Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №7»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
И РЕКОМЕНДОВАНО 28.08.2075г. приказом МБОУ «Гимназия на № 7» заседании МО зам. директора по УВР №344 от 01.09.2017г.
«Классные руководители» Лазарева Е.Д. Директор Дубонос Е.А.
протокол № 1 от 25.08.2017г.
Руководитель МО Рабцун М.Н.
_________________________ ____________________ _______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курсу внеурочной деятельности
«Витруальная информатика»
для 5-7 классов
Составители: Долгополова Марина Владимировна
г.Батайск
2017 – 2018 учебный год
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Виртуальная мастерская»
Пояснительная записка
Одним из важных аспектов модернизации современного российского образования является информатизация образования. Сегодня учителям необходимо использовать информационно - компьютерные технологии для повышения интереса учащихся к предмету. Приходя же в среднее звено, к сожалению, ребята чаще всего не умеют работать с элементарными компьютерными программами: презентациями, графиками, рисунками и.т.д. Это дает возможность приобрести первичные умения работы на компьютере и знакомить с различными видами и жанрами изобразительного искусства в более интересной и наглядной форме. «Виртуальная мастерская — творческая деятельность, основанная на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются проекты по заданной тематике.
Настоящая программа создает условия для культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа создана на основе
образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897,
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2. 2821 -10», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189,
Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Цель: создание условий для формирования самостоятельного мышления, развития фантазии и практического воплощения своих творческих идей используя возможности персонального компьютера.
Задачи деятельности:
Образовательные:
овладение учащимися приемами работы на компьютере;
знакомство с основами знаний в области компьютерной графики, текстового редактора, табличного процессора, программирования и web-конструирования;
привитие детям видения красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях.
Развивающие:
подготовка сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию;
раскрытие творческих способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
привитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;
развитие алгоритмического мышления;
развитие мотивации личности к познанию;
развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
привитие навыков общения друг с другом, умение организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;
воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания;
формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.
Формирование норм взаимодействия друг с другом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Основными личностными результатами являются:
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Программа рассчитана на три года обучения, один час в неделю, 34+34+34 часов. В промежуток между занятиями у обучающихся есть возможность самостоятельно повторить изученное, выполнить творческие задания.
Основной формой работы являются учебные занятия по 30-40 минут, проводимые в компьютерном классе. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Особое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе на соблюдение правил электробезопасности.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, создании портофолио.
Выставки :
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
5 класс |
1 | Раздел 1. Компьютерная графика | 10 | 3 | 7 |
2 | Раздел 2. Мир текстов | 10 | | |
3 | Раздел 3. Мир презентаций | 14 | | |
ИТОГО | 34 | | |
6 класс |
1 | Раздел 1. Искусство анимации | 14 | 5 | 9 |
2 | Раздел 2. Мир публикаций | 11 | 3 | 8 |
3 | Раздел 3. Искусство киноиндустрии | 9 | 3 | 6 |
ИТОГО | 34 | | |
7 класс |
1 | Раздел 1. Мир алгоритмов | 12 | 5 | 7 |
2 | Раздел 2. Искусство web-конструирования | 12 | 5 | 7 |
3 | Раздел 3. Мастерская таблиц | 10 | 4 | 6 |
ИТОГО | 34 | | |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Искусство анимации (14ч:5/9) |
-
| История компьютерной графики. | 1 | | 1/09 |
-
| Виды компьютерной графики. | 1 | | 8/09 |
-
| Программы создания графических изображений. | | 1 | 15/09 |
-
| Знакомство с графическим редактором Gimp | 1 | | 22/09 |
-
| Инструменты свободного рисования. | | 1 | 29/09 |
-
| Использование кистей, аэрографа, карандаша, ластика. | | 1 | 6/10 |
-
| Выбор цвета и формы кисти. Создание новой кисти. | | 1 | 13/10 |
-
| Техника выделения областей изображения. | | 1 | 20/10 |
-
| Создание многослойного изображения. | | 1 | 27/10 |
-
| Фильтры | 1 | | 10/11 |
-
| Создание изображения с применением фильтров | | 1 | 17/11 |
-
| Анимация в Gimp | 1 | | 24/11 |
-
| Создание простой анимации объектов | | 1 | 1/12 |
-
| Создание сложной анимации объектов | | 1 | 8/12 |
| Раздел 2. Мир публикаций (12ч:3/9) | | | |
-
| История создания публикаций. | 1 | | 15/12 |
-
| Знакомство с программами для публикаций. | 1 | | 22/12 |
-
| Основные функции Microsoft Office Publisher | 1 | | 12/01 |
-
| Создание открытки | | 1 | 19/01 |
-
| Создание открытки | | 1 | 26/01 |
-
| Создание буклета | | 1 | 2/02 |
-
| Создание буклета | | 1 | 902 |
-
| Создание бюлетня | | 1 | 16/02 |
-
| Создание бюлетня | | 1 | 2/03 |
-
| Создание тематической газеты | | 1 | 16/03 |
-
| Создание тематической газеты | | 1 | 23/03 |
-
| Создание тематической газеты | | 1 | 6/04 |
| Раздел 3. Искусство киноиндустрии (8ч:3/5) | | | |
-
| История создания кино | 1 | | 13/04 |
-
| Основные программы монтирования кино. | 1 | | 20/04 |
-
| Основные функции Movie Maker | 1 | | 27/04 |
-
| Импорт изображений | | 1 | 4/05 |
-
| Импорт звука или музыки | | 1 | 11/05 |
-
| Запись с видеоустройства | | 1 | 18/05 |
-
| Монтаж | | 1 | 25/05 |
-
| Создание фильма. Самостоятельная творческая работа | | 1 | |
| Итого: | 11 | 23 | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»
7 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Мир алгоритмов (12ч:5/7) |
-
| Введение в программирование | 1 | | 4/09 |
-
| Интерфейс программы Scratch | 1 | | 11/09 |
-
| Практическая работа «Интерфейс программы Scratch» | | 1 | 18/09 |
-
| Назначение понятий скрипт и спрайт, смена костюма | 1 | | 25/09 |
-
| Практическая работа «Создание скрипта для спрайта "Кот"» | | 1 | 2/10 |
-
| Практическая работа «Знакомство с разнообразием спрайтов в программе» | | 1 | 9/10 |
-
| Создание скриптов для одного и нескольких спрайтов | 1 | | 16/10 |
-
| Практическая работа «Создание скриптов для нескольких спрайтов» | | 1 | 23/10 |
-
| Практическая работа № 6 «Проект "Карандаш" | | 1 | 13/11 |
-
| Практическая работа «Разработка компьютерной игры» | | 1 | 20/11 |
-
| Работа со встроенными скриптами | 1 | | 27/11 |
-
| Практическая работа «Проект "Мультфильм" или "Компьютерная игра"» | | 1 | 4/12 |
Раздел 2. Искусство web-конструирования (10ч:5/5) |
-
| История создания web-сайтов | 1 | | 11/12 |
-
| Программные средства сайтостроения | 1 | | 18/12 |
-
| Знакомство с программой FrontPage | 1 | | 25/12 |
-
| Интерфейс программы | 1 | | 15/01 |
-
| Создание страницы с использованием текста, изображений и таблиц | | 1 | 22/01 |
-
| Создание страницы с использованием текста, изображений и таблиц | | 1 | 29/01 |
-
| Понятие фрейма | 1 | | 5/02 |
-
| Создание сайта. Самостоятельная творческая работа | | 1 | 12/02 |
-
| Создание сайта. Самостоятельная творческая работа | | 1 | 19/02 |
-
| Создание сайта. Самостоятельная творческая работа | | 1 | 26/02 |
Раздел 3. Мастерская таблиц (12ч:4/8) |
-
| Назначение таблиц. | 1 | | 5/03 |
-
| Программные средства создания таблиц. | 1 | | 12/03 |
-
| Знакомство с программой MS Excel. | 1 | | 19/03 |
-
| Создание простых таблиц. | | 1 | 2/04 |
-
| Создание простых таблиц. | | 1 | 9/04 |
-
| Создание сложных таблиц. | | 1 | 16/04 |
-
| Создание сложных таблиц. | | 1 | 23/04 |
-
| Форматирование таблиц. | 1 | | 30/04 |
-
| Формулы в таблицах. | | 1 | 7/05 |
-
| Формулы в таблицах. | | 1 | 14/05 |
-
| Построение графиков и диаграмм в MS Excel. | | 1 | 21/05 |
-
| Построение графиков и диаграмм в MS Excel. | | 1 | 28/05 |
ИТОГО | 14 | 20 | 34 часа |
Планируемые результаты освоения программы:
- учебно–познавательный интерес к видам представления информации;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с основными программами обработка различных видов информации;
- соблюдение правила безопасной работы с компьютером;
- устойчивый интерес к творческой деятельности;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознанность системы общечеловеческих ценностей.
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-реализация творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
-проведение анализа работы, планирование последовательности его выполнения и осуществление контроля результата практической работы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические материалы
Презентации теоретического материала по всем темам курса
Практические работы по всем темам курса
Аппаратные средства
Экран и мультипроектор
Персональные компьютеры
Принтер
Сеть для выхода в Интернет
Программные средства
Операционная система – Windows.
Файловый менеджер (в составе операционной системы).
Среда программирования Scratch.
Браузер Yandex, Mozilla Firefox
Графический редактор Paint, gimp.
Microsoft Office.
Используемая литература:
1. Гейн А.Г. Информационная культура - Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2005
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006
3. Залогова Л.А. Практика по компьютерной графике. М., БИНОМ, 2006
4. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графи-ка» - Волгоград, ИТД «Корифей», 2006
5. Макарова Н.В. Практикум по технологии работы на компьютере. – М., Финансы и ста-тистика, 2005
6. Параджанов В.Д. Занимательная информатика, М., Дрофа, 2007
7. Симонович С.В.Весёлая энциклопедия. Санкт-Петербург, Питер, 2005
8. Смыковская Т.К., Карякина И.И. Microsoft Power Point: серия «Первые шаги по инфор-матике», учеб.-методич. Пособие – Волгоград, 2006
9. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя - Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2004
10. Евгений Патаракин. «Учимся готовить в Скретч». Версия2.0
11.В.Г.Рындак, В.О.Дженжер, Л.В.Денисова. «Проектная деятельность школьника, 2015
в среде программирования Scratch».Учебно-методическое пособие.
12.Борович П. С., Бутко Е. Ю. «Среда программирования Scratch» Учебное пособие, 2016
Ресурсы Интернета
1. http://www.a5.ru/features/ - Шаблоны для создания образовательных сайтов.
2. http://comp-doctor.ru/ - Компьютер и здоровье.
3. http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;
4. http://www.lbz.ru/ - сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
5. http://metodist.lbz.ru/content/videocourse/info.php - Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»
6. http://portfolioprosto.jimdo.com/ - Портфельчик (портфолио школьника).
7. http://www.portfolio-mania.ru/ - Энциклопедия портфолио для учителей и учеников.
8. http://www.rusedu.info – архив учебных программ.
9. http://www.saferunet.ru/ - Центр безопасного поведения в интернете.
10. http://www.saferinternet.ru/. - Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет.
11. http://serblog.ru/ - 10 сайтов для создания портфолио онлайн.
12. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
13. http://www.turbopro.ru/index.php/portfolio-shkolnika - портфолио школьника.
14. http://setilab.ru/scratch/category/commun/Cайт «Учитесь со Scratch»
15.http://www.niisi.ru/kumir/ сайт НИИСИ РАН (страница КУМИР)