СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов "Введение в психологию"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63»
Города Магнитогорска
Согласовано:
__________________________ Зам.директогра по ВР Вараница О.В. « »_______________2015г. | Утверждаю:
____________________________ Директор школы Шиндяева Е.А. « »___________________2015г.
|
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности
«Введение в психологию»
для обучающихся 11-12 лет в 5 классах на 2015-2016 учебный год
Составил:
педагог-психолог
Григорьева И. В.
Магнитогорск, 2015
Оглавление
1. | Пояснительная записка | 2-3 |
2 | Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Введение в психологию». Требования к уровню подготовки обучающихся | 3-5 |
3. | Место курса внеурочной деятельности «Введение в психологию» в учебном плане | 5 |
4. | Описание ценностных ориентиров содержания курса | 5-6 |
5. | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Характеристика контрольно-измерительных материалов | 6-15 |
6. | Содержание курса внеурочной деятельности "Введение в психологию" | 15-18 |
7. | Тематическое планирование. | 18-29 |
8. | Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | 29 |
9. | Учебно-методическое обеспечение | 29 |
10. | Приложения | 30-34 |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности "Введение в психологию" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897); Примерной программы для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы «Психология» учебный курс для III – XI классов» (авторы: А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых), рекомендованной редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия; Программы формирования универсальных учебных действий; Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, планируемых результатов основного общего образования, а также на основе Основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 63»; нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
3.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
5.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М : Просвещение, 2013. – 96 с.;
6.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
7. Диагностический инструментарий для проведения регионального мониторинга качества общего образования : методическое пособие / Е. А. Тюрина, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов ; под ред. В. Н. Кеспикова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 272 с.
Актуальность. Рабочая программа «Введение в психологию» разработана в соответствии с запросом родительской общественности на формирование у школьников умения применять в жизни основные знания психологической науки; в соответствии с желаниями детей начальной школы, высказанных в анкете, продолжить групповые занятия с психологом «Сказотерапия»; по результатам психологической диагностики выпускников начальной школы, большинство обучающихся имеют средний уровень психологического здоровья, в целом успешно адаптированы, но не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и проявляют отдельные признаки дезадаптации, нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.
Целью Программы курса внеурочной деятельности «Введение в психологию» является обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования, а также приобщение пятиклассников к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры человека.
Задачи :
Дидактическая направлена на формирование у школьников общих представлений о психологии как науке и умений практического применения психологических знаний в школьной жизни пятиклассников.
Развивающая направлена на развитие морального сознания и компетентности в решении проблем на основе личного выбора.
Воспитывающая направлена на становление положительных морально-волевых качеств личности ребенка, на формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Введение в психологию»
Программа внеурочной деятельности «Введение в психологию» является продолжением программы внеурочной деятельности начального общего образования «Сказкотерапия» и вооружает учащихся 5 классов новейшими знаниями в области практической психологии, эффективными технологиями самопомощи, которые пригодятся в будущем. На занятиях обучающиеся будут вовлечены в исследовательские проекты и творческую деятельность. Если в первом классе продуктом творческой деятельности были рисунки и инсценировки, в третьем классе – микросочинения и психодраматические этюды, в 4 классе – дневники самосознания и планы саморазвития, в 5 классе продуктом творческой деятельности будут и рисунки, и инсценировки, и микросочинения, и психодраматические этюды, и планы саморазвития, а также модели желанного будущего.
Программа способствует успешной адаптации к обучению в среднем звене, сохранению и укреплению психологического здоровья. Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: психологической лексики, эмоциональной грамотности.
Возрастные и психологические особенности детей. При разработке программы «Введение в психологию» для V классов необходимо было опираться как на общие научные знания в области психологии, так и на знание основных закономерностей психического и логического развития на этапах школьного детства. Важно, чтобы у школьника не образовалась пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как человеке. Поэтому, при разработке программы «Введение в психологию» для V классов , учитывалось, что младший подростковый возраст является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства, на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.
5-й класс или младший подростковый возраст – сложный возрастной период, суть которого заключается в переходном характере развития ребёнка, в значительной степени определяемом условиями педагогического процесса. Ребёнок переходит из начальной школы в среднюю, что с одной стороны, создаёт для него известные трудности (новые учителя, более сложный учебный материал, повышенные, по сравнению с начальной школой, требования, с другой – раскрывает новые горизонты развития).
Программа учитывает, что 5-й класс является сензитивным периодом: для начала развития специальных способностей и интересов к разным сторонам знания, чему способствует предметное обучение и встреча на уроках с разными учителями; для начала осознания и развития своей индивидуальности, что связано с пониманием своих способностей, характера, темперамента, обнаруживающихся в процессах учения, общения, поведения; для понимания индивидуальных особенностей людей.
При разработке программы для младших подростков учитывалось, что этот возраст является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самим себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей. Особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства, на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения и межличностных отношений. Вопросы общения весьма актуальны, интересны подросткам. Их волнуют проблемы дружбы, приятельских и товарищеских отношений, влюблённости, проблемы отношений людей друг к другу. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
5-й класс – сензитивный период для развития основного психического новообразования подросткового возраста – умения понимать чувства, переживания других людей и строить своё поведение и отношения с учётом этого.
Программа предполагает сотрудничество подростков со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, отношения между людьми, своё будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Быть может, основной смысл личностного развития в подростковом возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей индивидуальности, в понимании и признании того, что и любой другой человек столь же уникален и индивидуален.
Требования к уровню подготовки обучающихся. Знания, полученные обучающимися при освоении программы «Введение в психологию» для V классов», носят ознакомительный характер, могут стать основанием для последующего овладения обучающимися основами психологического знания.
В результате изучения программы «Введение в психологию» для V классов обучающийся должен:
понимать основные психологические термины и понятия;
знать возможности саморазвития своей личности;
применять полученные знания в жизни;
правильно оценивать ситуации и решать создающиеся проблемы.
В результате обучения предполагается формирование некоторых качеств личности (навыков) , обучающийся должен быть:
целеустремлённым (брать на себя ответственность за своё дальнейшее образование);
дипломатичным (решать возникающие проблемы, используя конструктивные способы их решения) .
Вместе с тем психологическая готовность обучающегося успешно решать возрастные задачи предполагает не завершённые в своём формировании психологические структуры и качества, а определённую зрелость личности, заключающуюся в том, что у обучающихся сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.
Курс внеурочной деятельности «Введение в психологию» – это не развивающее или коррекционное занятие с обучающимися. Занятия включают развивающие и коррекционные упражнения. Одна из специфических особенностей занятия заключается в том, что обучающиеся не только познают психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, познавать закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
Структура любого занятия строится таким образом, чтобы способствовать развитию у обучающихся умения и желания изучать психологию, то есть становлению школьника как субъекта учебной деятельности, как деятеля в области освоения психологической науки и практики.
На занятиях учитель может использовать разные формы обучения: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные: всё зависит от содержания и смыслового значения занятия. Предпочтение активным методам усвоения знаний. Практические задания и активные методы работы должны быть связаны с решением учебных задач.
Домашние задания носят рекомендательный характер и должны иметь самостоятельно-творческий характер, например:
ознакомление с дополнительной литературой по теме занятия;
наблюдение за каким-либо психологическим явлением;
анализ собственных мыслей, отношений, переживаний и прочее.
Такая работа позволяет обучающимся принять свою учебную работу как деятельность исследовательскую, требующую самостоятельности в постановке целей и выборе средств, то есть формирует учеников как субъектов учебной деятельности.
Оценочные суждения учителя психологии должны касаться: понимания учебного материала; уровня выполнения заданий. Оцениваются знания о психологических качествах и психических свойствах человека, а не качества и свойства самого школьника. Недопустимы смещение и подмена оценки знаний оценками и характеристиками особенностей психического развития, личности, интеллекта и способностей обучающихся.
Педагогически грамотная оценка способствует развитию у обучающихся самоконтроля, который служит основой формирования важнейшего личностного образования – самооценки. Обучение детей навыкам самооценки является одной из центральных задач учителя психологии.
Следует поощрять активность школьников на уроке психологии, их стремление опереться при изложении той или иной темы на собственный опыт и переживания, их любознательность, которая проявляется, прежде всего, в виде вопросов. Вместе с тем не следует принуждать к активному участию в обсуждении тех школьников, которые не желают этого.
Проверка знаний может проходить в устной или письменной форме (тест). При устной проверке знаний (опрос обучающихся) рекомендуется обращаться к школьникам преимущественно с вопросами, требующими размышлений, сообразительности, умения применять в жизни теоретические знания. Помимо проверки знаний на каждом занятии, предусмотрено оценивание уровня сформированности универсальных учебных действий (по плану -Таблицы 1, 2) и входящий и итоговый контроль понимания психологических терминов и понятий (Приложение 1).
Место внеурочной деятельности «Введение в психологию» в учебном плане.
Рабочая программа «Практическая психология» ориентирована на обучающихся 10-12 лет в 5 классах. Направление – социальное. Тематическое планирование рассчитано на 34 часа (35 резервный час) один раз в неделю. В программе указано количество часов на изучение каждой темы (Таблица 3). Учитель (педагог – психолог) может самостоятельно распределить часы по темам программы и выбрать конкретную форму проведения занятий в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и условий работы в том или ином классе. Занятия проводятся в классной комнате, обеспечивающей возможность при необходимости посадить детей в круг для осуществления интерактивной формы организации взаимодействия.
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «Введение в психологию »
Программа содействует целенаправленному развитию у обучающихся проявлений духовности, а точнее – её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентирам, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
В соответствии со Стандартом внеурочная деятельность «Практическая психология»» ориентирована на становление личностных характеристик :
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
соблюдающий нормы и правила общения;
проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
честный и справедливый;
творящий и оберегающий красоту мира;
доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты .
Мониторинговая карта
Таблица 1.
Критерии сформированности УУД | Сроки проведения |
|
| |||||
Показатели сформированности УУД обучающихся 5–7 классов | Диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся ( Диагностический инструментарий для проведения регионального мониторинга качества общего образования : методическое пособие / Е. А. Тюрина, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов ; под ред. В. Н. Кеспикова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 272 с. ) | |||||||
Личностные | ||||||||
Самоопределение (личностное, жизненное)
|
|
|
| |||||
Сентябрь, апрель | Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Методика изучения ценностных ориентаций | ||||||
Ноябрь, апрель | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников; | Опросник социально-психологической адаптации Р.Даймона-К.Роджерса | ||||||
Сентябрь, апрель | | |||||||
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Методика изучения ценностных ориентаций | |||||||
Май | Осознание значения семьи в жизни человека и общества. | Проективная методика «Розовый куст» Тест Куна-Макпартленда «Кто Я» | ||||||
Смыслообразование |
Ноябрь, май | Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде. | Рефлексивная самооценка учебной деятельности (О.А.Карабанова) | |||||
. |
|
| ||||||
Нравственно-этическая ориентация | Апрель | -Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, традициям России и народов мира; -Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | -Методика «Пословицы» (С.М.Петрова, В.Н. Панферов); -Моральные дилеммы; -Методика исследования ценностных ориентаций | |||||
Апрель | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Методика «Пословицы» (С.М.Петрова, В.Н. Панферов); -Моральные дилеммы. | ||||||
|
|
| ||||||
Апрель | Сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Методика «Пословицы» (С.М.Петрова, В.Н.Панферов). | ||||||
Познавательные | ||||||||
Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности | В течение года | Сформированность умения планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме; Сформированность умения выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями; Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности; Сформированность умения при представлении продукта учебного проекта аргументировать свою позицию, используя языковые средства адекватные исследуемой проблеме; Сформированность умения самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. | Групповой проект | |||||
Регулятивные | ||||||||
Целеполагание
| В течение года. | Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;. Сформированность умения самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Планирование | В течение года | Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач; Сформированность умения самостоятельно составлять планы. |
Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Прогнозирование | В течение года | Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Контроль | В течение года | Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Оценка | В течение года | Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Коррекция | В течение года | Сформированность умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Волевая саморегуляция | В течение года | Сформированность умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Коммуникативные | ||||||||
Планирование совместной деятельности | В течение года | Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Постановка вопросов | В течение года | Сформированность умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Разрешение конфликтов | В течение года | .Сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений). | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Управление поведением партнера | В течение года | Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Точность выражения мысли (Умение выражать свои мысли) | В течение года | Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя | |||||
Владение монологической и диалогической формами речи |
| Сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. | Групповой проект. Карта наблюдения учителя |
Комплекс контрольно-измерительных материалов
для оценки метапредметных планируемых результатов
(в форме группового проекта )
Таблица 2.
Этапы работы над проектом | УУД | Критерии сформированности УУД | Показатели сформированности УУД обучающихся | Оценка | Макс | |
1. Организационный | 2 | |||||
| Регулятивные | Целеполагание | - сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу
| 1\0 | 2
| |
- сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу
| 1\0 | |||||
| 8 | |||||
2.1.Анализ имеющейся информации | Коммуникативные | Постановка вопросов | -сформированность умения формулировать вопросы партнеру по общению | 1\0 | 1 | |
2.2.Построение алгоритма деятельности | Коммуникативные | Планирование совместной деятельности | -сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя | 1\0 | 2 | |
|
| -сформированность умения определять цели и испособы деятельности под руководством учителя | 1\0 |
| ||
Познавательные | Умения проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности | -сформированность умения планировать учебный проект по заданию и под руководством учителя | 1\0 | 1 | ||
2.3.Выполнение плана работы над групповым учебным проектом | Познавательные | Умения проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности | -сформированность умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями | 1\0 | 1 | |
Коммуникативные | Управление поведением партнера | -сформированность способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера и социально-приемлемые способы поведения в общении и деятельности | 1\0 | 1 | ||
Разрешение конфликтов | -сформированность способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственнолй, и ориентироваться на позицию партнера и социально-приемлемые способы поведения в общении и деятельности | 1.0 | 1 | |||
Точность выражения мысли (умение выражать свои мысли) | -сформированность умения формулировать собственное мнение | 1.0 | 1 | |||
3.Защита проекта | 5 | |||||
3.1.Подготовка презентационных материалов | Познавательные | Умения проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности | -сформированность умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями | 1\0 | 2 | |
3.2.Презентация проекта | Познавательные | Умение проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности | -сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации | 1\0 | 2 | |
| Коммуникативные | Владение монологической и диалогическ4ой формами речи | -сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологичесакого высказывания (в том числе сопровождая его аудивизуальнойц поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения |
|
| |
4.Критерии оценки проектной деятельности | 4 | |||||
4.1.Анализ результатов выполнения проекта | Регулятивные | Контроль и оценка | -сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия | 1\0 | 3 | |
-сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям | 1.0 |
| ||||
-сформированность умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершенияч на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | 1\0 |
| ||||
4.2.Оценка качества выполнения проекта | Познавательные | Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности | -сформированность умения формулировать собственное мнение по поводу выполнения учебного проекта | 1.0 | 1 |
6.Содержание курса внеурочной деятельности «Введение в психологию»
Отбор и распределение научного и практического материала связаны как с логикой самой науки, так и с логикой возрастных закономерностей психического развития школьников.
При определении содержательной последовательности научных теоретических знаний и практических умений учитывались прежде всего сензитивность возраста к восприятию тех или иных влияний и его ответственность за развитие основных психологических новообразований данного этапа онтогенеза.
Правильная организация учебной деятельности, предполагающая личностную включённость ребёнка в эту деятельность, создаёт благоприятные условия для развития познавательной сферы – ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. Всё это неизбежно связано с эмоционально-волевой сферой. Взаимообусловленность познавательной и эмоционально-волевой сфер личности в их совокупности и составляет базу общего развития ребёнка, развития его общих способностей и основных психологических новообразований возраста.
Курс «Введение в психологию» в какой-то степени рассматриваться как «зона ближайшего развития» личности школьника. Именно это учитывалось в первую очередь при разработке программы курса внеурочной деятельности.
В 5-ом классе предлагаемые для изучения темы посвящены базовой проблематике общей психологии. Обучающиеся знакомятся с познавательными и эмоционально-волевыми процессами и приступают к изучению психических свойств личности, к которым относятся способности, характер и темперамент. Также изучаются темы: общение, отношение, восприятие и понимание людьми друг друга. Дети начинают знакомство с проблемами социальной психологии: знакомятся с психологическими характеристиками малых и больших социальных групп, особенностями поведения и деятельности людей в различных группах и коллективах. Обучающиеся знакомятся с основными видами человеческой деятельности. Все темы рассматриваются с точки зрения возможного применения научных теоретических знаний к практической учебной и повседневной деятельности пятиклассников. На освоение теоретического материала отводиться не более 15 минут занятия, основное время – практические задания.
1.Введение. (1 час) Понятие о психологии как науке. Что изучает психология. Головной мозг и психика. Зависимость психической деятельности человека от особенностей его нервной системы. Значение психологии для познания самого себя и других, для успешного осуществления учебной и иной деятельности, для общения и взаимодействия с окружающими людьми, для самовоспитания и выбора профессии.
2. Психологическая культура как часть общей культуры. (1 час) Что включает в себя понятие «культура». Образование и культура. Психологическая культура. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Что такое «житейская» психология. Научная психология. Взаимодействие житейской и научной психологии.
3. Психологическая культура личности. (1 час) Индивид. Личность. Индивидуальность . Человек как индивид. Человек как личность. Характеристики человека как личности . Самосознание. «Я-концепция». Самооценка и уровень притязаний. Локус контроля. Человек как индивидуальность. Что человек может знать о себе самом как личности и индивидуальности. Как человек познаёт себя. Индивидуальные различия в познании и самопознании. Самопознание и познание других людей. Психологические знания и самопознание. Проявление психологической культуры личности в общении и отношениях. Умение принимать решения и самостоятельно решать личные проблемы. Поведение в трудных ситуациях. Жизненная стойкость.
4. Эмоциональная сфера человека . (1 час) Чувства – важнейшая характеристика личности. Эмоциональные состояния и чувства. Развитие чувств в онтогенезе. Преодоление импульсивности чувств и поведение. Возникновение устойчивых чувств. Саморегуляция в выражении чувств. Социализация чувств. Психологическая характеристика некоторых чувств. Смущение и застенчивость. Чувство стыда. Чувство вины. Совесть. Чувство долга и ответственность. Честь и достоинство. Негативные моральные чувства. Чувства привязанности. Чувства одиночества. Социальная функция чувств.
5. Личность и мотивация.(4 час) Мотивационная сфера личности. Уровень развития личности и мотивация. Пирамида потребностей Маслоу. Борьба мотивов. Целеполагание. Смыслообразование.
6. Способности . (5 часов) Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. Откуда берутся способности. Задатки как природная основа способностей. Как развиваются способности. Компенсация способностей. Одарённость как сочетание способностей. Одарённость, талант, гениальность. Общие способности. Мышление, память, восприятие окружающего мира, творческое отношение к действительности и воображение как общие способности. Специальные способности. Что такое специальные способности. Структура специальных способностей. Виды специальных способностей (математические, художественные, литературные, познавательная активность). Интересы и склонности. Способности в школе. Способность к учению. Способность к творчеству. Интерес и успешность в деятельности. Самооценка способностей.
7. Характер . ( 1 час) Что такое характер? Черты характера. Нравственные черты характера. Волевые черты характера. Черты характера и способности. Любознательность и влюблённость в мир. Воля и трудолюбие. Сосредоточенность и внимание. Характер и успехи в школе.
8. Темперамент. (1 час) Что такое темперамент. Психологические характеристики темпераментов. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности. Психологический практикум в форме обобщающего урока.
9. Деятельность. (3 часа) Общее понятие о деятельности. Что побуждает человека к деятельности. Что такое потребность. Виды потребностей. Мотивы. Цель и смысл деятельности. Психологические особенности основных видов деятельности . Виды деятельности человека. Игра. Для чего нужна игра. История игрушки. Игра и развитие ребёнка. Мотивация игровой деятельности. Игры взрослых. Учебная деятельность. Развитие учебной деятельности в детском возрасте. Мотивы учения. Познавательные мотивы учения. Социальные мотивы учения. Трудовая деятельность. Какое место в деятельности занимают движения, действия, навыки, привычки. Движение и действие. Как управляется движение. Связь моторики с другими психическими процессами. Развитие движений. Действие. Что такое действие, знания, умения, навыки.
10. Поведение и поступок. (1 час) Что такое поведение. Проявления личности в вербальном поведении. Проявление личности в невербальном поведении. Личность и поступок.
11. Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю. ( 1 час) Успех или неуспех в деятельности. Что такое оценка. Притязание на успех и уровень достижений в деятельности. Самооценка и притязание на успех. Как изменяется уровень притязаний. Притязания и достижения в деятельности.
12. Общение. (1 час) Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми. Что такое потребность в общении. Психологические особенности человека и общение. Слушать и слышать. Подстройка в общении.
13. Общение и отношения .(1 час) Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. Любовь.
14. Психология группы. ( 1 час) Что такое социальная группа. Формальные и неформальные группы. Референтные группы. Как люди влияют друг на друга в группах.
15. Малая группа. (1 час) Что такое малая группа. Семья как группа. Функции современной семьи. Любовь как основа семьи. Любовь – высшее человеческое чувство. Семейные отношения. Семейные роли. Семейные треугольники. Уровень зависимости и тревоги. Симптомы семейного неблагополучия. Группа и коллектив. Положение человека в группе и коллективе. Психологический климат в группе и коллективе.
16. Влияние группы и коллектива. (1 час) Как влияет на нас и нашу деятельность присутствие других людей. Как группа принимает решение. Влияние большинства в группе. Что такое конформизм. Когда проявляется конформизм. Конформизм – это хорошо или плохо? Что может меньшинство.
17. Большая группа.(1 час) Что такое большая группа. Большая устойчивая группа. Большая кратковременная социальная группа. Неформальные объединения. Группы по интересам и увлечениям. Почему и зачем подросток уходит в «неформалы». Радиослушатели и телезрители как большие социальные группы. Реклама как способ взаимодействия на людей. Пользователь Интернета как большая социальная группа.
18. Конфликты и их разрешение .(3 часа) Что такое конфликт. Формула конфликта. Причины возникновения конфликта. «Конфликтный человек». Как разрешить конфликт. Психологический практикум.
19. Что такое психологическая помощь и поддержка. (3 часа) Когда у человека возникает потребность в психологической помощи. Современная психологическая помощь при возникновении у человека личных проблем. Психотерапия. Медицинская и психологическая психотерапия. Групповая психотерапия. Тренинги и группы встреч. Психологическое консультирование. Профориентация и профконсультация. Работа психолога в разных сферах общественной жизни. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Какие ситуации можно назвать экстремальными. Посттравматический стресс. Как проявляется посттравматический стресс. Как помочь людям, пережившим травматические события. Психология террора и терроризма. Буллинг – травля в подростковой среде.
20. Личностная зрелость. (3 часа + 1 час резерв) Структура личности. Границы личности. Внешние и внутренние границы. Психологические барьеры самоопределения. Психологический стресс и фрустрация. Психологические зависимости – способы бегства от действительности. Бегство и иллюзии – наркомания и алкоголизм. Бегство и виртуальный мир – игровая зависимость. Интернет-зависимость. Бегство в «контакты или уединение», зависимость от другого человека. Выбор и ответственность. Рост и развитие личности.
7. Тематическое планирование
Таблица 3.
№ п\п | Тема | Ко-ли-чес-тво ча-сов | Методы и приёмы активизации деятельности обучающихся. (Время на практику). | Предметные результаты. (Время на теорию). | Личностные результаты | Метапредметные результаты | ||
Познава-тельные | Регуля-тивные | Коммуни-кативные | ||||||
1. | Введение. Что изучает психология. | 1 | Учебно-исследовательская деятельность (30 минут) | (15 мин) Понятие о психологии как науке. Что изучает психология. Значение психологии для познания самого себя и других, для успешного осуществления учебной и иной деятельности, для общения и взаимодействия с окружающими людьми, для самовоспитания и выбора профессии. | Мотивиро-ванность на само-познание | Самостоя-тельное выделение и формули-рование познава-тельной цели | Умение сознатель-но орга-низо-вывать свою познава-тельную деятель-ность | Владение диалоги-ческой формой речи |
2 | Психологическая культура как часть общей культуры. Практическая психология как курс внеурочной деятельности | 1 | Проект. Создание образа культурного человека. Создание образа успешного себя. Планирование достижений в 1 четверти (30 минут) | (15 мин) Культура. Образование. Рост и развитие. Зона ближайшего развития, УУД. Психологическая культура. Психологические знания. «Житейская» психология. Научная психология. | Осознание. Смысло-образование Целепо-лагание | Сформиро-ванность у обучаю- щихся представ-ления о новом курсе «Практи-ческая психоло-гия» | Умение ставить дости-жимую цель, плани-ровать пошагово путь дости-жения и способы само-контроля | Умение выражать свои мысли, владение моноло-гической и диаглоги-ческой формами речи |
3 | Психологическая культура личности | 1 | Проблемная ситуация. Групповая работа «Я знаю, другие знают. Я знаю, другие не знают. Я не знаю, другие знают. Я не знаю, другие не знают» (30 минут» | Человек. Индивид. Индиви-дуальность. Личность. Что человек может знать о себе самом как личности и индивидуальнос-ти. Как человек познаёт себя. (15 минут) | Мотивиро-ванность на самонаб-людение, сравнение, принятие оценки других, адекватное самооце-нивание | Исследо-вание неслож-ных реальных связей и зави-симостей | Умение адекватно восприни-мать оценку учителя | Умение учитывать различные мнения, выражать свои мысли, аргументи-ровать свою позицию |
4 | Эмоциональные состояния | 1 | Тренинговые упражнения, Психо-гимнастика. Исследо- вание своей эмоциональной сферы (45 минут) | Интерес, скука, напряжение, стресс, стыд, вина, страх, тревожность, усталость, утомление, фрустрация, эйфория, аффект, радость, любовь, отчуждение, отвращение, готовность, установка, психологический климат, конфликт | Эмоциональ-но-поло-жительное принятие своей идентич-ности | Практическое освоение основ исследователь-ской деятельности | Осозна-ние особен-ностей своего эмоцио- нального реаги-рования. Управле-ние своим эмоцио-нальным состо-янием
| Умение регулиро-вать эмоцио-нальное состояние с помощью внутренней речи, учитывать намерения и способы коммуни-кации партнёра по общению |
5 | Мотивация как психологическое состояние | 1 | (40 мин)Проект: «Инсцени-рование борьбы мотивов» Учебно-исследовательская деятельность «Методика изучения ценностных ориентаций» | Потребность, мотив, мотивация, гештальт (5 минут) | Умение ориентиро-ваться в особеннос-тях социальных отноше- Ний | Практическое освоение основ проектной деятельности | Умение планиро-вать, выбирать Эффектив-ные пути и средства дости-жения учебной задачи | Умение организо-вать, сплани-ровать учебное сотрудни-чество со срерст-никами |
6 | Познавательные процессы. Внимание | 1 | Учебно- исследова-тельская деятельность. Тест ( 30 минут) | Ощущения. Восприятие. Функции и Виды внимания. Развитие внимания. (15 минут) | Эмоциональ-но поло-жительное принятие себя, формирова-ние адекват-ной само-оценки | Практи- ческое освоение основ исследова-тельской деятель- ности | Умение оценивать результат своей деятель-ности, строить план коррек-ции | Развитие речевой деятель-ности для регуляции умствен-ной деятель-ности |
7 | Познавательные процессы. Память | 1 | (30 минут) Учебно- исследова-тельская деятельность. Тест | (15 минут) Виды памяти и их особенности. Формирование и развитие памяти | Эмоциональ-но поло-жительное принятие себя, формирова-ние адекват-ной само-оценки | Практи- ческое освоение основ исследова-тельской деятель- ности | Умение оценивать результат своей деятель-ности, строить план коррек-ции | Развитие речевой деятель-ности для регуляции умствен-ной деятель-ности |
8 | Познавательные процессы. Мышление, воображение, речь. | 1 | Учебно- исследова-тельская деятельность. Тест (30 минут) | (15 мин)Природа и виды мышления. Речь как инструмент мышления. Воображение и творчество. Развитие мышления. | Эмоциональ-но поло-жительное принятие себя, формирова-ние адекват-ной само-оценки | Практи- ческое освоение основ исследова-тельской деятель- ности | Умение оценивать результат своей деятель-ности, строить план коррек-ции | Развитие речевой деятель-ности для регуляции умствен-ной деятель-ности |
9 | Психологические свойства личности. Способности | 1 | Учебно- исследова-тельская деятельность. Тест (30 минут) | Задатки и способности. Развитие способностей. (15 минут) | Эмоциональ-но поло-жительное принятие себя, формирова-ние адекват-ной само-оценки | Практи- ческое освоение основ исследова-тельской деятель- ности | Умение оценивать результат своей деятель-ности, строить план коррек-ции | Развитие речевой деятель-ности для регуля-ции умствен-ной деятель-ности |
10 | Психологические свойства личности. Характер | 1 | Учебно- исследова-тельская деятельность. Тест (30 минут) | Формирование характера. Типологии характера. Характер и болезнь. Психологическое здоровье. (15 минут) | Эмоциональ-но поло-жительное принятие себя, формирова-ние адекват-ной само-оценки | Практи- ческое освоение основ исследова-тельской деятель- ности | Умение оценивать результат своей деятель-ности, строить план коррек-ции | Развитие речевой деятель-ности для регуляции умствен-ной деятель-ности |
11 | Психологические свойства личности. Темперамент | 1 | (30 минут) Учебно- исследова-тельская деятельность. Тест | (15 минут) Типы темпераментов. Индивидуальный стиль деятельности. | Эмоциональ-но поло-жительное принятие себя, формирова-ние адекват-ной само-оценки | Практи- ческое освоение основ исследова-тельской деятель- ности | Умение оценивать результат своей деятель-ности, строить план коррек-ции | Развитие речевой деятель-ности для регуляции умственной деятель-ности |
12 | Психологические свойства личности. Воля | 1 | Учебно- исследова-тельская деятельность. Тест (30 минут) | Волевая регуляция поведения. Регулятивные УУД. Произвольное внимание. Цель. Усилие. (15 минут) | Эмоциональ-но поло-жительное принятие себя, формирова-ние адекват-ной само-оценки | Практи- ческое освоение основ исследова-тельской деятель- ности | Умение оценивать результат своей деятель-ности, строить план коррек-ции | Развитие речевой деятель-ности для регуляции умствен-ной деятель-ности |
13 | Деятельность | 1 | Групповая работа. Сотрудничество со сверстниками. (40 минут) | Виды деятельности. Действие и развитие деятельности. Умения, навыки, привычки. (5 минут) | Готовность к равно-правному сотрудни-честву | Практическое освоение методов познания, основанных на жизненном опыте своём и одноклассни-ков | Умение выбирать эффек-тивные пути и средства достижения целей, решения учебных задач | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
14 | Поступок и поведение | 1 | Проблемные ситуации Учебно-исследовательская деятельность «Опросник социально-психологической адаптации Р.Даймона-К.Роджерса» (35 минут) | Вербальное и невербальное поведение. Бессознательные и осознанные действия. Поступок и личность. Право. Мораль. Совесть. (10 минут) | Умение ориентиро-ваться в системе моральных норм и ценностей, понимание конвен-циональ-ного харак-тера морали | Практическое освоение методов познания, основанных на жизненном опыте своём и одноклассни-ков | Умение выбирать эффек-тивные пути и средства достижения целей, решения учебных задач | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
15 | Отношение к себе как к деятелю | 1 | Рефлексия, тренинговые упражнения (45 минут) | Успех . Оценка. Притязание на успех и уровень достижений в деятельности. Самооценка и притязание на успех. | Эмоцио-нально положи- тельное принятие своей идентич-ности. Навык рефлексии | Практичес- кое освоение основ исследова-тельской деятельности | Оценка своих действий по результату и способу действий, внесение корректив в план самораз-вития | Умение регули-ровать с помощью речи умствен-ную деятель-ность |
16 | Потребности | 1 | Групповая работа- иерархия потребностей (45 минут) | Пирамида потребностей Маслоу. | Ориентация в системе моральных норм. Навык рефлексии | Практичес- кое освоение основ исследова-тельской деятельности | Выбор эффек-тивных путей и средств достиже-ния целей | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
17 | Мотивы | 1 | Проект «Борьба мотивов» Инсценирование (45 минут) | Борьба мотивов. | Ориентация в системе моральных норм. Навык рефлексии | Практичес- кое освоение основ исследова-тельской деятельности | Выбор эффек-тивных путей и средств достиже-ния целей | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
18 | Цель и смысл деятельности
| 1 | Тренинговые упражнения (45 минут) | Целе- полагание. Смысло-образование | Ценностно-смысловые установки | Практичес- кое освоение основ исследова-тельской деятельности | Целепо-лагание. Смысло-образова-ние. | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
19 | Упражнения, навыки, привычки | 1 | Групповая работа- упражнения для формирова-ния компетент-ностей (45 мин.) | Умения, компетентность | Готовность к самооб- разованию | Практическое освоение основ проектной деятельности | Планирова-ние этапов коррекции-онной работы | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
20 | Общение | 1 | Куклотерапия (45 мин) | Роль общения в психическом развитии человека | Ценностное отношение к партнёрам по общению | Установление причинно-следственных связей между общением и развитием | Умение устанавли-вать целевые приори-теты в общении | Умение устанавли-вать рабочие отношения, эффективно сотруд-ничать |
21 | Общение и отношения | 1 | Микро-сочинение (30 минут) | Техника и приёмы Общения (15 минут) | Ценностное отношение к партнёрам по общению | Установление причинно-следственных связей между общением и отноше- ниями | Умение устанавли-вать целевые приори-теты в общении | Умение устанавли-вать рабочие отноше-ния, эффектив-но сотруд-ничать |
22 | Психология малых групп | 1 | Тренинговые упражнения (45 минут) | Феноменология малых групп. Влияние группы на личность | Доброжела-тельное отношение к окружа-ющим | Умение строить логическое рассуждение | Умение прогно-зировать | Использо-вание адекватных языковых редств для ото-бражения своих чувств |
23 | Семья | 1 | Проект «Идеальная семья», «Семья и как в ней уцелеть». Куклотерапия. (45 минут) | Семейные треугольники. Уровень слияния, тревоги. Деструктивные отношения. Носитель симптома. | Уважение к ценностям семьи | Умение строить логическое рассуждение | Умение прогно-зировать | Использова-ние языковых средств для создания и поддержа-ния тёплых отношений |
24 | Группа и коллектив | 1 | Групповая работа – коллектив это… (45 минут) | Межличностные отношения в группах и коллектива. Уровни развития коллектива. Роли групповые (лидер, отверженный, принятый… ). Отрицательное влияние группы на личность. | Готовность и способность содейство-вать развитию ученичес-кого коллектива | Умение строить логическое рассуждение | Умение прогно-зировать | Организо-вывать сотрудни-чество |
25 | Большие группы | 1 | Проблемная ситуация. Работа в группах (30 минут) | Психология толпы. Власть. Заражение. Народ. Государство. Влияние рекламы. (15 минут) | Освоение основ социально-критического мышления. | Устанавливать причинно-следственные связи | Самостоя-тельно анализи-ровать условия дости-жения цели | Адекватное использова-ние речи для планирова-ния и регуля-тивной деятель-ности |
26 | Конфликты | 1 | Проблемная ситуация. Психогимнастические этюды. (35 минут) | Что такое конфликт. Формула конфликта. (10 минут) | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы | Умение выслуши-вать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор |
27 | Как разрешить конфликт. | 1 | Тренинговые упражнения (45 минут) | Причины возникновения конфликта. «Конфликтный человек». Психологическое айкидо. Закон социального взаимодействия – уступчивость. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Умение конструк-тивно разрешать конфликт | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы | Умение выслуши-вать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор |
28 | Психологический практикум.
| 1 | Тренинговые упражнения Учебно-исследовательская деятельность «Методика изучения ценностных ориентаций» «Опросник социально-психологической адаптации Р.Даймона-К.Роджерса» (45 минут) | Способы разрешения конфликтов | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы | Умение выслуши-вать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор |
29 | Психологичес-кая помощь и поддержка | 1 | Метафора, проблемная ситуация, письменная дискуссия (30 минут) | Современная психологическая помощь при возникновении у человека личных проблем. Посттравма-тический стресс (15 минут) | Потребность в самовы-ражении и само- реализации | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
30 | Друго-терапия | 1 | Работа в парах (35 минут) | Эмпатия. Умение слушать. Сигналы понимания. Агрессивные советы и критика. Искусство быть рядом, быть близким, поддерживать тёплые отношения. (10 минут) | Потребность в самовы-ражении и само- реализации | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
31 | Самопомощь | 1 | Тренинговые упражнения (45 минут) | Само-наблюдение, дневники, самовнушение, «дыхание, движение, релакс» и др | Готовность и способность позаботиться о себе, о сохранении своего психологи-ческого здоровья | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
32 | Зависимость и ответственность | 1 | Работа в группе. Проект «Модель желанного будущего» (40 минут) | Зависимое поведение. Локус контроля. Выбор и ответственность. (5 минут) | Потребность в самовы-ражении и само- реализации | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
33 | Границы | 1 | Тренинговые упражнения (30 минут) | Границы личности. Структура личности и внутренние границы. Я и они – межличностные границы. (15 минут) | Потребность в самовы-ражении и само- реализации | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
34 | Итоговое занятие | 1 | Круглый стол 45 минут |
| Потребность в самовы-ражении и само- реализации | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно самостоя-тельно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы |
|
35 | Резервное | 1 | Рефлексия (45 минут) | Практическое применение психологических знаний | Потребность в самовы-ражении и само- реализации | Умение осущест- влять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Умение адекватно оценивать правиль-ность выполне-ния действия и вносить необходи-мые корррек-тивы | Практичес-кое освоение коммуника-тивной компетент-ности |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Таблица 5.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
АРМ учителя | 1 |
|
Таблица 6.
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
| Презентации |
|
9. Учебно-методическое обеспечение
Таблица 4
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Психология, 5-й класс: Учеб. Пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 248 с.
| Преподавание психологии в школе, 3 – 11 классы: Учеб.-метод. пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 800 с.
|
Дополнительная литература
Архипова Б.А., Семенович А.В. «Методика замещающего онтогенеза»
Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения. Магнитогорск: МаГУ, 2004 – 151
П.Деннисон «Гимнастика мозга»
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)\С.В.Кривцова, Д.В.Рязанова, О.И.Еронова, Е.А.Пояркова; Под ред. С.В.Кривцовой. – М.:Генезис, 2012 ,- 336 с.
Копытина А.И. Практикум по арт-терапии.
Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии.
Немов Р.С.Практическая психология: Познай себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 320с.
Немов Р.С.Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. В 3 кн. – 2-е изд. – М.: Просвещение:ВЛАДОС, 1995.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 976 с.
Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие\Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.:Речь,2002. – 694 с.: ил.
Сиротюк А.Л. Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка.
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006. – 176 с.
Приложение 1.
Тест. Фамилия Имя Класс___________________________________________________
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое задание, внеси правильные ответы в соответствии с инструкцией. Время работы ограничено. Желаем успехов!
Ответь на вопросы теста. Из предложенных вариантов выбери один, чтобы правильно закончить предложение. (Правильный вариант подчеркни)
1. Психическое отражение пристрастных переживаний, обусловленное отношением к биологической или социальной значимости предмета, явления или события, называется ……. а) настроение; б) стресс; в) эмоция; г) реакция.
2. Состояние уменьшения напряжения, покоя, наступающее после перенесенных сильных переживаний или физических нагрузок, называют ……. а) депрессия; б) равновесие; в) умиротворенность; г) релаксация.
3. Состояние, вызванное переживанием сильного страха перед реальной или воображаемой опасностью, блокирующее способность правильной оценки происходящего, волевого контроля, организации противодействия
а) ужас; б) паника; в) заражение; г) трусость.
4. Какая психологическая характеристика не подвергается коррекции ……а) характер б) способности в) темперамент г) мышление
5. Свойством психики, благодаря которому человек способен успешно выполнять деятельность в сложных условиях является …….
а) эмоциональная зрелость б) эмоциональная устойчивость в) эмоциональная стабильность г) эмоциональная лабильность
6. Действие под влиянием эмоций
а) аффективное поведение б) предметные действия в) эмоциональный стресс г) эмоциональная децентрация
7. Определите, какое понятие относится к потребностно – мотивационной сфере личности ……
а) зрительная память. б) аффект в) завышенная самооценка г) мотив достижения успеха
8. Определите, какое понятие относится к эмоционально-волевой сфере личности ……
а) зрительная память. б) аффект в) завышенная самооценка г) мотив достижения успеха
9. Психическое напряжение, неврозы можно обнаружить по ………….
а) спокойному, расслабленному состоянию б) рукам, сжатым в кулаки
в) по раздражительности, безразличному отношению к учебе, работе
г) равнодушию или, наоборот, чрезмерно ласковому отношению к друзьям и близким.
10. Свидетельством уверенности в себе являются ……..
а) редкие, но точные, соответствующие ситуации, жесты б) многословие, суетливость в движениях
в) опущенная голова и плечи, направление взгляда, в сторону от собеседника
г) расположение на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена.
11. Эйфория – это …..а) состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особо сложных условиях.
б) эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса.
в) повышенное, радостное, веселое настроение, проявляющееся в двигательном оживлении, многословии, психомоторном возбуждении.
г) подавленное эмоциональное состояние, характеризующееся заторможенностью психической деятельности и снижением эмоциональности.
12. Стресс – это …………
а) состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особо сложных условиях.
б) эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса.
в) радостное, веселое настроение, которое проявляется в двигательном оживлении, многословии, психомоторном возбуждении.
г) подавленное эмоциональное состояние, характеризующееся заторможенностью психической деятельности и снижением эмоциональности.
13. Тревога – это …………….
а) тоска, состояние внутренней изоляции, чувство неудовлетворенной потребности в человеческой близости, особенно тяжело переживаемое в подростковом возрасте.
б) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей, выражающееся в переживании разочарования, тревоги, раздражительности.
в) навязчиво возникающее состояния страха.
г) состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
14. Фрустрация – это ……….
а) тоска, состояние внутренней изоляции, чувство неудовлетворенной потребности в человеческой близости, особенно тяжело переживаемое в подростковом возрасте.
б) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей, выражающееся в переживании разочарования, тревоги, раздражительности.
в) навязчиво возникающее состояния страха.
г) состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
15. Депрессия – это ……….
а) состояние психического напряжения, обусловленное выполнением деятельности в особо сложных условиях.
б) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей, выражающееся в переживании разочарования, тревоги, раздражительности.
в) состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
г) подавленное эмоциональное состояние, характеризующееся заторможенностью психической деятельности и снижением эмоциональности.
16. Установи соответствие между возрастным периодом (колонка А) и ведущим (наиболее важным для развития ) видом деятельности в этом возрасте (колонка В). Соедини стрелками нужные ячейки:
А | В |
1. Ранний детский возраст | 1. Общение со сверстниками |
2. Дошкольный возраст | 2. Учебная деятельность |
3. Младший школьный возраст | 3. Предметно-манипулятивная деятельность |
4. Подростковый возраст | 4. Учебно-профессиональная деятельность |
5. Юношеский возраст | 5. Сюжетно-ролевая игра |
17. Установи соответствие между качеством человека (колонка А) и его описанием (колонка В). Соедини стрелками нужные ячейки:
А | В |
1. Тревожный | 1. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок |
2. Безапелляционный | 2. Бедный содержанием, мыслями |
3. Безличный | 3. Лишенный оригинальности, избитый |
4. Банальный | 4. Лишенный своеобразия, индивидуальных характерных черт |
5. Педантичный | 5. Категоричный, не подлежащий возражению |
6. Глупый | 6. Испытывающий волнение, склонный к переживанию страха |
18.Установи соответствие между типом темперамента (колонка А) и его основной характеристикой (колонка В). Соедини стрелками нужные ячейки:
А | В |
1. Сангвиник | 1. Чувствительность и ранимость |
2. Холерик | 2. Медлительность и невозмутимость |
3. Флегматик | 3. Активность и адаптивность |
4. Меланхолик | 4. Вспыльчивость и неуравновешенность |
Установи соответствие между названием возрастного периода в развитии ребёнка (колонка А) и его границами (колонка В). Соедини стрелками нужные ячейки:
А | В |
1. Подростковый | 1. До 1 года |
2. Дошкольный | 2. 1 – 3 года |
3. Юношеский | 3. 7 – 11 лет |
4. Младенчество | 4. 15-17 |
5. Младший школьный возраст | 5. 11 – 15 лет |
6. Раннее детство | 6. 3 – 7 лет |
20. Как дословно переводится термин «психология»?
а) наука о психически больных людях; б) наука о душе; в) наука о психических расстройствах; г) наука о человеке.
21. Раздел психологии, посвященный поведению человека в группе, тому, как человек воспринимает других, общается и влияет на других называется.
а) общая психология; б) социальная психология; в) клиническая психология; г) психологическое консультирование.
22. Укажите вид деятельности, определяющий активность подростков:
а) общение со сверстниками б) профессиональное самоопределение в) самопознание г) учебная деятельность
23. Индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе назвается: а) паника; б) экспансия; в) антипатия; г) агрессия;
24.Системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, характеризующее его со стороны включенности его в общественные отношения – это…а) индивидуальность; б) личность; в) характер; г) социализация
25. Укажите психологический феномен, обеспечивающий регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать трудности:
а) активность б) воля в) характер г) цель
26. Какая психологическая характеристика не подвергается коррекции:
а) характер; б) способности ; в) темперамент; г) интеллект
27. Укажите понятие, характеризующее способность человека самоорганизовать различные виды психической активности:
а) самооценка б) саморазвитие в) самопознание г) саморегуляция
28. Психологи оперируют следующими понятиями, расположите их в порядке от общего к частному:
а) Человек – особь вида Homo sapiens;
б) Личность – социальная сущность человека;
в) Индивидуальность – биологическая и социальная неповторимость особи;
г) Индивид – единичный представитель общности.
29. Какое из утверждений правильно закончит определение понятия: буллинг-
а) это умышленное, регулярно осуществляемое агрессивное поведение
б) частичное нарушение процесса чтения, при котором мозг ребенка ошибочно опознает буквы, что приводит к искажению понимания прочитанного.
в) относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления.
г) индивидуальная особенность человека, определяющая динамику его поведения и психических процессов.
Основные этапы психического развития человека включают:
а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость; б) созревание и старение; в) рождение, созревание и старение; г) старение.
Развитие — это:
а) количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции;
б) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях;
в) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта;
г) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения.
33