МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г.АЗОВА
«Утверждаю»
приказ №____от________
Директор МБОУ СОШ № 3
________В.В. Городинская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Класс _9 В__ основной общеобразовательной школы
Количество часов: 68
Классный руководитель: Анищенко Т.В..
Программа классного руководителя составлена на основе «Методического конструктора внеурочной деятельности школьников»/ Д.В. Григорьев. П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2014 и методических рекомендаций по оформлению деятельности классного руководителя в рамках реализации ФГОС
г. Азов
2019-2020 учебный год
Содержание программы
Программы внеурочной деятельности классного руководителя является компонентом внеурочной деятельности школы. Общешкольные дела также являются компонентом внеурочной деятельности школы. Координирующую роль выполняет классный руководитель. На деятельность классного руководителя выделено 2 часа в неделю.
В основе реализации Программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;
— формирование соответствующей целям образования социальной среды развития обучающихся;
— развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов и форм деятельности при построении образовательного процесса;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 14—15лет, которые связаны:
— с переходом от учебных действий к учебному исследованию и к новой внутренней позиции обучающегося;
— с осуществлением качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Основные разделы (модули) программы:
Модуль1 . Общекультурное направление (34 часа).
Модуль включает работу по подготовке общешкольных, городских, региональных мероприятий.
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Цель общекультурного направления: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
- развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
- формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
- овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
- овладение навыками межличностного общения;
- формирование интереса к творческим профессиям.
Результатом общекультурного направления должно стать раскрытие творческого потенциала ребят, их стремление принять участие в мероприятиях эстетического и художественного плана.
Модуль 2. Социальное направление «Во мне взрослеет гражданин».
Планируется в виде интенсивов, он рассчитан на 10 часов в год. Данный раздел раскрывает деятельность органов классного самоуправления.
Цель программы: формирование нравственных ценностей, воспитание качеств, направленных на толерантное отношение к окружающим, чувства ответственности за своё настоящее и будущее.
Задачи программы:
٠ сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы;
٠ сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно значимых проблем;
٠ сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые проблемы.
Данный модуль предполагает подготовку и участие в акциях классного, общешкольного, городского уровней.
Подготовка и организация акций: планирование акции, определение круга проблем, проработка каждой проблемы, фоторепортаж о проведении акции. Подведение итогов.
Такая организация курса внеурочной деятельности позволяет последовательно проводить данные проекты в течение учебного года. Программа предусматривает как групповую, так и индивидуальную работу и даёт возможность ребятам реализовать свои индивидуальные качества, потребности и интересы, проявить себя, получить определенные знания и навыки самовоспитания, самообразования. Данная программа помогает ребятам развивать свои творческие способности, навыки общения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Программа предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В содержание модуля включены проблемные вопросы для активизации познавательной деятельности школьников, ролевые игры, которые создают эмоциональный настрой, будят эстетические чувства и интересы учащихся, повышают личностную значимость учения для детей; используются приемы как внешней, так и внутренней мотивации.
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп. О традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. О способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности. Опыт охраны памятников истории и культуры, опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения. Опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде. Опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Модуль 3. 24 часа. Социальное направление « Я выбираю профессию»
Цель
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы .
Формы внеурочной деятельности классного руководителя по направлениям:
Модуль1 . Общекультурное направление
1) Тематические классные часы, согласно плану мероприятий школы и календарных праздников, событий.
2) Беседы, экскурсии.
3) Подготовка и участие в конкурсах.
4) Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия
5) Изучение ПДД.
6) Цикл классных собраний.
7) Оформление праздничных стенгазет, классного кабинета.
Модуль 2. Социальное:
1) Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
2) Практикумы, конкурсы, сюжетно - ролевая игра, игра - путешествие.
3) Участие в творческих конкурсах, акциях, субботниках.
4) Разработка социальных проектов.
Модуль 3. Социальное « Я выбираю профессию»:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классные часы по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профессиографические исследования;
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
- анкетирование и тестирование старшеклассников;
- профориентационные опросники;
- профориентационные игры. экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
- посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
Система классных часов, рассчитан на 1 час в неделю, включает в себя как единые классные часы, так и классные часы, спланированные классным руководителем самостоятельно с учетом направлений воспитательной работы в школе и в классе, раскрывает деятельность органов классного самоуправления.
Проведение инструктажа по правилам дорожного движения и безопасного поведения во время массовых мероприятий, экскурсий, поездок, походов. Классные собрания, посвящённые окончанию четвертей и учебного года.
Тематические классные часы: «Секреты успешной учебы», «4 ноября – День народного Единения», «Профессии нашей семьи», «Мы такие разные», «Что значит быть мужчиной?», «Как много девушек хороших…», «Секреты хорошего настроения», «День космонавтики». Разработка классных часов, распределение обязанностей, назначение ответственных за оформление, музыку.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочныхзанятий со школьниками – тематических классных часов, занятий по ПДД (правилам дорожного движения), так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (например, сборы, слеты, школы актива, конференции, экскурсии, "погружения", фестивали, походы, экспедиции и т.п.).
Каждый из модулей программы предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
Тематическое планирование.
Модуль 1.
1. Подготовка и проведение Дня учителя. (2 часа)
2. Подготовка и проведение осенних мероприятий (4 часов).
3. Подготовка, проведение и анализ проведения праздника, посвященного Дню матери. (4 часов)
4. Подготовка и проведение Новогодних мероприятий (6 часов).
5. Подготовка и проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества. (6 часов).
6. Подготовка и проведение мероприятий, посвященных 8 Марта. (4 часов).
7. Подготовка, проведение и анализ проведения линейки в честь Дня Победы. (2 часа)
8. Подготовка, проведение и анализ проведения Смотра строя и песни (6 часов)
Модуль 2.
Формирование службы класса по подготовке и проведению акций.
Акция «Чистый класс» (в течение года)
Акция «Скажи спасибо ветерану» (февраль, май)
Акция «Мы за здоровый образ жизни» (1 декабря, 7 апреля)
Акция «Спаси дерево» (согласно общегородскому плану)(октябрь, апрель)
Модуль 3.
1.Анкетирование учащихся на профориентацию - 2 часа.
- Экскурсионная поездка
2.Знакомство с профессиями, необходимыми в настоящее время. - 2 часа.
3- Посещение предприятия очистных сооружений города Азова- 2 часа
4. Посещение Азовского краеведческого музея. Экспозиция «Домашний уклад и занятия казаков» (апрель) – 2 часа
Экскурсионная поездка в г. Таганрог. Посещение домика, гимназии, лавки А.П. Чехова (сентябрь) – 8 часов.
4. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
классного руководителя класса.
Модуль 1
Развитие творческих способностей подростков.(общекультурное направление)
№ | Дата | Факти-ческая дата | Тема |
I четверть |
| 2.09 | | Подготовка чтецов к линейке, посвященной памяти жертв Беслана, Волгодонска, Москвы |
| 8.10 | | Подготовка Дня учителя. |
| 15.10 | | Проведение Дня учителя. |
| 2.11 | | Разработка осенних мероприятий. |
| | | |
II четверть |
| 12.11 | | Подготовка мероприятия, посвященного Дню матери |
| 19.11 | | Подготовка мероприятия, посвященного Дню матери |
| 25.11 | | «Самый дорогой человек». День матери. |
| 10.12 | | Новый год в кругу друзей (составления сценария) |
| 17.12 | | Новый год в кругу друзей (распределение ролей) |
| 24.12 | | Репетиция к Новогоднему мероприятию |
| 25.12 | | Репетиция к Новогоднему мероприятию |
| 26.12 | | Репетиция к Новогоднему мероприятию |
| 27.12 | | Новый год в кругу друзей |
| 27.12 | | Новый год в кругу друзей |
III четверть |
| 14.01 | | Планирование мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества. |
| 21.01 | | Подготовка материалов к февральским мероприятиям, обсуждение. |
| 28.01 | | Репетиция. |
| 4.02 | | Репетиция |
| 11.02 | | Мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества. |
| 15.02 | | Мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества. Поздравление ветеранов войн. |
| 22.02 | | Спортивно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества. |
| 25.02 | | Разработка сценария к конкурсу «А ну-ка, девушки!» |
| 3.03 | | Репетиция к конкурсу «А ну-ка, девушки!» |
| 6.03 | | «А ну-ка, девушки!» |
IV четверть |
| 25.04 | | Подготовка и проведение к мероприятию,посвященному 75 годовщине ВОВ |
| 26.04 | | Подготовка и проведение к мероприятию,посвященному 75 годовщине ВОВ |
| 30.04 | | Подготовка и проведение к мероприятию,посвященному 75 годовщине ВОВ |
| 4.05 | | Подготовка и проведение линейки в честь Дня Победы. |
| 5.05 | | Репетиция |
| 6.05 | | Репетиция |
| 7.05 | | Репетиция |
| 8.05 | | Участие в линейке, школьных мероприятиях |
| 8.05 | | Участие в Параде, посвящённом Дню Победы. |
Модуль 2 «Во мне взрослеет гражданин» (социальное направление)
№ | Дата | Факти-ческая дата | Тема |
| | | I четверть |
| 28.09 | | Участие во Всероссийском субботнике «Зеленая Россия» |
| 22.10 | | Акция «Спаси дерево» |
| 22.10 | | В рамках городского образовательного историко-краеведческого проекта «С большой любовью к малой Родине» конкурс плакатов «Азов – лучший город земли» |
II четверть |
| | | Помощь животным |
| 17.11 | | Акция к Международному дню без табака |
| 12.12 | | Акция «Мы – граждане России» (получение паспорта – права или обязанности) |
III четверть |
| 22.02 | | День здоровья, посвященный Дню защитника Отечества |
IV четверть |
| 7.04 | | Участие в школьной акции, проводимой ко Всемирному Дню здоровья. |
| 8.05 | | Акция «Как живешь, ветеран?» (посещение, помощь детям войны, узникам концлагерей ) |
| 9.05 | | Участие в митинге, в городских акциях, посвященных 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. |
Модуль 3 « Я выбираю профессию»
№ | Дата | Факти-ческая дата | Колличество часов | Тема |
| 2.09 | | 1 | Анкетирование учащихся. Это мой выбор. Основные правила выбора профессии |
| 18.11 | | 5 | Профориентационная военно-патриотическая акция «»Военная профессия – достойный выбор», |
| | | 1 | классный час «Герои живут рядом», «Будущее зависит от тебя», выставка рисунка «Победа за нами!» |
| 25.11 | | 1 | Я и моя будущая профессия. Самые нужные и исчезающие профессии. |
| 24.02 | | 1 | Знакомство с профессиями, необходимыми в настоящее время. |
| 2.03 | | 2 | Знакомство с профессиями, необходимыми в настоящее время. Презентация-викторина. |
| 8.04 | | 1 | Профориентационный час : «Что такое престиж профессии?» |
| 15.05 | | 2 | Посещение предприятия очистных сооружений города Азова. |
| апрель | | 2 | Посещение Азовского краеведческого музея. Экспозиция «Домашний уклад и занятия казаков». |
| март | | 8 | Экскурсионная поездка (весенние каникулы)-8 часов. |
Предполагаемые результаты реализации программы
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться -- внутренняя позиция школьника,
- ориентация на моральные нормы и их выполнение,
-самопознание и профессиональное самоопределение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться6
- способность контролировать и оценивать свои действия,
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания:
- об основных категориях и понятиях этики,
-основных положительных нравственных качествах человека;
-освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться
-умение учитывать позицию собеседника (партнёра),
- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
- адекватно воспринимать и передавать информацию,
- отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики получат возможность:
• быть дружными между собой, внимательными друг к другу и к окружающим, открытыми миру и людям;
• развивать индивидуальные способности и интересы, работать творчески, самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• быть самостоятельными, владеть самоконтролем и самооценкой;
• к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный,
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
• с активной жизненной и гражданской позицией;
• уважающий историческое прошлое нашего народа.
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп. О традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности. Опыт охраны памятников истории и культуры, опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения. Опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде. Опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.