РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ»
для учащихся 4 В класса
Направление: художественно-эстетическое
Учитель – Е.Н.Потапова
г.Тарко-Сале, 2019
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» по направлению художественно-эстетичекого воспитания, разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания, Федеральным государственным образовательным стандартом НОО, на основе авторской программы Е.Посашковой «Вдумчивое чтение» для 1-4-х классов.
Место курса
Данный курс рассчитан на 34 учебных часа, при проведении 1 часа в неделю. Программа предназначена для учащихся 4В класса, занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности. Место проведения: классная комната, читальный зал школьной и детской библиотек.
Актуальность
В начале 1990-х годов была разрушена единая государственная программа по внеклассному чтению. За последние 15 лет в противовес ей было создано огромное количество хрестоматий для внеклассного чтения, обновивших содержание круга чтения младшего школьника и ориентированных на задачи эстетического, а не идеологического характера. Появились методические разработки учителей-практиков, ориентированные на игровой, занимательный характер занятий по внеклассному чтению. Тем не менее в этой области за последние годы накопились проблемы, связанные как с содержанием, так и с организацией уроков внеклассного чтения. Назовем лишь некоторые из них:
отсутствуют единые подходы к обучению внеклассному чтению;
не определена концепция содержания программы по внеклассному чтению;
не обновлены методические принципы и технология уроков внеклассного чтения;
в большинстве существующих программ по литературному чтению вообще не уделено внимания урокам внеклассного чтения, а некоторые авторы современных программ отрицают необходимость их автономного существования;
падает авторитет педагога начальных классов как руководителя детского чтения.
Внутрипедагогические проблемы усугубляются снижением общекультурного уровня россиян, катастрофическим падением их интереса к серьезной литературе, что не может не отразиться на качестве чтения современных школьников. По наблюдениям доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств И.И. Тихомировой, сегодня мы можем наблюдать кризисную модель детского чтения. Ее характерные черты:
детский читательский негативизм,
отказ от добровольного чтения серьезной литературы,
превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг,
низкая культура чтения, замена чтения программных произведений дайджестами,
утрата детьми чувства языка.
Спустя почти 20 лет после изменения традиционной системы образования и в связи с утверждением образовательных стандартов общего образования появились новые возможности для художественно-эстетического развития учащихся начальных классов.
Цели и задачи программы «Вдумчивое чтение»
Формы работы, описанные в программе «Вдумчивое чтение», ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа). Содержание способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
ориентация на читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина).
Предполагаемыt результаты:
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных и метапредметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов чтения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания,в соответствии с задачами коммуникации;
составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.
Содержание
1.Раздел «Мир детства»: повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и классика американской литературы Марка Твена «Приключения Тома Сойера», сказочные повести французского писателя и летчика А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и английского писателя Д. Барри «Питер Пэн».
2 Раздел «Моя малая Родина» знакомит учащихся с историей и богатствами Урала, а также с произведениями классиков «уральской» литературы Д.Н. Мамина-Сибиряка и П.П. Бажова.
3 Раздел «Мир удивительных путешествий и приключений», представлен увлекательными сказочными повестями и романами, уже давно ставшие классикой мировой литературы: «Чудесное путешествие Нильса с гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, «Приключения Робинзона Крузо» английского писателя Даниеля Дефо, «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна. Сюда же включена повесть отечественного писателя Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
4 Раздел «Страна Фантазия» :«Щелкунчик и мышиный король» немецкого писателя Э. Гофмана, повести английских писателей «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно» Д.Р. Толкиена. В заключении четвероклассники знакомятся со знаменитой сказкой уральского писателя В.П. Крапивина «Дети синего фламинго».
Общая характеристика «Рабочих тетрадей»
В помощь учащимся предоставляется учебное пособие – «Рабочая тетрадь по внеклассному чтению» 4 класс. Использование «Рабочей тетради по внеклассному чтению» позволяет решить следующие задачи:
1) тетрадь обеспечивает каждого учащегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения и соответственно позволяет педагогу более эффективно формировать читательскую деятельность детей во внеурочное время;
2) с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно формировать читательские умения учащихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);
3) тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от уровня литературного развития учащегося учитель имеет возможность дифференцированно давать задания и оценивает их выполнение;
4) тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за самостоятельной читательской деятельности всех учащихся;
5) с помощью тетради учитель может организовать эффективную работу учащихся на занятии, используя разные виды учебной и читательской деятельности учащихся;
6) в тетради представлен обширный материал о личности и творчестве писателей, расширяющийся и усложняющийся от класса к классу. В каждой статье о писателях дан портрет писателя; указаны даты его жизни; основные произведения автора; дана краткая характеристика особенностей произведений писателя; текст статьи написан доступно для детей. Это позволяет расширять культурный кругозор младших школьников, формировать их читательскую культуру.
Методический аппарат «Рабочих тетрадей» формирует читательские умения учащихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при выполнении разного рода заданий и упражнений, представленных в тетрадях. Основными являются задания репродуктивного характера, которые выполняют разные функции: они проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя-ребенка на детали текста, которые он может пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению.
Важнейшее место в тетрадях занимают аналитические и проблемные задания, которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В тетрадях представлена система творческих заданий: придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д. Представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).
Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия учащимися художественного текста в тетрадях используются упражнения, организующие работу воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения характеризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора.
Особое значение приобретает задание под названием «читательский рейтинг», направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений (так называемая читательская рефлексия): после прочтения художественного текста ученик закрашивает одну или несколько из пяти звездочек, как бы выставляя отметку прочитанной книге. Чем больше звездочек закрашено, тем больше книга понравилась читателю; если ребенок не закрасил звездочки, значит, он не прочитал предложенные ему тексты. Так формируется ценностное отношение к своим читательским впечатлениям и своеобразная читательская «ответственность» за свое собственное мнение. В этом проявляется опосредованный диалог с автором произведения, детское согласие или неприятие духовно-эстетических ценностей писателя. В каждой тетради представлены читательские анкеты, позволющие педагогу провести стартовую и итоговую диагностику литературного развития учащихся, определить его читательские приоритеты и жанровые предпочтения, выявить уровень читательской самостоятельности школьников.
Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: тесты, викторины, кроссворды, литературные игры.
Тематическое планирование
№№ | Тема занятия | Кол-во час. | Дата | Изучаемые тексты | Деятельность учащихся |
1. | Знакомство с «Рабочей тетрадью для 4 класса» | 1 | | | Изучить содержание и структуру «Рабочей тетради». Повторить заповеди читателя и основных элементов книги. Заполнить читательскую анкету. |
Раздел 1. «Все мы родом из детства…» |
2. | Подвиги моего детства | 1 | 1 | Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь» | Участвовать в организации выставки книг. Рассмотреть фотографии автора и прочитать статьи о нем. Выразительно читать наиболее драматические эпизоды главы. Проанализировать качества характера главного героя повести. |
3-4 | Мечты моего детства | 2 | | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка. Перевод Н.Галь. | Прослушать рассказ учителя о судьбе писателя и об истории создания сказки. Написать литературный диктант для знатоков сказки. Работать над характеристикой главных персонажей сказки. Участвовать в литературной игре. Кратко пересказывать истории встречи принца и Лиса. Обсуждать проблемные вопроса: Какие открытия совершил Маленький принц на планете Земля? Выразительно читать диалог между Лисом и принцем. |
5-7 | Приключения моего детства | 3 | | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского. | Представлять сообщения учащихся об американском писателе. Подготовить Выставку его книг. Обмениваться читательскими впечатлениями. Участвовать в литературной викторине «Узнайте героев по портретным характеристикам», Литературной игре «Внимательный читатель». Просмотреть фрагменты одноименного фильма С. Говорухина (1981г.). Выразительно читать по ролям диалог между Томом и Геком. Творческое иллюстрирование. Литературный конкурс «Угадай-ка!». Участвовать в командной игре: «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера. Конкурс на тему «Кем собирался стать Том, когда вырастет?» |
8-9 | Сказки моего детства | 2 | | Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И.Токмаковой. | Участвовать в подборе разных изданий сказки Д. Барри. Просмотреть фрагменты фильма «Капитан Крюк» (режиссер С.Спилберг, 1991г.). Обменяться читательскими и зрительскими впечатлениями. Участвовать в литературной игре «Угадай героя из сказки Джеймса Барри», литературном тесте «Знаешь ли ты сказку Барри?». Слушать рассказ учителя об истории создания книги, о знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотреть эпизоды фильма «Волшебная страна» (2004 г.), снятого по материалам жизни Д. Барри. Выполнить сопоставительный анализ главных героев сказки. |
Раздел 2. Моя малая Родина |
10 | Моя малая Родина | 1 | | Л. Татьяничева. Урал. Стихотворение. | Обменяться читательскими и зрительскими впечатлениями. Просмотреть документальный фильм о природе Урала |
11 | Мифы, легенды, предания северных народов. | 1 | | О. Коряков. Чудесная кладовая. Рассказы. | Выразительно читать рассказы, анализировать текст, давать словесную характеристику . |
12-13. | Суровая природа Сибири | 2 | | Д. Мамин-Сибиряк. («Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка»). | Составить выставку детских рассказов и сказок Мамина-Сибиряка. Читать и обсуждать статьи о нем из «Рабочей тетради». Участвовать в литературной игре «В каком рассказе живут герои Мамина-Сибиряка?», литературной викторине по рассказам писателя. Принимать участие в групповой работе по созданию обобщенной характеристики главных героев рассказов Мамина-Сибиряка. |
14-15 | Уральские мастера | 2 | | П. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы («Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка») | Выполнить проект «Малахитовая шкатулка» Читать и обсуждать статьи об авторе в «Рабочей тетради». Участвовать в литературной игре «Хорошо ли ты знаешь сказы Бажова?». Работать над особенностями жанра сказа. Давать характеристику Хозяйки Медной горы, выполнить рисунки к данному произведению. Участие в групповой работе по созданию обобщенной характеристики главных героев сказов Бажова. |
Раздел 3. Мир удивительных путешествий и приключений |
16-17. | Сказочное путешествие по Швеции | 2 | | С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской. | Совершить заочную экскурсию по Швеции. Участвовать в подборе книг для выставки. Написать коллективный отзыв о сказке. Защитить творческий проект. Читать и обсуждать статьи о С.Лагерлеф из «Рабочей тетради». Слушать рассказ учителя об истории создания повести. Просмотреть фрагмент мультфильма «Заколдованный мальчик». Участвовать в литературной игре «Восстанови правильную нумерацию глав повести». Отгадать кроссворд для знатоков сказки Лагерлеф. Кратко пересказывать наиболее запомнившегося эпизоды. |
18-20 | Удивительный мир растений и насекомых | 3 | | Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть | Совершить заочную экскурсию в страну биологических знаний. Подбирать в библиотеки книги и журналы по данной тематике. Читать и обсуждать статьи о Я. Ларри из «Рабочей тетради». Слушать рассказ подготовленного ученика о начале приключений героев сказочной повести. Просмотреть эпизоды фильма-сказки «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Участвовать в конкурсе на лучшего знатока жизни насекомых. Защита творческих работ. |
21-23. | Приключение длиною в жизнь | 3 | 1 | Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского. | Просмотреть фрагменты фильма «Робинзон Крузо» (1996 г). Создать выставку разных изданий книг Д. Дефо. Обсудить название книги. Самостоятельно читать статьи о писателе из тетради. Обмениваться читательскими впечатлениями. Обсуждать содержания начальных глав романа. Вести записи в «Дневнике жизни Робинзона Крузо на острове». Пересказать наиболее важные события из жизни героя. Участвовать в литературной викторине. Выполнить творческое задание «Нарисуй план острова». |
24-26 | Отважные капитаны | 3 | | Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод А.Бекетовой. | Совершить заочное путешествие по материкам и океанам. Просмотреть фрагмент фильма «Дети капитана Гранта» (СССР, 1986 г.) Организовать выставку книг Ж.Верна, обмениваться читательскими впечатлениями. Самостоятельно читать статьи о писателе из тетради. Слушать рассказ учителя об истории создания книги. Участвовать в литературной игре «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля Верна?», литературной викторине. Составить «Путевой дневник» шхуны «Дункан». Выполнить творческое задание «Обозначь на карте мира маршрут путешественников по 37 параллели». Кратко пересказать наиболее важные и интересные события романа. Составить рассказ «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по заданному началу: «Если бы…». |
Раздел 4. Страна Фантазия |
27 | «Музыканты и вовсе не музыканты…» Самая романтическая сказка | 1 | | Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И.Татариновой. | Обмениваться читательскими впечатлениями. Читать статьи о писателе из тетради. Выполнить литературный диктант для знатоков сказки Гофмана. Слушать рассказ учителя о своеобразии личности писателя и о его делении людей на «музыкантов» и «вовсе не музыкантов». Обсуждать проблемный вопрос: «Кто в сказке является «музыкантами»? Участвовать в литературной викторине: «Кто из персонажей принадлежит волшебному, а кто – реальному миру?». Обсуждать проблемные вопросы. Просмотреть балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Обсуждать театральные впечатления. Сопоставлять сюжеты книги и балета. |
28-29. | «Все страньше и страньше…» Самая необычная сказка | 2 | | Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера. | Просмотреть фрагмент российского мультфильма «Алиса в Стране Чудес» (1981г.). Обмениваться читательскими и зрительскими впечатлениями. Читать статьи о писателе из тетради. Собирать выставку разных изданий сказок Кэрролла. Участвовать в литературной викторине «Превращения Алисы в Стране Чудес». Выборочно читать и пересказывать главы сказки. Участвовать в литературной игре «Знаешь ли ты жителей Страны Чудес?» Выполнить диктант «С какими чудесами встретилась Алиса?». Работать над характеристикой главной героини Алисы. |
30-31 | Неведомое Средиземье… Самая героическая сказка | 2 | | Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка. Перевод Н.Рахмановой. | Совершить заочное путешествие по неведомому Средиземью. Обменяться читательскими впечатлениями. Самостоятельно читать статьи о писателе-ученом из тетради. Слушать рассказ учителя об истории создания и опубликования книги. Участвовать в литературной викторине «Знаешь ли ты героев Толкиена?», литературной игре «Кто из персонажей носит эти имена?» Выполнить творческое задание: «Обозначь на карте Средиземья маршрут путешественников». Восстановить последовательность событий в сказке. Кратко пересказывать наиболее увлекательные события. Работать над образом главного героя сказки – Бильбо Бэггинса. Обсуждать проблемные вопросы, направленные на осмысление нравственных уроков сказки. |
32-33. | Сказка о дружбе и верности | 2 | | В. Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказка. | Совершить путешествие в мир «летящих сказок» В. Крапивина. Организовать выставку книг писателя. Составить аннотацию к книге. Обмениваться читательскими впечатлениями. Самостоятельно читать статьи о писателе из тетради. Слушать рассказ учителя об истории крапивинского отряда «Каравелла». Выполнить литературный тест «Знаешь ли ты сказку Владислава Крапивина?». Участвовать в групповой работе: «Нарисуй карту острова Двид». Анализировать образы жизни детей на острове Двид. Давать характеристику главному герою сказки. Обсуждать проблемные вопросы, связанные с осмыслением главных идей книги. |
34 | Экскурсия в детскую библиотеку | 1 | | Обобщающее занятие. Акция «Книжкина больница» | Участвовать в викторине . Работать с каталогом статей. Участвовать в подборе книг и журналов для выставки. Создавать собственную картотеку. Участвовать в акции «Книжкина больница». |
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция для учащихся
1. Рабочая тетрадь «Внеклассное чтение», 4 класс (сост. Е.Посашкова) .Изд. Екатеринбург, 2010
Методическое пособие для учителя
1. Е.Посашкова. «Вдумчивое чтение». Методическое пособие,1-4 классы. Изд. Екатеринбкрг, 2010
Технические средства:
Мультимедиа проектор, доска, банк презентаций к занятиям, нетбуки (ПК)
Список дополнительной литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 1994.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005.
Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М., 1996.
Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.
Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.
Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб., 1998.
Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 1999.
Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.,2005.
Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. Екатеринбург, 2005.
Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
Посашкова Е.В. Уроки внеклассного чтения во 2 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2006.
Посашкова Е.В. Уроки внеклассного чтения в 3 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2007.
Посашкова Е.В. Уроки внеклассного чтения в 4 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2008.
Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.