МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ
_______Малахова Н.С. _____________ Трещева Н.В.
«____» ___________ 2016г . «____» ___________ 2016г.
«Рассмотрено»
Руководитель МО______ Савва О.Ю.
Протокол № ___от «___» _______ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Крымскотатарская литература»
6 класс
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на 2016/2017 учебный год
Составитель:
Люманова Ш.Я.,
учитель крымскотатарского
языка и литературы
Симферополь, 2016
Результаты изучения предмета «Крымскотатарская литература»: 1.Личностные результаты: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; • использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). 2.Метапредметные результаты: • умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы; формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 6 классе (34 ч)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат)
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (5 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры
фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета
ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты.
Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный
и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй.
Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.
Литературная сказка (2 ч)
Э.Селямет «Алтын балта акъкъында масал»;
Творческое использование традиционного сказочного сюжета.
Необычная развязка и её глубокий смысл.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.
ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (6 ч.)
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе
народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная
и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Б.Чобан-заде «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде», ; А. Гирайбай «Тувгъан тилиме», «Мектеп»; О. Амит «Ватаным меним»;
Р. Бурнаш «Сакъавланма. эй кадяй»
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа.
Эпитет. Интонация. Логическое ударение.
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (8 ч.)
Н. Челебиджихан. «Къарылгъачлар дуасы».Драматизм произведения.
Ю.Болат. «Балта». Рассказ о трагической судьбе героя, ставшего жертвой
преступления. Осуждение жестокости. Судьба героев. Воспитание чувства
милосердия и сострадания к людям.
И. Абдураман. Стихотворение«Огют». содержание произведения Р.Бурнаш. Стихотворения «Тенбельнинъ такъдири», «Хор олмасын аналар».
Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша. Нравоучительное
содержание произведения.
Черкез Али. Рассказ «Отьмекнинъ къадири». Смысл названия рассказа.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой и сюжет. Литературный герой.
Поступок героя, его характер. Речевая характеристика героев.
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (4 ч.)
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и
стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее
раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и
сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.
Б. Чобан-заде «Булутлар», «Узакъ тавлар»; Абляй Шамиль Чонгъарлы
«Далгъа»; Эшреф Шемьи-заде «Саба», «Чёльде яз акъшамы»;
Т.Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери»;
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Место и роль пейзажа в художественном
произведении.
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ (2 ч.)
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе.
Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по
произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны.
Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
И. Асанин. Рассказ «Биринджи разведка»;
Дж. Аметов. «Къуршуннен токътатылгъан йыр»
(отрывок из повести).
ТРАГЕДИЯ ДЕПОРТАЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ (2 ч.)
Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Къайгъы».
Ш. Селим. Стихотворения«Яраланъан тюркюлер»,
С. Эмин. Стихотворения «Кунь келир»,
И. Асанин. Стихотворения «Кельдилер», «Олар мында».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы уроков, основное содержание | Кол-во часов | Основные виды детельности учителя и учащихся | Дата проведения по плану факт. |
1. | Литература как искусство слова Эдебият сёз санааты | 1с | Сухбет. | | |
2 3-4 5-6 | ХАЛКЪ АГЪЫЗ ЯРАТЫДЖЫЛЫГЪЫ Крымскотатарский фольклор Халкънынъ икметли сёзю. Жанрлар. Лятифелер. Аталар сёзю-акъылнынъ козю Халкъ масалларыЖанрлары. | 5с. 1 2 2 | Оджанынъ икяеси сухбет. | | |
7 8 | ЭДЕБИЙ МАСАЛЛАР. Литературная сказка. Энвер Селямет. «Алтын балта акъкъында масал». Обобщающий урок по фольклору. Фольклор мевзусы боюнджа умумийлештирюв дерси | 2с 1 1 | Оджанынъ икяеси. Окъумагъа огретюв. Нутукъ инкишафы. Инша язмагъа огретюв Нутукъ инкишафы Эдебий мевзуда малюмат азырлав. | | |
| ТУВГЪАН ТИЛЬНИНЪ ДЮЛЬБЕРЛИГИ ВЕ ВАТАН МЕВЗУСЫ ШИИРИЙ ЭСЕРЛЕРДЕ Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях. | 6с | Оджанынъ икяеси. Сухбет. | | |
9-10 11 12 13 14 | Бекир Чобан-заде «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде» Амди Гирайбай «Тувгъан тилим», «Мектеп» Осман Амит «Ватаным меним» Ремзи Бурнаш «Сакъавланма, эй кадяй» Обобщающий урок Умумийлештириджи дерс. | 2 1 1 1 1 | Нутукъ инкишафы. Язма шекильде суаллерге джевап берюв. | | |
15-16 17- 18 | АХЛЯКЪ ДЕРСИ Уроки нравственности Номан Челебиджихан «Къарылгъачлар дуасы» Юсуф Болат «Балта» икяе | 8с. 2 2 | Ифадели окъувгъа огретюв. | | |
19-20 21-22 | Ремзи Бурнаш «Тенбельнинъ такъдири», «Хор олмасын аналар» Иса Абдураман «Огют» стихотворение Черкез Али «Отьмекнинъ къадири». Икяе | 2 2 | Нутукъ инкишафы. Агъзавий инша. Сухбет. | | |
23 24 25 26 | ШАИРЛЕРНИНЪ ВЕ ЯЗЫДЖЫЛАРНЫНЪ ЭСЕРЛЕРИНДЕ ТАБИАТ МЕВЗУСЫ Родная природа в произведениях поэтов и писателей Бекир Чобан-заде «Булутлар», «Узакъ тавлар» Эшреф Шемьи-заде «Чельде яз акъшамы» Абляй Шамиль Чонъгъарлы «Далгъа». Таир Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери» | 4с 1 1 1 1 | Ифадели окъув Нутукъ инкишафы. Икяе этюв. Бедий эсерде табиат манзарасы. | | |
27 28 | ДЖЕНК АТЕШИНДЕН КЕЧКЕНЛЕР Сквозь огонь войны прошедшие Инсанларнынъ такъдирине дженкнинъ тейсири Урие Эдемова «Гъайып аскернинъ анасы» (икяе) Идрис Асанин «Биринджи разведка» (икяе) | 2с 1 1 | Эсерлерни не бирлештире. Нутукъ инкишафы. Метиннинъ эсас къысмыны айырмагъа ве талиль этмеге огретмек | | |
29 30 31 | ЭДЕБИЯТТА СЮРГЮНЛИК МЕВЗУСЫ Трагедия депортации в литературе Эшреф Шемьи-заде «Къайгъы» Шакир Селим «Яралангъан тюркюлер» Идрис Асанин «Кельдилер», «Олар мында» Сейтумер Эмин «Кунь келир» Резерв | 2с. 1 1 1 | Окъумагъа огретмек. Сухбет. Нутукъ инкишафы «Сюргюнлик меним аиемнинъ хатырасында» иншагъа азырланув | | |
32 33 34 | Резерв Резерв Резерв | 1 1 1 | | | |