СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здравствуй, искусственный интеллект!» для обучающихся 1-2 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Здравствуй, искусственный интеллект!» для обучающихся 1-2 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Сахалинской области

Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска‌

МАОУ СОШ № 18 села Синегорск





РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Уткина М.Ю.

Протокол №1 от «30». 08. 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Шелохаева В. А.

Приказ № от «». 08. 2024 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Здравствуй, искусственный интеллект!»

для обучающихся 1-2 классов














село Синегорск 2024



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа курса внеурочной деятельности «Здравствуй, искусственный интеллект!» (далее – курс) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 18.07.2022)), с учётом федеральной образовательной программы начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Сахалинской области (утверждена Губернатором Сахалинской области В.И. Лимаренко 19.08.2021), разработана для обучающихся 1-2-х классов общеобразовательных школ Сахалинской области.

Состоит из: пояснительной записки, планируемых результатов освоения программы курса, содержания курса, тематического планирования, форм организации занятий и учебно-методического обеспечения курса.

Пояснительная записка сообщает характеристики курса, цель и задачи его изучения курса, а также место курса в учебном плане.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения.

Одна из задач разработанного курса – расширить перечень инструментов, решающих образовательные задачи посредством внедрения технологий искусственного интеллекта в урочную и внеурочную деятельность.

Режим проведения занятий определяется календарным учебным графиком организации, осуществляющей образовательную деятельность, и соответствует нормам, утверждённым санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28) и санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2).

На занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход. Занятия носят практико-ориентированный, творческий, поисково-исследовательский и игровой характер.

По завершении курса у обучающихся сформируются первоначальные представления о том, что такое искусственный интеллект, кто и как разрабатывает технологии, как он может применяться людьми для решения повседневных задач.

Курс предназначен для систематизации знаний младших школьников в сложноорганизованной, но одной из наиболее перспективных областей научного и технологического знания. Это стратегически важное направление Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», технология, обеспечивающая ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


1-й класс

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Техника безопасности при работе с компьютером.

Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с электронными техническими средствами. Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с применением технологий искусственного интеллекта.

Тема 1.2. Информация и информационные процессы.

Знакомство с понятиями «информация», «способы получения информации», «хранение», «передача» и «обработка информации». Средства, необходимые для осуществления информационных процессов.

Раздел 2. Основные понятия искусственного интеллекта.

Тема 2.1. Понятие «интеллект» и «искусственный интеллект». Знакомство с понятиями «интеллект», «признаки интеллекта», естественный и искусственный интеллект. Основные изобретения в области искусственного интеллекта.

Раздел 3. Применение искусственного интеллекта.

Тема 3.1. Голосовые помощники. Основные виды голосовых помощников. Возможности голосовых помощников. Тема 3.2. Создание образов с искусственным интеллектом. Возможности создания графических представлений через применение программ, использующих искусственный интеллект.

2-й класс

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Техника безопасности при работе с компьютером.

Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с электронными техническими средствами. Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с применением технологий искусственного интеллекта.

Тема 1.2. Информация и информационные процессы.

Освоение понятий «информация», «способы получения информации», «хранение», «передача» и «обработка информации». Достоверность информации. Средства, необходимые для осуществления информационных процессов.

Раздел 2. Основные понятия искусственного интеллекта.

Тема 2.1. Понятие «интеллект» и «искусственный интеллект». Освоение понятий «интеллект», «признаки интеллекта», естественный и искусственный интеллект. Основные изобретения в области искусственного интеллекта. Направления работы с искусственным интеллектом.

Раздел 3. Применение искусственного интеллекта.

Тема 3.1. Голосовые помощники.

Основные виды голосовых помощников. Возможности голосовых помощников. Работа с голосовыми помощниками.

Тема 3.2. Создание образов с искусственным интеллектом.

Знакомство с возможностями графических программ, использующих в своих алгоритмах искусственный интеллект. Создание графических образов с использованием программ искусственного интеллекта. Совместно с учителем разработка творческого проекта с применением технологий искусственного интеллекта.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Личностные результаты

Ценности научного познания:

– осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;

– проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:

1) сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения и аналогии;

2) объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

3) определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

4) находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

5) выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

Базовые исследовательские действия:

1) проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;

2) формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: 1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

2) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

3) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

4) читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию;

5) соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);

6) анализировать и создавать текстовую, видео-графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

7) фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) в диалоге задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

2) признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

3) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

4) конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

5) находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

1) планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;

2) выстраивать последовательность выбранных действий и операций;

3) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

4) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;

5) корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

6) объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

7) оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

1) понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;

2) активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;

3) коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

4) выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;

5) ответственно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты

1) Применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;

2) иметь общее представление об искусственном интеллекте как о научной области и о направлениях прикладного применения технологии, его значении для человека;

3) иметь общее представление об областях применения искусственного интеллекта и решаемых с его помощью задачах;

4) иметь общее представление об области компьютерного зрения и задачах, которые она решает;

5) иметь общее представление об области обработки естественного языка, работе голосовых помощников и задачах, которые они решают.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов



Раздел 1. Введение

1

Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в компьютерном классе.

1

2

Информация и информационные процессы

1

Раздел 2. Основные понятия искусственного интеллекта.

3

Понятия «интеллект» и «искусственный интеллект».

5

Раздел 3. Применение искусственного интеллекта

4

Голосовые помощники

5

5

Создание образов с искусственным интеллектом.

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Наименование темы урока


Количество часов



Дата изучения


Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в компьютерном классе.

1


Информация и информационные процессы

1


Что такое искусственный интеллект?

1


Перспективы развития IT индустрии в области искусственного интеллекта. Особенности профессий в сфере искусственного интеллекта

1


Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование.

1


Возможности применения искусственного интеллекта в художественном творчестве

1


Использование технологий машинного обучения в науке

1


Голосовые помощники (Google Assistant, Алиса и т.д.)

1


Алгоритмы действия голосовых помощников. Типы интеллектуальных задач

1


Программы для обработки изображений на основе технологий машинного обучения (Vinci, DeepArt.io).

1


Алгоритм распознавания визуальных образов

1


Интеллектуальные диалоговые системы.

1


Виртуальные помощники, их ключевые функции

1


Интеграция помощников с другими технологиями

1


Игра с использованием голосового помощника Алиса.

1


Возможности использования технологий машинного обучения в спорте.

1


Проект «Искусственный интеллект в образовании»

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Бессмертный, И.А. Системы искусственного интеллекта: учебное пособие для вузов / И.А. Бессмертный. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023.

Боровская, Е.В. Основы искусственного интеллекта : учебное пособие / Е.В. Боровская, Н.А. Давыдова. – 4-е изд. – Москва : Лаборатория знаний, 2020.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Академия искусственного интеллекта для школьников. – URL: www.ai-academy.ru.

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры». – URL: www.урокцифры.рф