СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" (10-11 классы)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности в 10-11 классах "За страницами учебника биологии" с почасовым тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "За страницами учебника биологии" (10-11 классы)»

Комитет по образованию администрации Ханты – Мансийского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»






Приложение 2

к основной образовательной программе основного

общего образования на 2021-2022 учебный год

МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»






Рабочая программа

внеурочной деятельности

для обучающихся 10-11 классов

«За страницами учебника биологии»


(35 часов)









Составитель программы: Кожевникова М.М.

учитель биологии











д. Согом

Ханты – Мансийский район

2021 год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«За страницами учебника биологии»




1. Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  • раскрывать понятия свойств живого;

  • использовать методы исследования в биологии;

  • объяснять значение биологических знаний в современной жизни;

  • определять уровни организации живой природы;

  • определять состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;

  • характеризовать особенности вирусов как неклеточных форм жизни;

  • проводить несложные биологические эксперименты;

  • решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;

  • распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению;

  • определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);

  • объяснять особенности строения клетки эукариот и прокариот; функции органоидов клетки;

  • называть основные положения клеточной теории;

  • характеризовать химический состав клетки; клеточный уровень организации живого; строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;

  • раскрывать особенности роста, развития и жизненного цикла клеток; особенности митотического деления клеток;

  • называть основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил, гипотез;

  • описывать организменный уровень организации живо­го;

  • раскрывать особенности бесполого и полового размно­жения организмов;

  • характеризовать оплодотворение и его биологическую роль;

  • объяснять понятия: мейоз; особенности индивидуального развития организма.


Обучающиеся получат возможность научиться:

Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.

Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;

Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания;обобщать и формулировать выводы;

Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.

2. Метапредметные результаты обучения.

Регулятивные УУД

У учащегося будут сформированы умения:

- умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- умение правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность для формирования умений:

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Познавательные УУД

У учащегося будут сформированы умения:

- умение использовать учебную литературу в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Учащийся получит возможность для формирования умений:

- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Коммуникативные УУД

У учащегося будут сформированы умения

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Учащийся получит возможность для формирования умений:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

3. Личностные результаты обучения.

  • воспитание у учащихся чувства гордости за россий­скую биологическую науку;

  • осознание учащимися, какие последствия для окру­жающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным по­ступкам и действиям на благо природы;

  • умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

  • понимание значения обучения для повседневной жиз­ни и осознанного выбора профессии;

  • признание права каждого на собственное мнение;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.



  1. Содержание курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии»


1. «Биология как наука. Методы научного познания» (2 ч).


Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биологические термины и понятия. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция


2. «Клетка как биологическая система» (20 ч).


Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Брожение и дыхание. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Лабораторные работы: №1 «Денатурация белка», № 2 «Влияние температуры на активность фермента», №3 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом», № 4 «Фотосинтез и дыхание», №5 «Митоз в клетках корней лука». Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Роль мейоза и митоза


3. «Организм как биологическая система» (13 ч)



Воспроизведение организмов, его значение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Причины нарушения развития организмов. Генетика, ее задачи. Современные представления о гене и геноме. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюцию. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Решение биологических задач. Методы селекции и их генетические основы.


  1. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии»



Тема

К-во часов

Дата по плану

Дата проведения


Биология как наука. Методы научного познания

2



1

Введение. Биология – наука о жизни. Разделы биологии.

1



2

Методы изучения живой природы

1




Клетка как биологическая система

20



3

Клеточная теория.

1



4

Неорганические вещества в клетке

1



5

Органические вещества в клетке.

1



6

Лабораторная работа №1, 2 «Денатурация белка», «Влияние температуры на активность фермента»

1



7

Решение задач на определение состава нуклеиновых кислот

1



8

Многообразие клеток живых организмов. Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом»

1



9

Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы.

1



10

Хромосомы, их строение и функции. Соматические и половые клетки.

1



11

Прокариотическая клетка.

1



12

Метаболизм: энергетический и пластический обмен.

1



13

Решение задач на определение числа молекул веществ, участвующих в катаболизме.

1



14

Фотосинтез и хемосинтез. Лабораторная работа № 4 «Фотосинтез и дыхание».

1



15

Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

1



16

Решение задач на определение состава нуклеиновых кислот.

1



17

Решение задач на определение длины и массы гена, массы белка.

1



18

Жизненный цикл клетки.

1



19

Сходство и отличие митоза и мейоза.

1



20

Развитие половых клеток у растений и животных.

1



21

Решение задач на определение числа молекул веществ, участвующих в процессе деления клетки.

1



22

Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

1




Организм как биологическая система

13



23

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные, автотрофы и гетеротрофы

1



24

Размножение, способы размножения.

1



25

Онтогенез и присущие ему закономерности.

1



26

Генетика. Современные представления о гене и геноме.

1



27

Закономерности наследственности, их цитологические основы

1



28

Составление схем скрещивания.

1



29

Решение генетических задач.

1



30

Решение генетических задач.

1



31

Изменчивость признаков у организмов.

1



32

Вредное влияние мутагенов.

1



33

Наследственные болезни.

1



34

Селекция, ее задачи и практическое значение

1



35

Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование

1






17