МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ №10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ
_______Малахова Н.С.. _____________ Трещева Н.В.
«____» ___________ 2016г . «____» ___________ 2016г.
«Рассмотрено»
Руководитель МО______ Савва О.Ю.
Протокол № ___от «___» _______ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Крымскотатарский язык»
6 класс
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
на 2016/2017 учебный год
Составитель:
Люманова Ш.Я.,
учитель крымскотатарского
языка и литературы
Симферополь, 2016
Личностными результатами являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности,знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий ;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
- осознание возможностей самореализации средствами родного языка;
- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и
межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность,
инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
Метапредметными результатами являются:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и
фиксация информации.
Тематическое планирование
Введение – 1 ч.
Повторение – 4 ч.
Лексикология. Фразеология – 4 ч.
Морфология – 2 ч.
Имя существительное – 11 ч.
Имя прилагательное – 4 ч.
Числительное - 4 ч.
Резерв – 4 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса, подлежащее усвоение | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся |
Богатство и красота крымскотатарского языка. | |
Речь |
Повторение о речи и общении. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Общие сведения об общении: кто говорит, с кем и кому говорит; тема, идея, цель и их роль. Повторение знаний о тексте. Композиция: завязка, кульминация, развязка. Способы связи слов в тексте. Сбор и обработка материала к сочинению. Составление плана к готовому тексту, простой план к своему высказыванию. Стили речи (повторение). Общие сведения к официально-деловому стилю. Типы речи (повторение). Особенности описания здания, комнаты, природы. Объединение в тексте разных типов речи. Аудирование: чтение разных по стилю текстов; типы речи и жанры. Выразительное чтение текстов разных стилей и жанров. Изложение (простой и сложный план). Изложения сжатое и развернутое: выбор из произведений художественной литературы отрывков с описанием комнаты, здания. Развернутое изложение (устное) научного стиля. Диалог: из жизни учащегося. Сочинение (простой план): устное и письменное сочинение-описание и сочинение-рассуждение; работа над рисунком. Устное и письменное сочинение-рассуждение о действиях человека. Работа с рисунком. Статья в газету о действиях человека (сочинение-рассуждение). Развернутое изложение в научном стиле; устный ответ на уроках; сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Документы. Рабочий план, объявление. Метапредметная связь. Природа и интерьер в художественном произведении; устная характеристика героя; письменный отзыв к художественному произведению (литература). Пересказ текста научного стиля (история, география); сочинение-рассуждение на математические темы. | Обучающийся: Внимательно слушает, понимает и доказывает свою точку зрения; находит ошибки и поправляет; основываясь на тему, объясняет содержание, выразительно читает тексты разные по форме и стилю; находит и вспоминает самое основное в тексте, помнит содержание услышанного и прочитанного в тексте, прочитанный и услышанный текст умеет пересказать, к тексту составляет простой план, определяет форму и стиль текста. Подбирает к сочинению материал, составляет сложный план к готовому тексту, к своему выступлению составляет простой план. Знает стили речи, объясняет их разницу. Знакомится с официально-деловым стилем, объясняет его особенности. Готовит описание зданий, комнат, природы; умеет объяснить различия. Читает тексты разные по стилю и жанру, стили и жанры определяет и анализирует. Выразительно читает тексты разные по стилю и жанру. Обучающийся: Выразительно читает тексты разных стилей (разговорный, научный, художественный); читает правильно, соблюдая орфоэпические нормы и интонацию; сжато и развернуто по простому плану пересказывает услышанное и прочитанное. Составляет диалог по предложенной теме, диалоги составляет на правильном литературном языке; пишет и составляет устные сочинения, сочинения соответствуют теме и цели; при написании учитывает изученные орфограммы, делит текст на абзацы; в речи использует различные типы речи, находит и исправляет ошибки в своей речи. Устно и письменно составляет сочинение-рассуждение о действиях человека. Пишет статью в газету о действиях человека (сочинение-рассуждение). Развернуто пересказывает текст научного стиля, готовит устное выступление к урокам, подирает материал к сочинению-рассуждению на тему языка. Умеет составлять план работы, объявления. |
Повторение тем, изученных в 5 классе |
Лексикология и фразеология |
Словарный состав: исконнотюркские слова, заимствованные слова. Богатство и развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы, архаизмы, профессионализмы, диалектные слова. Правила орфографии заимствованных слов. Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи. Культура речи. Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов. Метапредметная связь. Неологизмы, архаизмы, диалектные слова, фразеологизмы в художественных произведениях (литература); термины (история, математика). | Обучающийся: Находит изученные слова в тексте; объясняет лексическое содержание фразеологизмов; умеет пользоваться разными словарями. Находит и объясняет различие общеупотребительных, неалогизмов, архаизмов, профессионализмов, диалектных слов. Знает правила правописания заимствованных слов, правильно использует в речи. Анализирует содержание фразеологизмов. |
Морфология. Общие сведения о частях речи |
Существительное: общие сведения, морфологическая, синтаксическая роль. Категории существительного. Образование существительных: притяжательные сказуемные, уменьшительно-ласкательные суффиксы; изменения существительных по падежам. Способы образования существительных и их правописание. Метапредметная связь. Правописание заглавной буквы (история, география). Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в художественной литературе. | Обучающийся: Распознает существительные; находит ошибки в словах на изученные правила. Знает притяжательные, сказуемные, уменьшительно-ласкательные суффиксы и может разъяснять их правила правописания. Правильно склоняет существительные по падежам. Анализирует способы образования существительных. |
Прилагательное: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль; относительные и качественные прилагательные; степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная степени; уменьшительные и увеличительные прилагательные; способы образования прилагательных; прилагательные образованные синтаксическим способом; парные и сложные прилагательные. Культура речи. Использование прилагательных в речи. Использование в речи сравнительной и превосходной степеней прилагательного. Метапредметная связь. Роль прилагательных при описании (история, география, природоведение); эпитеты и метафоры (литература). | Обучающийся: Распознает прилагательные; находит ошибки на изученные орфограммы. Знает категории прилагательного, объясняет разницу между относительным и качественным прилагательным, разграничивает по значению и грамматическим свойствам качественные и относительные прилагательные; пользуется в речи уменьшительными и увеличительными прилагательными. Знает и анализирует способы образования прилагательных. |
Числительные: общие сведения, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению: количественные, порядковые, дробные, примерные. Правописание числительных. Употребление в речи. | Обучающиеся: Отличает числительные от других частей речи, распознает количественные, порядковые, дробные, примерные числительные, приводит примеры. Находит ошибки на изученные орфограммы. Группирует числительные по морфологическим признакам. |
Культура речи. Использование в речи числительных для обозначения даты, времени. Метапредметная связь. Использование числительных на уроках математики, географии, истории. | |
Культурологическая компетенция |
Красота и богатствокрымскотатарскогоязыка. | В чем красота и богатство крымскотатарского языка? |
Наша Родина. История моего села, города. | Что зачит любить Родину? |
Семья. Место и роль отца в семье. Роль мамы в крымскотатарской семье. Обязанности в семье. Родители и дети, бабушки, дедушки и их внуки. Взаимоотношения в семье. | Семья в моей жизни. |
Мой день. Мои друзья и товарищи. Мой выходной. Каникулы. | Труд в жизни человека. |
Мир. Земля как кусочек мира. Природа. Разнообразие животных и растений. Беречь природу. | Надо жить с природой в согласии. |
Уважение к нашим предкам. | Мои предки. |
АсанСабри Айвазов, УсеинБоданинский и другие | |
Красота природы. Красота природы Крыма: горы, море, озера, реки, леса, степи. Весна, лето, осень, зима. |
Почему я люблю природу своей Родины. |
Традиционные праздники. Народные обычаи. | Роль традиций и обычаев в жизни человека. |
Архитектура крымскотатарского народа. Интерьер крымскотатарского дома, предметы в нем. | Предметы в интерьере. Что из предметов интерьера я люблю? |
Отрасли народного хозяйства: зерноводство, пчеловодство, ковроткачество. Одеждакрымских татар. | Традиционные отрасли народного хозяйства крымских татар. |
Искусство крымских татар. Архитектура: минареты, мечети. | Знакомые мне памятники народного искусства. |
Соседи. Моральные отношения с ними. Народные традиции: гостеприимство, взаимопомощь, добрососедство. Жизненные правила: этические нормы. Народный этикет: приветствие, уважение к старшим, приглашение в гости. | Особенности крымскотатарского народного этикета. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол. час. | Дата проведения |
По плану | Факт. |
1. | Введение. Красота и богатство крымскотатарского языка. | 1 | | |
2. | Повторение. Фонетика и правописание. Лексикология. | 1 | | |
3. | Словосочетание и предложение. Члены предложения. РР: «Мой рабочий день». | 1 | | |
4. | Простые и сложные предложения, знаки препинания. РР: «Наша Родина». | 1 | | |
5. | Тестовая работа. | 1 | | |
6. | Лексикология.Фразеология. Лексическое богатство языка. Неологизмы и архаизмы. РР: «Знаменитые люди». | 1 | | |
7. | Профессионализмы и диалектизмы. Заимствованная лексика. | 1 | | |
8. | Фразеологизмы. РР: «Что значит любить Родину?» (устное изложение). | 1 | | |
9. | Аудирование. Закрепление темы «Лексикология. Фразеология». | 1 | | |
10. | Морфология. Состав слова. | 1 | | |
11. | Части речи. Общие сведения. РР: «Уважение к соседям». | 1 | | |
12. | Самостоятельные части речи. Имя существительное.Общие сведения. Морфологическое и синтаксическое значение. РР: «Значение семьи в моей жизни». | 1 | | |
13. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. РР: «История моего села, города». | 1 | | |
14. | Категория числа имен существительных. РР: «Традиционные ремесла крымских татар». | 1 | | |
15. | Склонение имен существительных (И.п., Р.п.). РР: «Моя комната». | 1 | | |
16. | РР: Сочинение – рассуждение «Работа и труд в жизни человека». | 1 | | |
17. | Тестовая работа. Чтение молча. | 1 | | |
18. | Склонение имен существительных (Д.п., В.п.). РР: «Особенности этики крымскотатарского народа». | 1 | | |
19. | Склонение имен существительных (Т.п., П.п.). РР: «С природой надо дружить». | 1 | | |
20. | Образование имен существительных (аффиксы принадлежности). РР: «Будем вежливыми». | 1 | | |
21. | Образование имен существительных (аффиксы сказуемости). РР: «Крымскотатарское искусство. Народная архитектура. Мечети». | 1 | | |
22. | Закрепление темы «Имя существительное». | 1 | | |
23. | Имя прилагательное. Общие сведения. РР: «Обычаи крымскотатарского народа». | 1 | | |
24. | Разряды прилагательных. РР: «Интерьер дома, предметы в нем». | 1 | | |
25. | Степени сравнения прилагательных. РР: «Язык художественного произведения». | 1 | | |
26. | Закрепление темы «Имя прилагательное». РР: «Работа по картине». | 1 | | |
27. | Числительное. Общие сведения. Виды числительных. РР: «Уважение к нашим предкам». | 1 | | |
28. | Правописание числительных. РР: «Отзыв на художественное произведение». | 1 | | |
29. | Склонение числительных. | 1 | | |
30. | Закрепление темы «Числительное». Повторение пройденных тем. | 1 | | |
31. | Резерв. | 1 | | |
32. | Резерв. | 1 | | |
33. | Резерв. | 1 | | |
34. | Резерв. | 1 | | |