№ урока | Модули, темы урока | Кол. ча-сов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | |
Раздел 1. Я - школьник (15часов) |
1 | Тема «Зна- комство. Введение в мир психологии» | 1 | Беседа, упражнения на формирование дружеских отношений, развитие уверенности в себе | Знакомство с предметом психология, с учителем и одноклассниками. Упражнения «Знакомство», «Имя оживает», «Ласковое имя», «Рисунок имени» | Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия П Выделяют и формулируют познавательную цель с помощью учителя К Слушают и понимают речь других ребят Л Формируют положительное отношение к школе | | |
2 | Тема «Как зовут ребят моего класса» | 1 | Групповая работа, индивидуальная работа, направленные на осознание позиции школьника | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Мое имя», «Имя начинается с буквы», «Имя соседа», «Я - солнышко», «Нарисуем имя мамы» | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками П Умеют работать по предложенному учителем плану К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах Л Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей | | |
3-4 | Тема «Зачем мне нужно ходить в школу» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Социальные пробы, обсуждение | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Какой урок важнее». | Р Планируют совместно с учителем свои действия в учебной и жизненной ситуации П Строят речевое высказывание в устной форме с помощью учителя К Слушают, понимают речь других людей Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих | | |
5 | Тема «Я в школе» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Работа со сказкой», рисунок «Я в школе» | Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы П Слушают и понимают речь других К Умеют задавать вопросы и участвовать в диалоге Л Ориентируются на содержательные моменты школьной действительности | | |
6-7 | Тема «Мой класс» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Практикум, обсуждение | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в нашем классе», «Какого цвета», «Буратино хочет в школу», «Буратино хочет к нам в гости», «Буратино проголодался». Работа со сказкой «Два города». Рисунок сказки | Р Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату П Пересказывают небольшие тексты К Строят простое речевое высказывание Л Формируют положительное отношение к школе | | |
8-9 | Тема «Какие ребята в моем классе» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие игры, обсуждение | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Сколько в моем классе», «Закончи предложение», «Мы», «Вспомни хорошие поступки», «Мы любим». Работа со сказкой «Кто самый лучший» | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся их преодолевать П Осуществляют поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя К Имеют первоначальные навыки работы в группе Л Оценивают результаты своей деятельности | | |
10-12 | Тема «Мои друзья в классе» | 3 | Групповая и индивидуальная работа Практикум, обсуждение, ролевые игры | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Кто умеет хорошо», «Закончи предложение», «Тропинка к сердцу», «Портрет моего друга», «Изобрази предмет», «Буквы на спине», «Спасибо, что помог», «Ниточки тепла», «Как можно помириться», «Да», «У кого самое лучшее зрение». Работа со сказкой «Про белоцветик», «Фло», «Снежинка». | Р Овладевают способами самооценки выполнения действия П Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт К Выполняют различные роли Л Формируют положительное отношение к школе | | |
13-14 | Тема «Мои успехи в школе» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие упражнения, обсуждение | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Закончи предложение», «Буратино забыл слова», «Мне помогли», «Считалка». Работа со сказкой «Яшок и «звездная болезнь» | Р Осваивают правила планирования, контроля способа решения П Группируют предметы и их образы по заданным признакам К Строят понятные для партнера высказывания Л Соблюдают правила игры и дисциплины | | |
15 | Тема «Моя «учебная сила»» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практикум. Психогимнастичес-кие, ролевые игры. Дискуссионная игра | Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения «Я тоже», «Встаньте, у кого это есть», «Главная учебная сила». Работа со сказкой «Козленок Хрупигав» | Р Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале П Классифицируют объекты под руководством учителя К Принимают чужую точку зрения Л Знают правила игрового общения | | |
Раздел 2. Мои чувства (18 часов) |
16 | Тема «Радость. Что такое мимика» | 1 | Фронтальная работа | Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался», «Раз, два, три, за мною повтори». Упражнения «Закончи предложение», «Зоопарк», «Рисунок радости». | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению П Включаются в творческую деятельность под руководством учителя К Учатся работать в паре и группе Л Ориентируются на понимание чувств других людей | | |
17 | Тема «Радость. Как ее доставить другому человеку» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Игровые методы, методы психической саморегуляции | Разминка «Угадай, где я иду», «Превратись в животное». Кричалка «Я очень хороший» Упражнения беседа «Как доставить радость другому человеку», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова». | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Умеют распознавать и описывать свои чувства под руководством учителя К Умеют договариваться Л Формируют положительное отношение к школе | | |
18 | Тема «Жесты» | 1 | Работа в группах по алгоритму, обсуждение | Разминка «Угадай, где я иду». Упражнения «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение», «Объясни задание». Работа со сказкой «Когда молочные зубы сменились постоянными» | Р Строят речевое высказывание в устной форме П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата | | |
19-21 | Тема «Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом» | 3 | Словесные методы Работа в группах по алгоритму, обсуждение | Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», «мысленная картинка», «Врунишка». Кричалка «Ура успешной фотоохоте». Упражнения «Радость можно передать прикосновением», «Радость можно подарить взглядом», «Котенок». Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу», «Нужная вещь» | Р Извлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя К Понимают смысл простого текста Л Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | | |
22 | Тема «Грусть» | 1 | Индивидуальная, групповая работа | Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упражнения «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Работа со сказкой «Сказка про котенка Ваську» | Р Переносят навыки построения внутреннего плана действия из игровой деятельности в учебную П Учатся наблюдать К Договариваются и уважают разные мнения Л Формируют положительное отношение к школе | | |
23 | Тема «Страх» | 1 | Индивидуальная, групповая работа | Разминка «Дотронься до…». Упражнения «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Девочка с мишкой», «Темноландия» | Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя П Моделируют ситуации с помощью учителя К Учиться слушать и понимать речь других ребят Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия | | |
24 | Тема «Страх. Его относитель-ность» | 1 | Фронтальная работа | Разминка «неопределенные фигуры». Упражнения «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Работа со сказкой «Мы просто очень боялись за вас» | Р Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера ошибок П Моделируют ситуацию с помощью учителя К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
25 | Тема «Как справиться со страхом» | 1 | Фронтальная работа | Разминка «Страшные персонажи телеэкрана», «Придумай веселый конец». Упражнения «Картинная галерея». Работа со сказкой «Маленькая луна» | Р Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарищей П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя К Учатся работать в паре и группе Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
26 | Тема «Страх и как его преодолеть» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Работа в парах, фронтальная работа | Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному». Упражнения «Страшная маска». Работа со сказкой «Сказка звезд» | Р Осваивает правила планирования, контроля способа действия П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Применяют первоначальные способы поиска информации Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
27-28 | Тема «Гнев. С какими чувствами он дружит» | 2 | Фронтальная работа Собеседование, игровые упражнения | Разминка «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме». Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался», «Как ромашки с васильками поссорились». | Р Овладевает способами самооценки выполнения действия П Учатся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя К Учитывают разные мнения Л Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки | | |
29-30 | Тема «Может ли гнев принести пользу» | 2 | Фронтальная работа Собеседование, игровые упражнения Психогимнастика | Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились - одумались», «Поссорились - помирились». Упражнения «Закончи предложение». Работа со сказкой «О путнике и его беде» | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Устанавливают последовательность событий в тексте К Формулируют собственное мнение Л Ориентируются на понимание предложений и оценок учителя, товарищей | | |
31 | Тема «Обида» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практическая работа | Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет», «Весеннее настроение». Упражнения «закончи предложение», «Какая у меня обида», «Напрасная обида». Работ со сказкой «Обида» | Р Умеют понимать и контролировать свое эмоциональное состояние П Учатся работать по предложенному учителем плану К Строят понятные для партнера высказывания Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков, так и поступков окружающих людей | | |
32-33 | Тема «Разные чувства» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум-бурум», «Море волнуется», «Волны». Упражнения «Закончи предложение», «Ожившее чувство», «Рисунок чувств». | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся преодолевать их П Высказывают свое мнение К Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности | | |
34 | Тема «Итоговое занятие» | 1 | Фронтальная, групповая работа | Игра-конкурс Обобщение основных знаний и навыков | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Строят логические умозаключения с помощью учителя К Выполняют различные роли Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
Итого | 33 ч |
№ урока | Модули, темы урока | Кол часов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | |
Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов) |
1 | Тема «Мы рады встрече» | 1 | Фронтальная работа Беседа | Разминка «Мячик», Упражнения «Вспомни чувства», «Чувства- воспоминания», «Рисунок радости». | Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия П Учатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения К Слушают и понимают речь других ребят Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
2 | Тема «Понимаем чувства другого» | 1 | Фронтальная, групповая работа | Разминка «Мячик», «Лишнее слово». Упражнения «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость». | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками П Умеют распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, различать эмоции К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах Л Формируют положительное отношение к школе | | |
3-5 | Тема «Мы испытываем разные чувства» | 3 | Фронтальная, групповая работа Социальные пробы | Разминка «Мячик», «Лишнее слово», «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал». Упражнения «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим», «Пластилиновое чувство», «Палитра чувств». Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Моделируют различные ситуации К Учатся понимать эмоции и поступки других людей Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (18часов) |
6-7 | Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Лишнее слово», «Кто сегодня молодец». Упражнения «Качества», «В чем твоя сила», «Сердце класса», «Чьи качества». Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце» | Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге Л Ориентируются на содержательные моменты школьной действительности | | |
8-9 | Тема «Хорошие качества людей» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Практикум | Разминка «Какие качества задуманы». Упражнения «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок». Работа со сказкой «Я не такой как все» | Р Оценивают степень достижения цели П Доказывают, делают выводы, определяют понятия К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия Л Оценивают результаты своей деятельности | | |
10-11 | Тема «Самое важное хорошее качество» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие игры | Разминка «Найди лишнее слово», «Качества – шепотом». Упражнения «Сборы в дорогу», «Кто любит людей», «Поделимся любовью». Работа со сказкой «Хвостатик» | Р Учатся прогнозировать последствия своих поступков П Устанавливают причинно-следственные связи К Учатся позитивно проявлять себя в общении Л Соблюдают правила игры и дисциплины | | |
12 | Тема «Кто такой сердечный человек» | 1 | Фронтальная работа Практикум | Разминка «Найди лишнее слово», «Отгадай качество». Упражнения «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств», «Мягкое сердце» | Р Определяют и формулируют цель в совместной деятельности вместе с учителем П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
13 | Тема «Кто такой доброжелательный человек» | 1 | Групповая работа Развивающие упражнения | Разминка «Найди лишнее слово», «Какое слово не подходит». Упражнения «Поделимся любовью», «Волшебные слова». Работа со сказкой «Маленький котенок» | Р Учатся контролировать свою речь и поступки П Умеют сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом К Формируют нравственные чувства и нравственное поведение Л Ориентируются на понимание чувств другого человека | | |
14 | Тема «Трудно ли быть доброжелательным человеком» | 1 | Групповая работа Развивающие упражнения | Разминка «Какое слово не подходит», «Какое качество зашифровано». Упражнения «Я бы хотел стать более», «Золотой ключик». Работа со сказкой «Часы» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
15-16 | Тема «Я желаю добра ребятам в классе» | 2 | Групповая работа Развивающие упражнения Практикум | Разминка «Аналогии», «Шифровальщик». Упражнения «Как ведет себя человек», «Я желаю добра». Работа со сказкой «О подзорной трубе» | Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению П Включаются в творческую деятельность под руководством учителя К Учатся работать в группе Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль результата | | |
17 | Тема «Очищаем свое сердце» | 1 | Групповая работа Развивающие упражнения Практикум | Разминка «Аналогии», «Шифровальщики». Упражнения «Чистое сердце». Работа со сказкой «Сказка про гусеничку» | Р Извлекают с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста П Умеют распознавать и описывать свои чувства под руководством учителя К Понимают смысл простого текста Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия | | |
18-19 | Тема «Какие качества нам нравятся друг в друге» | 2 | Групповая работа Развивающие упражнения Практикум | Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе», «Угадайка». Упражнения «Снежная королева». Работа со сказкой «Кузя» | Р Осваивают правила планирования, контроля способа действия П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Учатся работать в паре и в группе Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
20-21 | Тема «Какими качествами мы похожи и чем отличаемся» | 2 | Групповая работа Психогимнастические и ролевые игры. | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка». Упражнения «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся». Работа со сказкой «Туча» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Моделируют ситуацию с помощью учителя К Применяют первоначальные способы поиска информации Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
22 | Тема «Люди отличаются друг от друга своими качествами» | 1 | Групповая работа Психогимнастические и ролевые игры. | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли», «Кто тебя позвал». Упражнения «Звездочка». Работа со сказкой «Цветок по имени незабудка» | Р Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, одноклассников П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя К Договариваются и уважают разные мнения Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
23 | Тема «В каждом человеке есть светлые и темные качества» | 1 | Групповая работа Развивающие упражнения | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор», «Чьи ладошки». Упражнения «Темные и светлые мешочки», «Светофорики». Работа со сказкой «Перчатки» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Владеют способами управления поведением партнера: контролируют, корректируют, оценивают его действия Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
Раздел 3. Какой Я – Какой Ты? (11 часов) |
24-25 | Тема «Какой Я?» | 2 | Фронтальная работа, индивидуальная работа | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Холодно-горячо». Упражнения «Цыганка». Работа со сказкой «Сказка про дружбу» | Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения П Усваивают разные способы запоминания информации К Осознают необходимость признания и уважения особенностей других людей Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
26-27 | Тема «Какой ТЫ?» | 2 | Фронтальная работа, индивидуальная работа | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Найди игрушку», «Топните те, кто», «Какого цвета твои глаза». Упражнения «Цыганка», «Заяц-Хваста», «Я задумал мальчика», «Интервью», «Прослушивание интервью». | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Оценивают правильность выполнения действий и корректируют при необходимости К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
28-29 | Тема «Трудности второклассника в школе, дома, на улице» | 2 | Работа в группах по алгоритму | Разминка «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели». Упражнения «Копилка трудностей», «Театр». Рисунок «Трудные ситуации второклассника». | Р Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор П Усваивают разные способы запоминания информации К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации Л Ориентируются на понимание предложений и оценки учителя, товарищей | | |
30-31 | Тема «Школьные трудности» | 2 | Работа в группах по алгоритму | Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Школа зверей», «Дважды два - четыре», «Взвигните те, кто…», «Изобрази ситуацию». Упражнения «Помоги Сереже». Работа со сказкой «В одном лесу жила-была…», «Про львенка и Пашу» | Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения П Высказывают свое мнение К Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Л Умеют выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности | | |
32-33 | Тема «Домашние трудности» | 2 | Работа в группах по алгоритму | Разминка «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…», «Изобрази ситуацию», «Если я отличник». Работа со сказкой «О муравьишке», «Верить и стараться». | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Выполняют различные роли Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
34 | Тема «Итоговое занятие» | 1 | Фронтальная работа | Фестиваль игр | Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя П Учатся работать по предложенному учителем плану К Строят понятные для партнера высказывания Л Анализируют и систематизируют полученные умения и навыки | | |
Итого | 34 ч |
№ урока | Модули, темы урока | Кол ча-сов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | |
Раздел 1. Я - фантазер (9 часов) |
1 | Тема «Я - третьеклассник» | 1 | Фронтальная работа Беседа | Разминка «Я соскучился по…», «Летние сценки», «Закончи предложение», «Я -третьеклассник». Упражнения «Что интересно третьекласснику», «Если б не было на свете школ…», «Рисунок идеальной школы» | Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия П Учатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения К Слушаю и понимают речь других ребят Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
2 | Тема «Кого можно назвать фантазером?» | 1 | Фронтальная работа Беседа | Разминка «Ведущий тоже соскучился», «Кто как отдыхает», «Кто это». Упражнения «Небылицы». Работа со сказкой «Цветик-семицветик» | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками П Осознают ценность умения фантазировать К Учатся выполнять разные роли Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
3-4 | Тема «Я умею фантазировать!» | 2 | Фронтальная работа Беседа Социальные пробы | Разминка «Мысленные картинки», «Домашние занятия», «Какое чувство ты испытываешь», «Небылицы». Упражнения «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна». | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Моделируют различные ситуации К Учатся понимать эмоции и поступки других людей Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
5 | Тема «Мои сны» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Мысленные картинки», «Небылицы», «На что похож этот звук», «Песочные картинки». Упражнения «Самый интересный сон», «Рисунок сна». | Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносить коррективы П Делать выводы в результате совместной работы в группе К Учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
6 | Тема «Я умею сочинять» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практикум | Разминка «Мысленные картинки», «На что похож этот звук», «Ассоциации», «Свечка». Упражнения «Вредные советы», рисунок «Вредные советы» | Р Оценивают степень достижения цели П Доказывают, делают выводы, определяют понятия К Владеют способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
7 | Тема «Мои мечты» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие игры | Разминка «Мысленные картинки», «Ассоциации», «Запахи». Упражнения «Неоконченное предложение». Работа со сказкой «Сказка о голубой мечте». Рисунок «Моя мечта» | Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносить коррективы П Устанавливают причинно-следственные связи К Учатся позитивно проявлять себя в общении Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
8-9 | Тема «Фантазии и ложь» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Практикум | Разминка «Мысленные картинки», «Лишняя ассоциация», «Запахи», «Кто соврал». Упражнения «Правда и ложь». Работа со сказкой «Лживый мальчик» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Осознают ценность умения фантазировать К Учатся выполнять разные роли Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов) |
10-11 | Тема «Я и моя школа» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств». Упражнения «Неоконченное предложение», «Школа на планете «Наоборот»» | Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения П Усваивают разные способы запоминания информации К Осознают необходимость признания и уважения особенностей других людей Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
12 | Тема «Что такое лень?» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Родители, учителя, ученики», «Что делает учитель?», «Мешок хороших качеств». Упражнения «Существо по имени лень». Работа со сказкой «О ленивой звездочке» | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Осознают ценность умения фантазировать К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную ЛУмеют налаживать контакты с окружающими | | |
13-14 | Тема «Я и мой учитель» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я - тетрадь», «Передай чувство ногами». «Школьная фотография», «Я – книжный шкаф». Упражнения «Неоконченные предложения». Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице», «О мальчике Вале» | Р Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор П Усваивают разные способы запоминания информации К Учатся выполнять разные роли Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
15 | Тема «Как справляться с «Немогучка--ми»» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «В маске», «Передай чувство ногами», «Радиоинтервью». Упражнения «Кто такие Немогучки». Работа со сказкой «Малыш-облачко» | Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения П Усваивают разные способы запоминания информации К Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
Раздел 3. Я и мои родители ( 4 часа) |
16 | Тема «Я и мои родители» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои». Упражнения «Неоконченные предложения», рисунок «Семья». | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Осознают ценность умения фантазировать К Учатся договариваться и уважать разные мнения Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
17 | Тема «Я умею просить прощение! | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски». Упражнения «Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения». Работа со сказкой «Принц Эдгар» | Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя П Учатся наблюдать, находить положительные качества у себя и у других людей К Учатся выполнять разные роли Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
18-19 | Тема «Почему родители наказывают своих детей?» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Я сделал дело хорошо». Упражнения «Неоконченные предложения». Работа со сказкой «Простить маму» | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Моделируют ситуацию с помощью учителя К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
Раздел 4. Я и мои друзья (7 часов) |
20-21 | Тема «Настоящий друг» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Кто сказал спасибо», «Я сделал дело хорошо», «Кто есть кто», «надежный лифт». Упражнения «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга». Работа со сказкой «Неожиданная встреча» | Р Строят речевое высказывание в устной форме П Осознают ценность умения фантазировать К Учатся работать в паре и группе Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
22-23 | Тема «Умею ли я дружить?» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «прости»?», «Одинаковые скульптуры», «Санитары». Упражнения «Нужно ли уметь дружить». Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу» | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Учатся выполнять разные роли Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
24 | Тема «Трудности в отношениях с друзьями» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «мяу»?», «Одинаковые скульптуры». Упражнения «Об Алеше». Работа со сказкой «О Спиногрызкине» | Р Строят речевое высказывание в устной форме П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Осознают особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
25-26 | Тема «Ссора и драка» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры или драки». Упражнения «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Учатся работать в паре договариваться и уважать разные мнения Л Применяют умения в области самоанализа и саморазвития | | |
Раздел 5. Что такое сотрудничество? (8 часов) |
27-28 | Тема «Что такое сотрудничество» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Я сегодня обрадовался встрече с …», «Спасибо тебе за…», «Кто лишний». Упражнения «Что такое сотрудничество?» Работа со сказкой «Добрая память» | Р Умеют понимать и контролировать свое эмоциональное состояние П Осознают ценность умения фантазировать К Учатся выполнять разные роли Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
29-30 | Тема «Я умею понимать другого» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Передай чувство», «Извини меня…», «Кто лишний». Упражнения «Что значит понимать другого», «Конструктор». Работа со сказкой «Путевые заметки Оле-Лукойе» | Р Умеют вести себя в разных ситуациях П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Учатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
31 | Тема «Я умею договариваться с другими» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Передай чувство», «Собери картинку», «Кто сказал «мяу»». Упражнения «Я умею договариваться с другими». Работа со сказкой «Чтобы тебя любили» | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Осознают ценность умения фантазировать К Учатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
32 | Тема «Мы умеем действовать сообща» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?». Упражнения «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе», рисунок «Мой класс». | Р Умеют вести себя в разных ситуациях П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Учатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
33 | Тема «Что такое коллективная работа» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Найди себе пару», «Вальс дружбы», «Кто это». Упражнения «Что мы хотим пожелать друг другу», «Коллективный плакат» | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Учатся выполнять разные роли Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
34 | Тема «Итоговое занятие» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Игра-конкурс | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Умеют договариваться и уважать разные мнения Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
Итого | 34 ч |
№ урока | Модули, темы урока | Кол ча-сов | 0Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | | |
Раздел 1. Кто Я? Мои силы, мои возможности (12 часов) | |
1 | Тема «Мое лето» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Беседа | Разминка «Радостное лето», «Гав-гав, хрю-хрю», «Рассказы о лете». Упражнения «Я - четвероклассник», рисунок «Лето» | Р Ориентируются на образец и правило выполнения действия П Учатся наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения К Слушают и понимают речь других ребят Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
2-3 | Тема «Кто Я?» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Как я провел лето», «Летом я научился». Упражнения «Роли». Работа со сказкой «Федунчик», «Сказка о Маше и ее человечках» | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками П Умеют распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. К Доверительно и открыто говорят о себе и своих чувствах Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
4 | Тема «Какой Я – большой или маленький?» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Социальные пробы | Разминка «Я горжусь», «Роли», «Я умею…». Упражнения «Большие и маленькие, «Я сам», «Любимая игра» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Моделируют различные ситуации К Учатся понимать эмоции и поступки других людей Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
5 | Тема «Мои способности» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Ты похож на…», «Конкурс портретов». Упражнения «Что такое способности», «Способности моих родителей». Работа со сказкой «Сказка о скрипке» | Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносить коррективы П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Учатся грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге Л Ориентируются на понимание чувств других людей | | |
6 | Тема «Мой выбор, мой путь» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практикум | Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий», «Отгадай, кто я?». Упражнения «Мой выбор», рисунок «На перекрестке дорог». | Р Оценивают степень достижения цели П Доказывают, делают выводы, определяют понятия К Владеют способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
7-8 | Тема «Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир?» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие игры | Разминка «Подушечный бой», «Не выходя из комнаты», «Радиопередача». Упражнения «Чужие рассказы», «Маленький принц». | Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносить коррективы П Устанавливают причинно-следственные связи К Учатся позитивно проявлять себя в общении Л Ориентируются на понимание чувств других людей | | |
9 | Тема «Уникальность моего внутреннего мира. Уникальность твоего внутреннего мира» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практикум | Разминка «Подушечный бой», «Рассмотри и подумай», «Не выходя из комнаты». Упражнения «Маленькая страна» | Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Владеют способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
10 | Тема «Кого я могу впустить в свой внутренний мир?» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Бой полотенцами», «Рассмотри и подумай». Упражнения «Кому я могу рассказать о себе все», «Мой самый интересный сон» | Р Умеют вести себя в разных ситуациях П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Учатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
11-12 | Тема «Что значит верить?» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Бой петушков», «Рассмотри и придумай». Упражнения «Взгляд», «Чудо». Работа со сказкой «Тайна другого берега» | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Осознают ценность умения фантазировать К Учатся договариваться и уважать разные мнения Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (4 часа) | |
13-14 | Тема «Мое детство» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Фронтальная работа | Разминка «Маленькое имя», «Любимый сказочный герой», «Неопределенные картинки», «Мне опять пять лет», «Если бы у меня был ребенок…», «Если ребенок плачет…». Упражнения «Кто в какую игрушку превратился», «Любимая фотография», «Случай из детства». Работа со сказкой «Сундук, который помог царю» | Р Определять и объяснять своё отношение к правилам и нормам человеческого общения П Усваивать разные способы запоминания информации К Осознавать необходимость признания и уважения особенностей других людей Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
15-16 | Тема «Я изменяюсь» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Имя - цветок», «Неопределенные картинки». Упражнения «Раньше и сейчас», «Каким я буду, когда вырасту». | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Оценивают правильность выполнения действий и корректировать при необходимости К Умеют соотносить позиции партнеров и собственную Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
Раздел 3. Мое будущее, Каким бы я хотел стать в будущем? (4 часа) |
17-18 | Тема «Мое будущее» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Взрослое имя», «Я в будущем», «Неопределенные картинки», «Антонимы». Рисунок «Я в настоящем, я в будущем». Упражнения «Хочу в будущем, работаю сейчас», «Если бы я был волшебником», «Мой будущий дом». | Р Выбирают, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор П Усваивают разные способы запоминания информации К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и сборе информации Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
19-20 | Тема «Хочу вырасти здоровым человеком» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Я психологом родился», «Скажи так, чтоб тебе поверили». Упражнения «Об эмоциональной грамотности», «Мусорное ведро» | Р Определяют и объясняют своё отношение к правилам и нормам человеческого общения П Усваивают разные способы запоминания информации К Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Л Ориентируются на понимание чувств других людей | | |
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (3 часа) |
21 | Тема «Кто такой интеллигентный человек» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Антонимы», «Улыбнись, как…», «В ресторане». Упражнения «Кто такой интеллигентный человек». Работа со сказкой «Я иду к своей звезде» | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Учатся договариваться и уважать разные мнения Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
22 | Тема «Хочу вырасти интеллигентным человеком» | 1 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Антонимы», «Поприветствуй меня, как…», «Если ты корабль…». Упражнения «Кто может стать интеллигентным человеком»». Работа со сказкой «Жила-была одна девочка» | Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя П Учатся наблюдать, находить положительные качества у себя и у других людей К Учатся слушать и понимать речь других ребят Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
23 | Тема «Что такое идеальное Я» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Фронтальная работа | Разминка «Антонимы», «Произнести фразу», «Поприветствуй меня, как…», «Если ты водоем…». Упражнения «Идеальное Я». Работа со сказкой «Я умею жалеть» | Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми П Моделируют ситуацию с помощью учителя К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (9 часов) |
24 | Тема «Кто такой свободный человек?» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Развивающие упражнения | Разминка «Скажи так, чтоб тебе поверили», «Взгляд», «Я психологом родился». Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе» | Р Строят речевое высказывание в устной форме П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя К Учатся работать в паре и группе Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
25-26 | Тема «Права и обязанности школьника» | 2 | Групповая и индивидуальная работа Работа в парах, фронтальная работа | Разминка «Синонимы», «Произнеси фразу по-разному», «Поприветствуй меня. как…», «Если вы источник света…». Упражнения «Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею» | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Учатся договариваться и уважать разные мнения Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
27 | Тема «Что такое «право на уважение»?» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Собеседование, игровые упражнения | Разминка «Толковый словарь», «Поприветствуй меня, как…». Упражнения «Закончи рассказы», «Любимая игра» | Р Строят речевое высказывание в устной форме П Учатся находить положительные качества у себя и у других людей К Осознают особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
28 | Тема «Права и обязанности» | 1 | Групповая и индивидуальная работа Психогимнастика | Разминка «Толковый словарь», «Точка, точка, запятая», «Я - учитель». Упражнения «Пять главных прав», «Билль о правах». | Р Умеют оценивать свой результат с помощью учителя П Учатся исследовать свои качества и свои особенности К Учатся работать в паре договариваться и уважать разные мнения Л Ориентируются на понимание чувств других людей | | |
29-30- | Тема «Нарушение прав других людей может привести к конфликтам» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Толковый словарь», «Придумай реплику», «Прищепка». Упражнения «Нарушение прав». Работа со сказкой «Друг Великана» | Р Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя П Моделируют ситуации с помощью учителя К Учатся слушать и понимать речь других ребят Л Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии | | |
31-32 | Тема «Как разрешать конфликты мирным путем?» | 2 | Групповая и индивидуальная работа | Разминка «Толковый словарь», «Точка, точка, запятая», «Передай чувство спиной». Упражнения «Разыграй конфликт». Работа со сказкой «Лети вверх, Соня» | Р Осваивают правила планирования, контроля способа действия П Делают выводы в результате совместной работы в группе К Учатся работать в паре и в группе Л Проявляют сопереживание к другим людям | | |
Подведение итогов (2 часа) |
33-34 | Тема «Итоговое занятие» | 2 | Групповая работа | Игра «Ключи от форта Байярд» | Р Умеют понимать и контролировать свое эмоциональное состояние П Учатся решать учебно-познавательные проблемы К Учатся выступать с устным сообщением Л Умеют налаживать контакты с окружающими | | |
Итого | 34 часа |