муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В. А. Степина»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР Н. В. Новикова «02» сентября 2024г. | РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2024г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы М.М. Егоренкова «02» сентября 2024г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для 2 класса на 2024-2025 учебный год
Учитель: Макаренкова А.М.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Умелые ручки» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, составлена на основе программ:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011
Технология 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия «Школы России». Лутцева Е.А., Зуева Т.П., 2014
Изучение курса «Умелые ручки» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей;
- развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Задачи:
- формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи;
-уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;
- развитие познавательного интереса у младших школьников, развитие мелкой моторики;
- формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
-прививать любовь к Родине, родной природе, народным традициям.
Программа «Умелые ручки» разработана для учащихся начальной школы в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Актуальность и перспективность курса
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми операциями и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интелекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Искусная работа руками еще более способствуют совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определенных движений, это работа над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Работа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту.
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах.
Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий, участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Предполагаемые результаты реализации программы
Примерная тематика проектных работ учащихся:
Мои изобретения по оригами
Альбом «Обрывная аппликация»
Азбука из солёного теста
Аппликация из геометрических фигур
Аппликация из дробленной яичной скорлупы
Бумага – замечательный материал
Пластилин. Сказки моего народа
Вязание привлекает, а исследование увлекает
Книжка «Ах, эти новогодние снежинки»
Бумажное царство цветов
В «Мастерской Деда Мороза»
Открытки… Открытки…
Новогодние ёлки из разных материалов
Волшебная бисеринка
Волшебный мир ёлочных игрушек
Вторая жизнь конфетных фантиков
Я вяжу крючком
Прихватки
Игольницы
Изготовление картин в технике «лоскутная пластика»
Игрушки из солёного теста
Игрушки в технике «папье-маше»
Лепим с удовольствием
Итогом детской деятельности и результативностью курса являются:
-организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);
- выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, города; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня;
-размещение интересных работ в Интернете);
- портфолио достижений учащихся.
- методы оценки результативности программы:
количественный анализ; статистические данные; фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале;
отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (наблюдение, диагностика);
- практические материалы.
Содержание программы
2 класс (34 часа)
Работа с природными материалами. 8 часов
Плоскостное изображение «Подарки осени» Картина из пластилина. Панно из круп, семян. Поделки из шишек и желудей. Аппликация из природных материалов на картоне. Объемные поделки из природного материала. Композиция «Дары природы» Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Работа с бумагой и картоном. 8 часов
Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами. Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна» Аппликация из геометрических фигур. Выпуклая аппликация. Коллективная работа. Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Волшебные комочки». Динамическая открытка с аппликацией. Игрушки для новогодней елки. Новогодние снежинки.
Лепка из пластилина и солёного теста. 10 часов
Азбука солёного теста. Растения: ель, морковь, огурец, редис, помидор, одуванчики, вишня, горох Натюрморт «По грибы», «Овощи» Цветы в вазе (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики). Город снеговиков. Коллективная работа. Животные. Тематическая композиция. Коллективная работа. Объемное панно. Игрушечная «еда». Забавные фигурки. Божьи коровки на ромашке. Композиции из объемных фигурок. Самостоятельная работа учащихся.
Работа с «бросовым» материалом. 8 часов
Изготовление пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц. Аппликация из пуговиц. Цветы из салфеток. Аппликация из резаных ниток. Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ учащихся.
Список литературы:
1. Проснякова Т.Н. «Цветы», «Деревья» - М., 2007 г.
2. Виктория Сейш «Поделки из макарон» - М., 2006 г.
3. Виктория Сейш «Поделки из коробок» - М., 2006 г.
4. Юртаковы Алина и Людмила «Игрушки из бумаги» - М., 2012г.
5. Ирина Жукова «Забавные самоделки в технике модульного оригами» - М., 2013 г.
6. Вера Хоменко, Галина Никитюк «Аппликации, картины, панно из природных материалов» - Х.,Б., 2010 г.
7. Дубровская Н.В. « Аппликация из семян и косточек» - М., 2007 г.
8. Перевертень Г.И. «Сказка из листьев и лепестков» - М., 2007 г.
9. Перевертень Г.И. «Мозаика из круп и семян» - М., 2007 г.
10. Гришина Н.И. и др. «Поделки из природных материалов» - М., 2011 г.
11. Татьянина Т.И. «Бисер, забавные животные» - С-П., 2011г.
12. Ликсо Н.Л. « Бисер» - М., 2011г.
13. Виктория Сейш «Поделки из шариков» - М., 2006 г.
14. . Гришина Н.И. и др. «Поделки из ткани» - М., 2010г.
15. Колосова А. «Готовим «Репку» - М., 2007г.
16. Зайцева А. «Вышивка ленточками» - М., 2012г.
17. Зайцева А. «Лоскутное шитьё» - М., 2012г.
18. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
19. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
20. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
21. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998
22. Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.
23. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | |
2 кл. | |
| | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения | Аргументация изменений |
Работа с природным материалом (8 часов) |
| Вводная диагностика. Плоскостное изображение «Подарки осени» | 05.09 | | |
| Картина из пластилина. | 12.09. | | |
| Панно из круп, семян. | 19.09 | | |
| Поделки из шишек и желудей. | 26.09 | | |
| Аппликация из природных материалов на картоне. | 03.10 | | |
| Объемные поделки из природного материала. | 10.10 | | |
| Композиция «Дары природы» | 17.10 | | |
| Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. | 24.10 | | |
Работа с бумагой и картоном (8 часов) |
| Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами. | 7.11 | | |
| Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна» | 14.11 | | |
| Аппликация из геометрических фигур. | 21.11 | | |
| Выпуклая аппликация. Коллективная работа. | 28.11 | | |
| Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Волшебные комочки». | 5.12 | | |
| Игрушки для новогодней елки. | 12.12 | | |
| Новогодние снежинки. | 19.12 | | |
| Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами. | 26.12 | | |
Лепка из пластилина и соленого теста (10 часов) |
| Азбука солёного теста. Растения: ель, морковь, огурец, редис, помидор, одуванчики, вишня, горох | 9.01 | | |
| Натюрморт «По грибы» | 16.01 | | |
| Натюрморт «Овощи» | 23.01 | | |
| Город снеговиков. Коллективная работа. | 30.01 | | |
| Животные. | 6.02 | | |
| Тематическая композиция. Коллективная работа. | 13.02 | | |
| Забавные фигурки. | 20.02 | | |
| Цветы в вазе (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики). | 27.02 | | |
| Божьи коровки на ромашке. | 03.03 | | |
| Композиции из объемных фигурок. Самостоятельная работа учащихся. | 13.03 | | |
Работа с «бросовым» материалом (8 часов) |
| Изготовление пасхальных яиц. | 20.03 | | |
| Роспись пасхальных яиц. | 27.03 | | |
| Аппликация из пуговиц. | 10.04 | | |
| Цветы из салфеток. | 17.04 | | |
| Аппликация из резаных ниток. | 24.04 | | |
| Изготовление сувенира по выбору. | 8.05 | | |
| Промежуточная аттестация –тест | 15.05 | | |
| Отчетная выставка работ учащихся. | 22.05 | | |