Приложение к ООП НОО
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
начальная общеобразовательная школа № 53
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Сильные, смелые, ловкие»
для 2 - 4 классов
направление: спортивно-оздоровительное
срок реализации: 1 год
г. Калининград 2019
г. Калининград 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Сильные, смелые, ловкие» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы П.В.Степанова, С.В.Сизяева, Т.Н.Сафронова «Спортивно - оздоровительная деятельность».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и планом внеурочной деятельности МАОУ НОШ № 53.
Программа рассчитана на 1 год (2 – 4 классы) из расчёта 1 час в неделю. Всего 34 часа.
1. Планируемые результаты освоения программы
Представленная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
2. Содержание курса
Вводное занятие (1 час)
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Теоретические сведения (основы знаний) (6 часов)
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
Влияние питания на здоровье. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
Гигиенические и этические нормы. Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Общая физическая подготовка (7 часов)
Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.
Упражнения для ног. На месте в различных исходных положениях; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
Упражнения для туловища. На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
Комплексы общеразвивающих упражнений. На месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Специальная физическая подготовка (16 часов)
Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. Упражнения в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
Упражнения на равновесие. На месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
Упражнения на гибкость. Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
Акробатические упражнения. Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Дыхательные упражнения (2 часа)
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Упражнения на релаксацию (2 часа)
Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.
Самоконтроль и психорегуляция.
Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Самомассаж и взаимомассаж.
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.
Контрольные испытания и показательные выступления.
Физкультурный праздник.
Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость (выворотность) плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
Итоговое занятие (1 час)
Праздник здоровья.
Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
3. Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол - во часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие (правила техники безопасности) | 1 | Изучают правила техники безопасности, правила подбора и хранения инвентаря. |
Теоретические сведения основных знаний (6 ч.) |
2 | Теоретические сведения (основы знаний) | 1 | Учатся вести здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. Учатся вести здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. Изучают режим и рацион питания для растущего организма, питьевой режим школьника, психогигиена питания. Формируют ценностное отношение к еде и воде как к связующей нити человека и природы. |
3 | Теоретические сведения (основы знаний) | 1 |
4 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений | 1 |
5 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений | 1 |
6 | Влияние питания на здоровье | 1 |
7 | Гигиенические и этические нормы | 1 |
Общая физическая подготовка (7 ч.) |
8 | Упражнения в ходьбе и беге | 1 | Выполнение упражнений в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа. |
9 | Упражнения для плечевого пояса и рук | 1 | Выполнение упражнений для рук на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. |
10 | Упражнения для ног | 1 | Выполнение упражнений в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа. |
11 | Упражнения для туловища | 1 | Выполнение упражнений для туловища: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. |
12 | Упражнения для туловища | 1 |
13 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 | Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений: на месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение). |
14 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 1 |
Специальная физическая подготовка (16 ч.) |
15 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж | 1 | Выполнение упражнений в различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж. |
16 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж | 1 |
17 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж | 1 |
18 | Укрепление мышечного корсета | 1 | Выполнение упражнений для укрепление мышечного корсета: - упражнения на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); - у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); - с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); - с партнером. |
19 | Укрепление мышечного корсета | 1 |
20 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 1 | Выполнение упражнений на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени: - у опоры; - в движении; - с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами). |
21 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 1 |
22 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 1 |
23 | Упражнения на равновесие | 1 | Выполнение упражнений на равновесие: - на месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных); - на носках; - с поворотами; в движении; - с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); - с партнером. |
24 | Упражнения на равновесие | 1 |
25 | Упражнения на гибкость | 1 | Выполнение упражнений на гибкость: -позвоночника, - тазобедренных и голеностопных суставов, - выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); - у опоры; - в движении; - с предметами; с партнером. |
26 | Упражнения на гибкость | 1 |
27 | Упражнения на гибкость | 1 |
28 | Акробатические упражнения | 1 | Выполнение акробатических упражнений: - стойка на лопатках, - мост, - перекаты, - кувырки, - стойка на руках у стены, - соединение элементов. |
29 | Акробатические упражнения | 1 |
30 | Акробатические упражнения | 1 |
Дыхательные упражнения (2 ч.) |
31 | Дыхательные упражнения | 1 | Выполнение упражнений: - стоя, сидя; - в передвижении; - на согласование движений и дыхания; - с задержкой и усилением дыхания; - на развитие носового дыхания; - на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. |
32 | Дыхательные упражнения | 1 |
Упражнения на расслабление (2 ч.) |
33 | Упражнения в различных исходных положениях Самоконтроль и психорегуляция | 1 | Выполнение упражнений в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером. Учатся самоконтролю по: - общей двигательной активности и самочувствию, - ЧСС, - частоте и глубине дыхания, - по голосу и речи, - по особенностям поведения. |
34 | Итоговое занятие. Праздник здоровья. | 1 | Показательные сольные и групповые выступления. |
Итого | 34 ч. | |
8