СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа расчитана на изучение крымскотатарской литературы во внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УВР Директор МБОУ

_______Малахова Н.С. _____________ Трещева Н.В.

«____» ___________ 2016г . «____» ___________ 2016г.





«Рассмотрено»

Руководитель МО______ Савва О.Ю.

Протокол № ___от «___» _______ 2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

« Крымскотатарская литература»

6 класс

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

на 2016/2017 учебный год






Составитель:

Люманова Ш.Я.,

учитель крымскотатарского

языка и литературы









Симферополь, 2016

Результаты изучения предмета «Крымскотатарская литература»: 1.Личностные результаты: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; • использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). 2.Метапредметные результаты: • умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы; формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 6 классе (34 ч)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (5 ч.)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры

фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных

произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета

ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты.

Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный

и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй.

Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.

Литературная сказка (2 ч)

Э.Селямет «Алтын балта акъкъында масал»;

Творческое использование традиционного сказочного сюжета.

Необычная развязка и её глубокий смысл.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.

ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ

ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (6 ч.)

Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе

народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная

и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.

Б.Чобан-заде «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде», ; А. Гирайбай «Тувгъан тилиме», «Мектеп»; О. Амит «Ватаным меним»;

Р. Бурнаш «Сакъавланма. эй кадяй»

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа.

Эпитет. Интонация. Логическое ударение.

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (8 ч.)

Н. Челебиджихан. «Къарылгъачлар дуасы».Драматизм произведения.

Ю.Болат. «Балта». Рассказ о трагической судьбе героя, ставшего жертвой

преступления. Осуждение жестокости. Судьба героев. Воспитание чувства

милосердия и сострадания к людям.

И. Абдураман. Стихотворение«Огют». содержание произведения Р.Бурнаш. Стихотворения «Тенбельнинъ такъдири», «Хор олмасын аналар».

Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша. Нравоучительное

содержание произведения.

Черкез Али. Рассказ «Отьмекнинъ къадири». Смысл названия рассказа.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой и сюжет. Литературный герой.

Поступок героя, его характер. Речевая характеристика героев.

РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (4 ч.)

Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и

стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее

раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и

сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.

Б. Чобан-заде «Булутлар», «Узакъ тавлар»; Абляй Шамиль Чонгъарлы

«Далгъа»; Эшреф Шемьи-заде «Саба», «Чёльде яз акъшамы»;

Т.Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери»;

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Место и роль пейзажа в художественном

произведении.

СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ (2 ч.)

Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе.

Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по

произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны.

Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.

И. Асанин. Рассказ «Биринджи разведка»;

Дж. Аметов. «Къуршуннен токътатылгъан йыр»

(отрывок из повести).

ТРАГЕДИЯ ДЕПОРТАЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ (2 ч.)

Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Къайгъы».

Ш. Селим. Стихотворения«Яраланъан тюркюлер»,

С. Эмин. Стихотворения «Кунь келир»,

И. Асанин. Стихотворения «Кельдилер», «Олар мында».


Календарно-тематическое планирование



п/п

Темы уроков, основное содержание

Кол-во часов

Основные виды детельности учителя и учащихся

Дата проведения

по плану факт.

1.

Литература как искусство слова

Эдебият сёз санааты

Сухбет.







2




3-4



5-6


ХАЛКЪ АГЪЫЗ ЯРАТЫДЖЫЛЫГЪЫ

Крымскотатарский фольклор


Халкънынъ икметли сёзю.

Жанрлар.

Лятифелер.


Аталар сёзю-акъылнынъ козю


Халкъ масалларыЖанрлары.

5с.






1




2



2

Оджанынъ икяеси

сухбет.





7



8






ЭДЕБИЙ МАСАЛЛАР.

Литературная сказка.


Энвер Селямет. «Алтын балта акъкъында масал».

Обобщающий урок по фольклору.


Фольклор мевзусы боюнджа умумийлештирюв дерси



1



1







Оджанынъ икяеси. Окъумагъа огретюв.


Нутукъ инкишафы. Инша язмагъа огретюв

Нутукъ инкишафы Эдебий мевзуда малюмат азырлав.




ТУВГЪАН ТИЛЬНИНЪ ДЮЛЬБЕРЛИГИ ВЕ ВАТАН МЕВЗУСЫ ШИИРИЙ ЭСЕРЛЕРДЕ

Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях.

Оджанынъ икяеси. Сухбет.



9-10



11



12

13



14

Бекир Чобан-заде «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде»

Амди Гирайбай «Тувгъан тилим», «Мектеп»

Осман Амит «Ватаным меним»

Ремзи Бурнаш «Сакъавланма, эй кадяй»

Обобщающий урок

Умумийлештириджи дерс.

2



1



1



1

1

Нутукъ инкишафы.

Язма шекильде суаллерге джевап берюв.





15-16


17-

18

АХЛЯКЪ ДЕРСИ

Уроки нравственности

Номан Челебиджихан «Къарылгъачлар дуасы»


Юсуф Болат «Балта»

икяе


8с.


2



2

Ифадели окъувгъа огретюв.



19-20




21-22

Ремзи Бурнаш «Тенбельнинъ такъдири», «Хор олмасын аналар»

Иса Абдураман «Огют» стихотворение


Черкез Али «Отьмекнинъ къадири». Икяе

2






2

Нутукъ инкишафы.

Агъзавий инша. Сухбет.










23



24


25



26

ШАИРЛЕРНИНЪ ВЕ ЯЗЫДЖЫЛАРНЫНЪ ЭСЕРЛЕРИНДЕ ТАБИАТ МЕВЗУСЫ

Родная природа в произведениях поэтов и писателей

Бекир Чобан-заде «Булутлар», «Узакъ тавлар»


Эшреф Шемьи-заде «Чельде яз акъшамы»


Абляй Шамиль Чонъгъарлы «Далгъа».

Таир Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери»

4с







1



1



1



1

Ифадели окъув







Нутукъ инкишафы.

Икяе этюв. Бедий эсерде табиат манзарасы.










27


28

ДЖЕНК АТЕШИНДЕН КЕЧКЕНЛЕР

Сквозь огонь войны прошедшие

Инсанларнынъ такъдирине дженкнинъ тейсири


Урие Эдемова «Гъайып аскернинъ анасы» (икяе)


Идрис Асанин «Биринджи разведка» (икяе)








1



1


Эсерлерни не бирлештире.



Нутукъ инкишафы. Метиннинъ эсас

къысмыны айырмагъа ве талиль этмеге огретмек








29



30




31

ЭДЕБИЯТТА СЮРГЮНЛИК МЕВЗУСЫ

Трагедия депортации в литературе

Эшреф Шемьи-заде «Къайгъы»

Шакир Селим «Яралангъан тюркюлер»


Идрис Асанин «Кельдилер», «Олар мында»


Сейтумер Эмин «Кунь келир»

Резерв

2с.






1



1






1

Окъумагъа огретмек. Сухбет.

Нутукъ инкишафы

«Сюргюнлик меним аиемнинъ хатырасында» иншагъа азырланув



32

33

34

Резерв

Резерв


Резерв

1

1


1