СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Экологической направленности «Первые шаги по тропинке открытий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, разработана на основе  авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов,  авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Экологической направленности «Первые шаги по тропинке открытий»»



Краснодарский край Новопокровский район станица Калниболотская

Муниципальное образование

Новопокровский район

станица Калниболотская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 12

станицы Калниболотской

муниципального образования

Новопокровский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 31 августа 2016 года

Председатель педсовета

_____________________

О.Н. Шевченко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экологической направленности



«Первые шаги по тропинке открытий»

(наименование)


2016-2020 учебный год

(срок реализации программы)


6-10 лет

(возраст обучающихся)


Левичкина Надежда Евгеньевна

(Ф.И.О. учителя, составителя)














  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

в результате реализации программы обучающиеся должны

знать/понимать:

- виды почв;

- правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;

- виды ландшафтных композиций;

- правила ухода за цветочными участками;

- произрастание растений в разных климатических зонах;

Уметь:

- выполнять посадку растений;

- правильно пользоваться клумбовым инвентарём;

- создавать собственные проекты оформления участков;

- подбирать дизайнерское оформление

- подготавливать участок для посадки;

- реализовывать проекты

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 4 класса:

Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.

Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.

Личные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.

Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками.

Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности

Обучающиеся будут знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;

  • методы исследования;

  • правила выбора темы и объекта исследования:

  • основные логические операции, их отличительные особенности;

  • правила успешной презентации работы.

Обучающиеся будут уметь:

  • самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

  • правильно определять круг вопросов и проблем при вы­полнении; исследовательской работы;

  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;

  • выделять из текста основные понятия и давать им определения;

  • классифицировать предметы, процессы, явления и события;

  • выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

  • ранжировать выдвигаемые идеи;

  • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;

  • делать выводы и умозаключения;

  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;

  • презентовать свою работу.

Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практи­ческие задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающиеся научаться проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

  • работать в коллективе, группе;

  • презентовать работу общественности.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.


СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс.

Введение (1ч).

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (0,5 ч)

Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ и экскурсий. Практическая работа (0,5ч) « Путешествие в мир животных (игра «Поле чудес»).

Тема 1. Дикие животные (19ч).

Занятие 1: Заяц - «Длинное ухо» (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа (0,5ч): «Знакомство с народными приметами и пословицами» (0,5ч).

Занятие 2: Лисица. «Лиса Патрикеевна» (0,5ч). Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.Практическая работа (0,5ч): Разгадываем загадки о лисе.

Занятие 3: Серый хищник – волк (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа (0,5ч): работа в группах - «Раскрась волка». Разгадывание ребусов.

Занятие 4: Хозяин леса – медведь (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета «Бурый медведь».

Занятие 5: Любознательный зверёк – белка (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Белка», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения белки. Практическая работа (0,5ч): работа в группах – «Собери мозаику».

Занятие 6: Куница - охотник на белок (0,5ч). Чтение рассказа В.Бианки «Куница за белкой», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения куницы. Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».

Занятие 7: Лесной красавец – лось (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа. Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах - Панно «Лесной красавец».

Занятие 8:Сердитый недотрога - ёж (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Ёж». Практическая работа (0,5ч): игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».

Занятие 9: Подземный житель – крот (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Земляные холмики». Практическая работа (0,5ч): игра: «Поле чудес».

Занятие 10: Всеядное животное — бар­сук (0,5ч). Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Практическая работа (0,5ч): Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Работа в группах «Собери мозаику».

Занятие 11: Бобр-строитель (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», знакомство со скороговорками и народными приметами. Практическая работа (0,5ч): отгадывание картинок с изображением бобра, разгадывание загадок.

Занятие 12: Запасливый бурундук (0,5ч). Рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием. Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».

Занятие 13: Кабан - дикий родственник домашней свиньи (0,5ч). Рассказ учителя о диких кабанах. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием. Практическая работа (0,5ч): конкурс «Кто? Где? Когда?».

Занятие 14: Мышка-норушка (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, загадок.

Занятие 15: Рысь - родственник кошки (0,5ч). Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь». Практическая работа (0,5ч): рисование домашней кошки или рыси.

Занятие 16: Соболь - «дорогой» зверёк (0,5ч). Знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь». Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, игра «Эти забавные животные».

Занятие 17: Тигр - самая большая кош­ка на Земле (0,5ч). Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр». Практическая работа (0,5ч): разгадывание ребусов, загадок. Составление портрета тигра.

Занятие 18: Косуля - самый маленький европейский олень (0,5ч). Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Практическая работа (0,5ч): игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Занятие 19: Дикие животные. Практическая работа (1ч): чтение стихов о животных, игра «Угадай по описанию», «Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные».

Тема 2. Пернатые жители(13ч)

Занятие 1:Воробей - самая распро­странённая птица на Земле (0,5ч). Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета воробья.

Занятие 2: Ворона - «интеллектуаль­ная» птица (0,5ч). Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона».

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме­ты. Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах «Рисование вороны».

Занятие 3: Сорока - белобока - «лесная сплетница» (0,5ч). Слайды с изображением сороки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока», стихотворения «Сорока - Трещётка». Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, игра «Пословицы и пого­ворки о сороке» .

Занятие 4: «Лесной доктор» - дятел (0,5ч). Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Практическая работа (0,5ч): отгадываем загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами.

Занятие 5: Соловей - «великий маэст­ро» (1ч). Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за­гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Занятие 6: Галка - городская птица (0,5ч). Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс­ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Практическая работа (0,5ч): работа в группах «Собираем мозаику».

Занятие 7: Загадочная птица - кукуш­ка (0,5ч). Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Беседа «Гнёзда и птенцы». Практическая работа (0,5ч): игра «Народные приметы и поговорки».

Занятие 8: «Пернатая кошка» - сова (0,5ч). Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Практическая работа (0,5ч): игра «Кто и что ест?»

Занятие 9: Любимая птица – снегирь (0,5ч). Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Практическая работа (0,5ч): рисование ярких птиц.

Занятие 10: «Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии (0,5ч). Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Пословицы и народные приметы. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Практическая работа (0,5ч): рисование птиц с яркими клювами.

Занятие 11: Наш добрый сосед - скво­рец (0,5ч). Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец». Практическая работа (0,5ч): изготовление кормушек из пластиковых бутылок.

Занятие 12: «Золотая птица» — иволга (0,5ч). Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Народные приметы. Практическая работа (0,5ч): игра «птичьи расцветки».

Занятие 13: Пернатые жители. Практическая работа (1ч): КВН - крылатая компания.


СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 класс.

Введение. Что такое экология? (1ч). Правила поведения при проведении практических работ. Эко­логия - наука, изучающая собствен­ный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере дубового леса (между растениями и животны­ми, между различными животными), связи между природой и человеком.

Тема 1. «Мой дом за окном» (6ч).

Занятие 1: Мой дом (1ч). Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.

Занятие 2: Дом, где мы живем (1ч). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и по­рядка в своем доме.

Занятие 3 (1ч): Практическая работа: «Уборка школьного двора». Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Отчет о выполне­нии задания.

Занятие 4: «Деревья твоего двора» (1ч). Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Занятие 5: Птицы нашего двора (1ч).Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Занятие 6 (1ч): Практическая работа: «Изготовление кормушек для птиц». Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Вывешивание кормушек

Тема 2. «Я и моё окружение» (9ч).

Занятие 1:Моя семья (1ч). Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по веде­нию общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Занятие 2: Соседи-жильцы (1ч). Доброжелательные отношения с ни­ми. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаи­мопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Занятие 3: Мой класс (1ч). Свет, тепло, уют. Для чего предна­значена мебель, растения? Что необ­ходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате ив игровой комнате? Дежурство по классу.

Занятие 4 (1ч): Практическая работа: «Создаём уют в классной комнате и игровой ком­нате».

Занятие 5: Дом моей мечты (1ч). Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Занятие 6: Планета - дом всего человечества (1ч). Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.

Занятие 7: Комнатные растения в квартире, в классе (1ч). Эстетическое и ги­гиеническое значение комнатных растений, условия со­держания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспо­собленности к условиям существо­вания. Знакомство с комнатными растения­ми класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями

Занятие 8 (1ч): Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Пересадка комнатных растений. Фор­мовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по ухо­ду за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Занятие 9 (1ч): Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике». Подготовка семян к посеву. Подго­товка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на сре­занных веточках тополя, сирени.

Тема 3. «Гигиена моего дома» (7ч).

Занятие 1:Гигиена класса (1ч). Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигие­на жилища. Режим проветривания класса. Влаж­ная уборка. Дежурство. Уход за ком­натными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними живот­ными.

Занятие 2 (1ч): Практическая работа: «Гигиена класса». Необходимость в со­блюдении правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по дежурству в классе, выпол­нение работы, отчет групп о проде­ланной работе.

Занятие 3: Бытовые приборы в квартире (1ч). Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влаж­ность воздуха в квартире, на жизне­деятельность человека. Правила об­ращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользу­ется, правила безопасности при их эксплуатации.

Занятие 4(1ч): Практическая работа: «Экологический дом». Составление памятки для ремонта (использование экологически чистых строительных материалов). Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Занятие 5: Наша одежда и обувь (1ч). Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ги­гиенические требования, условия содержания, уход.

Занятие 6: Русская народная одежда (1ч). История появления одежды. Знаком­ство с элементами русской народной одеждой.

Занятие 7 (1ч): Практическая работа: «Русская национальная одежда». Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пугови­цу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

Тема 4. «Вода - источник жизни» (4ч).

Занятие 1: Вода в моем доме и в природе (1ч). Откуда поступает вода в дом, на ка­кие нужды расходуется, куда удаля­ется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Занятие 2: Удивительные свойства воды (1ч). Аквариум - модель природной экосистемы. Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные экосистемы.

Занятие 3: Вода в жизни растений и животных (1ч). Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Занятие 4(1ч): Практическая работа: «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Тема 5. «Солнце и свет в нашей жизни» (5ч).

Занятие 1: Солнце, Луна, звезды – источники света (1ч). Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Занятие 2: Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1ч). Влияние тепла и света на комнатные растения.

Занятие 3 (1ч): Практическая работа: «Размеще­ние комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света». Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых ком­натных растений.

Занятие 4 (1ч): Практическая работа: «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Подготовка почвы к посеву комнатных растений. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 5 (1ч): Практическая работа: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

Тема 6. «Воздух и здоровье» (2ч).

Занятие 1: Воздух и здоровье человека (1ч). Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Занятие 2 (1ч): Практическая работа: «Уборка в классе» (1ч). Влажная уборка класса. Проветривание. Инструктаж по технике безопасности.


СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 класс.

Введение (2ч).

Занятие 1: Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1ч). Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Занятие 2: Мир вокруг (1ч). Представление об основных понятиях начального природоведения (живая и неживая природа), умение сравнивать предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Тема 1. «Человек и природа» (5ч).

Занятие 1: Экология и мы (1 час).Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Занятие 2: Природа и её обитатели (1ч). Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение усло­вий обитания, особенностей произрастания (для растений). Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Занятие 3 (1ч): Практическое занятие: «Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни».

Занятие 4 (1ч): Практическое занятие: «Выявление взаимоотноше­ний между различными видами живых организмов (сотрудничество, кон­куренция, хищничество, паразитизм)».

Занятие 5 (1ч): Практическое занятие: Составление моделей, показывающих место человека в природе (проекты) - «Место человека в мире природы», «Человек – верный сын природы», «Положительное и отрицательное влияние человека на природу».

Тема 2. «Неживое и живое в природе» (12ч).

Занятие 1: Неживая природа (1ч). Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.

Занятие 2 (1ч): Практическое занятие: Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

Занятие 3:Солнце – источник тепла и света (1ч). Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Занятие 4: Вода, её признаки и свойства (1ч). Вода, ее признаки и свойства. Практическое занятие: Выявление признаков и свойств воды (цвет, запах, форма, вода - растворитель, текучесть, прозрачность), переходные состояния, круговорот воды.

Занятие 5: Берегите воду! (1ч). Сообщения учащихся об охране и значении воды. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Занятие 6: Почва – святыня наша (1ч). Почва – необходимая среда для растений Состав почвы (вода, воз­дух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Занятие 7 (1ч): Практическое занятие: Почва – состав и свойства почвы. Значение почвы и меры по ее охране.

Занятие 8: Погода. Климат (2ч). Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде.

Занятие 9 (1ч): Практическое занятие: Наблюдение за погодой. Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».

Занятие 10: Предсказание погоды по народным приметам (1ч). Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Занятие 11 (1ч): Практическое занятие: Почему нельзя…? Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения».

Занятие 12 (1ч): Практическое занятие: Диалоги с неживой природой. Ролевая игра «Пойми меня». Созда­ние ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Ак­туализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, про­тив мусора!».

Тема 3. «Живое в природе… Экологические связи между неживой и живой природой (9ч).

Занятие 1 (1ч): Практическое занятие: «Хлебные крошки». Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Занятие 2: Кто улетает, а кто остаётся (1ч). Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных и о перелет­ных птицах области. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за пти­цами. Работа по определению птиц округа.

Занятие 3: Экологические связи неживой и живой природы (1ч). Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Занятие 4 (1ч): Практическое занятие: Вода и жизнь. Формирование представления о загрязнении воды и её очистке. Воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Очистка воды с помощью активированного угля. Изготовление простых фильтров.

Занятие 5 (1ч): Практическое занятие: Растения рядом - изучение растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия «Выявление причин поврежденных деревьев».

Занятие 6: Комнатные растения (1ч). Комнатные растения разных эколо­гических групп. Ком­плексный уход за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).

Занятие 7 (1ч): Практическое занятие: Размножение комнатных растений. Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черен­ки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.

Занятие 8: Дикорастущие растения луга, водоёма, ласа (1ч). Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Занятие 9 (1ч): Практическое занятие: Растения луга и леса. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Тема 4. Геометрия живой природы (3ч).

Занятие 1: Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений.

Занятие 2: Спираль в движении, росте и развитии растений и животных. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются ле­пестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное распо­ложение почек и листьев на побеге.

Занятие 3: Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Тема 5. Царство грибов (3ч).

Занятие 1: Съедобные грибы. Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ществ. Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Занятие 2: Несъедобные грибы. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в при­роде (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным).

Занятие 3: Микроскопические организмы. Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения микроскопических грибов в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс.

Введение. Жизнь на Земле (1ч). Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Тема 1. Среда обитания (4ч).

Занятие 1:Времена года на Земле (1ч). Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Занятие 2(1ч): Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Занятие 3: Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).

Занятие 4(1ч): Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».

Тема 2. Жизнь животных (4ч).

Занятие 1: Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.

Занятие 2: Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших по­требностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пеще­рах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие ред­кими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище краси­вым мехом, перьями, чучелами животных.

Занятие 3 (1ч): Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Занятие 4: Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу Югры».

Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).

Занятие 1: Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном твор­честве. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де­реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в роспи­си павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереоти­пов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

Занятие 2 (1ч): Практическое занятие: Лесная палитра: растения-красители. Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

Занятие 3: Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Лесная аптека

Занятие 4 (1ч): Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовы­ставка, посвящённые природе (салон «Культура»)».

Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч).

Занятие 1: Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных мате­риалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с сосе­дями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.

Занятие 2: Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходи­мые для нормального существования города: пресная вода, продукты пи­тания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышлен­ными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, под­земных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

Занятие 3: Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.

Занятие 4 (1ч): Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на образ жизни, ха­рактер, настроение, культурный уровень его жителей.

Занятие 5 (1ч): Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.

Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6ч).

Занятие 1: Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как мно­жество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, яв­лений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.

Занятие 2: Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органиче­ского вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падалыцики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в эко­системе.

Занятие 3 (1ч): Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природ­ной экосистемы.

Занятие 4-5: Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и на­земными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявле­ние элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).

Занятие 6: Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удов­летворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрица­тельные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.

Занятие 1: Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения планеты. Необходимость про­изводства всё большего количества продовольственных и промышлен­ных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

Занятие 2: Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загряз­нением окружающей среды бытовыми отходами).

Занятие 3 (1ч):

Практическое занятие: Переработка и по­вторное использование бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки от­ходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, по­вторное использование, вторичная переработка.

Занятие 4: Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказ­ники, национальные парки, памятники природы.

Занятие 5 (1ч): Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Состав­ляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.

Занятие 6 (1ч): Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в го­роде. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе».

Занятие 7-10 (4ч): Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»


3. Тематическое планирование.


1 класс (1ч/нед., 33ч/год)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

1. Введение Законы экологии.



1.

Экология и мы.



2.

Практическое занятие: Конкурс рисунков

« Экологический вестник»



2. Живая природа.

17ч



3.

От динозавров до человека.



4.

Практическое занятие:

Просмотр презентации «Динозаврики».



5.

Практическая работа: Аппликация из бумаги "Динозаврики"



6-7.

Что расскажут нам деревья



8.

Практическая работа:

Экскурсия в лес.



9.

Практическая работа:

Изготовление аппликации из осенних листьев.



10-12.

Загадки животного мира


Зч


13.

Практическая работа:

Экскурсия в этнографический музей.



14.

Практическая работа:

Просмотр презентации о животных. Лепка животного из пластилина.



15-16.

Человек - часть живой природы



17.

Практическая работа:

Оказание помощи пострадавшему.



18.

Практическая работа:

Просмотр презентации «Здоровым быть модно».




Учебно-тематический план 2 класс. «Дом, в котором я живу».

занятия

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

Введение (1ч)

1


1

Что такое экология?

1


Тема 1. Мой дом за окном (6ч).

4

2

2

Мой дом

1


3

Дом, где мы живем

1


4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»


1

5

Деревья твоего двора

1


6

Птицы нашего двора

1


7

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»


1

Тема 2. Я и мое окружение (9ч).

5,5

3,5

8

Моя семья

1


9

Соседи-жильцы

1


10

Мой класс

1


11

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах»


1

12

Дом моей мечты

0,5

0,5

13

Планета - дом всего человечества

1


14

Комнатные растения в квартире, в классе

1


15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»


1

16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»


1

Тема 3. Гигиена моего дома (7ч).

3,5

3,5

17

Гигиена класса

1


18

Практическое занятие «Гигиена класса»


1

19

Бытовые приборы в квартире

1


20

Экологический дом


1

21

Наша одежда и обувь

1


22

Русская народная одежда

0,5

0,5

23

Практическое занятие «Русская национальная одежда»


1

Тема 4. Вода - источник жизни (4ч).

3

1

24

Вода в моем доме и в природе

1


25

Удивительные свойства воды

1


26

Вода в жизни растений и животных.

1


27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.


1

Тема 5. Солнце и свет в нашей жизни (5ч).

2

1

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

1


29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1


30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света


1

31

«Размеще­ние комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света».


1

32

«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».


1

Тема 6. Воздух и здоровье (2ч).

1

1

33

Воздух и здоровье человека

1


34

Практическое занятие «Уборка в классе»


1



18

16


Итого:

34 часа


Учебно-тематический план 3 класс. «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов».


занятия


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Введение (2ч)

2


1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1


2.

Мир вокруг.

1


Тема 1. Человек и природа (5ч)

2

3

3

Экология и мы.

1


4

Природа и её обитатели

1


5

Практическое занятие «Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни»


1

6

Практическое занятие «Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и т.п.)


1

7

Практическое занятие «Место человека в мире природы»


1

Тема 2. Неживое в природе (12ч)

5,5

6,5

8

Неживая природа

1


9

Практическое занятие «Неживая природа»


1

10

Солнце – источник тепла и света

1


11

Вода, её признаки и свойства

0,5

0,5

12

Практическое занятие «Берегите воду!»


1

13

Почва – святыня наша.

1


14

Практическое занятие «Состав и свойства почвы»


1

15

Погода. Климат.

1


16

Практическое занятие «Погода. Климат»


1

17

Предсказание погоды по народным приметам

1


18

Практическое занятие «Почему нельзя…?»


1

19

Практическое занятие «Диалоги с неживой природой»


1

Тема 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9ч)


4


5

20

Практическое занятие «Хлебные крошки»


1

21

Кто улетает, а кто остаётся

1


22

Экологические связи неживой и живой природы

1


23

Практическое занятие «Вода и жизнь»


1

24

Практическое занятие «Растения рядом»


1

25

Комнатные растения

1


26

Практическое занятие «Размножение комнатных растений»


1

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1


28

Практическое занятие «Растения луга и леса»


1

Тема 4. Геометрия живой природы (3ч)

3


29

Живые организмы и симметрия

1


30

Спираль в движении, росте и развитии растений и животных

1


31

Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников

1


Тема 5. Царство грибов (3ч)

3


32

Съедобные грибы

1


33

Несъедобные грибы

1


34

Микроскопические грибы

1




18

16


Итого:

34 часа


Учебно-тематический план 4 класс. «Познавательная экология».

занят

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Введение (1ч).

1


1

Вводное занятие. Жизнь на Земле.

1


Тема 1. Среда обитания (4ч).

2

2

2

Времена года на Земле.

1


3

Практическое занятие: «Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе»


1

4

Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.

1


5

Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке»


1

Тема 2. Жизнь животных (4ч).

3

1

6

Динозавры – вымерший вид животных

1


7

Первобытные «коллекционеры»

1


8

Практическое занятие: «Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»


1

9

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1


Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).

5

3

10

Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном твор­честве.

1

1

11

Практическое занятие «Лесная палитра: растения-красители»

1


12

Лес — кормилец и врачеватель


1

13

Практическое занятие: «Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовы­ставка, посвящённые природе (салон «Культура»)».

1


Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч).

4

1

14

Появление городов. Города-государства.

1


15

Зависимость города от окружающей его среды.

1


16

Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем.

1


17

Практическое занятие: Разные города — разные люди

1


18

Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего»


1

Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6ч).

5

1

19

Разнообразие систем. Биологические системы.

1


20

Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

1


21

Практическое занятие: Моделирование экосистем.


1

22-23

Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы.

2


24

Влияние человека на природные экосистемы.

1


Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (10ч).

3

7

25

Глобальные экологические проблемы

1


26

Пути решения экологических проблем

1


27

Практическое занятие: Переработка и по­вторное использование бытовых отходов.


1

28

Охраняемые природные территории и объекты

1


29

Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.


1

30

Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в го­роде. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе»


1

31-34

Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»


4



19

15


Итого:

34 часа


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

МО учителей начальных классов __________________________

от _____ 2016 г. _____________ 2016 г.