Комитет по образованию администрации Ханты – Мансийского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»
Приложение 2
к основной образовательной программе основного
общего образования на 2021-2022 учебный год
МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
для обучающихся 10-11 классов
«За страницами учебника биологии»
(35 часов)
Составитель программы: Кожевникова М.М.
учитель биологии
д. Согом
Ханты – Мансийский район
2021 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника биологии»
1. Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
раскрывать понятия свойств живого;
использовать методы исследования в биологии;
объяснять значение биологических знаний в современной жизни;
определять уровни организации живой природы;
определять состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;
характеризовать особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
проводить несложные биологические эксперименты;
решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;
распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению;
определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
объяснять особенности строения клетки эукариот и прокариот; функции органоидов клетки;
называть основные положения клеточной теории;
характеризовать химический состав клетки; клеточный уровень организации живого; строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
раскрывать особенности роста, развития и жизненного цикла клеток; особенности митотического деления клеток;
называть основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил, гипотез;
описывать организменный уровень организации живого;
раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
характеризовать оплодотворение и его биологическую роль;
объяснять понятия: мейоз; особенности индивидуального развития организма.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.
Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;
Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания;обобщать и формулировать выводы;
Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
2. Метапредметные результаты обучения.
Регулятивные УУД
У учащегося будут сформированы умения:
- умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- умение правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность для формирования умений:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные УУД
У учащегося будут сформированы умения:
- умение использовать учебную литературу в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
Учащийся получит возможность для формирования умений:
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД
У учащегося будут сформированы умения
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Учащийся получит возможность для формирования умений:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
3. Личностные результаты обучения.
воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
признание права каждого на собственное мнение;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Содержание курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии»
1. «Биология как наука. Методы научного познания» (2 ч).
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биологические термины и понятия. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция
2. «Клетка как биологическая система» (20 ч).
Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Брожение и дыхание. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Лабораторные работы: №1 «Денатурация белка», № 2 «Влияние температуры на активность фермента», №3 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом», № 4 «Фотосинтез и дыхание», №5 «Митоз в клетках корней лука». Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Роль мейоза и митоза
3. «Организм как биологическая система» (13 ч)
Воспроизведение организмов, его значение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Причины нарушения развития организмов. Генетика, ее задачи. Современные представления о гене и геноме. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюцию. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Решение биологических задач. Методы селекции и их генетические основы.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии»
№ | Тема | К-во часов | Дата по плану | Дата проведения |
| Биология как наука. Методы научного познания | 2 | | |
1 | Введение. Биология – наука о жизни. Разделы биологии. | 1 | | |
2 | Методы изучения живой природы | 1 | | |
| Клетка как биологическая система | 20 | | |
3 | Клеточная теория. | 1 | | |
4 | Неорганические вещества в клетке | 1 | | |
5 | Органические вещества в клетке. | 1 | | |
6 | Лабораторная работа №1, 2 «Денатурация белка», «Влияние температуры на активность фермента» | 1 | | |
7 | Решение задач на определение состава нуклеиновых кислот | 1 | | |
8 | Многообразие клеток живых организмов. Лабораторная работа №3 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом» | 1 | | |
9 | Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы. | 1 | | |
10 | Хромосомы, их строение и функции. Соматические и половые клетки. | 1 | | |
11 | Прокариотическая клетка. | 1 | | |
12 | Метаболизм: энергетический и пластический обмен. | 1 | | |
13 | Решение задач на определение числа молекул веществ, участвующих в катаболизме. | 1 | | |
14 | Фотосинтез и хемосинтез. Лабораторная работа № 4 «Фотосинтез и дыхание». | 1 | | |
15 | Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. | 1 | | |
16 | Решение задач на определение состава нуклеиновых кислот. | 1 | | |
17 | Решение задач на определение длины и массы гена, массы белка. | 1 | | |
18 | Жизненный цикл клетки. | 1 | | |
19 | Сходство и отличие митоза и мейоза. | 1 | | |
20 | Развитие половых клеток у растений и животных. | 1 | | |
21 | Решение задач на определение числа молекул веществ, участвующих в процессе деления клетки. | 1 | | |
22 | Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. | 1 | | |
| Организм как биологическая система | 13 | | |
23 | Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные, автотрофы и гетеротрофы | 1 | | |
24 | Размножение, способы размножения. | 1 | | |
25 | Онтогенез и присущие ему закономерности. | 1 | | |
26 | Генетика. Современные представления о гене и геноме. | 1 | | |
27 | Закономерности наследственности, их цитологические основы | 1 | | |
28 | Составление схем скрещивания. | 1 | | |
29 | Решение генетических задач. | 1 | | |
30 | Решение генетических задач. | 1 | | |
31 | Изменчивость признаков у организмов. | 1 | | |
32 | Вредное влияние мутагенов. | 1 | | |
33 | Наследственные болезни. | 1 | | |
34 | Селекция, ее задачи и практическое значение | 1 | | |
35 | Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование | 1 | | |
17