СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мастерской художника»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мастерской художника» 1- 4 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «В мастерской художника»»

Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов

Руководитель МО

Л.А.Табиханова/

Проверена

Заместитель директора по BP

Т.А. Нетесова/


« 28 » августа 2024 г.

Утверждаю к использованию

в образовательном процессе школы директор школы

Обросова О.Е. /

«3» сентября 2024г.

« 26 » августа 2024 г.


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«В мастерской художника»

ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

МАОУ «СОШ №31 им.П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ


на 2024-2025 уч.г.







Составитель: учитель ИЗО Обросова О.Е.







г.Улан-Удэ

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мастерской художника» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 1-4 классы (М.: Просвещение, 2024).


Изобразительное искусство — одна из наиболее эмоциональньных сфер деятельности детей. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности.

Именно изобразительному искусству отводится особая роль в системе эстетического воспитания подрастающего поколения. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Кроме того, занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями искусства решают и более глобальные задачи — развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.

Реализация программы курса «В мастерской художника» направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции.

В рамках данной программы дети также научатся бережно относиться к художественным материалам, у них сформируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов поможет формированию настойчивость, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации

Содержание программы предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни, и отражением доступными для возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.


Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка через художественно — изобразительную деятельность.

Задачи:

формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества — как основу приобретение личностного опыта и самосозидания;

развивать творческие способности, фантазию и воображение, обратное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка. живописи и композиции).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов освоение курса «В мастерской художника» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

    • Ценность добра осознание себя как части мира.

    • Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

    • Ценность общения понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

    • Ценность истины осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

    • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

    • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

    • Ценность труда и творчества осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.

    • Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Ценность гражданственности и патриотизма — осознание себя как члена общества, народа представителя страны, государства.

Ценность человечества — осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Общая характеристика курса

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с учебными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во внеурочное время.

Системно-деятельностный и личностный подходы при реализации курса предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «в мастерской художника» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.

Раскрьггие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации творческих заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными своим и качествами.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника.

Передача информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации — в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение образца, предложенного учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основали изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работ. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.


Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

  • изобразительная деятельность,

  • художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно — творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

  • выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов,

элементов украшений.

Применяются такие методы, как

    • репродуктивный (воспроизводящий);

    • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного

материала);

    • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

    • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её

решения).

Среди форм проведения занятий практикуются:

    • беседа,

    • объяснение,

_ - просмотр и обсуждение видеоматериал ов,_ _ _

    • встречи с интересными людьми,

    • конкурсы,

    • викторины,

    • интеллектуально-познавательные игры,

    • коллективные творческие дела,

    • выставки,

    • праздники,

    • эксперименты,

    • групповые занятия,

    • комбинированные занятия,

    • чисто практические занятия,

    • творческие проекты,

    • презентации.

Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Эффективность работы объединения внеурочной деятельности «В мастерской художника» оценивается по участию школьников в:

  • выставках детских работ,

  • конкурс рисунков.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ «СОШ №31 им.П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ программа «В мастерской художника» рассчитана на проведение занятий с детьми 1-4 классов в объёме 33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками, например, при подготовке к тематическим праздникам, мероприятиям.

Планируемые результаты освоения программы

«В мастерской художника»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «В мастерской художника»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной

творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Содержание программы

1 класс «Радужный мир»

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6-7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

На занятиях первого года обучения рассматриваются такие темы, как:

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с

ними.

  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

  • Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме

  • Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.

  • Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.

2-й класс «Мы учимся быть художниками»

На этом этапе формируется художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира. Содержание занятий включает в себя:

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линяя, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет — язык живописи. Рисование о натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия».

«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств.

  • Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

3-й класс «Мы - художники»

Изобразительное искусство — наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

Актуальные вопросы данного этапа:

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, пepo — ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

  • Гравюра на картоне.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

4 -й класс «Рисуем и исследуем»

На данном этапе важной становится цель — научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

Центральное место отводится следующим темам:

  • Художественные материалы. Акварель, тушь, гyaшь — свободное владение ими.




  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе — линейной, воздушной.

  • Графика. Материалы — тушь, пepo, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.

  • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.

  • Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

  • Композиция. Основные правила композиции:

  • объединение по однородньш признакам;

  • соблюдение закона ограничения;

  • основа живой и статичной композиции;

  • группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками,

  • подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).

  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.

Содержание программы может корректироваться с учетом плана воспитательной работы МАОУ «СОШ №31 им.П.Т. Харитонова» и включать в себя подготовку к тематическим мероприятиям согласно данного плану. В связи с этим календарно-тематическое планирование разными педагогами данной программы носит свой неповторимый характер, отражая участие в воспитательных мероприятиях школы.


Примерное календарно-тематическое планирование

1 класс





часов

Содержание занятия

Теоритическая часть

Практическая часть

1

«Знакомство с

королевой Кисточкой».

1

Беседа

Урок-игра. Условия безопасной

работы. (Введение в образовательную программу.)

2

«Что могут

краски?»

1

Презентация

Изобразительные свойства

акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

3

«Изображать можно пятном»



1


Акварель, — отраоотка приёма

рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно

4

«Изображать можно пятном»


1


Кляксография в чёрном цвете.

Превратить пятно в зверушку

5

«Осень.

Листопад

1

Беседа на тему

«Осень» с

использованием иллюстративного материала

Смешение теплых цветов.

Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.




Творчество великих художников.


6

«Силуэт дерева».

1


Передача в рисунках формы,

очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.

7.

«Грустный

ДОЖДИК»

1

Беседа о передаче

чувств через иллюстративный

материал.

Образ дождя, ограниченная

палитра. Акварель.

8.




9

«Изображать можно в объёме». Обзорная

экскурсия


«Здравствуй, мир!»


1


1


Превратить комок пластилина в

птицу. Лепка.

Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных Обсуждение увиденного и птиц

10

«Красоту нужно

уметь замечать».

1


Изображение спинки

Красота фактуры и знакомство с

Одноцветной монотипии

ящерки.

рисунка. техникой

11

«Узоры

снежинок».

1


Ритм. Орнамент в круге. Гуашь.

Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

12

Рисуем дерево

тампованием.

1


Создание творческие работы на

основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

13

«Зимний лес».

1


Характер деревьев. Ограниченная

палитра. Изобразительные свойства гуаши.

14

«Портрет

Снегурочки».

1


Пропорции человеческого лица.

Холодные цвета.

Урок — игра: общение по телефону.

15

«К нам едет Дед

Мороз»

1


Фигура человека в одежде.

Контраст тёплых и холодных цветов. Урок — игра: общение по телефону

16

«Снежная

птица зимы»

1


Холодная гамма цветов. Гуашь.

Орнаментальная композиция

17

«Дом

птицы».

снежной

1


Ритм геометрических пятен.

Отработка приема в декоре дома —

Линия зигзаг

18

«Елочка

красавица».

1

Впечатления о

прошедшем

празднике.

Творческая работа. Свободный

выбор материала.

18

«Кто живёт

снегом».

под

1


Урок — игра на развитие

воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

19

«Красивые рыбы».

1

Беседа с показом

иллюстративного

природного материала

Гуашь. Отработка приёма—

волнистые линии. Закрепление навыка — примакивание кистью.

20

«Мы в цирке».

1


Ритм цветовых геометрических

пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

21

«Волшебная птица весны».

1


Тёплая палитра. Гуашь.Пятно,линия, точка.


22

«Моя мама».

1

Беседа с показом детских работ,


Творческая работа.

23

«Цветы и травы»

1


Изобразительные свойства

графических материалов: фломастеров, мелков.

Ритм пятен и линий. Игра «Мы.- гномики»

24

«Цветы и

бабочки».

1


Декоративное рисование.

Композиция в круге. Гуашь.

25

«Орнамент из

цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».

1


Понятие стилизация›,

переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

26

«Моя семья»

1

Беседа с показом

детских работ.

Творческая работа. Рассказы детей

о своей семье.

27

«Веселые фигуры»



Ритм цветовых геометрических

пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

28

«Домашние


1


Рисование натюрморта

29

«Победителем-

Слава!

1

Беседа о Великом

Дне 9 мая,о героизме защитников

родины в дни ВОВ.

Творческая работа.

30

«Весенняя клумба»

1


Тёплая палитра. Гуашь. Рисование

первых весенних цветов.

31

«Веселая игра»

1

Беседа с показом

детских работ.

Урок-игра. Творческая работа.

Рассказы детей о любимых играх.

32

«Лето,

здравствуй!»

1


Фантазия . Творческая работа.

33

«Маленькая галерея»

1


Заключительное занятие: выставка

работ, награждение активных

кружковцев













2 класс




часов

Содержание занятия


Теоритическая часть

Практическая часть


1

«Творческие работы на тему «Мои увлечения»


1

Беседа об

увлечениях детей

Рисование по теме.



2

Рисунки на тему

«Я и моя: семья»

1


Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.


Конкурс на самьйі

красивой фантик.

1


Знакомство с акварелью.

Орнамент. Сюжет

4

Портрет Зайчика —

огородника.

1


Работа цветными карандашами.

Рисование по воображению.

5

Иллюстрация к

сказке «Три

медведя»

(акварель)

1


Прослушивание сказки.

Выполнение иллюстрации

6

Рисунки «Осенние

сказки лесной феи»

(акварель)

1

Беседа «Осенние

изменения в

лесу».

Рисование картин осени

7.

Конкурс рисунков

на тему: «Правила дорожные знать каждому

положено» (цв. карандаши)

1


Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.

8.

Конкурс рисунков

на тему: «Мои любимые сказки»

1


Обложка любимой сказки. Герои

сказки. Сказочная природа

9

Конкурс рисунков

на тему: «Мамочка любимая моя»


Беседа о

отношениях детей с родителями, семейных

традициях.


10



11

Рисунки на тему «Братья наши

маленькие»

Конкурс рисунков

«Мы рисуем цветы».

1



1




Беседа о цветах.

Отношение к животным. Любимое

домашнее животное Рисование по теме.

12

Конкурс рисунков на тему: «Птицы —

наши друзья

1

Беседа о жизни

птиц зимой

Рисование по теме

13

Праздник русской матрёшки.

Знакомство с

хохломой

1

Знакомство с народными

промыслами.

Роспись матрёшки.

14

Рисунки на тему:

«Вселенная глазами детей».

1


Представления детей о космосе.

Рисование.

15

Изготовление новогодних карнавальных масок

1


Карнавал. Карнавальная маска.

16

Иллюстрация к

сказке «Петушок —

золотой

гребешок».

1


Прослушивание сказки.

Иллюстрации.


17

Былинные

богатыри. Илья

Муромец.

1

Знакомство с

былинами.

Изображение богатырей по

представлению.


18

Рисунки на тему:

«Зимние забавы»

1


Рисование по теме


18

Рисование на тему:

«Подводное царство»

1


Рисование по представлению на

заданную тему.


19

Иллюстрация к

сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1


Прослушивание сказки,

иллюстрирование.


20

Конкурс рисунков

«Слава армии родной!».

1

Беседа о героизме

защитников нашей Родины.

Рисование по представлению на

заданную тему.


21

Конкурс

поздравительных

открыток «Милой Мамочке»

1

Беседа об

истории праздника 8 марта.

Рисование по представлению на

заданную тему.


22

Рисование на тему:

« Красота вокруг нас».

1


Изображение пейзажа родного

края.


23

Рисунок-декорация

сказочный

домик»

1


Просмотр картин художников по

теме. Рисование по представлению.


24

Рисунки: на тему «Любимые герои»

1


Изображение человека и

животных художественными средствами.


25

Рисование на тему:

«Люблю природу русскую»

1

Беседа о важности

бережного отношения к

природе.

Рисование по представлению на

заданную тему.


26

Рисование на

тему «Родина

моя!»


1


Передача красоты родного края

выразительными средствами.


27

Изготовление

праздничной

открытки.

1


Создание простого подарочного

изделия





28

Конкурс рисунков

«СлаваПобеде!»


Беседа о героизме нашего народа в дни Вов.

Рисование по представлению на заданную тему.

29

Иллюстрация к

сказке «Гуси — лебеди».

1


Создание сюжетньт композиций.

30

Портрет живых

персонажей из сказки /Дж. Родари

«Приключения

Чиполино»

1


Моделирование художественными

средствами сказочных и фантастических образов

31

Рисование на тему:

«Весенние картины»

1

Беседа о весенних

изменениях в природе.

Рисование по представлению на

заданную тему.

32

Фантастические

персонажи сказок: Баба — Яга, Водяной, Кащей — Бессмертный.

1


Изображение сказочных и

фантастических персонажей

33

Рисование на тему:

«Моя любимая игрушка»

1

Беседа о любимых

игрушках детей.

Рисование по теме

34

Рисование на тему:

«Лето красное»

1


Просмотр картин художников по

теме. Рисование по представлению.


3 класс


N•



часов

Содержание занятия

Теоретическая часть

Практичесная часть

1

Вводное занятие.

1

Знакомство с

планом работы.

Условия безопасной работы.

2

Орнаментальная

композиция.

Организация

плоскости.

1


Выполнение линий разного

характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг


Натюрморт из трёх

предметов.

1


Понятие «тон». Одноцветная

акварель — «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта.

4

Рисующий свет.

1


Трансформация плоскости в

объём. Организация пространственной среды.

5

Холодные цвета Стихия — вода.

1


Карандаш, бумага.

6

Теплые цвета. Стихия- огонь

1


Акварель. Рисование по методу ассоциаций.


7

«Осенние листья».

1


Акварель. рисование по методу ассоциаций. Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка

8

Природная форма- лист

1


Тоновая растяжка цвета, акварель.


9

Натюрморт.

1


Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

10

«Дворец Снежной

королевы».


1


Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь

11-12

Портрет мамы.

2


Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.

13

«Цветы зимы».

1


Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

14-15

«Здравствуй, праздник Новый год!»

2


Свободный выбор тем и материалов для исполнения.


16

«Прогулка по

зимнему саду»


1


Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

17

Графические материалы.

1


Разнохарактерные линии. Тушь, пepo.

18

«Листья веточки».

1


Рисование с натуры. Тушь, пepo. Упражнения на выполнение линий

разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

19

«Осенние листья»

1


Композиция и использование

листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия - тушь, перо.

20

Натюрморт

1


Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень - падающая, собственная.

21

«Село родное»

1


Цветовой фон в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения.

22

«Терема».

1


Гравюра на картоне. Беседа о

русской архитектуре с использованием иллюстративного материала

23

Открытка -

поздравление

«3aщитникам Отечества»

1


Использование шаблона и

трафарета. Штрих. Выделение главного


24

Открьпка —

поздравление «8

марта —мамин

праздник

1


Использование аппликации,

орнаментики. Шрифт. Творческая

работа.

25

«Мир вокруг нас»

I

Беседа об

экологических проблемах окружающей среды.

Рисование с натуры. Гуашь .

26

Волшебные нитки.

1


Практическая работа. Работа

выполняется с помощью красок и

нити.

27

Кляксография.

1


Практическая работа. Работа

выполняется с помощью красок и зубной щетки.

28

Выдувание.



Практическая работа. Работа

выполняется с помощью красок.

29

Пальчиковая

живопись

1


Практическая работа. Работа

выполняется пальцами

30

Рисование по теме:

«Победа!»

1


Свободный выбор тем и

материалов для исполнения

31

Рисование по теме

«Я за здоровый образ жизни»

I


Свободный выбор тем и

материалов для исполнения

32

«Мы рисуем бабочку».

1


Свободный выбор тем и

материалов для исполнения

33

Рисование по

теме: «Мечты о лете!»



Свободный выбор тем и

материалов для исполнения

34

Творческая аттестационная работа.

1


Свободный выбор техники и

материалов.Выставка рисунков. Подведение итогов















4 класс


Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Вводное занятие.

Рисунок — тест « Впечатление о лете».

1


Материалы, Инструменты.

Условия безопасной работы. Фломастеры.

2

«Деревья».

1


Пленэрные зарисовки. Акварель,

гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура.


Зарисовка

растений с натуры в цвете.

1


Принципы естественного

положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного

положения, пластика.

Группировка элементов. Акварель.

4

Натюрморт.

1


Наброски графическими

материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и

статическая композиция.

5

Осенний

натюрморт

1


Ассиметричная композиция.

Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель.

б

Небо в искусстве.

1


Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа - иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт

7.

«Отражение в воде».

1


Интерпретация явлений природы:

акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

8.

«Зимние забавы».

1


Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь

9

« Цветы и травы осени».

1


Свободный выбор живописных

средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.

10

«Скачущая лошадь».


1


Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

11

«Улицы моего города».


1


Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам

12

«Hoвогодний бал»

1


Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

13-14

Выставки. Экскурсии

2


Обсуждение .


15

«Цветы».

1


Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».

16

«Цветы и травы».

1

Беседа о жостовской росписи.

Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра.

17

«Цветы и бабочки»

1


Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.

18

Плакат — вид прикладной графики.


1


Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах

19

Поздравления к 23

февраля.

1


Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.

20

Открытка - поздравление к 8 марта

1


Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная. творческая работа.

21-22

Холодный батик - особенности его как вида декоративно - прикладного искусства.

2


Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой.

23-24

«Осенние листья».

2


Роспись по ткани. Использование 24 в эскизе натуральных зарисовок.

25-26

«Туманный день»

2


Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией

27

«Кукольный антураж»

1


Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом

28

Цветоведение.

1


Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой,батиком.

29

Флористика..

1


Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий

30

Наше творчество

1


Оформление работ, выставки, посещение выставок.

31

«День Победы»


1

Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий.

32

Творческая аттестационная работа

1


Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.


33

Оформление работ к выставке

1


Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.

34

«Наша галерея».

1


Выставка творческих работ



Литература

Бадаев В.С. «Русская кистевая роспись». - М: «Владос». 2018r

Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? — M.,1998г.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. — M.,2000г.

Маслов Н.Я. Пленэр. — М., 2020r.

Межуева Ю.А. Сказочная гжель. — M.,2021r.

Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. — M.,2010г.

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. — M.,2015r.

Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. — M.,2010г.

Орлова Л.В. Хохломская роспись. — M.,2010г.

Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина— М., 2019г.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М., 2023 г.

Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 2018 г.

Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 2018 r.

Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 2018 г.

Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. — М., 2020 г..

Хворостов А.С. Декоративно — прикладное искусство в школе. — M.2020г..

Энциклопедический словарь юного художника. — M.,2017г.

Энциклопедия мирового искусства «ПІедевры русской живописи». «Белыйгород». 2006г.