МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры учителей начальных классов протокол № ______ от _______________________ _____________Гринина Н.В. | Утверждена директором школы приказ № ______ от _____________________ _____________Баулина С. Ю. |
Программа
внеурочной деятельности учащихся
«Я - исследователь»
Направление: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: познавательная
Возраст школьников: 3 класс
Разработчик: Гришанина И. В. учитель начальных классов
2018-2019 г.
1.Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 3 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Атемарская СОШ»; программы учебного курса «Я – исследователь», А.И. Савенкова,- Самара, «Учебная литература», 2005 г.
1.2. Место учебного курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», 3 класс в плане внеурочной деятельности:
3 класс - 34 часа, 1 час в неделю
1.3. Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», 3 класс
Учебный курс по внеурочной деятельности «Я - исследователь» в 3 классе направлен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Актуальность учебного курса обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
В программе учебного курса удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
По содержанию программа учебного курса является научно-педагогической; по функциональному назначению - учебно-познавательной; по форме организации - общедоступной; по времени реализации - четырехгодичной. Программа учебного курса «Я – исследователь» – интеллектуальной направленности.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», 1-4 классы
Ценность учебного курса заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию, получают возможность почувствовать себя в роли исследователей.
1.4 Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь»:
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
2. Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
3. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
4. Развивать познавательные потребности и способности, креативность.
1.5 Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 1-4 классы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нор мам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 3 класс.
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2 ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 3. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 4. Какими могут быть проекты? – 2 ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 5. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2 ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 6. Планирование работы – 2 ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 7. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 3 ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своѐм проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 8. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2 ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 9. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 3 ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 10. Анализ прочитанной литературы – 3 ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 11. Исследование объектов – 2 ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 12. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2 ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 13. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2 ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 14. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1 ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 15. Оформление работы – 2 ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 16. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 17. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 18. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
3. Учебно - тематический план учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 3 класс.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 |
9-10 | Планирование работы. | 2 |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 3 |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 |
22-23 | Исследование объектов. | 2 |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 |
29-30 | Оформление работы. | 2 |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 |
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого: 34 часа |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь», 3 класс
Обучающиеся должны:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Обучающиеся должны уметь:
• переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
• отбирать необходимые знания из большого объѐма информации;
• конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
• систематизировать учебный план;
• пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
• высказывать содержательно свою мысль, идею;
• формулировать простые выводы на основе двух – трѐх опытов;
• решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
• свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
• переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы:
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначится граница исследования;
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
поведется последовательно исследование;
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализируются и обобщатся полученные материалы;
подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
продемонстрируются результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем;
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной деятельности «Я - исследователь», 3 класс:
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание |
1. | Учебники, учебные пособия по курсу «Я - исследователь» | 1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фѐдоров», 2008. 2. М. В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС, 2008 |
Электронные и печатные образовательные и информационные ресурсы |
2. | Интерактивный комплекс «Smart Board» с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point. | Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и учащихся. |
3. | Документ камера AVerMedia | Используется учителем в соответствии с планируемой потребностью. |
4. | Информационные источники | 1. http:www.Nachalka.com. 2. http:www.viku.rdf.ru. 3. http:www.rusedu.ru. 4. www.center.fio.ru 5. http://www.maro.newmail.ru 6. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html 7. http://www.int-edu.ni |
5. | Книгопечатная продукция | 1. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010. 2. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. 3. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. 4. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. 5. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. 6. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. 7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. 8. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005. 9. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература |
6. | Учебно-наглядные пособия | 1. Иллюстрации и картины к основным разделам изучаемого материала (в соответствии с программой); 2. Комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе; |
Календарно – тематическое планирование факультативного курса «Я - исследователь»
№ урока | Тема занятия | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
1 четверть – 9 ч. |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | | |
2 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | | |
3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования | | |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | | |
5 | Какими могут быть проекты? | | |
6 | Какими могут быть проекты | | |
7 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез | | |
8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез | | |
9 | Планирование работы | | |
2 четверть – 7 ч. |
1/10 | Планирование работы | | |
2/11 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | | |
3/12 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | | |
4/13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | | |
5/14 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | | |
6/15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | | |
7/16 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | | |
3 четверть - 10 ч. |
1/17 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | | |
2/18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | | |
3/19 | Анализ прочитанной литературы. | | |
4/20 | Анализ прочитанной литературы. | | |
5/21 | Анализ прочитанной литературы. | | |
6/22 | Исследование объектов. | | |
7/23 | Исследование объектов. | | |
8/24 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | | |
9/25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | | |
10/26 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | | |
4 четверть – 8 ч. |
1/27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | | |
2/28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | | |
3/29 | Оформление работы. | | |
4/30 | Оформление работы. | | |
5/31 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | | |
6/32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | | |
7/33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | | |
8/34 | Анализ исследовательской деятельности. | | |