СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

кружок «Хочу всё знать!» Срок реализации 1год, для детей  8 – 9 лет

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»




МО Белореченский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 68

города Белореченска

муниципального образования Белореченский район




УТВЕРЖДАЮ

решение педсовета протокол №12

от __.__.2014 года

Председатель педсовета

__________________ И.Д. Зенин



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

кружок

«Хочу всё знать!»


Срок реализации 1год

8 – 9 лет



Составила Ульянова Наталья Олеговна


Пояснительная записка

Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.

В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и вне учебной деятельности.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».

Актуальность . Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Практика про ведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

-Образовательные:

-обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

Развивающие:

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

-ознакомление с научной картиной мира;

Воспитательные:

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Отличительная особенность программы в развитии познавательных процессов необходимых в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Срок реализации – 1 год.

Формы и режим занятий.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.


Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.






Тематический план программы (68 часов)



п\п

Тема

Кол-во времени

Всего

аудиторные

внеаудиторные


1.Одежда

6

7

13

1

Одежда наших предков

1


1

2

Откуда взялся фартук


1

1

3

Зачем нужны пуговицы

1


1

4

Откуда взялись шапки


1

1

5

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

1


1

6

История русского сарафана


1

1

7

Чем украшают одежду

1


1

8

С каких пор применяют носовые платки


1

1

9

Юбки и брюки

1


1

10

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда

1


1

11

Домик для пальчиков. Варежки


1

1

12

Что такое «мода»


1

1

13

Итоговое занятие по теме «Одежда»


1

1


2.Праздник

11

10

21

1

Первые украшения

1


1

2

Новогодние игрушки


1

1

3

Почему на Пасху красят яйца

1


1

4

История воздушных шариков


1

1

5

История фейерверков

1


1

6


Широкая масленица

1


1

7


1

1

8

Приглашаем к столу


1

1

9

А раньше было так…

1


1

10

Бал-маскарад


1

1

11

Рождественские частушки


1

1

12

Ярмарка


1

1

13

«Не красна изба углами»

1


1

14

Вкусные украшения

1


1

15

Мишура


1

1

16

Толковый словарь маркиза Этикета

1


1

17

Приглашение гостей

1


1

18

Семейные праздники


1

1

19

Вечеринка

1


1

20

Конкурс Золушек и Рыцарей

1

1


1

1

21


3. Школа .

12

8

20

1

Первые рисунки

1


1

2

Кто изобрел перо

1


1

3

Карандаш

1


1

4

История шариковой ручки

1


1

5

Кто изобрел ноты


1

1

6

Кто изобрел бумагу


1

1

7

Когда появились первые книги


1

1

8

Кто написал первую энциклопедию


1

1

9

Как возникли библиотеки

1


1

10

Откуда пошли названия дней недели


1

1

11

Как возникли единицы измерения


1

1

12

Как люди начали добывать полезные ископаемые


1

1

13

У какой страны впервые появился флаг

1


1

14

Какие бывают ребусы

1


1

15

Первая марка


1

1

16

Кто изобрел кроссворд

1


1

17

Кто придумал первую карту

1


1

18

Кто автор микроскопа

1


1

19

Скотч. Шотландская лента

1


1

20

Настольные наборы

1


1


4. Еда

8

6

14

1

Хлеб из орехов

1


1

2

Как картофель попал в Россию


1

1

3

Кое-что из истории конфет

1


1

4

Откуда фрукты и овощи получили свое название

1


1

5

Каменный мед (сахар)

1


1

6

Секретное мороженое


1

1

7

Где прячутся витамины


1

1

8

Секрет каши


1

1

9


Когда появились первые кулинарные книги

1


1

10

Такая разная капуста

1


1

11

Где появились арбузы

1


1

12

Из чего делают пряники

1


1

13

Шоколад


1

1

14

Такой разный чай


1

1


Итого



68






Содержание программы


п\п

Раздел/Тема

Аудиторные, внеаудиторные

Характеристика деятельности учащихся

Количество часов

3 «а»

3 «б»

3 «в»

Дата

по плану

Дата

по факту

Дата

по плану

Дата

по факту

Дата

по плану

Дата

по факту

1.Одежда 13ч






1

Одежда наших предков

Русский народный костюм

Составление кроссворда «Одежда предков»

1







2

Откуда взялся фартук

Материалы информационного справочника

Моделирование и вырезание фартука из бумаги

1







3

Зачем нужны пуговицы

Беседа о видах пуговиц

Пришивание пуговицы

1







4

Откуда взялись шапки

Историческая справка


Приемы вязания (крючком)

1







5

Кто придумал обувь? Секреты башмаков

Историческая справка

Беседа о профессии сапожника


Рисование туфель (дизайн)

1







6

История русского сарафана

Презентация «Русский наряд в изображении художников»

Рисование и вырезание сарафана для куклы

1







7

Чем украшают одежду


Изготовление аксессуаров

1







8

С каких пор применяют носовые платки

Информация из дополнительной литературы

Изготовление носового платка из ткани

1







9

Юбки и брюки

История появления

Пошив брюк (или юбки) для куклы

1







10

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда

Информация из дополнительной литературы

Плетение из ниток

1







11

Домик для пальчиков. Варежки

История появления варежек

Варежка-прихватка. Мини-проект

1







12

Что такое «мода»


Экскурсия в ателье мод

1







13

Итоговое занятие по теме «Одежда»


Заполнение листа самооценки

Выставка работ

1













14

Первые украшения

Украшение как деталь костюма

Бусы из бумаги

1







15

Новогодние игрушки

Откуда пришла традиция украшения елки

Проект. «Сохраним елочку»

1







16

Почему на Пасху красят яйца

Беседа о православном празднике

Роспись яйца

1







17

История воздушных шариков

Информация из дополнительной литературы

Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках

1







18

История фейерверков

Презентация «фейерверк»

Аппликация «Салют»

1







19



Широкая масленица

История появления праздника

Изготовление сувенира из подручных материалов. Мини-проект

1







20


Сюжетная игра «Чаепитие с блинами»

1







21

Приглашаем к столу


Сервировка праздничного стола

1







22

А раньше было так…

Информация из дополнительной литературы


1







23

Бал-маскарад

Раскрытие понятия «бал»

Изготовление маски

1







24

Рождественские частушки


Разучивание (сочинение) и исполнение частушек. конкурс

1







25

Ярмарка

Ярмарка как традиция русского народа

Поделки из разных материалов

1







26

«Не красна изба углами»


Составление рецептов пирогов (работа в группах)

1







27

Вкусные украшения

Как украшали елку в старину

Украшения для елки из конфет и фруктов. Выставка

1







28

Мишура


Поделки из мишуры (фольги)

1







29

Толковый словарь маркиза Этикета

Правила этикета

Оформление приглашения

1







30

Приглашение гостей


Конкурсы для мам и пап

1







31

Семейные праздники


Составление календаря семейных праздников (работа с родителями)

1







32

Вечеринка


Конкурсная программа

1







33

Конкурс Золушек и Рыцарей

Правила этикета

Составление конкурсных заданий

(работа в группах)

1







34


1








Проведение конкурса

Итоговый тест








3. Школа 20 ч.

35

Первые рисунки

История появления

Рисование восковыми мелками

животных

1







36

Кто изобрел перо

История появления

Изготовление ручки из пера

1







37

Карандаш

История появления

Рисование карандашами (тема любая)

1







38

История шариковой ручки

История появления

Поделки из сломанных ручек

1







39

Кто изобрел ноты

История появления

Письмо нот на нотном стане

1







40

Кто изобрел бумагу

История появления

Аппликация из бумаги (тема любая)

1







41

Когда появились первые книги

История появления

Изготовление книжки-малышки

1







42

Кто написал первую энциклопедию


Рассматривание энциклопедий

1







43

Как возникли библиотеки

История появления

Экскурсия в библиотеку

1







44

Откуда пошли названия дней недели

История появления

Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)

1







45

Как возникли единицы измерения

История появления

Измерение разными мерками

1







46

Как люди начали добывать полезные ископаемые


Рассматривание коллекций полезных ископаемых

1







47

У какой страны впервые появился флаг

История появления

Рисование флага сказочной страны

1







48

Какие бывают ребусы


Составление и разгадывание ребусов

1







49

Первая марка

История появления

Изготовление «собственной» марки

1







50

Кто изобрел кроссворд

История появления

Разгадывание кроссвордов

1







51

Кто придумал первую карту

История появления

«Найди клад»(по карте)

1







52

Кто автор микроскопа

История появления

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой

1







53

Скотч. Шотландская лента

История появления

«Книжкина больница» (ремонт книг)

1







54

Настольные наборы


Лепка из глины

1







4. Еда 14 ч.

55

Хлеб из орехов


Поделки из скорлупы орехов

1







56

Как картофель попал в Россию

История появления

Поделки из картофеля

1







57

Кое-что из истории конфет

История появления

Плетение пояса из фантиков

1







58

Откуда фрукты и овощи получили свое название

История появления

Рисование овощей и фруктов

1







59

Каменный мед (сахар)


Составление сборника народных рецепты лечения (с медом)

1







60

Секретное мороженое


Составление рецепта мороженного

1







61

Где прячутся витамины


Поделки из овощей

1







62

Секрет каши


Аппликация с использованием крупы

1







63

Когда появились первые кулинарные книги

История появления

Составление рецепта (тема любая)

2







64

Такая разная капуста


Составление загадок о капусте

1







65

Где появились арбузы

История появления

«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)

1







66

Из чего делают пряники


Лепка пряников из соленого теста

1







67

Шоколад

История появления

Рисование обертки шоколада

1







68

Такой разный чай

История появления

Заваривание чая

1










Итого:

68 ч.








Предполагаемые результаты реализации программы


К концу обучения школьники должны знать и уметь:

ЗУН

Универсальные учебные действия

Одежда

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера.

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты .

Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

по отличительным признакам.

Составлять презентацию.




Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Оценка;

  • Коррекция


Праздник

Обучающиеся должны знать:

Название и историю появления праздников и обычаев.

Обучающиеся должны уметь:

Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников). Проводить работу в группе.




Школа

Обучающиеся должны знать:

История появления некоторых объектов ( первая карта, первая марка, у какой страны впервые появился флаг, кто автор микроскопа, кто изобрел кроссворд, как люди начали добывать полезные ископаемые, как возникли единицы измерения, откуда пошли названия дней недели, как возникли библиотеки, кто написал первую энциклопедию, когда появились первые книги, кто изобрел бумагу ,кто изобрел ноты и т. д.)

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Еда

Обучающиеся должны знать:

История появления некоторых продуктов в России (как картофель попал в Россию, кое-что из истории конфет, откуда фрукты и овощи получили свое название )



Знать какие продукты полезны для человека.



































Формы контроля, подведения

итогов реализации программы.

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;

  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;

  • Оформленных исследовательских работ;

  • Стихотворений;

  • Книг-раскладушек и т.д.

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

Методические рекомендации.

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы. Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты. Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданий. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира.


Мтериально-техническое обеспечение программы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 68

от 25 августа 2014 года № 12

___________ _________

подпись руководителя МО Ф.И.О.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


____________ ___________

подпись Ф.И.О.


25 августа 2014 года