СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Ваш выбор»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.             Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Цели программы.

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
  2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
  3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда становятся основой профессионального выбора.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Ваш выбор»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинск





Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО

МО учителей естественнонаучного цикла МС МАОУ СОШ №3 Директор МАОУ СОШ №3

Протокол №_____ от ____________2019 г. Протокол № ____от ___________2019 г. ________________Дубина Н.Г.


Руководитель МО: ___________Ю.В. Клыкова Руководитель МС: _____________Ю.В. Клыкова Приказ № от 2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

социального направления «Ваш выбор»



2019-2020 учебный год





Учитель: Слокенберг Юрий Юрьевич


Пояснительная записка


1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.


Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
Успех профориентационной работы  во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

2. Цели программы.

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.

  2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

  3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.


Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда становятся основой профессионального выбора.


3. Задачи программы.
Образовательные задачи:

  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи.

  1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселка, его развития и благополучия;

  4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития Республики Крым, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего региона.


Развивающие задачи.

1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в    своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

5.Особенности программы.

Программа даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.
Программа  является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной подготовки учащихся.


6. Место предмета в базисном учебном плане.
Программа  «Ваш выбор» рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю на протяжении одного года).


7. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

8. Планируемые результаты освоения курса.

Учащиеся:

  1. Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.

  2. Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования.

  3. Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально - жизненный путь, опираясь на полученные знания.

Учащиеся должны знать
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


9. Критерии и показатели усвоения материала.
1) Информационные

- сформированность представления о мире профессий;

- знание о возможностях получения специального профессионального образования

2) Исследовательские

- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

- участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в регионе.

- изучение путей овладения избранными профессиями

3) Практические

- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

- определение профессиональных планов и намерений учащихся;

- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач городского центра занятости.


10. Формы контроля.

  1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

  2.  презентации проектов учащихся;

  3. фоторепортажи учащихся;

  4. деловые игры;

  5. анкетирование.


Методы выявления результатов:
1. Результаты участия школьников в исследовательских проектах, играх, праздниках.

2.Написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.;

3.Контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.


11. Тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

1

2

Я и выбор профессии

1

3

Социальные проблемы труда.

2

4

Разделение труда

1

5

Классификации профессий

2

6

Мотивы выбора профессии

1

7

Здоровье и выбор профессии

1

8

Типы темперамента и выбор профессии

2

9

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

10

Профессиональная перспектива. Составление резюме

2

11

Собеседование. Правила и нормы поведения.

1

12

Социально – экономические условия современной России

3

13

Основы экономических знаний

3

14

Рынок образовательных услуг

2

15

Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних.

1

16

Основы технологической культуры

4

17

Личный профессиональный план

2

18

Готовность к выбору профиля, профессии

1

19

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

3

Всего

34


12. Содержание программы.


Тема 1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник)
Игра: «Угадай профессию».


 Тема 2. Я и выбор профессии (1 час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики: «Кто я?».

Тема 3. Социальные проблемы труда (2 час).

  Анализ  предприятий: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий. Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в Республике Крым?». Мониторинг рынка труда города.

 

Тема 4. Разделение труда (1 час)

 Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.

 

Тема 5. Классификации профессий (2 часа).
Дифференцированно-диагностический опросник Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».

Практическая работа: составление формул профессий.
 

Тема 6. Мотивы выбора профессии (1 час)

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

Тема 7. Здоровье и выбор профессии (1 час)

Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
 

Тема 8. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа).

Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на  выбор профессии.

Тема 9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час).
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Практическая работа: составление формул профессий.
 

Тема 10. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).
 

 

Тема 11. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час)

Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.

Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).
 

Тема 12. Социально – экономические условия современной России (3 часа).
Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром».

Тема 13. Основы экономических знаний. (2 часа).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.

Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.

Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».

Тема 14. Рынок образовательных услуг. (2 часа).

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию».


Тема 15. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних (1 час).

Знакомство с трудовым кодексом РФ.

 

Тема 16. Основы технологической культуры.(4 часа).
 Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

 Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

 Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.

 Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.

Тема 17. Личный профессиональный план (2 часа).

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьерысоставление и анализ личного профессионального плана.

Тема 18. Готовность к выбору профиля, профессии (1 часа).

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».

Тема 19. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (3 часа).

Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты).


Календарно-тематическое планирование (34 часов)


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

по плану

по факту

1

7.09


Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

КУ


2

14.09


Я и выбор профессии

КУ


Социальные проблемы труда.

3

21.09


Анализ предприятий. Производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости,

КУ


4

28.09


«Какие профессии востребованы в нашем регионе?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда.

КУ


5

5.10


Разделение труда

КУ


Классификации профессий

6

10.10


Различные виды классификаций. Знакомство с классификацией профессий Климова.

УОНМ

Практическая работа: составление формул профессий.

7

12.10


Дифференцированно-диагностический опросник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»).

КУ

Анкетирование

8

19.10


Мотивы выбора профессии

КУ


9

21.10


Здоровье и выбор профессии

КУ


Типы темперамента и выбор профессии

10

9.11


Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии.

КУ


11

16.11


Значение и влияние темперамента на  выбор профессии.

КУ


12

21.11


Современный рынок труда и его требования к профессионалу

КУ

Презентации.

Профессиональная перспектива. Составление резюме

13

23.11


Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность.

КУ


14

30.11


Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

КУ


Собеседование. Правила и нормы поведения.

15

7.12


Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.

КУ


16

14.12


 Игра «Руководитель» (стили руководства).

КУ


Социально – экономические условия современной России

17

21.12


Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг.

КУ


18

11.01


Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

КУ


19

18.01


Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром»

УОНМ

Практическая работа

Основы экономических знаний

20

25.01


Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ.

КУ


21

1.02


Деньги и торговля. Банки и биржи.

КУ


Рынок образовательных услуг

22

8.02


Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования

КУ


23

15.02


Социально – профессиональная мобильность.
Анализ рынка образовательных услуг.

УОНМ

Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию»

24

22.02


Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних.

КУ


Основы технологической культуры

25

29.02


Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

КУ


26

7.03


Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

КУ


27

14.03


Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.

КУ


28

4.04


Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений.

КУ

Презентации.

Личный профессиональный план

29

11.04


Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.

КУ


30

18.04


Профессиональное становление Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

УС


31

25.04


Готовность к выбору профиля, профессии

УОНМ

Тестирование

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

32

2.05


Подготовка профориентационных проектов

КУ


33

9.05


Подготовка профориентационных проектов

УОНМ


34

16.05


Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

УОНМ

Защита проектов. Презентации.