Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества» и обеспечивается учебным пособием: Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1, 2, 3, 4 класс. - М.: ВАКО,2010
Программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цель уроков - углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, литературному чтению, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями;
предоставление простора инициативе, индивидуальности ребенка;
вооружение детей грамматико-стилистическими умениями;
обогащение активного словаря учащихся;
организация работы детей с толковыми и орфографическими словарями;
организация прочтения и обсуждения художественных произведений;
организация деятельности учащихся по созданию собственных текстов;
подготовка презентаций полученных работ в различных формах ( видеопрезентация, устный журнал, мини-конференция, газета и т.д).
Изменения в программу не вносились.
Общая характеристика курса. Актуальность.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления учащихся.
Ребенок по природе — творец и мечтатель. Что же поможет ученику в дальнейшем развивать воображение, смекалку, уверенность в себе? Сочинения-миниатюры, рисование — любимые детьми виды деятельности, которые влияют на развитие их эмоциональности, общительности, познавательного интереса. И в рамках уроков речевого творчества они способны сыграть неоценимую роль. Разнообразные методы и приемы, используемые на уроке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствуют формированию позитивного отношения к учебе, позволяет вывести обучающегося из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, т.е. результативность обучения.
Урок речевого творчества - это интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения. Примерная структура урока: формулировка темы учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей (чтецов), орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка, речевое творчество (коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по плану; иллюстрирование).
Урок речевого творчества состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части урока большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочинения-миниатюры.
Уроки речевого творчества — это уроки нравственности. Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Уроки курса как составная часть входят в систему изучения грамматико-орфографических тем по традиционной методике обучения.
Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, исходя из которых, выбираются виды упражнений связной речи. На уроках речевого творчества дети учатся составлять план текста, соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают: умения раскрыть тему, главную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и настроение. При передаче содержания и при создании собственного высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. В уроки включены олимпиады, тесты и викторины по литературному чтению и русскому языку, состоящие из вопросов, заданий различного уровня сложности.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Речевое творчество”:
художественно-эстетический принцип;
принцип интеграции;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
Курс «Уроки речевого творчества» проводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:
Интеллектуально-познавательные творческие умения:
1. Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.
2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные части.
3. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.
Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Содержание курса
Развитие речевых умений и навыков (устная форма).
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.
После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.
Тематический план курса
Содержание тематического блока | Кол-во часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово (16 часов) |
Многозначные слова. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. |
Омонимы, омоформы, омофоны. | 1 |
Фразеологизмы. | 1 |
Сравнения. | 1 |
Олицетворение. | 1 |
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 |
Откуда приходят слова. | 1 |
Этимология. | 1 |
Как тебя зовут? | 2 |
Наши фамилии. | 1 |
Топонимы. | 1 |
Устаревшие слова. | 1 |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 |
Проверочная работа. | 1 |
Текст (10 часов) |
Типы текстов. | 1 | Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. |
Темы текстов. Опорные слова. | 1 |
Связь предложений в тексте. | 1 |
Цепная связь предложений в тексте. | 2 |
Параллельная связь предложений в тексте. | 1 |
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 |
Единый временной план текста. | 3 |
Стили речи (8 часов) |
Стили речи. | 2 | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. |
Культура общения. | 2 |
Научный стиль. | 2 |
Словари. | 1 |
Проверь себя. | 1 |
Тематическое планирование с основными видами деятельности
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности | Дата |
план | факт |
1 | Многозначные слова. | Знакомство с многозначными словами. | Различать многозначные слова; находить выражения с прямыми значениями слов. | | |
2 | Омонимы, омоформы, омофоны. | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | Находить омонимы, омоформы и омофоны; составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. | | |
3 | Фразеологизмы. | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; употреблять крылатые слова в речи. | | |
4 | Сравнения. | Познакомить с понятием «сравнение». | Подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. | | |
5 | Олицетворение. | Познакомить с понятием «олицетворение». | Употреблять олицетворения в устной и письменной речи. | | |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | Познакомить с эпитетами, их назначением | Употреблять эпитеты в устной и письменной речи. | | |
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | Выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | | |
8 | Откуда приходят слова. | Познакомить с заимствованными словами. | Находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. | | |
9 | Этимология. | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | Использовать этимологический словарь; объяснять происхождение слов. | | |
10 | Как тебя зовут? | Познакомить с происхождением и значением имен. | Объяснять происхождение имен. | | |
11 | Как тебя зовут? | Познакомить с происхождением отчеств. | объяснять происхождение отчеств. | | |
12 | Наши фамилии. | Познакомить с происхождением фамилий. | Высказывать предположения о происхождении фамилии. | | |
13 | Топонимы. | Знакомить с топонимами. | Объяснять топонимы. | | |
14 | Устаревшие слова. | Исследовать устаревшие слова. | Находить и объяснять значение устаревших слов. | | |
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | употреблять фразеологические обороты. | | |
16 | Проверочная работа. | | | | |
17 | Типы текстов. | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | Различать типы текстов. | | |
18 | Темы текстов. Опорные слова. | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | Определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | | |
19 | Связь предложений в тексте. | Обсуждение признаков текста. | Составлять из предложений текст. | | |
20 | Цепная связь предложений в тексте. | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | Определять способы цепной связи предложений в тексте. | | |
21 | Цепная связь предложений в тексте. | Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. | Составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | | |
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | Составлять из предложений текст с параллельной связью. | | |
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | | Определять связь между предложениями в тексте. | | |
24 | Единый временной план текста. | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | Определить типы текста; находить глаголы в тексте и определять их время. | | |
25 | Единый временной план текста. | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | Объяснять фразеологизмы; ставить в тексте в нужную форму. | | |
26 | Единый временной план текста. | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | Редактировать повествовательные тексты. | | |
27 | Стили речи. | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | Различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | | |
28 | Стили речи. | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». | Находить текст в разговорном стиле. | | |
29-30 | Культура общения. | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | Соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | | |
31-32 | Научный стиль. | Обсудить признаки научного стиля. | Различать научный текс от других. | | |
33 | Словари. | Исследовать разные виды словарей | Работать со словарями. | | |
34 | Проверь себя. | | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
внеурочной деятельности
Учебно-методический комплект
1. Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./А.Г. Асмолов и др.-М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты начального общего образования./ Л.Л.Алексеева и др.-М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./М.Ю.Демидова и др.-М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности./ Д.В.Григорьев и др.-М.: Просвещение, 2013.
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. - М.: ВАКО, 2010.
2. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- магнитофон;
- телевизор;
- компьютер.
3. Экранно-звуковые пособия:
- видеофильмы, соответствующие тематике программы факультатива;
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы факультатива.