Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клушинская основная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Увлекательный немецкий»
Учитель :
Киктенко Лариса Павловна
д. Клушино
Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной дея- тельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа предназначена для развития и поддержки интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говоре- ния, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию творческих способностей.
Данная рабочая программа имеет культурологическую направлен- ность и используется в качестве дополнения к основному курсу обучения (2,
3 класс, УМК И.Л. Бим). Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие коммуникативной компетенции младших школь- ников, повышения интереса, мотивации изучения немецкого языка. Она формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора, популяризации немецкого язы- ка.
Внеурочная деятельность позволяет создать иноязычную среду, в которой учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убежда- ются в практическом значении иностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации. Своими увлекательными фор- мами она вызывает определённый эмоциональный настрой, что значительно облегчает достижение этих целей. Это не только углубляет знания по ино- странному языку, но и способствует расширению кругозора школьников, со- действует воспитанию чувства коллективизма, дружбы и товарищества, вос- питывает сознательную дисциплину, волю и характер. Кроме того, занятия способствуют совершенствованию умений и навыков, которые формируются у учащихся на уроках. Содержание программы способствует развитию ком- муникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию умения аудирования и чтения текстов. Всё это способствует ин- тенсификации учебного процесса и поддержанию мотивации к изучению не- мецкого языка.
Отличительной особенностью данной программы является направ- ленность на создание мотивов учения, формирование познавательного инте- реса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием современной страноведческой информации, знакомством с немецкой музыкой, разучиванием немецких детских, народ- ных и современных песен, инсценировкой немецких песен, сказок, созданием атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку про- явить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенци- ал. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию
мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует разви- тию межкультурной компетенции, коммуникативно-речевого такта.
Гармоничное использование в процессе реализации программы со- временных педагогических технологий, аудио - и видеокурсов, мультиме- дийных средств обучения помогает процессу социализации личности, уме- нию сотрудничать, способствует повышению мотивации изучения языка, учит работать с информацией.
Цель программы – развитие индивидуальных, творческих, познавательных способностей школьников, их активной гражданской позиции и коммуника- тивных навыков через изучение лингвострановедческого материала по не- мецкому языку.
Данная программа обеспечивает реализацию следующих задач:
Познавательный аспект.
познакомить детей c культурой страны изучаемого языка (музыка, иг- ры, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;
Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых соци- альных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой куль- туре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладе- нию иностранным языком и культурой.
IV Учебный аспект
Развивать коммуникативную компетентность учащихся;
развивать толерантное отношение к культуре другого народа;
развивать любовь к родной культуре и национальным традициям
формировать умения применять на практике полученные знания;
развивать творческий потенциал учащихся;
повышение мотивации и активизации деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год - 34 учебные недели. Занятия проводятся один раз в неделю, итого 34 часа в год. Разработана детей 8-9 лет.
Организация учебного процесса
предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
Формы проведения занятий
Основные формы занятий:
урок – беседа;
урок – игра;
урок-викторина;
урок-инсценировка;
урок-конкурс;
урок – творческая мастерская;
урок – экскурсия (заочная, виртуальная);
музыкальный урок (разучивание песен, танцев);
работа с компьютером.
Методы и приемы обучения
Методы обучения | Приемы обучения |
Презентация: знаком- ство с новой лекси- кой, с новой темой | объяснение; слушание, повторение, запись; |
Практика, тренировка | -разучивание песен, стихотворений, скороговорок, игр, ролей для инсценировки сказок, ситуаций, диа- логов. |
Продуктивная работа учащихся | |
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. пальчиковые и подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов, скороговорок;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
разыгрывание сценок;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Дидактические материалы:
аудиодиски;
дидактические разработки;
обучающие компьютерные программы;
фотографии;
презентации;
иллюстрации;
игрушки;
раздаточный материал.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязыч- ном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе ино- странного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с ок- ружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребно- стей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и рече- вые средства для успешного решения элементарной коммуникативной за- дачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьни- ков, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению иностранного языка;
предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических).
В коммуникативной сфере: (т.е. во владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении: вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге; описывать картинку, кратко характеризовать персонаж;
аудировании : понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;
чтении: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языко- вом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию
письменной речи: владеть техникой письма; писать с опорой на образец по- здравление с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция: (владение языковыми средствами):
адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.
Социокультурная осведомленность:
знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персо- нажей детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, напи- санных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (песен, стихов); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка.
В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приоб- ретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по за- головку, иллюстрациям и др.);
умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступ- ных младшему школьнику пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям другого народа через детские стихи и песни;
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на ино- странном языке;
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
В трудовой сфере:
умение следовать намеченному плану в своём учебном труде.
Содержание курса
Моя визитная карточка – 2 часа
Приветствие. Знакомство. Просмотр видеоролика. Интервью в парах. Рассказ о себе. Заполнение визитной карточки. Игра. Конкурс на лучшую визитную карточку. Разучивание песни.
Я и моя семья – 1 час.
Повторение стишков о семье. Песенка о семье. Просмотр видеоролика. Рас- сказ о семье. Игра. Проект „Mein Stammbaum“.
Времена года. Осень. – 1 час
Презентация «Осень. Погода осенью». Песенка об осени. Просмотр видеоро- лика. Игра «Какое это время года?».
Собираем урожай – 2 часа.
Овощи и фрукты осенью. Просмотр видеоролика. Песенка. Игра «Угадай, что в корзинке». Игра «Я знаю семь названий фруктов. Стишки.
Радуга-дуга – 2часа
Просмотр видеоролика. Игра «Краски». Игра «Цветные игрушки». Игра «На- рисуй радугу». Краски в стихах и рифмовках. Игра «Назови цвет!» Игра
«Будь внимателен». Мы поем.
Мои игрушки – 2 часа
Уголок для игры. Любимая игрушка. Игра «В магазине игрушек». Игра
«Найди игрушку». Игра «Аукцион».
Времена года. Зима – 1час
Презентация «Зима. Погода зимой». Песенка о зиме. Зимние занятия.
Готовимся к Рождеству – 3 часа
Символы Рождества в Германии. Песенки и стишки о Рождестве. Просмотр видеоролика. Проект «Рождественский календарь».
Рождество идет по свету – 1 час
Презентация о Рождестве. Просмотр видеоролика. Рождественские песни и игры.
Домашние животные – 1 час
Какие животные живут у нас дома? Мы играем и поем. Подвижные игры.
Мой питомец лучше всех – 1 час
Рассказываем о своем любимом домашнем животном. Загадки о животных.
Идем в зоопарк – 2 часа
Дикие животные. Просмотр видеоролика. Игра «Отгадай-ка». Игра
«Зоопарк». Игра «Найди зверя». Игра «Запомни движение». Игра «Какое животное лишнее». Скороговорки о животных. Подвижные игры. Коллаж
«Зоопарк».
Веселый карнавал - 2 часа
Традиции празднования карнавала в Германии. Песня «Времена года». Играем и поем. Готовим маску (проект).
Готовимся к маминому празднику – 1 час
Песенки и стишки о маме. Готовим поздравительную открытку.
Мамин праздник – 1 час
Песенки и стишки о маме. Букет мамам и бабушкам.
Именины – 2 часа
Поздравительные песенки. Играем и танцуем. Готовим календарь именинни- ков.
Готовимся к Пасхе – 2 часа
Пасха в Германии: традиции и атрибуты праздника. Презентация. Пасхальная свеча. Пасхальный заяц. Пасхальные игры. Пасхальные песни.
Светлая Пасха – 2 часа
Исполняем пасхальные песни. Играем в пасхальные игры. Коллаж «Пасха в Германии» (Проект).
Чудесный мир сказок. Великие сказочники Германии – 2 часа
Сказки братьев Гримм. Сказочные персонажи. Просмотр презентации. Ска- зочная викторина.
Мы много знаем и умеем.- 2 часа
Любимые рифмовки, стишки, игры, песни. Повторение. Подготовка к кон- церту
Отчетный концерт -1 час.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Ко л- во ча со в | Планируе- мая дата проведения | Фактиче- ская дата проведения |
1 | Моя визитная карточка | 1 | 9.09 | |
2 | Моя визитная карточка | 1 | 16. 09 | |
3 | Я и моя семья. | 1 | 23. 09 | |
4 | Времена года. Осень. | 1 | 30. 09 | |
5 | Собираем урожай. | 1 | 7.10 | |
6 | Собираем урожай. | 1 | 14. 10 | |
7 | Радуга-дуга. | 1 | 21. 10 | |
8 | Радуга-дуга. | 1 | 28. 10 | |
9 | Мои игрушки. | 1 | 11.11 | |
10 | Мои игрушки. | 1 | 18. 11 | |
11 | Времена года. Зима. | 1 | 25. 11 | |
12 | Готовимся к Рождеству. | 1 | 2.12 | |
13 | Готовимся к Рождеству. | 1 | 9. 12 | |
14 | Готовимся к Рождеству. | 1 | 16. 12 | |
15 | Рождество идет по свету. | 1 | 23. 12 | |
16 | Домашние животные. | 1 | 11.01 | |
17 | Мой питомец лучше всех. | 1 | 18. 01 | |
18 | Идем в зоопарк. | 1 | 25. 01 | |
19 | Идем в зоопарк. | 1 | 1.02 | |
20 | Веселый карнавал. | 1 | 8. 02 | |
21 | Веселый карнавал. | 1 | 15. 02 | |
22 | Готовимся к маминому празднику. | 1 | 22. 02 | |
23 | Мамин праздник. | 1 | 1.03 | |
24 | Именины. | 1 | 15. 03 | |
25 | Именины. | 1 | 22. 03 | |
26 | Готовимся к Пасхе. | 1 | 31. 03 | |
27 | Готовимся к Пасхе. | 1 | 7.04 | |
28 | Светлая Пасха. | 1 | 14. 04 | |
29 | Светлая Пасха. | 1 | 21. 04 | |
30 | Чудесный мир сказок. Великие сказочники Гер- мании. | 1 | 28. 04 | |
31 | Чудесный мир сказок. Великие сказочники Гер- мании. | 1 | 5.05 | |
32 | Мы много знаем и умеем. Подготовка к концерту | 1 | 12. 05 | |
33 | Мы много знаем и умеем. Подготовка к концерту | 1 | 19.05 | |
34 | Концерт. Выставка проектных работ. | 1 | 26. 05 | |
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет, магнитофон, аудиодиски, наглядные пособия, игрушки в ка- честве демонстрационного материала, проектор, компьютер с выходом в Ин- тернет, экран, обучающие компьютерные программы на немецком языке.
Список литературы
В.Г.Якимкина «Увлекательные игры на уроках немецкого языка» М.Дрофа. 2007
Ю.С.Райнеке «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе» Москва. Астрель. 2006
Лебедева Г.Н. «Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения. М.: Глобус, 2010
Т.Г.Живенко «Занимательный немецкий. Внеклассные мероприятия» Волгоград.: «Учитель»
Журналы «Иностранные языки в школе»
Научно-методический журнал «Немецкий язык. Всё для учителя» М.Издательская группа «Основа»
Журнал «Шрумди»
Сайты:
http://www.kidsweb.de/ — аппликации, различные поделки, тексты по временам года, праздники, алфавит и т.д.
http://www.kikisweb.de/home.htm — игры, рецепты, поделки, поздрави- тельные открытки, грамоты, стихи, сказки и т.д.
teddylinqua.de
Lieder zum Mitsingen
http://www.medienwerkstatt