СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе по общекультурному направлению «Азбука общения» на 2020 - 2021 учебный год

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:

     Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность, общекультурные ценности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе по общекультурному направлению «Азбука общения» на 2020 - 2021 учебный год»

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Курская область, Курский район, с. Глебово, д. 37




Рассмотрено Принято Утверждаю Руководитель МО Педсовет _____ от «___» _________2020г. Директор МБОУ

________________ Председатель педсовета «Глебовская СОШ»

О. А. Прохорова зам. директора по УВР ________________

Протокол ____ от __________________ И. И. Ниникина

«___» _________ 2020 г. В. В. Чаплыгина Приказ ______________ от

«____» ___________ 2020 г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности в 7 классе

по общекультурному направлению

«Азбука общения»

на 2020 - 2021 учебный год


Программа переработана и адаптирована

Алтуховой Мариной Ивановной,

учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории


с. Глебово.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука общения» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 7 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного общения.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:


1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

3. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

5. Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2020-2021 учебный год

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)



Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного учащегося собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, ученик должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Азбука общения» обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми.


Цель программы:

Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность, общекультурные ценности.


Задачи:

  • Формировать у подростков представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.

  • Знакомить обучающихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

  • Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.

  • Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.

  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

  • Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

  • Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.


Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса


Формы организации:

  • тренинги (коммуникативные, поведенческие),

  • этические беседы,

  • ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

  • дебаты,

  • тематические диспуты,

  • проблемно-ценностные дискуссии,

  • конкурсы,

  • беседы,

  • проектная деятельность,

  • экскурсии,

  • просмотр видеофрагментов,

  • групповые и индивидуальные занятия.


Методы:

  • проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

  • упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

  • поведенческий тренинг,

  • лекции с обратной связью,

  • психологические игры,

  • решение коммуникативных речевых задач,

  • работа в парах,

  • метод интервью,

  • проблемное обучение.


Разработана программа «Азбука общения» на 34 часа (1 час в неделю)



II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Личностные :

  • Развивать творческие способности детей;

  • Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;

  • Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;

  • знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.


Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.


Предметные результаты


Обучающиеся смогут узнать:


  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.


Обучающиеся смогут научиться:

  • соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • анализировать поступки свои и других людей;

  • вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеть коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

использовать нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценке, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми




III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоциональная окраска общения ( 6 часов)

Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное

состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции.

Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.

Тренинг «Психо-эмоциональная саморегуляция».

Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».

Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…».


Коммуникативная культура личности (10 часов)

Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.

Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».

Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».

Диспут «Решаем конфликт».


Слушать и слышать (8 часов)

Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания».

Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».

Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».

Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».


Совершенствование навыков устной речи (10 часов)

Техника речи. Монолог. Диалог. Полилог. Дебаты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности.

Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».

Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».

Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь».





IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема


Кол-во

часов


Основные виды деятельности

Дата проведения

планируемая

фактическая


Эмоциональная окраска общения.

6 часов




Эмоциональность как свойство личности.

1

Лекция с обратной связью. Просмотр презентации по теме занятия.



Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».

1

Знакомство с понятиями. Поведенческий тренинг.



Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств.

1

Решение коммуникативных речевых задач.



Пути саморегуляции.

1

Просмотр презентации по теме занятия. Коммуникативный тренинг.

Сюжетно-ролевая игра.



Способы взаимодействия с

отрицательными эмоциями.

1

Этическая беседа. Коммуникативный тренинг.



Эмоциональная культура личности.

1

Проблемно-ценностная дискуссия.




Коммуникативная культура личности

10 часов




Общение и его функции.

1

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.



Коммуникативная культура личности.

1

Лекция с обратной связью.

Коммуникативный тренинг.



Культура общения. Виды общения.

1

Лекция с обратной связью.

Работа в парах.



Стили общения. Нормы этикета.

1

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.



Конфликты: их причины и последствия.

1

Этическая беседа. Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».



Средства и способы передачи информации в общении.

1

Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».



Механизмы взаимопонимания.

1

Психологические игры.



Осознание способов взаимодействия людей друг с другом.

1

Поведенческий тренинг.



Группа и ее законы.

1

Работа в группах. Коммуникативный тренинг.



Конфликты в группе и пути их преодоления.

1

Диспут «Решаем конфликт».




Слушать и слышать

8 часов




Роль умения слушать в личностном общении.

1

Лекция с обратной связью.




«Эффективные» слушатели.

1

Сюжетно-ролевая и словесная игра.



Умение слушать как метод восприятия информации.

1

Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».



Факторы «слушания». Три уровня «слушания».

1

Лекция с обратной связью.

Решение коммуникативных речевых задач.



Речь говорящего и понимание слушателя.

1

Работа в парах. Коммуникативный тренинг.



Барьеры между говорящими и слушателями.

1

Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».



Язык «поддержки» и язык «подавления».

1

Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».



Преодоление барьеров в общении.

1

Коммуникативный тренинг «Дебаты».




Совершенствование навыков устной речи (10 часов)





Совершенствование навыков «слушания».

1

Поведенческий тренинг. Решение коммуникативных речевых задач.



Совершенствование навыков устной речи. Техника речи.

1

Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».



Монолог. Диалог.

1

Работа в парах. Коммуникативный тренинг.



Совершенствование навыков устной речи. Полилог.

1

Коммуникативный тренинг.



Совершенствование навыков устной речи. Культура общения показывает культуру личности.

1

Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».




Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия.

1

Коммуникативный тренинг.



Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета.

1

Коммуникативный тренинг.



Этика и виды речевой деятельности.

1

Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь».



Поведение человека и культура общения.

1

Коммуникативный тренинг «Интервью». Составление плана публичного выступления.



Итоговое занятие. Публичное выступление проблемного характера.

1

Коммуникативный тренинг.

Проблемное обучение.