Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности стр. 3-5
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. стр. 5-8
Тематическое планирование стр. 8-9
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения занимательных задач; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с математическими головоломками.
- анализ правил игры.
- Действие в соответствии с заданными правилами
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
-Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин),
- Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы,
- Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи
- Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации,
-определение последовательности шагов (алгоритм) решения задачи
-объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий
- воспроизведение способа решения задачи
-анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных
-Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
-Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
-Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.
-Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции..
- Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии
-Моделирование объѐмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток.
- Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.
Предметные результаты:
Создание фундамента для математического развития,
Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Узнавать: виды простейших геометрических фигур – прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол, пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур,
Уметь: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертки куба и других многогранников.
В результате освоения программы «Живая геометрия» формируются следущие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ООО 2-го поколения:
Личностные:
- сформируются познавательные интересы;
- повысится мотивация;
-повысится профессиональное, жизненное самоопределение;
-воспитается чувство справедливости, ответственности;
- сформируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления
Регулятивные:
-целеустремленность и настойчивость в достижении целей,
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма,
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу,
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
-вносить необходимые коррективы в действие,
Получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные:
-ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятеьности при решении проблем творческого и поискового характера: анализировать объекты с целью выделения признаков;
-выдвигать гипотезы и их обосновывать,
-самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
-распределять начальные действия и операции;
-обмениваться способами действий;
-работать в коллективе;
-ставить правильно вопросы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Введение. (1 час) Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
Фигуры на плоскости. (11 часов) Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
Фигуры в пространстве. (7 часов) Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.
Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.
Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
4. Измерение геометрических величин. (6 часов) Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда
Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.
Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда
Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
5. Топологические опыты. (4 часа)Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.
Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
6.Занимательная геометрия. (5 часов) Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.
Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Форма организации деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе;
- коллективная творческая деятельность;
- работа над проектами;
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
- индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением;
- решение классических и нетрадиционных задач;
- дидактические игры;
- конкурсы, турниры.
Занятия проводятся в кабинете математики с использованием мультимедийного оборудования (проектор, компьютер).
Данная учебная программа «Живая геометрия» для 5 класса рассчитана на 34 часа.
Основные формы проверки знаний
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используют следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях; живость, заинтересованность, обеспечивающие положительные результаты.
Оценивание результативности освоения материала и реализации программ происходит в несколько этапов:
- диагностика уровня развития творческих способностей детей
- защита рефератов по темам исследования.
- мини-проекты
- участие в предметных конкурсах, олимпиадах
- участие в предметных неделях
Тематическое планирование
№ п/п | Тема |
Введение (1 час) |
-
| Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. |
Фигуры на плоскости (11 часов) |
-
| Зачем в геометрии нужны доказательства. Оптические иллюзии. |
-
| Многообразие геометрических фигур. |
-
| Конструирование из Т. |
-
| Треугольник и квадрат. Виды треугольников |
-
| Геометрия вокруг нас. |
-
| Сумма углов треугольника, четырехугольника, многоугольника. |
-
| Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм. |
-
| Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов. |
-
| Геометрические головоломки. Складывание фигур. Сложи квадрат, согни и отрежь. |
-
| Пентамино, гексамино. Моделирование. |
-
| Творческая работа . Головоломки |
Фигуры в пространстве (7 часов) |
-
| Пространство и размерность. Мир трех измерений. |
-
| Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. |
-
| Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. |
-
| Уникуб. Занимательные задачи |
-
| Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом |
-
| Оригами |
-
| Практическая работа «Мой журавлик» |
Измерение геометрических величин (6 часов) |
-
| Измерение длин. Единицы измерения |
-
| Измерение площадей. Единицы измерения. |
-
| Окружность и ее элементы. |
-
| Измерение длины окружности. |
-
| Измерение объемов. Единицы измерения |
-
| Развертка куба и параллелепипеда |
Топологические опыты(4 час) |
-
| Геометрический тренинг. |
-
| Фигуры одним росчерком пера |
-
| Листы Мебиуса |
-
| Практическая работа «Лист Мебиуса». 2,3,4 граф |
Занимательная геометрия (5 часов) |
-
| Зашифрованная переписка |
-
| Практическая работа «Шифровка» |
-
| Кроссворды |
-
| Задачи со спичками. Занимательные задачи |
-
| Итоговое занятие |
12