Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов
Руководитель МО
Л.А.Табиханова/
Проверена
Заместитель директора по BP
Т.А. Нетесова/
« 28 » августа 2024 г.
Утверждаю к использованию
в образовательном процессе школы директор школы
Обросова О.Е. /
«3» сентября 2024г.
« 26 » августа 2024 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мастерской художника»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
МАОУ «СОШ №31 им.П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ
на 2024-2025 уч.г.
Составитель: учитель ИЗО Обросова О.Е.
г.Улан-Удэ
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мастерской художника» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 1-4 классы (М.: Просвещение, 2024).
Изобразительное искусство — одна из наиболее эмоциональньных сфер деятельности детей. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности.
Именно изобразительному искусству отводится особая роль в системе эстетического воспитания подрастающего поколения. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Кроме того, занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями искусства решают и более глобальные задачи — развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.
Реализация программы курса «В мастерской художника» направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции.
В рамках данной программы дети также научатся бережно относиться к художественным материалам, у них сформируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов поможет формированию настойчивость, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации
Содержание программы предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни, и отражением доступными для возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка через художественно — изобразительную деятельность.
Задачи:
формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества — как основу приобретение личностного опыта и самосозидания;
развивать творческие способности, фантазию и воображение, обратное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка. живописи и композиции).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов освоение курса «В мастерской художника» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра — осознание себя как части мира.
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины — осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность труда и творчества — осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Ценность гражданственности и патриотизма — осознание себя как члена общества, народа представителя страны, государства.
Ценность человечества — осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Общая характеристика курса
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с учебными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время.
Системно-деятельностный и личностный подходы при реализации курса предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «в мастерской художника» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.
Раскрьггие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации творческих заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными своим и качествами.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника.
Передача информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации — в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение образца, предложенного учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основали изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работ. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
изобразительная деятельность,
художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно — творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов,
элементов украшений.
Применяются такие методы, как
материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её
решения).
Среди форм проведения занятий практикуются:
_ - просмотр и обсуждение видеоматериал ов,_ _ _
встречи с интересными людьми,
конкурсы,
викторины,
интеллектуально-познавательные игры,
коллективные творческие дела,
выставки,
праздники,
эксперименты,
групповые занятия,
комбинированные занятия,
чисто практические занятия,
творческие проекты,
презентации.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Эффективность работы объединения внеурочной деятельности «В мастерской художника» оценивается по участию школьников в:
выставках детских работ,
конкурс рисунков.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ «СОШ №31 им.П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ программа «В мастерской художника» рассчитана на проведение занятий с детьми 1-4 классов в объёме 33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками, например, при подготовке к тематическим праздникам, мероприятиям.
Планируемые результаты освоения программы
«В мастерской художника»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «В мастерской художника»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Содержание программы
1 класс «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6-7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
На занятиях первого года обучения рассматриваются такие темы, как:
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с
ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира. Содержание занятий включает в себя:
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линяя, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет — язык живописи. Рисование о натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия».
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств.
Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
3-й класс «Мы - художники»
Изобразительное искусство — наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
Актуальные вопросы данного этапа:
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, пepo — ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
Гравюра на картоне.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель — научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Центральное место отводится следующим темам:
Художественные материалы. Акварель, тушь, гyaшь — свободное владение ими.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе — линейной, воздушной.
Графика. Материалы — тушь, пepo, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Композиция. Основные правила композиции:
объединение по однородньш признакам;
соблюдение закона ограничения;
основа живой и статичной композиции;
группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками,
подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Содержание программы может корректироваться с учетом плана воспитательной работы МАОУ «СОШ №31 им.П.Т. Харитонова» и включать в себя подготовку к тематическим мероприятиям согласно данного плану. В связи с этим календарно-тематическое планирование разными педагогами данной программы носит свой неповторимый характер, отражая участие в воспитательных мероприятиях школы.
Примерное календарно-тематическое планирование
1 класс
| | часов | Содержание занятия |
Теоритическая часть | Практическая часть |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой». | 1 | Беседа | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) |
2 | «Что могут краски?» | 1 | Презентация | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. |
3 | «Изображать можно пятном» | 1 | | Акварель, — отраоотка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно |
4 | «Изображать можно пятном» | 1 | | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку |
5 | «Осень. Листопад | 1 | Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. |
| | | Творчество великих художников. | |
6 | «Силуэт дерева». | 1 | | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. |
7. | «Грустный ДОЖДИК» | 1 | Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. |
8. 9 | «Изображать можно в объёме». Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 1 | | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных Обсуждение увиденного и птиц |
10 | «Красоту нужно уметь замечать». | 1 | | Изображение спинки Красота фактуры и знакомство с Одноцветной монотипии | ящерки. рисунка. техникой |
11 | «Узоры снежинок». | 1 | | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. |
12 | Рисуем дерево тампованием. | 1 | | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. |
13 | «Зимний лес». | 1 | | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. |
14 | «Портрет Снегурочки». | 1 | | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок — игра: общение по телефону. |
15 | «К нам едет Дед Мороз» | 1 | | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок — игра: общение по телефону |
16 | «Снежная | птица зимы» | 1 | | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция |
17 | «Дом птицы». | снежной | 1 | | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома — Линия зигзаг |
18 | «Елочка красавица». | — | 1 | Впечатления о прошедшем празднике. | Творческая работа. Свободный выбор материала. |
18 | «Кто живёт снегом». | под | 1 | | Урок — игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). |
19 | «Красивые рыбы». | 1 | Беседа с показом иллюстративного природного материала | Гуашь. Отработка приёма— волнистые линии. Закрепление навыка — примакивание кистью. |
20 | «Мы в цирке». | 1 | | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. |
21 | «Волшебная птица весны». | 1 | | Тёплая палитра. Гуашь.Пятно,линия, точка. |
22 | «Моя мама». | 1 | Беседа с показом детских работ, | Творческая работа. |
23 | «Цветы и травы» | 1 | | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.- гномики» |
24 | «Цветы и бабочки». | 1 | | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. |
25 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | 1 | | Понятие стилизация›, переработка природных форм в декоративно-обобщенные. |
26 | «Моя семья» | 1 | Беседа с показом детских работ. | Творческая работа. Рассказы детей о своей семье. |
27 | «Веселые фигуры» | | | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. |
28 | «Домашние | 1 | | Рисование натюрморта |
29 | «Победителем- Слава! | 1 | Беседа о Великом Дне 9 мая,о героизме защитников родины в дни ВОВ. | Творческая работа. |
30 | «Весенняя клумба» | 1 | | Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. |
31 | «Веселая игра» | 1 | Беседа с показом детских работ. | Урок-игра. Творческая работа. Рассказы детей о любимых играх. |
32 | «Лето, здравствуй!» | 1 | | Фантазия . Творческая работа. |
33 | «Маленькая галерея» | 1 | | Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев |
2 класс
| | часов | Содержание занятия | |
Теоритическая часть | Практическая часть | |
1 | «Творческие работы на тему «Мои увлечения» | 1 | Беседа об увлечениях детей | Рисование по теме. | |
2 | Рисунки на тему «Я и моя: семья» | 1 | | Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме. |
| Конкурс на самьйі красивой фантик. | 1 | | Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет |
4 | Портрет Зайчика — огородника. | 1 | | Работа цветными карандашами. Рисование по воображению. |
5 | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) | 1 | | Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации |
6 | Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) | 1 | Беседа «Осенние изменения в лесу». | Рисование картин осени |
7. | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) | 1 | | Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения. |
8. | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | 1 | | Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа |
9 | Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя» | | Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях. | |
10 11 | Рисунки на тему «Братья наши маленькие» Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | 1 1 | Беседа о цветах. | Отношение к животным. Любимое домашнее животное Рисование по теме. |
12 | Конкурс рисунков на тему: «Птицы — наши друзья | 1 | Беседа о жизни птиц зимой | Рисование по теме |
13 | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой | 1 | Знакомство с народными промыслами. | Роспись матрёшки. |
14 | Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». | 1 | | Представления детей о космосе. Рисование. |
15 | Изготовление новогодних карнавальных масок | 1 | | Карнавал. Карнавальная маска. |
16 | Иллюстрация к сказке «Петушок — золотой гребешок». | 1 | | Прослушивание сказки. Иллюстрации. | |
17 | Былинные богатыри. Илья Муромец. | 1 | Знакомство с былинами. | Изображение богатырей по представлению. | |
18 | Рисунки на тему: «Зимние забавы» | 1 | | Рисование по теме | |
18 | Рисование на тему: «Подводное царство» | 1 | | Рисование по представлению на заданную тему. | |
19 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | Прослушивание сказки, иллюстрирование. | |
20 | Конкурс рисунков «Слава армии родной!». | 1 | Беседа о героизме защитников нашей Родины. | Рисование по представлению на заданную тему. | |
21 | Конкурс поздравительных открыток «Милой Мамочке» | 1 | Беседа об истории праздника 8 марта. | Рисование по представлению на заданную тему. | |
22 | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | 1 | | Изображение пейзажа родного края. | |
23 | Рисунок-декорация сказочный домик» | 1 | | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. | |
24 | Рисунки: на тему «Любимые герои» | 1 | | Изображение человека и животных художественными средствами. | |
25 | Рисование на тему: «Люблю природу русскую» | 1 | Беседа о важности бережного отношения к природе. | Рисование по представлению на заданную тему. | |
26 | Рисование на тему «Родина моя!» | 1 | | Передача красоты родного края выразительными средствами. | |
27 | Изготовление праздничной открытки. | 1 | | Создание простого подарочного изделия | |
28 | Конкурс рисунков «СлаваПобеде!» | | Беседа о героизме нашего народа в дни Вов. | Рисование по представлению на заданную тему. |
29 | Иллюстрация к сказке «Гуси — лебеди». | 1 | | Создание сюжетньт композиций. |
30 | Портрет живых персонажей из сказки /Дж. Родари «Приключения Чиполино» | 1 | | Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов |
31 | Рисование на тему: «Весенние картины» | 1 | Беседа о весенних изменениях в природе. | Рисование по представлению на заданную тему. |
32 | Фантастические персонажи сказок: Баба — Яга, Водяной, Кащей — Бессмертный. | 1 | | Изображение сказочных и фантастических персонажей |
33 | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» | 1 | Беседа о любимых игрушках детей. | Рисование по теме |
34 | Рисование на тему: «Лето красное» | 1 | | Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению. |
3 класс
N• | | часов | Содержание занятия |
Теоретическая часть | Практичесная часть |
1 | Вводное занятие. | 1 | Знакомство с планом работы. | Условия безопасной работы. — |
2 | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг |
| Натюрморт из трёх предметов. | 1 | | Понятие «тон». Одноцветная акварель — «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта. |
4 | Рисующий свет. | 1 | | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. |
5 | Холодные цвета Стихия — вода. | 1 | | Карандаш, бумага. |
6 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 1 | | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. |
7 | «Осенние листья». | 1 | | Акварель. рисование по методу ассоциаций. Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка |
8 | Природная форма- лист | 1 | | Тоновая растяжка цвета, акварель. |
9 | Натюрморт. | 1 | | Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. |
10 | «Дворец Снежной королевы». | 1 | | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь |
11-12 | Портрет мамы. | 2 | | Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. |
13 | «Цветы зимы». | 1 | | Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. |
14-15 | «Здравствуй, праздник Новый год!» | 2 | | Свободный выбор тем и материалов для исполнения. |
16 | «Прогулка по зимнему саду» | 1 | | Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. |
17 | Графические материалы. | 1 | | Разнохарактерные линии. Тушь, пepo. |
18 | «Листья веточки». | 1 | | Рисование с натуры. Тушь, пepo. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. |
19 | «Осенние листья» | 1 | | Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия - тушь, перо. |
20 | Натюрморт | 1 | | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень - падающая, собственная. |
21 | «Село родное» | 1 | | Цветовой фон в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения. |
22 | «Терема». | 1 | | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала |
23 | Открытка - поздравление «3aщитникам Отечества» | 1 | | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного |
24 | Открьпка — поздравление «8 марта —мамин праздник | 1 | | Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. |
25 | «Мир вокруг нас» | I | Беседа об экологических проблемах окружающей среды. | Рисование с натуры. Гуашь . |
26 | Волшебные нитки. | 1 | | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити. |
27 | Кляксография. | 1 | | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки. |
28 | Выдувание. | | | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок. |
29 | Пальчиковая живопись | 1 | | Практическая работа. Работа выполняется пальцами |
30 | Рисование по теме: «Победа!» | 1 | | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
31 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | I | | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
32 | «Мы рисуем бабочку». | 1 | | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
33 | Рисование по теме: «Мечты о лете!» | | | Свободный выбор тем и материалов для исполнения |
34 | Творческая аттестационная работа. | 1 | | Свободный выбор техники и материалов.Выставка рисунков. Подведение итогов |
4 класс
| Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Вводное занятие. Рисунок — тест « Впечатление о лете». | 1 | | Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры. |
2 | «Деревья». | 1 | | Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. |
| Зарисовка растений с натуры в цвете. | 1 | | Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. |
4 | Натюрморт. | 1 | | Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. |
5 | Осенний натюрморт | 1 | | Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. |
б | Небо в искусстве. | 1 | | Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа - иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт |
7. | «Отражение в воде». | 1 | | Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. |
8. | «Зимние забавы». | 1 | | Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь |
9 | « Цветы и травы осени». | 1 | | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. |
10 | «Скачущая лошадь». | 1 | | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. |
11 | «Улицы моего города». | 1 | | Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам |
12 | «Hoвогодний бал» | 1 | | Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. |
13-14 | Выставки. Экскурсии | 2 | | Обсуждение . |
15 | «Цветы». | 1 | | Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». |
16 | «Цветы и травы». | 1 | Беседа о жостовской росписи. | Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. |
17 | «Цветы и бабочки» | 1 | | Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа. |
18 | Плакат — вид прикладной графики. | 1 | | Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах |
19 | Поздравления к 23 февраля. | 1 | | Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. |
20 | Открытка - поздравление к 8 марта | 1 | | Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная. творческая работа. |
21-22 | Холодный батик - особенности его как вида декоративно - прикладного искусства. | 2 | | Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой. |
23-24 | «Осенние листья». | 2 | | Роспись по ткани. Использование 24 в эскизе натуральных зарисовок. |
25-26 | «Туманный день» | 2 | | Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией |
27 | «Кукольный антураж» | 1 | | Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом |
28 | Цветоведение. | 1 | | Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой,батиком. |
29 | Флористика.. | 1 | | Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий |
30 | Наше творчество | 1 | | Оформление работ, выставки, посещение выставок. |
31 | «День Победы» | 1 | Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. |
32 | Творческая аттестационная работа | 1 | | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. |
33 | Оформление работ к выставке | 1 | | Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. |
34 | «Наша галерея». | 1 | | Выставка творческих работ |
Литература
Бадаев В.С. «Русская кистевая роспись». - М: «Владос». 2018r
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? — M.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. — M.,2000г.
Маслов Н.Я. Пленэр. — М., 2020r.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. — M.,2021r.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. — M.,2010г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. — M.,2015r.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. — M.,2010г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. — M.,2010г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина— М., 2019г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М., 2023 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 2018 г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 2018 r.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 2018 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. — М., 2020 г..
Хворостов А.С. Декоративно — прикладное искусство в школе. — M.2020г..
Энциклопедический словарь юного художника. — M.,2017г.
Энциклопедия мирового искусства «ПІедевры русской живописи». «Белыйгород». 2006г.