МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №12»
Рассмотрена «Согласована» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Лицей №12»
______/Р.А. Захарова/ _______ /Е.В. Кучина/ ________/В.В. Долженков/
Протокол №1 от 27 августа 2019 г. Приказ № 1 – 298
от 26 августа 2019 г. от 30 августа 2019 г.
Принята
на заседании Педагогического совета
Протокол №1
от 30 августа 2019 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
на 2019-2020 учебный год
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 4 «Б»
Учитель: Силакова Светлана Валентиновна
I квалификационная категория.
г. Железногорск
2019 год
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»
МОУ «ЛИЦЕЙ №12»
Нормативно-методические материалы
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:
1.Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее ФГОС).
2.Письма Минобрнауки России от 18.08.2017г №09-167 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
3. Положения о внеурочной деятельности обучающихся МОУ «Лицей №12» .
4.Учебного плана МОУ «Лицей №12».
5.Устава МОУ «Лицей №12».
Цели и задачи программы
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких- то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Срок реализации программы: 1 год
Актуальность программы.
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Методическое обеспечение
Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ,2013.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 68 ч в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 30-35 мин. Всего 68 занятий. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность,
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
с уроками русского языка;
с уроками литературного чтения;
с уроками окружающего мира.
Формы контроля: стартовый, промежуточная, итоговый.
Содержание разделов программы
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и
развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование
№п/п | Раздел, тема | Общее кол-во часов | В том числе |
теоретических | практических |
1 | И снова о русском языке! | 3 | 2 | 1 |
2 | Крылатые слова и афоризмы. | 3 | 2 | 1 |
3 | Об именах и фамилиях. | 5 | 3 | 2 |
4 | Учимся распознавать речевые ошибки. | 2 | 1 | 1 |
5 | Фразеологизмы. | 8 | 4 | 4 |
6 | Игротека | 16 | | 16 |
7 | Я не поэт, я только учусь. | 6 | 2 | 4 |
8 | Словесные забавы. | 10 | | 10 |
9 | Морфология | 5 | 3 | 2 |
| Итого | 68 | 20 | 48 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по факту | Дата проведения |
1 | И снова о русском языке… | 1 | | |
2 | Красота и богатство народной речи. | 1 | | |
3 | Конкурс на знание пословиц и поговорок. | 1 | | |
4 | Крылатые слова и афоризмы | 1 | | |
5 | О богатстве лексики русского языка . | 1 | | |
6 | Копилка занимательных заданий. | 1 | | |
7 | Игротека | 1 | | |
8 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | 1 | | |
9 | Об именах | 1 | | |
10 | Какие бывают имена? Разнообразие имён и их форм. | 1 | | |
11 | Древнерусские имена. | 1 | | |
12 | О русских фамилиях | 1 | | |
13 | В поисках сбежавших головоломок | 1 | | |
14 | Игротека | 1 | | |
15 | Мы играем в логогрифы. | 1 | | |
16 | Происхождение шарад и логогрифов. | 1 | | |
17 | Составление и разгадывание шарад и логогрифов. | 1 | | |
18 | Слова – антиподы. | 1 | | |
19 | Употребление в речи антиподов. | 1 | | |
20 | Учимся распознавать речевые ошибки. | 1 | | |
21 | Коллекция «заморочек» | 1 | | |
22 | Игротека. | 1 | | |
23 | Историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . | 1 | | |
24 | Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». | 1 | | |
25 | Работа с примерами (Милан- налим, актёр- тёрка ). | 1 | | |
26 | Ох уж эти фразеологизмы!... | 1 | | |
27 | Особенностей фразеологических сочетаний. | 1 | | |
28 | Обогащение словарного запаса образными выражениями. | 1 | | |
29 | Работаем над рифмами. | 1 | | |
30 | Я не поэт, я только учусь. | 1 | | |
31 | Словесные забавы. | 1 | | |
32 | Игротека. | 1 | | |
33 | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы». | 1 | | |
34 | Игры на превращения слов: «Какое слово задумано?». Шарады. | 1 | | |
35 | Продолжаем работу над фразеологизмами. | 1 | | |
36 | Фразеологизмы-синонимы. | 1 | | |
37 | Фразеологизмы-антонимы. | 1 | | |
38 | Русские пословицы и поговорки | 1 | | |
39 | Ассорти для любителей русского языка. | 1 | | |
40 | Игротека. | 1 | | |
41 | Словесные забавы. Игра «Слова рассыпались» | 1 | | |
42 | И снова о фразеологизмах. | 1 | | |
43 | Вычленение фразеологизмов из речи. | 1 | | |
44 | Замена словосочетаний фразеологизмами. | 1 | | |
45 | Однородные члены предложения. | 1 | | |
46 | Ошибочка вышла!... | 1 | | |
47 | Игротека. | 1 | | |
48 | Словесные забавы. Интеллектуальная игра «Слово в столбик». | 1 | | |
49 | Про омонимы и их разновидности. | 1 | | |
50 | Еще немного фразеологизмов. | 1 | | |
51 | В стране «Перевертундии». | 1 | | |
52 | Словесные забавы. Игра «О чем я говорю?» | 1 | | |
53 | Игротека | 1 | | |
54 | Словесные забавы. Игра «Да» и «Нет» не говорите, «чёрный» с «белым» не берите». | 1 | | |
55 | Словесные забавы. Игра-задание «Продолжи предложение». | 1 | | |
56 | Загадки. | 1 | | |
57 | Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. | 1 | | |
58 | Конкурс загадок в рисунках. | 1 | | |
59 | Что такое «паронимы»? | 1 | | |
60 | Запоминаем словарные слова. | 1 | | |
61 | Сколько слов Вы знаете? О словарном богатстве русского языка. | 1 | | |
62 | Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” | 1 | | |
63 | Игротека. | 1 | | |
64 | «Грамматическое домино». Скороговорки, поговорки | 1 | | |
65 | Ребусы. Занимательные головоломки. Палиндромы. Игра «Счастливый случай». | 1 | | |
66 | КВН по русскому языку. | 1 | | |
67 | КВН по русскому языку. | 1 | | |
68 | Повторяем… | 1 | | |
Итого | 68 |