МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
МАОУ СОШ № 18 села Синегорск
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Уткина М.Ю. Протокол №1 от «30». 08. 2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Шелохаева В. А. Приказ № от «». 08. 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Здравствуй, искусственный интеллект!»
для обучающихся 1-2 классов
село Синегорск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа курса внеурочной деятельности «Здравствуй, искусственный интеллект!» (далее – курс) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 18.07.2022)), с учётом федеральной образовательной программы начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Сахалинской области (утверждена Губернатором Сахалинской области В.И. Лимаренко 19.08.2021), разработана для обучающихся 1-2-х классов общеобразовательных школ Сахалинской области.
Состоит из: пояснительной записки, планируемых результатов освоения программы курса, содержания курса, тематического планирования, форм организации занятий и учебно-методического обеспечения курса.
Пояснительная записка сообщает характеристики курса, цель и задачи его изучения курса, а также место курса в учебном плане.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения.
Одна из задач разработанного курса – расширить перечень инструментов, решающих образовательные задачи посредством внедрения технологий искусственного интеллекта в урочную и внеурочную деятельность.
Режим проведения занятий определяется календарным учебным графиком организации, осуществляющей образовательную деятельность, и соответствует нормам, утверждённым санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28) и санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2).
На занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход. Занятия носят практико-ориентированный, творческий, поисково-исследовательский и игровой характер.
По завершении курса у обучающихся сформируются первоначальные представления о том, что такое искусственный интеллект, кто и как разрабатывает технологии, как он может применяться людьми для решения повседневных задач.
Курс предназначен для систематизации знаний младших школьников в сложноорганизованной, но одной из наиболее перспективных областей научного и технологического знания. Это стратегически важное направление Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», технология, обеспечивающая ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1-й класс
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Техника безопасности при работе с компьютером.
Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с электронными техническими средствами. Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с применением технологий искусственного интеллекта.
Тема 1.2. Информация и информационные процессы.
Знакомство с понятиями «информация», «способы получения информации», «хранение», «передача» и «обработка информации». Средства, необходимые для осуществления информационных процессов.
Раздел 2. Основные понятия искусственного интеллекта.
Тема 2.1. Понятие «интеллект» и «искусственный интеллект». Знакомство с понятиями «интеллект», «признаки интеллекта», естественный и искусственный интеллект. Основные изобретения в области искусственного интеллекта.
Раздел 3. Применение искусственного интеллекта.
Тема 3.1. Голосовые помощники. Основные виды голосовых помощников. Возможности голосовых помощников. Тема 3.2. Создание образов с искусственным интеллектом. Возможности создания графических представлений через применение программ, использующих искусственный интеллект.
2-й класс
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Техника безопасности при работе с компьютером.
Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с электронными техническими средствами. Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с применением технологий искусственного интеллекта.
Тема 1.2. Информация и информационные процессы.
Освоение понятий «информация», «способы получения информации», «хранение», «передача» и «обработка информации». Достоверность информации. Средства, необходимые для осуществления информационных процессов.
Раздел 2. Основные понятия искусственного интеллекта.
Тема 2.1. Понятие «интеллект» и «искусственный интеллект». Освоение понятий «интеллект», «признаки интеллекта», естественный и искусственный интеллект. Основные изобретения в области искусственного интеллекта. Направления работы с искусственным интеллектом.
Раздел 3. Применение искусственного интеллекта.
Тема 3.1. Голосовые помощники.
Основные виды голосовых помощников. Возможности голосовых помощников. Работа с голосовыми помощниками.
Тема 3.2. Создание образов с искусственным интеллектом.
Знакомство с возможностями графических программ, использующих в своих алгоритмах искусственный интеллект. Создание графических образов с использованием программ искусственного интеллекта. Совместно с учителем разработка творческого проекта с применением технологий искусственного интеллекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
Ценности научного познания:
– осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
– проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:
1) сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения и аналогии;
2) объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
3) определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
4) находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
5) выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
1) проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
2) формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: 1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
2) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
3) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
4) читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию;
5) соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);
6) анализировать и создавать текстовую, видео-графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
7) фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) в диалоге задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
2) признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
3) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
4) конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
5) находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
1) планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
2) выстраивать последовательность выбранных действий и операций;
3) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
4) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
5) корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
6) объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
7) оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
1) понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
2) активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;
3) коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
4) выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
5) ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
1) Применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
2) иметь общее представление об искусственном интеллекте как о научной области и о направлениях прикладного применения технологии, его значении для человека;
3) иметь общее представление об областях применения искусственного интеллекта и решаемых с его помощью задачах;
4) иметь общее представление об области компьютерного зрения и задачах, которые она решает;
5) иметь общее представление об области обработки естественного языка, работе голосовых помощников и задачах, которые они решают.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
Раздел 1. Введение |
1 | Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. | 1 |
2 | Информация и информационные процессы | 1 |
Раздел 2. Основные понятия искусственного интеллекта. |
3 | Понятия «интеллект» и «искусственный интеллект». | 5 |
Раздел 3. Применение искусственного интеллекта |
4 | Голосовые помощники | 5 |
5 | Создание образов с искусственным интеллектом. | 5 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы урока | Количество часов | Дата изучения |
| Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. | 1 | |
| Информация и информационные процессы | 1 | |
| Что такое искусственный интеллект? | 1 | |
| Перспективы развития IT индустрии в области искусственного интеллекта. Особенности профессий в сфере искусственного интеллекта | 1 | |
| Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование. | 1 | |
| Возможности применения искусственного интеллекта в художественном творчестве | 1 | |
| Использование технологий машинного обучения в науке | 1 | |
| Голосовые помощники (Google Assistant, Алиса и т.д.) | 1 | |
| Алгоритмы действия голосовых помощников. Типы интеллектуальных задач | 1 | |
| Программы для обработки изображений на основе технологий машинного обучения (Vinci, DeepArt.io). | 1 | |
| Алгоритм распознавания визуальных образов | 1 | |
| Интеллектуальные диалоговые системы. | 1 | |
| Виртуальные помощники, их ключевые функции | 1 | |
| Интеграция помощников с другими технологиями | 1 | |
| Игра с использованием голосового помощника Алиса. | 1 | |
| Возможности использования технологий машинного обучения в спорте. | 1 | |
| Проект «Искусственный интеллект в образовании» | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Бессмертный, И.А. Системы искусственного интеллекта: учебное пособие для вузов / И.А. Бессмертный. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023.
Боровская, Е.В. Основы искусственного интеллекта : учебное пособие / Е.В. Боровская, Н.А. Давыдова. – 4-е изд. – Москва : Лаборатория знаний, 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Академия искусственного интеллекта для школьников. – URL: www.ai-academy.ru.
Всероссийский образовательный проект «Урок цифры». – URL: www.урокцифры.рф