СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир математики»»




Согласовано

Руководитель МО учителей

математики, физики, информатики

МБОУ «Мглинская СОШ №2»

_____Матвеенко В.Н.

Протокол № ___ от

«____»____________2017 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2»

_____________Кондрат Е.В.


«____»____________2017 г.


Утверждено

Директор МБОУ

«Мглинская СОШ №2»

___________Ширко А. Н..


Приказ № _____

от «___» ____ 2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



внеурочной деятельности по математике


«Удивительный мир математики»


5 класс


Матвеенко Веры Николаевны


высшая квалификационная категория






2017 -2018 учебный год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____

от «__»_____2017 г.
















Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Программа «Удивительный мир математики» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.







Цели изучения программы:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

  • развитие математических способностей и логического мышления;

  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;

  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи изучения программы:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики

  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью.



Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 35ч., из расчета – 1 учебного часа в неделю.

Личностные результаты

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

  • рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими

Метапредметные результаты

  • понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;

  • овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные результаты

  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи

  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.



Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация , игра.













Основное содержание учебного курса (35 ч,1 ч в неделю)

1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

2) Магия чисел. (10ч.). Приемы устного счета:

  • умножение на 5(50)

  • деление на 5(50),25(250)

  • признаки делимости

  • умножение двузначных чисел на11

  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

  • возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков

  • способ сложения многозначных чисел

  • умножение на 9,99,999

  • умножение на 111, умножение «крестиком»

  • быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

  • умножение однозначного или двузначного числа на 37

Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)

3) Математическая логика.(6 ч.) Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

4) Первые шаги в геометрии (10 ч.) Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

5) Математические игры.(7 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».





Учебно-методический комплект

  • Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012

  • Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.

  • Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.

  • Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:

  • Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев,





























Календарно тематическое планирование

урока


Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов



Дата

Примечание


Введение в «Удивительный мир математики»

2



1

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

1



2

Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.

1




Магия чисел.

10



3

Приемы устного счета:

умножение на 5(50)

деление на 5(50),25(250)

1



4

признаки делимости

умножение двузначных чисел на11

возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

1



5

быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

умножение однозначного или двузначного числа на 37 Биографические миниатюры (Блез Паскаль)

1



6

возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков Биографические миниатюры (Пьер Ферма)

способ сложения многозначных чисел

1



7

умножение на 9,99,999

умножение на 111, умножение «крестиком»

1



8

Простые числа. Интересные свойсва чисел.

1



9

Мир больших чисел (степени).

1



10

11

12

Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.)

3




Математическая логика

6



13

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

1



14

Решение логических задач матричным способом.

1



15

16

Решение олимпиадных задач.

2



17

Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика».

1



18

Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.


1




Первые шаги в геометрии.


10



19

Пространство и плоскость. Геометрические фигуры.

1



20

21

Разрезание и складывание фигур.

2



22

23

Изготовление многогранников.

2



24

25

Искусство оригами

2



26

27

Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры).

2



28

Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

1




Математические игры

6



29

Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки.

1



30

Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики».

1



31

32

Игра «Математическая Абака».

2



33-35


Игра «Математический бой».


3



Итого 35часа