Рассмотрена на заседании Согласована МГ учителей ОБЖ зам. директора по УВР и физкультуры _______/ Стоянова О.Ф./ от ___________2019 г . «____» «________» 2019г. Протокол №____ Руководитель МГ _______/Шуличенко А. Н./ | Принята Утверждаю на педагогическом Директор школы совете от ________2019 г. ___________ /Иванов Е.А./ Протокол №____ Приказ от ___________2019 г. № ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«БУДЬ ЗДОРОВ!»
5 КЛАСС
(ФГОС ООО)
2019-2020 учебный год
Учитель:
Шуличенко Александр Николаевич
с. Свердликово
2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Будь здоров!» для 5 класса составлена в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010 г. N 1897;
- Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения;
- Примерной программой внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010;
- Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа»;
- Учебным планом МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год.
Программа ориентирована на обучающихся 5 класса, рассчитана на 1ч в неделю, всего – 34 ч. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Планируемые результаты освоения курса
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
В процессе освоения курса внеурочной деятельности «Будь здоров!» должны быть получены следующие предметные, метапредметные и личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Содержание
№ п/п | Тема | Основное содержание занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы | Виды деятельнос ти |
Раздел 1. Вводное занятие (1ч) |
1 | Вводное занятие. | Знакомство с планом работы занятий. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. Т.Б. на занятиях. | 1 | Групповая работа | Рисуем правильный маршрут |
Раздел 2. Спорт любить — здоровым быть! (18ч) |
2 | Народные игры. | Разучивание русских народных игр «Кот и мышь», «Коршун» | 1 | Рассказ учителя | Разучивание игр |
3 | Полезные привычки. | Режим дня школьника. | 1 | Словесные методы | Просмотр электронной презентации |
4 | Играя, подружись с бегом | Разучивание игр с бегом «Бездомный заяц» | 1 | Игра | Разучивание игр |
5 | Час здоровья | Беседа «О пользе завтрака» | 1 | Индивидуальная работа | Составим меню |
6 | Кто сильнее? | Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников» | 1 | Групповая работа | Разучивание игр |
7 | Поговорим о правилах этикета | Как правильно есть. Режим питания. | 1 | Наглядные методы | Изучаем правила питания |
8 | Праздники | «Мама, папа, я – здоровая семья» | 1 | Групповая работа | Подготовка и проведение праздника |
9 | Вредные привычки | Курение – это болезнь. | 1 | Групповая работа | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. |
10 | Народные игры. | Разучивание русских народных игр «Горелки», «Во круг вышибала». | 1 | Групповая работа | Разучивание игр |
11 | Полезные привычки | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». | 1 | Поисковые методы | Игра – беседа |
12 | Мой весёлый звонкий мяч! | Эстафета с мячами. | 1 | Фронталь ная работа | Сценарий со стихами. |
13 | Лечебная физкультура. | Учимся приёмам массажа и самомассажа. | 1 | Индивиду альная работа | практикум |
14 | Сюжетные игры | Разучивание сюжетных игр «Два мороза» | 1 | Групповая работа | Разучивание игр |
15 | Правила безопасного поведения зимой | «Осторожно – тонкий лёд!» «Осторожно – гололёд!» | 1 | Поисковые методы | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. |
16 | Зимние забавы. | Эстафеты на санках. | 1 | Групповая работа | |
17 | Зимние забавы | «Клуб ледяных инженеров». | 1 | Индивиду альная работа | Строительство фигур из снега. |
18 | Сюжетные игры | Разучивание сюжетных игр «Совушка». | 1 | Фронталь ная работа | Разучивание игр |
19 | Спортивный праздник | Игровая программа «Богатырская сила» | 1 | Групповая работа | Участие в конкурсной программе |
Раздел 3. Игры на развитие психических процессов (1ч) |
20 | Игры на развитие психических процессов. | Игры на развитие памяти | 1 | Индивиду альная работа | Разучивание игр |
Раздел 4. Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! (13ч) |
21 | Вредные привычки. | Вред от алкоголя. | 1 | Индивиду альная работа, поисковые методы | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. |
22 | Пальчиковые игры | Инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев | 1 | Индивиду альная работа, наглядные методы | Разучивание игр |
23 | Помоги себе сам. | Как оказать первую помощь при порезе, ушибе | 1 | Наглядные методы | практикум |
24 | Праздники | «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 | Фронталь ная работа | Участие в конкурсной программе |
25 | Лечебная физкультура. | Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. | 1 | Индивиду альная работа | Разучивание релаксационных упражнений |
26 | Вредные привычки | Наркотические вещества. Токсические вещества. | 1 | Фронталь ная работа, поисковые методы | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма |
27 | Сюжетные игры | Разучивание сюжетных игр «Птица без гнезда», «Мы -весёлые ребята» | 1 | Групповая работа | Разучивание игр |
28 | Лечебная физкультура. | Релаксационные настрои. | 1 | Индивиду альная работа | Разучивание релаксационных настроев |
29 | «Мои зубы» | Как правильно ухаживать за зубами. | 1 | Фронталь ная работа | Участие в конкурсной программе |
30 | Лечебная физкультура. | Профилактика плоскостопия. | 1 | Индивиду альная работа | Разучивание упраж. на профил. плоскостоп. |
31 | Игры с прыжками | Разучивание игр с прыжками «Зайцы в огороде» | 1 | Групповая работа | Разучивание игр |
32 | Лечебная физкультура. | Нарушение осанки, сколиоз. | 1 | Индивиду альная работа | Разучивание упражнений для профилакт. |
33 | Играя, подружись с бегом | Игры с бегом «Борьба за флажки» | 1 | Фронталь ная работа | Разучивание игр |
Раздел 5. Итоговое занятие (1ч) |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов работы, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. | 1 | Индивиду альная работа | |
№ п/п | Дата | Дата фактическая | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Вводное занятие (1ч) |
1 | | | Вводное занятие. | 1 |
Раздел 2. Спорт любить — здоровым быть! (18ч) |
3 | | | Народные игры. | 1 |
4 | | | Полезные привычки. | 1 |
5 | | | Играя, подружись с бегом | 1 |
6 | | | Час здоровья | 1 |
7 | | | Кто сильнее? | 1 |
8 | | | Поговорим о правилах этикета | 1 |
9 | | | Праздники | 1 |
10 | | | Вредные привычки | 1 |
11 | | | Народные игры. | 1 |
12 | | | Полезные привычки | 1 |
13 | | | Мой весёлый звонкий мяч! | 1 |
14 | | | Лечебная физкультура. | 1 |
15 | | | Сюжетные игры | 1 |
16 | | | Правила безопасного поведения зимой | 1 |
17 | | | Зимние забавы. | 1 |
18 | | | Зимние забавы | 1 |
19 | | | Сюжетные игры | 1 |
20 | | | Спортивный праздник | 1 |
Раздел 3. Игры на развитие психических процессов (1ч) |
20 | | | Игры на развитие психических процессов. | 1 |
Раздел 4. Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! (13ч) |
21 | | | Вредные привычки. | 1 |
22 | | | Пальчиковые игры | 1 |
23 | | | Помоги себе сам. | 1 |
24 | | | Праздники | 1 |
25 | | | Лечебная физкультура. | 1 |
26 | | | Вредные привычки | 1 |
27 | | | Сюжетные игры | 1 |
28 | | | Лечебная физкультура. | 1 |
29 | | | «Мои зубы» | 1 |
30 | | | Лечебная физкультура. | 1 |
31 | | | Игры с прыжками | 1 |
32 | | | Лечебная физкультура. | 1 |
33 | | | Играя, подружись с бегом | 1 |
Раздел 5. Итоговое занятие (1ч) |
34 | | | Итоговое занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование