МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.
Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы
_______________
СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова
Зам. директора по ВР «___» ___ 20 ___ г.
__________________
Н.А. Гвозденкова
«___» ___ 20 ___ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Учись учиться»
(учение с увлечением)
(кружок)
1 класс
на 2023 - 2024 учебный год
Составитель: Громова С.А.
учитель начальных классов,
высшая кв. категория
Перенка, 2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 класса «Функциональная грамотность: учение с увлечением» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы –создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно – научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно – научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно – научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений , которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений
Задачи программы:
Сформировать ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов;
Сформировать чувство ответственности за свои поступки и действия в отношении природы, осознанного выбора решения экологической проблемы, целеустремленности и настойчивости в достижении результата ;
Выработка у обучающихся системы знаний – убеждений, дающую четкую ориентацию в системе отношений « человек - природа» как основы экологического образования и воспитания обучающихся ;
Воспитывать активную жизненную позицию у обучающихся, способных стать инициативными защитниками окружающей среды.
Общая характеристика курса
№ п/п | Перечень разделов, тем программы | Общее количество часов | в том числе |
теории | практики |
1. | Читательская грамотность: | 8 | 2 | 6 |
2. | Математическая грамотность | 8 | 2 | 6 |
3. | Финансовая грамотность | 8 | 2 | 6 |
4. | Естественно - научная грамотность | 8 | 2 | 6 |
5. | Проверка знаний | 1 | - | 1 |
| Всего | 33 | 8 | 25 |
Перечень нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 24.11.2015 года №81);
- авторская программа М.В.Буряк, С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2022г. - 88 с. (Учение с увлечением).
Режим занятий –1 час в неделю.
Промежуточная аттестация за курс 1 класса в форме итоговая диагностическая работа
Формы занятий: беседы, познавательные викторины, экскурсии, познавательные игры, практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, исследовательская работа.
Планируемые результаты
Личностные результаты изучения курса:
-осознавать себя как члена семьи, общества и государства6 участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения , обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям4
- использовать знаково - символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане;
-контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценки и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи( на уровне одного предложения или большого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность принимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обосновывать суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- значение источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно – научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способности понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
II. Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинног
о плана. Ответы по содержанию прочитанных произведений. Эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм. Ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товарный обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно - научная грамотность: наблюдения за простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом, и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Форма занятия |
план | факт |
1 | Виталий Бианки. Лис и мышонок | 1 | 05.09. | | |
2 | Русская народная сказка. Мороз и заяц | 1 | 12.09. | | |
3 | Владимир Сутеев. Живые грибы. | 1 | 19.09. | | |
4 | Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | 26.09. | | |
5 | Михаил Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | 03.10. | | |
6 | Грузинская сказка. Лев и заяц. | 1 | 10.10. | | |
7 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | 17.10. | | |
8 | Евгений Пермяк. Четыре брата. | 1 | 24.10. | | |
9 | Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. | 1 | 07.11. | | |
10 | Про козу, козлят и капусту | 1 | 14.11. | | |
11 | Про петушка и жерновцы | 1 | 21.11. | | |
12 | Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки | 1 | 28.11. | | |
13 | Про наливные яблочки | 1 | 05.12. | | |
14 | Про Машу и трёх медведей | 1 | 12.12. | | |
15 | Про старика, старуху, волка и лисичку | 1 | 19.12. | | |
16 | Про медведя, лису и мишкин мёд | 1 | 26.12. | | |
17 | За покупками | 1 | 09.01. | | |
18 | Находчивый Колобок | 1 | 16.01. | | |
19 | День рождения Мухи-Цокотухи | 1 | 23.01. | | |
20 | Буратино и карманные деньги | 1 | 30.01. | | |
21 | Кот Василий продаёт молоко | 1 | 06.02. | | |
22 | Лесной банк | 1 | 20.02. | | |
23 | Как мужик и медведь прибыль делили | 1 | 27.02. | | |
24 | Как мужик золото менял | 1 | 05.03. | | |
25 | Как Иванушка хотел попить водицы | 1 | 12.03. | | |
26 | Пятачок, Винни -Пух и воздушный шарик | 1 | 19.03. | | |
27 | Про репку и другие корнеплоды | 1 | 02.04. | | |
28 | Плывёт, плывёт кораблик | 1 | 09.04 | | |
29 | Про Снегурочку и превращения воды | 1 | 16.04. | | |
30 | Как делили апельсин | 1 | 23.04. | | |
31 | Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду Иванова соль | 1 | 07.05. | | |
32 | Итоговая диагностическая работа (промежуточная аттестация) | 1 | 14.05. | | |
33 | Владимир Сутеев. Яблоко | 1 | 21.05. | | |
Итог | | 33 | | | |
Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg
http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao.ru