Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено | Принято на | Утверждено |
На заседании МО | заседании педагогического | Приказом 33/35 от «1» |
(Протокол от «27» августа | совета | сентября 2021 года №1 |
2021 года №1 | (Протокол от «31» августа | Директор школы |
| 2021 года №1 | Л. А. Парфенова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
основного общего образования
«Весёлые нотки»
8 класс
на 2021– 2022 учебный год
Составитель: Константинова Елена Владимировна,
I квалификационная категория
2021г.
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе:
Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Примерной образовательной программы основного общего образования;
Авторской программы по предмету;
Образовательной программы основного общего образования ОУ;
Учебного плана ОУ;
Федерального перечня учебников;
Положения о рабочей программе ОУ
Одной из важных форм является влияние на духовное воспитание личности посредством занятий в музыкальных коллективах. Музыка - источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности - раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка учит мыслить и глубже чувствовать, делает ребёнка лучше, чище, счастливее. И именно под воздействием музыкального воспитания способны раскрыться творческие способности детей.
Огромный интерес вызывает у детей вокальное пение. Оно развивает музыкальный ритм, память, вырабатывает исполнительские навыки, обогащает речь, расширяет кругозор. Пение-это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Программа разработана для учащихся 5-8 классов.
Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год, 1 час в неделю.
Срок реализации программы - 1 год.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи программы:
1. Создать условия для самовыражения обучающихся, актуализации их личностных качеств.
2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3. Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
Методы формирования сознания учащегося: показ; объяснение; инструктаж.
Поощрение; контроль; самоконтроль; оценка; самооценка.
Все занятия вокального кружка строятся по схеме:
- прослушивание музыкального произведения;
- разбор текста песни;
работа с труднопроизносимыми словами;
- разучивание музыкального произведения;
- работа над выразительностью исполнения.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся проходит через выступления как внутри коллектива (выступления на концертах), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Основной формой подведения итогов работы являются творческие отчеты и концертные выступления.
Задачи:
-развивать музыкально-эстетический вкус;
- прививать навыки сценического поведения;
-прививать навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
- развивать музыкальные способности обучающихся;
-развивать интерес обучающихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
- развивать музыкальные способности обучающихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма;
-эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Сформировать у обучающихся устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у обучающихся формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (образовательного учреждения, города);
-умение применять знания о музыке вне учебного процесса.
Содержание тем учебного курса
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Знакомство. | 2 |
3 | Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. | 4 |
4 | Формирование правильных навыков дыхания. | 4 |
5 | Дикция и артикуляция | 3 |
6 | Ансамбль. Унисон. | 4 |
7 | Музыкально – исполнительская работа. | 4 |
8 | Ритм. | 3 |
9 | Сценодвижение. | 3 |
10 | Репертуар | 4 |
11 | Концертная деятельность. | 2 |
Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата | Примеча- ние |
план | факт |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | | | | |
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. | | | | |
3 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. | | | | |
4 | Основы хорового пения | | | | |
5 | Основы хорового пения | | | | |
6 | Работа над собственной манерой вокального исполнения | | | | |
7 | Работа над собственной манерой вокального исполнения | | | | |
8 | Ансамбль в хоре | | | | |
9 | Творчество и импровизация | | | | |
10 | Творчество и импровизация | | | | |
11 | Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции | | | | |
12 | Работа над дикцией и артикуляцией | | | | |
13 | Пение речитативом. Дикция. | | | | |
14 | Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение | | | | |
15 | Формирование чувства ансамбля. | | | | |
16 | Развитие слуха. Слух - регулятор голоса. | | | | |
17 | Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. | | | | |
18 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | | | | |
19 | Работа над дикцией и артикуляцией. | | | | |
20 | Выработка активного унисона. | | | | |
21 | Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. | | | | |
22 | Темп - яркая интонационная особенность музыкального произведения. | | | | |
23 | Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. | | | | |
24 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | | | | |
25 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | | | | |
26 | Единство художественного образа и исполнительства | | | | |
27 | Единство художественного образа и исполнительства | | | | |
28 | Работа над тембровой окраской. | | | | |
29 | Звуковедение. Развитие чувства ритма. | | | | |
30 | Звуковедение. Развитие чувства ритма. | | | | |
31 | Работа над музыкальным и сценическим образом. | | | | |
32 | Работа над сценическим образом. | | | | |
33 | Работа над сценическим образом. | | | | |
34 | Движения под музыку. Использование элементов ритмики, сценической культуры. | | | | |