Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шептуховская средняя общеобразовательная школа”
Кореневского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ____ от «___» ____________ 2018г. Руководитель МО ---------------- Медведева И.Е. | Согласована с заместителем директора школы по УВР «_____»___________2018г ___________Сидорова И.В. | Утверждена решением педагогического совета ОУ от ………2018 г Протокол № _____ Приказом директора от «___» ______2018 г. № … Директор школы ……………..Ткачёва Л. М |
«Юный исследователь»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(направление: общекультурное)
1 класс
Количество часов:
всего – 32, в неделю – 1 час
Учитель: Медведева Ирина Евгеньевна
2018– 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Что понимается под словом «проект»?
Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:
1) они направлены на достижение конкретных целей;
2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных
действий;
3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:
– экспериментально – производственная,
– информационно-аналитическая,
– диагностическая,
– научная,
– методическая,
– образовательная и т.д.
Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель
профессиональной проектной деятельности.
В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская. По-видимому, это связано с использованием проектной деятельности на уроках. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний.
Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?
Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:
1) целями внеурочной деятельности;
2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное
внимание. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.
К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.
Дело в том, что работа над поделками и мероприятиями, доступными детям, зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.
К таким приемам относятся:
1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.
В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы.
В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы
(книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,
предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации. В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и др.). Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта.
Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентации.
Выбор темы.
Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).
Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект,
культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям
принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.
В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.
Работа в малых группах
Поделки, коллажи, макеты и т.д.
Индивидуальная деятельность
Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт
Коллективная деятельность
Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.
Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.
Каждый ребенок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.
Какие бывают типовые проекты?
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).
К представлениям можно отнести:
– спектакли (в том числе кукольные);
– концерты;
– устные журналы (аналоги телепередач);
– викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);
– показы моделей одежды.
К изготавливаемым изделиям можно отнести:
– тематические выставки рисунков, скульптур, поделок;
– газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);
– видеожурнал или видеофильм;
– макеты;
– модели (действующие);
– швейные и кулинарные изделия;
– игрушки.
Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности может быть отведено следующее время:
Заключение
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Курс «Юный исследователь » общекультурного направления будет одной из таких форм.
Программа курса предназначена для обучающихся в1 классе начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Главная цель:
выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности;
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микро группе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Юный исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
· имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
· в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
· проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
· в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
· реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
* осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Тема: Что такое проекты – 1ч.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Раздел «Учимся делать проекты» - 5 ч.
Тема: Что такое исследование.
Цель: ознакомить с понятием исследование, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Развивать способность наблюдать, быть внимательным, видеть «незаметное».
Тема: Как задавать вопросы?
Цель: учить правильно, задавать вопросы, научить сравнивать и описывать основные методы исследования. Игры на внимание.
Тема: Как выбрать тему исследования?
Цель: дать понятие «тема исследования», развивать речь, аналитическое мышление, наблюдательность. Игры на внимание.
Тема: Как мы познаём мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Раздел «Учимся делать проекты» - 25 ч.
Тема: Проект « Кукла»
Цель: учить работать в команде; сбор сведений об истории развития кукол на Руси; расширять кругозор и словарный запас, развивать познавательный интерес, память, речь и мышление. Народная игрушка Стригушка, Панка, Талия.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. История праздника Новый год.
Тема: Проект «Игры всех времён».
Игры прошлого. Игры современных детей. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Тема: Проект «Растения».
Цель: обобщение знаний о растениях, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания .Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения наши зеленые друзья. Охрана растений.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки.
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, реализовать полученные знания в практической деятельности.
«Моя лучшая работа». Защита проектов. 1 ч.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Отбор лучших работ
Календарно-тематическое планирование
1 класс. «Юный исследователь»
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Тема занятия | Кол-во час | Примечание |
Введение -1ч. |
1. | | | Что такое проект? | 1 | |
Учимся делать проекты – 5ч. |
2. | | | Что такое исследование. Игра «Найди различия» | 1 | |
3. | | | Как задавать вопросы? Игры на внимание. | 1 | |
4. | | | Как мы познаём мир? | 1 | |
5. | | | Источники информации. Экскурсия в библиотеку. | 1 | Привлечь школьного библиотекаря |
6. | | | Источники информации. Видеофильмы, Интернет. | 1 | |
Мы исследователи – 24ч. |
7. | | | Проект «Кукла» Цели проекта. | 1 | |
8. | | | Игрушки наших дедушек и бабушек. | 1 | Привлечь родителей |
9. | | | Народная игрушка Стригушка, Панка, Талия и т. д. | 1 | |
10. | | | Кукла – дело серьёзное. План работы. | 1 | |
11-12 | | | Практическая работа «Кукла своими руками» | 2 | |
13. | | | Проект «Почему мы любим встречать Новый год?» Цели проекта. | 1 | |
14. | | | История праздника Новый год | 1 | |
15-16. | | | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки (изготовление новогодних игрушек и их описание) | 2 | |
17. | | | Проект «Игры всех времён» Цели проекта. | 1 | |
18. | | | Игры наших бабушек и дедушек. | 1 | |
19. | | | Игры современных детей. | 1 | |
20-21. | | | «Зимние забавы» - праздник (с использованием санок, лыж) | 2 | Привлечь родителей |
22. | | | Проект «Сказки» Цели проекта. | 1 | |
23. | | | Конкурс загадок про героев народных сказок | 1 | |
24. | | | «Моя любимая сказка» - беседа у самовара | 1 | |
25-26. | | | Подготовка и инсценирование русской народной сказки «Колобок» | 2 | Привлечь родителей |
27. | | | Сочиняем сказку. | 1 | |
28. | | | Проект «Растения» Цели проекта. | 1 | |
29. | | | Комнатные растения. | 1 | |
30-31. | | | Растения родного края: культурные и дикорастущие. | 2 | |
I V. Заключение – 1ч. |
32. | | | Моя лучшая работа. Защита проектов. | 1 | |
| | | Всего занятий - | 32 | |