СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире математики» основное общее образование 7класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «В мире математики»   для 7-го класса (рассчитана на возраст 13-14 лет)  разработана по ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире математики» основное общее образование 7класс»

муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»



Принята

на заседании педагогического совета протокол №1

от « 30 » августа 2018г

Утверждаю

приказ №1-320

от «31» августа 2018 г

Директор МОУ «Гимназия №1»

___________________Т.Г.Андреева







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«В мире математики»

основное общее образование

7класс

на 2018-2019 учебный год



Составитель:

Бородкина Татьяна Ивановна,

учитель математики,

высшая квалификационная категория










г. Железногорск

2018

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «В мире математики» для 7-го класса (рассчитана на возраст 13-14 лет) разработана на основании:


  • Закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (ред. От 29.12.2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • федерального базисного учебного плана;

  • регионального учебного плана;

  • учебного плана гимназии.


Основной особенностью современного развития системы математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математики, позволяющую решить две задачи. С одной стороны – обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой – сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, выявить и развить их математические способности, ориентировать на профессии, связанные с математикой

С целью формирования устойчивого интереса к математике, а также активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их теоретического мышления и логической культуры составлена программа внеурочной деятельности « В мире задач».

Программа составлена для учащихся 7 « А» класса, проявляющих высокий интерес к математике, она направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы примыкают к основному курсу математики. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать разнообразные задачи повышенного уровня. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Программа призвана обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни каждому человеку современного общества. Эта программа формирует интерес у учащихся к математике, развивает их способности. Программа дает представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, как средства моделирования явлений и процессов. Изучение программы направлено на развитие логической речи, умение планировать и рационально использовать свое рабочее время, критически оценивать результаты своей работы.

С помощью этой внеурочной деятельности можно не только пробудить интерес к математике, но и укрепить веру в свои силы у каждого ребенка независимо от их способностей.

Математика изучает математические модели реальных ситуаций. Данная программа построена на изучении таких математических моделей. Изучая математику, мы фактически изучаем специальный язык, «на котором говорит природа». Основная функция математического языка научить учащихся создавать математические модели и работать с ними.

Предлагаемая внеурочная деятельность содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызывать интерес у обучающихся. Включённые в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в том , что она подразумевает доступность предлагаемого материала, планомерное развитие интереса учащихся к предмету. Преподавание внеурочной деятельности строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного учебного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Внеурочные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся , дополняет разнообразием задач по различным темам.

Цели внеурочной деятельности :

  • повышение интереса к предмету.

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.

  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств

мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи внеурочной деятельности:

  • расширить и углубить знания по предмету в соответствии с интересами и склонностями учащихся;

  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам;

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;

  • развивать мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно приобретать и применять знания;

  • формировать познавательный интерес к математике, развивать творческие способности, осознание мотивов учения;

  • рассмотреть с учащимися некоторые методы решения арифметических и логических задач;

  • формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза;

  • провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем.



Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами изучения внеурочной деятельности « В мире математики» являются формирование следующих умений и качеств:

  • развитие умений ясно, точно и грамотно изла­гать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении ма­тематических задач;

  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

  • выстраивать конструкции (устные и пись­менные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргу­ментацию, выполнять перевод текстов с обы­денного языка на математический и обратно;

  • стремление к самоконтролю процесса и ре­зультата деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассу­ждений, способов решения задач, рассматри­ваемых проблем.

Метапредметным результатом изучения внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • разрабатывать простейшие алгоритмы на ма­териале выполнения действий с натуральны­ми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

  • сверять, работая по плану, свои действия с це­лью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • совершенствовать в диалоге с учителем само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

  • проводить наблюдение и эксперимент под ру­ководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск инфор­мации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • определять возможные источники необхо­димых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;

  • использовать компьютерные и коммуника­ционные технологии для достижения своих целей;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффектив­ных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, тео­рии);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы;

  • узнать методы и способы решения текстовых задач различного вида;

  • применять различные способы решения систем уравнений; уметь выбирать из них наиболее рациональный;

  • решать задачи на составление линейных уравнений и их систем;

  • решать линейные уравнения и их системы, содержащих модули, параметр;

  • знать способы выполнения заданий повышенного уровня на действия со степенями, многочленами и одночленами, применение формул сокращенного умножения, и уметь их применять;

  • овладеть навыками построения графиков линейной, квадратичной функций, содержащих модуль; простейших «кусочных» функций;

  • уметь выполнять построения циркулем и линейкой;

  • знать основные понятия теории множеств (множество, подмножество, пересечение множеств), уметь решать задачи с использованием кругов Эйлера, принципа Дирихле;

  • уметь выступать перед аудиторией с подготовленными сообщениями



Обучающийся получит возможность:

овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства


Таким образом, программа внеурочных занятий « В мире задач », отвечая предметным, метапредметным и личностным целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность учащимся значительно расширить математический кругозор, повысить глубину усвоения программу основного курса математики VII класса, приобрести устойчивый интерес к изучению алгебры и геометрии. Внеурочная деятельность имеет и пропедевтическую направленность, её изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 35часов.







Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во количество часов

Дата проведения

Примечание

1

Уравнения, содержащие знак модуля.

3

6.09

13.09

20.09


2

Уравнения, содержащие параметр.

2

27.09

4.10


3

Текстовые задачи и техника их решения.

1

11.10


4

Задачи на движение

1

18.10


5

Задачи на совместную работу.

1

25.10


6

Задачи на доказательство равенства треугольников.

2

1.11

8.11


7

Задачи на проценты.

2

15.11

22.11


8

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

2

29.11

6.12


9

Задачи на сплавы и смеси

2

13.12

20.12


10

Применение формул сокращённого умножения при упрощении выражений и для рациональных вычислений.

2

27.12

17.01


11

Различные способы разложения многочлена на множители.

2

24.01

31.01


12

Применение теоремы Безу и схемы Горнера для разложения многочлена на множители.

2

7.02

14.02


13

Построение графиков, содержащих знак модуля.

3

21.02

28.02

7.03



14

Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

2

14.03

21.03



15

Соотношения между углами и сторонами треугольника

2


4.04

11.04


16

Системы линейных уравнений, содержащих знак модуля.

2


18.04

25.04


17

Системы линейных уравнений с параметром.

2

16.05

23.05


18

Задачи на степень с натуральным показателем.

2

30.05






Информационно-методическое обеспечение


  1. Бутузов В. Ф., Кадомцев С, Б., Прасолов В. В. «Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс». – М.: Просвещение, 2010.

  2. Виленкин Н. Я. «Популярная комбинаторика». – М.: Наука, 1975.

  3. Глейзер Г.И. «История математики в школе VII –VIII класс: пособие для учителей». – М.: Просвещение, 1982.

  4. Гусев В. А., А.И. Орлов, А. Л. Розенталь «Внеклассная работа по математике в VI-VIII классах: Книга для учителя». – М.: Просвещение, 1984.

  5. Зив Б. Г., В.М. Мейлер, А. Г. Баханский «Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. Учреждений».-5-е изд.-М.: Просвещение, 2003.

  6. Кордемский Б. А. «Математическая смекалка».- М.: ГИТТЛ, 1954.

  7. Кострикина Н.П. «Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов».- М, Просвещение, 1991

  8. Олехник С.Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. «Старинные занимательные задачи. – 2-е изд., испр. – М.: Наука. Главная редакция физико –математической литературы, 1988.

  9. Перельман Я. И. «Занимательная алгебра».- 11-е изд. / под ред. и с дополнениями В. Г. Болтянского. – М.: Наука. Главная редакция физико –математической литературы, 1967.

  10. Фарков А. В. «Математические кружки в школе. 5-8 классы». – М.: «Айрис-Пресс», 2008 г.