СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ БИОЛОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ДЛЯ 6 КЛАССА

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только  использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.

 Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате  которого  значительно повысится  уровень экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ БИОЛОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ДЛЯ 6 КЛАССА»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ЮНЫЙ БИОЛОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»


ДЛЯ 6 КЛАССА


НА 2016-2017 УЧ. ГОД
















г. Красный Сулин

2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для учащихся 6 классов.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.

Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате которого значительно повысится уровень экологической культуры.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.

  6. Сформировать умение критически мыслить.

Согласно годовому календарному учебному графику, расписанию учебных занятий, государственных праздников 2016-2017 учебного года рабочая учебная программа составлена на 1 час в неделю и 34 часа в году.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.



















Содержание учебного предмета



1. Вводное занятие - 2 ч.

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Определители флоры и фауны - 4 ч.

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

3. Гербарий растительности - 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

4. Редкие и исчезающие виды флоры Ростовской области. - 14 ч.

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Ростовской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Ростовской области.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Ростовской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ростовской области".

5. Особо охраняемые территории родного края. - 6 ч.

Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Ростовской области.

Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Ростовского заповедника). Написание реферата «Флора и фауна Ростовского заповедника».

6. Экологические факторы и среды жизни организмов. - 8 ч.

Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практическая часть. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению». Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к влажности». Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов «Наблюдение за растениями – индикаторами».

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. На пришкольный участок. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.



































































Учебно-тематический план программы «Юный эколог – исследователь»

Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

исслед. деят-ть

экскурсии

1.Вводное занятие

2

1

1



2.Определитель флоры и фауны

4

1

1

1

1

3.Гербарий растительности

6

1

3

2


4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Самарской области.

8

3

3

1

1

5.Особо охраняемые территории родного края.

6

2

2

2


6.Экологические факторы и среды жизни организмов.

8

3

2

2

1

ИТОГО:

34

11

12

8

3


























Планируемые результаты освоения учебного курса



Реализация рабочей программы спецкурса должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

2. Реализация установок здорового образа жизни.

3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения являются:

1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами являются:

1. Выделение существенных признаков биологических объектов.

2. Классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.

3. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.

4. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

5. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме.

6. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

7. Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


№ п/п

Дата проведения уроков

Название темы

Кол-во часов

УУД

Формы занятий

Формы контроля

По плану

По факту


Аудит

Внеауд

1.

1 четв.

05.09.16


1. Вводное занятие.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

1


Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.


Собеседо

вание

2.

12.09.16


Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

1


Пр. работа

Отчет

3.

19.09.16


2. Определители флоры и фауны.

Понятие об определителе флоры и фауны.

1


Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности.

Журнал

Собеседо

вание

4.

26.09.16


Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

1


Пр. работа

Отчет

5.

03.10.16


Работа с определителем.


1

Пр. работа

Собеседо

вание

6.

10.10.16


Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга.


1

Экскурсия

Отчет

7.

17.10.16


3. Гербарий растительности.

Понятие о гербарии.

1


Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа

Собеседо

вание

8.

24.10.16


Классификация гербариев.

1


Демонст

рация

Собеседо

вание

9.

2 четв.

07.11.16


Методика и правила сбора растений.


1

Демонст

рация

Собеседо

вание

10.

14.11.16


Знакомство с гербариями.


1

Беседа

Анализ

11.

21.11.16


Изготовление папки для гербария.


1

Круглый стол

Собеседо

вание

12.

28.11.16


Изготовление гербариев.


1

Акция

Творческий отчет

13.

05.12.16


4. Редкие и исчезающие виды флоры Ростовской области.

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

1


Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Беседа

Собеседо

вание

14.

12.12.16


Красная книга. Виды растений Ростовской области, занесенных в Красную книгу.


1

Коллективно-

творческое дело

Творческий отчет

15.

19.12.16


Реликты и эндемики флоры Ростовской области.


1

Круглый

стол

Анализ

16.

26.12.16


Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.


1

Беседа, проект

Собеседо

вание

17.

3 четв.

16.01.17


Изучение Красной книги Ростовской области. Составление карты ареалов редких видов растений.


1

Беседа, проект

Собеседо

вание

18.

23.01.17


Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Ростовской области".


1

Круглый

стол

Творческий отчет

19.

30.01.17


Охрана растений родного края.


1

Агитбригада

Творческий отчет

20.

06.02.17


Это должен знать каждый!


1

Акция

Анализ

21.

13.02.17


5. Особо охраняемые территории родного края.

Охраняемые территории,

причины их организации и

значение.

1


Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и, того, что еще неизвестно.

Беседа

Собеседо

вание

22.

20.02.17


Классификация заповедников. Заповедник Ростовской области.


1

Проект

Творческий отчет

23.

27.02.17


Работа с зоогеографическими картами заповедника.


1

Беседа

Собеседо

вание

24.

06.03.17


Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.


1

Беседа

Собеседо

вание

25.

13.03.17


Работа с Красной книгой (флора и фауна Ростовского заповедника).


1

Проект

Творческий отчет

26.

20.03.17


Флора и фауна Ростовского заповедника.


1

Праздник

Творческий отчет

27.

4 четв.

03.04.17


6. Экологические факторы и среды жизни организмов.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.

1


Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Круглый

стол

Анкетиро

вание

28.

10.04.17


Биологические ритмы.


1

Встреча

Собеседо

вание

29.

17.04.17


Растения-индикаторы.


1

Игра


30.

24.04.17


Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.


1

Беседа

Собеседо

вание

31.

15.05.17


Работа с определителями растений «Выделение экологических групп растений по отношению к освещению».


1

Беседа

Собеседо

вание

32.

22.05.17


Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.


1

Праздник,

конкурс

Творческий отчет

33.

29.05.17


Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.


1


Беседа

Собеседо

вание




Итого:

9

24




Список литературы:

  1. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.

  2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.

  3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.

  4. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

  5. И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995г.

  6. Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г.

  7. Г.Б. Шенкевич Программа кружка «Юный эколог - исследователь» Фестиваль педагогических идей. 2013г.