СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русской словесности". 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое сочинение. 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русской словесности". 11 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области‌‌ 

МО Богородицкий район‌

МОУ СШ № 29













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ID 5747838)



Тайны русской словесности‌‌

для обучающихся ‌11‌‌ класса















Новопокровское‌ 2024 г.‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русской словесности» составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Программа имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.

Введение итогового сочинения как формы допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования мотивирует школьников к изучению русского языка и литературы, а также к развитию умения правильно формулировать и излагать собственные мысли.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Приступая к созданию сочинения, выпускник должен в первую очередь знать содержание произведений как входящих в школьную программу по литературе, так и прочитанных самостоятельно; понимать суть вопроса или утверждения, лежащих в основе темы, понимать, что такое тезис и доказательство, уметь грамотно и логично изложить свои мысли, не отступая от темы. Всему этому необходимо учиться. Главный способ научиться писать сочинения – писать сочинения и анализировать, насколько сочинение отвечает поставленным требованиям.

Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к творческой работе, теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения- рассуждения и подобранные к ним задания.

ЦЕЛИ:

  • освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ

  • обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки;

  • подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме

Задачи:

  • изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Основные организационные формы вовлечения учащихся во внеурочную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа;

- индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности, волевой регуляции как черт личности.

Главные принципы курса традиционны: доступность, системность, научность.


Место учебного предмета

Программа внеурочной деятельности предназначена для подготовки выпускников к написанию итогового сочинения в 11 классе и составлена из рас­чета 1 час в неделю, 34 часа.


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Тайны русской словесности»

Предметные результаты

  • Знать трудные случаи правописания

  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека

  • Объяснять языковое явление

  • Уметь применять знания при тестировании

  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

  • Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

  • Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.

  • Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.

  • Работать над расширением словарного запаса.

  • Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.

  • Работать с тестовыми заданиями .

  • Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.

  • Выполнять различные типы тестовых заданий.

  • Самостоятельно распределять время на выполнение заданий

  • Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.

  • Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.

  • Правильно отмечать в бланке вариант ответа.

  • Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

  • Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

  • Определять синтаксические конструкции.

Метапредметные:

  • Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Личностные:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

«Тайны русской словесности»

Введение.

Цели и задачи курса. Основные требования к тексту. Основные направления сочинений. Критерии оценивания сочинения.

Композиция и структура сочинения

Композиция и структура сочинения. Порядок работы над композиционными частями сочинения.

Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое

Основная часть сочинения. Аргументы.

Заключение-вывод и заключение-следствие.

Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

Подготовка к сочинению по тематическим разделам

Обзор и анализ экзаменационных тематических разделов на 2024-2025 учебный год.

Подбор цитат и определений по тематическому разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Подбор аргументов по тематическому разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Подготовка к сочинению по тематическому разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Написание сочинения по разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Подбор цитат и определений по тематическому разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Подбор аргументов по тематическому разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Написание сочинения по разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Подбор цитат и определений по тематическому разделу «Природа и культура в жизни человека».

Подбор аргументов по тематическому разделу «Природа и культура в жизни человека»

Подготовка к сочинению по тематическому разделу «Природа и культура в жизни человека».

Нормы речи

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Трудные случаи русской орфографии. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи.

Правописание корней. Правописание. Правописание приставок.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов

Морфологические нормы. Грамматические ошибки

Синтаксис. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

Синтаксис. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.

Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания при обособленных членах (определениях, обстоятельствах)

Пунктуация в сложноподчинённом предложении, в бессоюзном сложном предложении.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Основные стилистические фигуры.


3. Тематическое планирование


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение

2

2

Композиция и структура сочинения

5

3

Подготовка к сочинению по тематическим разделам

13

4

Нормы речи

14


Итого:

34









































Приложение к рабочей программе

внеурочной деятельности

«Тайны русской словесности»

11 класс


протокол педагогического совета

от 21. 08. 2024. № 7



приказ по школе

от 27. 08. 2024. № 112













Календарно – тематическое планирование

внеурочной деятельности

«Тайны русской словесности»



Класс: 11


Учитель: Шахова Татьяна Николаевна


Количество часов: за год: 34 часа; в неделю: 1 час


















Календарно-тематическое планирование


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов


Введение

2

1

ИОТ 001-2022, ИОТ 027-2022. Введение. Цели и задачи курса. Основные требования к тексту. Основные направления сочинений. Критерии оценивания сочинения.

1

2

Концептуальные основы сочинения. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания

1


Композиция и структура сочинения

5

3

Композиция и структура сочинения. Порядок работы над композиционными частями сочинения.

1

4

ИОТ 029-2022. Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое

1

5

Основная часть сочинения. Аргументы.

1

6

ИОТ 029-2022. Заключение-вывод и заключение-следствие.


7

Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

1


Подготовка к сочинению по тематическим разделам

13

8

Обзор и анализ экзаменационных тематических разделов на 2024-2025 учебный год.

1

9

ИОТ 029-2022. Подбор цитат и определений по тематическому разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

1

10

Подбор аргументов по тематическому разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

1

11

Подбор аргументов по тематическому разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

1

12

Подготовка к сочинению по тематическому разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

1

13

Урок-практикум по написанию сочинения по разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

1

14

ИОТ 029-2022. Подбор цитат и определений по тематическому разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

1

15

Подбор аргументов по тематическому разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

1

16

Подбор аргументов по тематическому разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

1

17

ИОТ 001-2022, ИОТ 027-2022. Урок-практикум по написанию сочинения по разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

1

18

Подбор цитат и определений по тематическому разделу «Природа и культура в жизни человека».

1

19

ИОТ 029-2022. Подбор аргументов по тематическому разделу «Природа и культура в жизни человека»

1

20

Подготовка к сочинению по тематическому разделу «Природа и культура в жизни человека».

1


Нормы речи

14

21

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

22

ИОТ 029-22022. Трудные случаи русской орфографии. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи.

1

23

Трудные случаи русской орфографии. Правописание корней. Правописание. Правописание приставок.

1

24

Трудные случаи русской орфографии. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

25

Трудные случаи русской орфографии. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

1

26

Трудные случаи русской орфографии. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1

27

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов

1

28

Морфологические нормы. Грамматические ошибки

1

29

ИОТ 0229-2022. Синтаксис. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

1

30

Синтаксис. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.

1

31

Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

32

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания при обособленных членах (определениях, обстоятельствах)

1

33

ИОТ 029-2022. Пунктуация в сложноподчинённом предложении, в бессоюзном сложном предложении.

1

34

ИОТ 029-2022. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Основные стилистические фигуры

1


Итого:

34