СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Живая геометрия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "Живая геометрия" рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Живая геометрия"»

Содержание

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности стр. 3-5

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. стр. 5-8

  3. Тематическое планирование стр. 8-9

















































Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

- Воспитание чувства справедливости, ответственности.

- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения занимательных задач; использовать его в ходе самостоятельной работы.

- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с математическими головоломками.

- анализ правил игры.

- Действие в соответствии с заданными правилами

- Включаться в групповую работу.

- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

-Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин),

- Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы,

- Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи

- Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации,

-определение последовательности шагов (алгоритм) решения задачи

-объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий

- воспроизведение способа решения задачи

-анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных

-Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

-Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).

-Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.

-Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции..

- Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии

-Моделирование объѐмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток.

- Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.

Предметные результаты:

Создание фундамента для математического развития,

Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Узнавать: виды простейших геометрических фигур – прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол, пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур,

Уметь: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертки куба и других многогранников.

В результате освоения программы «Живая геометрия» формируются следущие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ООО 2-го поколения:

Личностные:

- сформируются познавательные интересы;

- повысится мотивация;

-повысится профессиональное, жизненное самоопределение;

-воспитается чувство справедливости, ответственности;

- сформируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления

Регулятивные:

-целеустремленность и настойчивость в достижении целей,

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма,

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу,

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

-вносить необходимые коррективы в действие,

Получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные:

-ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятеьности при решении проблем творческого и поискового характера: анализировать объекты с целью выделения признаков;

-выдвигать гипотезы и их обосновывать,

-самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

-распределять начальные действия и операции;

-обмениваться способами действий;

-работать в коллективе;

-ставить правильно вопросы.





Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

  1. Введение.  (1 час) Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

  1. Фигуры на плоскости. (11 часов)  Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Фигуры в пространстве. (7 часов)  Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.

Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.



4. Измерение геометрических величин. (6 часов)  Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда

Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.



5. Топологические опыты.  (4 часа)Фигуры одним росчерком пера. Листы МебиусаГраф.

Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.





6.Занимательная геометрия.  (5 часов) Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.

Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений. Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.





Форма организации деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе;

- коллективная творческая деятельность;

- работа над проектами;

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

- иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

- индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением;

- решение классических и нетрадиционных задач;

- дидактические игры;

- конкурсы, турниры.

Занятия проводятся в кабинете математики с использованием мультимедийного оборудования (проектор, компьютер).

Данная учебная программа «Живая геометрия» для 5 класса рассчитана на 34 часа.







Основные формы проверки знаний

Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используют следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях; живость, заинтересованность, обеспечивающие положительные результаты.



Оценивание результативности освоения материала и реализации программ происходит в несколько этапов:

- диагностика уровня развития творческих способностей детей

- защита рефератов по темам исследования.

- мини-проекты

- участие в предметных конкурсах, олимпиадах

- участие в предметных неделях

Тематическое планирование



п/п

Тема

Введение (1 час)

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры.

Фигуры на плоскости (11 часов)

Зачем в геометрии нужны доказательства. Оптические иллюзии.

Многообразие геометрических фигур.

Конструирование из Т.

Треугольник и квадрат. Виды треугольников

Геометрия вокруг нас.

Сумма углов треугольника, четырехугольника, многоугольника.

Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм.

Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов.

Геометрические головоломки. Складывание фигур. Сложи квадрат, согни и отрежь.

Пентамино, гексамино. Моделирование.

Творческая работа . Головоломки

Фигуры в пространстве (7 часов)

Пространство и размерность. Мир трех измерений.

Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.

Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей.

Уникуб. Занимательные задачи

Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом

Оригами

Практическая работа «Мой журавлик»

Измерение геометрических величин (6 часов)

Измерение длин. Единицы измерения

Измерение площадей. Единицы измерения.

Окружность и ее элементы.

Измерение длины окружности.

Измерение объемов. Единицы измерения

Развертка куба и параллелепипеда

Топологические опыты(4 час)

Геометрический тренинг.

Фигуры одним росчерком пера

Листы Мебиуса

Практическая работа «Лист Мебиуса». 2,3,4 граф



Занимательная геометрия (5 часов)

Зашифрованная переписка

Практическая работа «Шифровка»

Кроссворды

Задачи со спичками. Занимательные задачи

Итоговое занятие



12