СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской программы Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества» и обеспечивается учебным пособием: Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1, 2, 3, 4 класс. - М.: ВАКО,2010

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества»»

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества» и обеспечивается учебным пособием: Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1, 2, 3, 4 класс. - М.: ВАКО,2010

Программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Цель уроков - углубле­ние и расширение знаний учащихся по русскому языку, литературному чтению, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи, эмо­ционального мира ребенка.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмо­циями и переживаниями;

  • предоставление простора инициативе, индивидуальности ребенка;

  • вооружение детей грамматико-стилистическими умениями;

  • обогащение активного словаря учащихся;

  • организация работы детей с толковыми и орфографическими словарями;

  • организация прочтения и обсуждения художественных произведений;

  • организация деятельности учащихся по созданию собственных текстов;

  • подготовка презентаций полученных работ в различных формах ( видеопрезентация, устный журнал, мини-конференция, газета и т.д).

Изменения в программу не вносились.


Общая характеристика курса. Актуальность.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления учащихся.

Ребенок по природе — творец и мечтатель. Что же поможет ученику в дальнейшем развивать воображение, смекалку, уверенность в себе? Сочинения-миниатюры, рисование — любимые детьми виды деятельности, которые влияют на развитие их эмоциональности, общительности, познавательного интереса. И в рамках уроков речевого творчества они способны сыграть неоценимую роль. Разнообразные методы и приемы, используемые на уроке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствуют формированию позитивного отношения к учебе, позволяет вывести обучающегося из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, т.е. результативность обучения.

Урок речевого творчества - это интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения. Примерная структура урока: формулировка темы учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей (чтецов), орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка, речевое творчество (коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по плану; иллюстрирование).

Урок речевого творчества состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части урока большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части урока ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочинения-миниатюры.

Уроки речевого творчества — это уроки нравственности. Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Уроки курса как составная часть входят в систему изучения грамматико-орфографических тем по традиционной методике обучения.

Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, исходя из которых, выбираются виды упражнений связной речи. На уроках речевого творчества дети учатся составлять план текста, соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают: умения раскрыть тему, главную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и настроение. При передаче содержания и при создании собственного высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. В уроки включены олимпиады, тесты и викторины по литературному чтению и русскому языку, состоящие из вопросов, заданий различного уровня сложности.

Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Речевое творчество”:

  • художественно-эстетический принцип;

  • принцип интеграции;

  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.


Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы

Курс «Уроки речевого творчества» проводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Предметными результатами изучения курса «Уроки речевого творчества» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,

- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:

Интеллектуально-познавательные творческие умения:

1. Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.

2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные части.

3. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.

Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.


Содержание курса

Развитие речевых умений и навыков (устная форма).

Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.

После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.


Тематический план курса

Содержание тематического блока

Кол-во часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы, омофоны.

1

Фразеологизмы.

1

Сравнения.

1

Олицетворение.

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Откуда приходят слова.

1

Этимология.

1

Как тебя зовут?

2

Наши фамилии.

1

Топонимы.

1

Устаревшие слова.

1

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1

Проверочная работа.

1

Текст (10 часов)

Типы текстов.

1

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

1

Цепная связь предложений в тексте.

2

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.

3

Стили речи (8 часов)

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.



Культура общения.

2

Научный стиль.

2

Словари.

1

Проверь себя.

1



  1. Тематическое планирование с основными видами деятельности


п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Дата

план

факт

1


Многозначные слова.

Знакомство с многозначными словами.


Различать многозначные слова; находить выражения с прямыми значениями слов.



2

Омонимы, омоформы, омофоны.

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.


Находить омонимы, омоформы и омофоны;

составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.



3

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы».


Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; употреблять крылатые слова в речи.



4

Сравнения.

Познакомить с понятием «сравнение».

Подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.



5

Олицетворение.

Познакомить с понятием «олицетворение».

Употреблять олицетворения в устной и письменной речи.



6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Познакомить с эпитетами, их назначением

Употреблять эпитеты в устной и письменной речи.



7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

Выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.



8

Откуда приходят слова.

Познакомить с заимствованными словами.

Находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.



9

Этимология.

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

Использовать этимологический словарь;

объяснять происхождение слов.



10

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением и значением имен.

Объяснять происхождение имен.



11

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением отчеств.

объяснять происхождение отчеств.



12

Наши фамилии.

Познакомить с происхождением фамилий.

Высказывать предположения о происхождении фамилии.



13

Топонимы.

Знакомить с топонимами.

Объяснять топонимы.



14

Устаревшие слова.

Исследовать устаревшие слова.

Находить и объяснять значение устаревших слов.



15

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

употреблять фразеологические обороты.



16

Проверочная работа.





17

Типы текстов.

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

Различать типы текстов.



18

Темы текстов. Опорные слова.

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.



19

Связь предложений в тексте.

Обсуждение признаков текста.

Составлять из предложений текст.



20

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

Определять способы цепной связи предложений в тексте.



21

Цепная связь предложений в тексте.

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

Составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.



22

Параллельная связь предложений в тексте.

Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

Составлять из предложений текст с параллельной связью.



23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».


Определять связь между предложениями в тексте.



24

Единый временной план текста.

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

Определить типы текста;

находить глаголы в тексте и определять их время.



25

Единый временной план текста.

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

Объяснять фразеологизмы;

ставить в тексте в нужную форму.



26

Единый временной план текста.

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

Редактировать повествовательные тексты.



27

Стили речи.

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

Различать тексты в разговорном стиле и в книжном.



28

Стили речи.

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

Находить текст в разговорном стиле.



29-30

Культура общения.

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.



31-32

Научный стиль.

Обсудить признаки научного стиля.

Различать научный текс от других.



33

Словари.

Исследовать разные виды словарей

Работать со словарями.



34

Проверь себя.


































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

внеурочной деятельности


Учебно-методический комплект

1. Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./А.Г. Асмолов и др.-М.: Просвещение, 2011.

Планируемые результаты начального общего образования./ Л.Л.Алексеева и др.-М.: Просвещение, 2010.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./М.Ю.Демидова и др.-М.: Просвещение, 2010.

Примерные программы внеурочной деятельности./ Д.В.Григорьев и др.-М.: Просвещение, 2013.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. - М.: ВАКО, 2010.


2. Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- магнитофон;

- телевизор;

- компьютер.


3. Экранно-звуковые пособия:

- видеофильмы, соответствующие тематике программы факультатива;

- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы факультатива.