Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинск
Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО
МО учителей естественнонаучного цикла МС МАОУ СОШ №3 Директор МАОУ СОШ №3
Протокол №_____ от ____________2019 г. Протокол № ____от ___________2019 г. ________________Дубина Н.Г.
Руководитель МО: ___________Ю.В. Клыкова Руководитель МС: _____________Ю.В. Клыкова Приказ № от 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
социального направления «Ваш выбор»
2019-2020 учебный год
Учитель: Слокенберг Юрий Юрьевич
Пояснительная записка
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
Успех профориентационной работы во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.
2. Цели программы.
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда становятся основой профессионального выбора.
3. Задачи программы.
Образовательные задачи:
Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Воспитательные задачи.
Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселка, его развития и благополучия;
Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития Республики Крым, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего региона.
Развивающие задачи.
1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
5.Особенности программы.
Программа даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.
Программа является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной подготовки учащихся.
6. Место предмета в базисном учебном плане.
Программа «Ваш выбор» рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю на протяжении одного года).
7. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.
8. Планируемые результаты освоения курса.
Учащиеся:
Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.
Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования.
Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально - жизненный путь, опираясь на полученные знания.
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
9. Критерии и показатели усвоения материала.
1) Информационные
- сформированность представления о мире профессий;
- знание о возможностях получения специального профессионального образования
2) Исследовательские
- участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
- участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в регионе.
- изучение путей овладения избранными профессиями
3) Практические
- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
- определение профессиональных планов и намерений учащихся;
- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач городского центра занятости.
10. Формы контроля.
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
презентации проектов учащихся;
фоторепортажи учащихся;
деловые игры;
анкетирование.
Методы выявления результатов:
1. Результаты участия школьников в исследовательских проектах, играх, праздниках.
2.Написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.;
3.Контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.
11. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | 1 |
2 | Я и выбор профессии | 1 |
3 | Социальные проблемы труда. | 2 |
4 | Разделение труда | 1 |
5 | Классификации профессий | 2 |
6 | Мотивы выбора профессии | 1 |
7 | Здоровье и выбор профессии | 1 |
8 | Типы темперамента и выбор профессии | 2 |
9 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 1 |
10 | Профессиональная перспектива. Составление резюме | 2 |
11 | Собеседование. Правила и нормы поведения. | 1 |
12 | Социально – экономические условия современной России | 3 |
13 | Основы экономических знаний | 3 |
14 | Рынок образовательных услуг | 2 |
15 | Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних. | 1 |
16 | Основы технологической культуры | 4 |
17 | Личный профессиональный план | 2 |
18 | Готовность к выбору профиля, профессии | 1 |
19 | Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) | 3 |
Всего | 34 |
12. Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник)
Игра: «Угадай профессию».
Тема 2. Я и выбор профессии (1 час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики: «Кто я?».
Тема 3. Социальные проблемы труда (2 час).
Анализ предприятий: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий. Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в Республике Крым?». Мониторинг рынка труда города.
Тема 4. Разделение труда (1 час)
Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.
Тема 5. Классификации профессий (2 часа).
Дифференцированно-диагностический опросник Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».
Практическая работа: составление формул профессий.
Тема 6. Мотивы выбора профессии (1 час)
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
Тема 7. Здоровье и выбор профессии (1 час)
Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Тема 8. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа).
Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на выбор профессии.
Тема 9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час).
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Практическая работа: составление формул профессий.
Тема 10. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).
Тема 11. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час)
Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.
Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).
Тема 12. Социально – экономические условия современной России (3 часа).
Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром».
Тема 13. Основы экономических знаний. (2 часа).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.
Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».
Тема 14. Рынок образовательных услуг. (2 часа).
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию».
Тема 15. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних (1 час).
Знакомство с трудовым кодексом РФ.
Тема 16. Основы технологической культуры.(4 часа).
Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.
Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.
Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.
Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.
Тема 17. Личный профессиональный план (2 часа).
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.
Тема 18. Готовность к выбору профиля, профессии (1 часа).
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».
Тема 19. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (3 часа).
Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты).
Календарно-тематическое планирование (34 часов)
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Вид контроля |
по плану | по факту |
1 | 7.09 | | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | КУ | |
2 | 14.09 | | Я и выбор профессии | КУ | |
Социальные проблемы труда. |
3 | 21.09 | | Анализ предприятий. Производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости, | КУ | |
4 | 28.09 | | «Какие профессии востребованы в нашем регионе?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда. | КУ | |
5 | 5.10 | | Разделение труда | КУ | |
Классификации профессий |
6 | 10.10 | | Различные виды классификаций. Знакомство с классификацией профессий Климова. | УОНМ | Практическая работа: составление формул профессий. |
7 | 12.10 | | Дифференцированно-диагностический опросник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»). | КУ | Анкетирование |
8 | 19.10 | | Мотивы выбора профессии | КУ | |
9 | 21.10 | | Здоровье и выбор профессии | КУ | |
Типы темперамента и выбор профессии |
10 | 9.11 | | Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. | КУ | |
11 | 16.11 | | Значение и влияние темперамента на выбор профессии. | КУ | |
12 | 21.11 | | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | КУ | Презентации. |
Профессиональная перспектива. Составление резюме |
13 | 23.11 | | Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность. | КУ | |
14 | 30.11 | | Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме. | КУ | |
Собеседование. Правила и нормы поведения. |
15 | 7.12 | | Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет. | КУ | |
16 | 14.12 | | Игра «Руководитель» (стили руководства). | КУ | |
Социально – экономические условия современной России |
17 | 21.12 | | Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. | КУ | |
18 | 11.01 | | Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. | КУ | |
19 | 18.01 | | Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром» | УОНМ | Практическая работа |
Основы экономических знаний |
20 | 25.01 | | Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. | КУ | |
21 | 1.02 | | Деньги и торговля. Банки и биржи. | КУ | |
Рынок образовательных услуг |
22 | 8.02 | | Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования | КУ | |
23 | 15.02 | | Социально – профессиональная мобильность. Анализ рынка образовательных услуг. | УОНМ | Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» |
24 | 22.02 | | Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних. | КУ | |
Основы технологической культуры |
25 | 29.02 | | Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. | КУ | |
26 | 7.03 | | Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. | КУ | |
27 | 14.03 | | Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. | КУ | |
28 | 4.04 | | Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. | КУ | Презентации. |
Личный профессиональный план |
29 | 11.04 | | Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. | КУ | |
30 | 18.04 | | Профессиональное становление Профессиональное прогнозирование и самоопределение. | УС | |
31 | 25.04 | | Готовность к выбору профиля, профессии | УОНМ | Тестирование |
Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) |
32 | 2.05 | | Подготовка профориентационных проектов | КУ | |
33 | 9.05 | | Подготовка профориентационных проектов | УОНМ | |
34 | 16.05 | | Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) | УОНМ | Защита проектов. Презентации. |