Промежуточная аттестация. Выставка. «Копилка добрых дел» | 1 | | Самоанализ деятельности данного направления. | II уровень: Формулировка выводов, проведение анализа. |
| Итого | 34 ч. | | | |
Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Кол-во часов |
1 | Практические дела для организации жизнедеятельности класса, школы: трудовые операции, субботники, уход за комнатными растениями, книгами | 10 |
2 | Социально-значимые проекты, акции: -День любимых бабушек и дедушек; - Учительница первая моя; - Покормите птиц зимою; - Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!; - Мой подарок для папы; - Мой подарок для мамы; - Цветы для школьного двора; - Подарок ветерану; - Белые журавлики | 18 |
3 | Творческие проекты, конкурсы: - Осень разноцветная; - .Новогодняя игрушка; - Снежная крепость | 5 |
4. | Промежуточная аттестация. Выставка. «Копилка добрых дел» | 1 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Виды внеурочной деятельности | Формы внеурочной деятельности | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1-2 | Создаём уют в классе. Операция «Чистокласс» | Трудовая деятельность | Субботник | 2 | | |
3-4 | Проект «Осень разноцветная». | Познавательная деятельность | Практика Проект | 2 | | |
5 | Проект «День любимых бабушек и дедушек» | Проблемно-ценностное общение | Беседа, проект концерт | 1 | | |
6-7 | Проект «Путешествие в осеннее царство» | Художественное творчество | Проект. Экскурсия Практика | 2 | | |
8 | Операция «Мойдодыр» | Трудовая деятельность | Практика | 1 | | |
9-10 | Уход за комнатными растениями в классе. | Игровая деятельность | Практика | 2 | | |
11-12 | Рейд «Берегите книги» | Трудовая деятельность | Практика | 2 | | |
13-14 | Работа в мастерской Деда Мороза | Художественное творчество | Практика | 2 | | |
15 | Проект «Снежная крепость» | Досугово-развлекательная деятельность | Проект. Игра | 1 | | |
16-17 | Акция «Покормите птиц зимою» | Познавательная деятельность | Практика | 2 | | |
18-19 | Акция «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» | Проблемно-ценностное общение | Практика , экскурсия | 2 | | |
20-21 | Мой подарок для папы | Художественное творчество | Практика | 2 | | |
22-23 | Мой подарок для мамы | Художественное творчество | Практика | 2 | | |
24-27 | Проект «Цветы для школьного двора» | Трудовая деятельность | Проект. Практика | 4 | | |
28 | Трудовой десант«Школьный двор» | Трудовая деятельность | Субботник | 1 | | |
29-30 | Акция «Подарок ветерану» | Проблемно-ценностное общение | Беседа, подготовка к концерту | 2 | | |
31 | Акция «Белые журавлики» | Проблемно-ценностное общение | Практика | 1 | | |
32-33 | «Книга твой друг, без неё, как без рук» | Познавательная деятельность | Практика | 2 | | |
34 | Презентация изделий. Копилка добрых дел | Познавательная деятельность | Практика | 1 | | |
| Итого часов: | | | 34 | | |
Список использованной литературы:
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
Москва «Просвещение», 2011г.
Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника.
Издательство «Учебная литература», 2015г.
Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014 г.
5.Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2012.