СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Свечечка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность духовно-гравственное направление

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Свечечка"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Протокол №1 от

«___»________2023 г.

Руководитель МО

_______________

______________

Согласовано

зам. директора по ВР

____________________

А.Б. Горбань

«___»________2023 г.


Рекомендовано

к утверждению

педагогическим советом

Протокол №1 от

«___» ______2023 г.

Председатель педсовета

__________________

С.И. Пшеничных

Утверждено

приказом №___от

«___» _____2023 г.

Директор школы

______________

С.И. Пшеничных




Рабочая программа


КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Свечечка»

(духовно-нравственное)







Разработана:

учителем музыки и ОПК

1 квалификационной категории

Пшеничных Оксаной Александровной



Класс: 4-б

Недельная нагрузка: 1 час









Учебный год: 2023-2024


Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года: статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации». Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Развитие нравственности во все времена, у всех народов опиралось на религию. «Если мы искренне желаем воспитать новое поколение в началах истинной нравственности, - писал Н.И. Пирогов, - мы должны больше всего обращаться к тому в человеке, что сильнее ума. Ум может заблуждаться и сомневаться, но в сердце нашем есть что-то иное, что хотя и может заблуждаться, но никогда не сомневается» (Пирогов Н.И. Вопросы жизни.

Без знания истории своего Отечества, традиционной религии, и без понимания народного духа невозможно формирование патриотичности у современного школьника. Нет лучшего средства для патриотического воспитания, чем ознакомление с судьбами того народа, к которому каждый из нас принадлежит.

Приобщение школьников к религиозной культуре сегодня актуальная задача, решение которой поможет избежать разного рода недоразумений и конфликтов, возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними разных религиозных традиций. В процессе занятий у обучающихся формируется понимание того, что общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять и интерпретировать те или иные поступки или слова, совершённые или сказанные в его адрес.

Цель курса:

- духовно-нравственное развитие ребёнка посредством его приближения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

  1. Помочь каждому ребёнку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, способность освоению традиционного образа жизни.

  2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

  3. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, святыням.

  4. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Способствовать приобщению учащихся к православному искусству.

  5. Приобщить детей к нравственным идеалам, ценностям, нормам православной культуры.

  6. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Взаимосвязь с программой воспитания

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных и воспитательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного курса «Основы православной культуры». В содержательном плане курс «Православная культура» дополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия обучающимися православных представлений о добре и зле, справедливости, религиозных ценностях и смыслах человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как:

• «Литературное чтение»,

• «Окружающий мир»,

• «Изобразительное искусство»

Формы и виды организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также

используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия

      • Беседа

      • Сообщения

      • Встречи со священнослужителями

      • Просмотр и обсуждение видеоматериалов

      • Заочные путешествия

      • Художественное творчество

Практические занятия

      • Посещение храма

      • Выставки декоративно-прикладного искусства

      • Праздники

      • Викторины

      • Интеллектуально-познавательные игры

      • Трудовые дела

      • Музыкальные и поэтические часы

      • Виртуальные экскурсии

      • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

      • Акции благотворительности, милосердия

      • Творческие проекты, презентации

      • Творческие конкурсы

      • Театральные постановки

      • Коллективные творческие дела

      • Литературно-музыкальные композиции

Формы подведения итогов реализации программы

внеурочной деятельности

Для оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности и наличия зачатков ценностного мышления используются:

  • педагогическое наблюдение;

  • самооценка обучащихся по результатам занятия .

В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса. Формы защиты итоговых работ: игра, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, концертная деятельность, экскурсия в храм.

Реализация рабочей программы

Возраст учащихся, на которых рассчитана  программа 11-13 лет.

Рабочая программа «Свечечка» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Периодичность занятий смешанная: еженедельно и интенсивы для проведения экскурсий и концертных выступлений.

3. Планируемые результаты.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся смогут узнать:

1. О вере, знании и культуре в жизни людей.

2. Христианские добродетели.

3. Нормы христианской этики, золотое правило жизни.

4. Памятники церковной архитектуры, живописи.

5. Значение некоторых букв церковнославянской азбуки, образов и символов христианского религиозного искусства.

Получат возможность учиться:

1. Понимать духовную красоту окружающего мира.

2. Совершать добрые поступки.

3. Работать над своими недостатками.

4. Почитать родителей.

6. Творчески подходить к выполнению индивидуальной работы.

4. Тематическое планирование


№е

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Культура - всеобщее достояние




1

Великая русская культура — достояние всех россиян.

1


1

2

Язык — особый человеческий дар. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу.

0,5

0,5

1

3

Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики.

0,5

0,5

1


«Как Русь стала православной»




4

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным.

1


1

5

Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки.

1


1

6

Религиозные верования восточных славян и русов до принятия христианства.

1


1

7

Святой равноапостольный князь Владимир. День памяти святого князя Владимира.

1


1

8

Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Фёдор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия.

1


1

9

Крещение Руси.

0.5

0.5

1


«Православие и Российское государство»




10

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. 

1


1

11

Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. 


1

1

12

Таинства и богослужение Православной Церкви.

1


1

13

Семь таинств Православной Церкви

1


1

14

Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве Священного Писания и Священного Предания.

1


1


«Православный храм»




15

Виртуальная экскурсия. Основные внешние особенности храма. Внутреннее устроение и назначение главных частей. 


1


16

Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

0.5

0.5

1


«О православном богослужении»




17

Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

0.5

0.5

1


«О церковных колоколах» 




18

Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.

1


1

19

Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

0.5

0.5

1


«За монастырскими стенами» 




20

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

0.5

0.5

1

21

Русские монастыри — стражи духовности и земли Русской. Курская Коренная пустынь

0.5

0.5

1


«Дом и семья»  




22

Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья — малая Церковь.

0.5

0.5

1

23

Святые образы семейного благочестия. Образец семейной святости царственных мучеников

1



24

Святые Пётр и Феврония Муромские.

1




«Русь святая »




25

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы.

0.5

0.5

1

26

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. 

1


1

27

Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная»

0.5

0.5

1

28

Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Иверская»

0.5

0.5

1

29

Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы:

«Тихвинская»

0,5

0.5

1

30

Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери

1


1

31

о граде Китеже. Образы Святой Руси в русской художественной культуре

0.5

0.5

1

32

Образы Святой Руси в русской художественной культуре

0.5

0.5

1

33

Образы Святой Руси в русской художественной культуре

0.5

0.5

1

34

Итоговый урок


1



Итого

23

11

34


5.      Содержание учебной программы

Тема 1. «Культура – всеобщее достояние»  - 3ч

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д. Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.

Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики.

Тема 2. «Как Русь стала православной»  - 8ч

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель. Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.  Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и русов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранение некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.

Святой равноапостольный князь Владимир. День памяти святого князя Владимира.

Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Фёдор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

 Крещение Руси. Общепринятая дата Крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.

Тема 3. «Православие и Российское государство»  - 5ч.

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах. Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвящённый человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве Священного Писания и Священного Предания.

Тема 4. «Православный храм» — 2 ч

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвящённый Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Тема 5 «О православном богослужении»  - 4ч

Аудиторные. Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре. Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.

Внеаудиторные. Экскурсия. Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Тема 6. «О церковных колоколах»  - 4ч

Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Колокололитейное искусство.

Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Тема 7. «За монастырскими стенами»  - 2ч

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри — стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.

Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи последнего императора Николая II.

Тема 8, «Дом и семья»  - 3ч

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья — малая Церковь.

Образец семейной святости царственных мучеников Николая II, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.

Тема 9- «Русь святая »  - 2ч

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери. Легенда о граде Китеже. Образы Святой Руси в русской художественной культуре

Внеаудиторные.  Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери

Итоговый урок - 1 ч.


Творческие задания для определения результативности занятий

Подготовка и проведение праздничных мероприятий «Рождество», «Пасха».

Учебно-методическое обеспечение курса

Технические средства обучения:

Ноутбук, фортепиано, мультимедийный проектор.

В ходе реализации программы возможно использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами: Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru

Список литературы:

1.Шевченко Л.Л.  Православная культура (духовно-нравственная культура). 1 год обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6 изданий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. /Л.Л. Шевченко.-2003-2007.- 180 с.

2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.

3. ШевченкоЛ.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 1 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 3 издания. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций/Л.Л. Шевченко Отечества.-2003-2007.-177 с.

4. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.

Дополнительная литература для учителя .

Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997.

Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. – М., 1999.

Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. – М., 1891.

Бутромеев В. Иллюстрированная русская история для всех. – М.: Деконт, 1996.

Где истинная Церковь: (Сведения о ересях и сектах). – Киев: Почаевская Лавра, 2000. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М.: Паломник, 2000.

– М.: Сретенский монастырь, 1999.

Колокола России/ Авт.-сост. В.В. Мишин – М.: Московский журнал, Красный звон, 1995.

Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. – М.: Мартис, 1994.

Лопухин А.П. Библейская история. – Различные издания.

Моя Церковь: Краткий справочник для детей и взрослых / Сост. свящ. Ярослав Шипов. – М., 1998.

Православная культура: нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу общеобразовательных учреждений /Сост. В.М. Бычкова/ Под общ. ред. А.Г. Богатырева и иером. Киприана (Ященко). – М.: Покров, 2004.

Православие для всех / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). – Кострома, 2000.

«Пресвятая Богородице, спаси нас!». Альбом. – М.: Сретенский монастырь, 1998.

Святые земли Русской / Сост. С.С. Бычков. – М.: Белый берег, 2002.


Дополнительная литература для учащихся.


Гонаго Б.А. Навстречу детским сердцам: Беседы для малышей. – Мн.: Изд-во Белорусского экзархата, 2003.

Гонаго Б.А. Сборники книг для детей. – Мн.: Изд-во Белорусского экзархата, 2000–2004.


Давыдова Н.В. Библейский словарь школьника. – М.: Рост МИРОС, 2000.


Закон Божий / Сост. Серафим Слободской. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993

Козлов Максим, прот. Детский катехизис. 400 детских вопросов и недетских ответов. – М.: Храм мц. Татианы при МГУ, 2004.


Книжки-раскраски из серии «Библейские сюжеты». – М.: Живоносный источник, 2002.

Моя Церковь: Краткий справочник для детей и взрослых / Сост. свящ. Ярослав Шипов. – М., 1998.

Русская икона: Детская энциклопедия. – М.: Белый город, 2002.

Рождественский подарок для детей (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа»). –М., 2001.