СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

Матодическая разработка: Рабочая программа воспитания  является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования. 

Основными направлениями воспитательной работы являются:

1. Патриотическое направление воспитания (ценности Родины и природы);

2. Социальное направление воспитания (ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества);

3. Познавательное направление воспитания (ценность знания);

4. Физическое и оздоровительное направления воспитания (ценность здоровья);

5. Трудовое направление воспитания (ценность труда);

6. Этико-эстетическое направление воспитания (ценности культуры и красоты).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ детского сада»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА № 69 Г. ТОМСКА

Утверждаю:

заведующий МАДОУ № 69

_________Л. А. Тихокина

Приказ № ____

от «___»_______ 20___ г.

















РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

МАДОУ № 69 г. ТОМСКА


на 2022 – 2025 гг.





















г. Томск, 2022 г.

Авторы составители:

№ п/п

Фамилия, И.О.

Должность

1.

Тихокина Лидия Александровна

Заведующий

2.

Палагина Светлана Николаевна

Методист

3.

Нестерова Марзия Бареевна

Учитель-логопед

4.

Токарева Вера Петровна

Педагог-психолог

5.

Чефонова Светлана Валерьевна

Воспитатель




Рабочая программа воспитания рассмотрена / принята на заседании

педагогического совета (протокол № ___ от «____»_________20___ г.).



Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.


п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


Пояснительная записка

4


Основные разделы рабочей программы воспитания

6

1

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты

рабочей программы воспитания

6

1.1

Цель и задачи воспитания

6

1.2

Методологические основы и принципы воспитания

6

1.2.1

Уклад МАДОУ № 69

8

1.2.2

Воспитывающая среда МАДОУ № 69

10

1.2.3

Общности (сообщества) МАДОУ № 69

11

1.2.4

Социокультурный контекст

13

1.2.5

Деятельности и культурные практики в МАДОУ № 69

14

1.3

Требования к планируемым результатам освоения Программы

14

1.3.1

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)

15

1.3.2

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

16

2

Раздел 2. Содержательный

18

2.1

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

18

2.1.1

Патриотическое направление воспитания

18

2.1.2

Социальное направление воспитания

19

2.1.3

Познавательное направление воспитания

20

2.1.4

Физическое и оздоровительное направление воспитания

21

2.1.5

Трудовое направление воспитания

22

2.1.6

Этико-эстетическое направление воспитания

23

2.2

Особенности организации воспитательного процесса

24

2.3

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы

26

3

Раздел 3. Организационный

28

3.1

Условия реализации Программы

28

3.1.1

Психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые условия, развивающая предметно-пространственная среда

28

3.2

Взаимодействия взрослого с детьми. События МАДОУ № 69

30

3.3

Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

31

3.4

Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

32

3.4

Календарный план воспитательной работы

33

3.5

Основные понятия, используемые в Программе

35



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа воспитания (далее – Программа) является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа воспитания разработана в соответствии со следующими документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

- Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ);

- ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

- Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/21 от 1 июля 2021 года);

- Планом мероприятий по реализации в 2021-2025 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.


Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающися на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.


Основными направлениями воспитательной работы являются:

1. Патриотическое направление воспитания (ценности Родины и природы);

2. Социальное направление воспитания (ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества);

3. Познавательное направление воспитания (ценность знания);

4. Физическое и оздоровительное направления воспитания (ценность здоровья);

5. Трудовое направление воспитания (ценность труда);

6. Этико-эстетическое направление воспитания (ценности культуры и красоты).


Рабочая программа воспитания содержит следующие разделы:

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты рабочей программы воспитания.

Раздел 2. Содержательный.

Раздел 3. Организационный.


Реализация Программы предполагает социальное партнерство, взаимодействие семьи и других институтов воспитания.


Программа является открытым документом, что предполагает возможность внесения в нее изменений по причинам, связанным с изменениями во внешней или внутренней среде МАДОУ № 69.




2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ


Раздел 1.

Целевые ориентиры и планируемые результаты

рабочей программы воспитания


1.1. Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые ценности нашего общества - семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.

Цель воспитания на уровне дошкольного образования исходит из воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества ценностях.

Общая цель воспитания на уровне дошкольного образования – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания для различных возрастных периодов (2 мес. – 1 год, 1 год – 3 года, года – 8 лет) ставятся на основе целевых ориентиров воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) и целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования.

Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.



1.2. Методологические основы и принципы воспитания


Методологические основы воспитания

Методологической основой воспитательного процесса в МАДОУ № 69 являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы.

Базовыми ценностями воспитания являются:

- ценности Родины и природы;

- ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества;

- ценность знания;

- ценность здоровья;

- ценность труда;

- ценности культуры и красоты.


Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии:

- развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;

- духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;

- идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;

- амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».


Принципы построения воспитательного процесса

Воспитательный процесс в МАДОУ № 69 базируется на принципах дошкольного образования, определенных ФГОС дошкольного образования.

Воспитательный процесс строится на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

- принцип следования нравственному примеру. Возможности нравственного примера как метода воспитания в расширении нравственного опыта ребенка, в побуждении его к открытому внутреннему диалогу и нравственной рефлексии, в обеспечении возможности выбора при построении собственной системы ценностных отношений, в демонстрации ребенку реальной возможности следования идеалу в жизни;

- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе МАДОУ № 69, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.


1.2.1. Уклад МАДОУ № 69

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и образовательной организации, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Уклад МАДОУ № 69 заключается в следующем:

Программа воспитания учитывает условия, существующие в ДОО, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей.

Процесс воспитания в ДОО основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):

  • поддержка разнообразия детства;

  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых

  • (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

  • уважение личности ребенка.

В МАДОУ № 69 г. Томска образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Программа воспитания реализуется в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе НОД, режимных моментах, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

Основные традиции воспитательного процесса в МАДОУ № 69

Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети всех возрастных групп. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят с более старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает большой воспитательный результат, чем прямое влияние педагога.

Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОО в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.

Педагогический коллектив МАДОУ № 69 ориентирован на организацию разнообразных форм детских сообществ. Это творческие объединения, исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, детско - взрослые объединения (совместные творческие мастерские, родительские клубы). Данные сообщества обеспечивают полноценный опыт социализации детей.

Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий.

В ДОО существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают консультативную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам в вопросах организации воспитательных мероприятий.

В МАДОУ № 69 создана система методического сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.

Огромное значение в повышении качества воспитательной работы имеет создание родительских клубов и семейных творческих мастерских.

Составляющей частью уклада является культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.

Культура поведения взрослых направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания.

Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Педагогические работники МАДОУ № 69 должны соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

- улыбка - всегда обязательная часть приветствия;

- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

- не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

- тон общения педагога с детьми и другими взрослыми ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

- уважительно относится к личности воспитанника;

- заинтересованно слушает собеседника и сопереживает ему;

- умеет видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

- уравновешен и выдержан в отношениях с детьми;

- быстро и правильно оценивает сложившуюся обстановку, но не торопится с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- сочетает мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

- сочетает требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

- знает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

- соответствует внешнему вида статуса педагогического работника.


Данный уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни МАДОУ № 69.

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками МАДОУ № 69).


1.2.2. Воспитывающая среда МАДОУ № 69

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.

Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающая среда МАДОУ № 69 включает в себя воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций.

Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах.

Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи:

  1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.

  2. Использовать в воспитании детей возможности непосредственно образовательной деятельности (НОД).

  3. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.

  4. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;

  • уважать старших и заботиться о младших;

  • стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;

  • быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;

  • любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;

  • беречь и охранять окружающую природу;

  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения.


1.2.3. Общности (сообщества) Организации

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками организации.

Участники профессиональной общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы.

Основой эффективности профессиональной общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Педагогические работники и другие сотрудники МАДОУ № 69 ориентированы на то, чтобы:

- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;

- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

- учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;

- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.


Профессионально-родительская общность включает сотрудников МАДОУ № 69 и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.

Основная задача профессионально-родительской общности - объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в МАДОУ № 69, поскольку зачастую поведение ребенка дома и в Организации сильно различается.

Совместное обсуждение воспитывающими взрослыми особенностей ребенка будет способствовать созданию условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.


Детско-взрослая общность. Данная общность характеризуется содействием друг другу, сотворчеством и сопереживанием, взаимопониманием и взаимным уважением, отношением к ребенку как к полноправному человеку, наличием общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.

В каждом возрасте и каждом случае она обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.


Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. В процессе общения ребенок приобретает способы общественного поведения, под руководством педагога учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

В процессе воспитания у детей формируются и развиваются навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе.

Педагогическое воздействие направляется на придание детским взаимоотношениям духа доброжелательности, развития у детей стремления и умения помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В МАДОУ № 69 должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми.

Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.

Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.


1.2.4. Социокультурный контекст

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы.

Социокультурный контекст учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности.

Основой воспитательной работы в МАДОУ № 69 являются традиции. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству.

В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.

В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.

Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых.

Задачи:

  1. Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми.

  2. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.

  3. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старший-младший; член коллектива; житель своего города, гражданин своей страны.

  4. Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий.

  5. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности.

  6. Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.


Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа.

Традиционным для дошкольного учреждения является проведение:

на уровне ДОУ:

  • общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства», «День Матери»);

  • сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»);

  • тематических мероприятий («Здравствуй, здравствуй детский сад» (развлечение для вновь прибывших детей раннего возраста), «День Здоровья», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Экологическая неделя», «Встреча с интересными людьми»);

  • социальных и экологических акций «Открытка для ветерана»,

  • «Бессмертный полк», «Чистые дорожки», «Кормушка для птиц»;

  • Мероприятий на уровне группы «Утро радостных встреч»; «День рождения»; «Наши соседи» (поход в гости с концертными номерами в соседнюю группу).


Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства МАДОУ № 69.

В рамках социокультурного контекста повышается в воспитании роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений.


1.2.5. Деятельности и культурные практики в МАДОУ № 69

Цель и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольников, обозначенных во ФГОС дошкольного образования.

Основными видами деятельности и культурными практиками в МАДОУ № 69 являются:

- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).


1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы

В связи с тем, что планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, деятельность педагогических работников нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.

Результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.

Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

Оценка результатов воспитательной работы на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО не осуществляется, т.к. «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».


1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)


Таблица 1.

Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)

п/п

Направление

воспитания

Ценности

Показатели

1

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру

2

Социальное

Человек,

семья, дружба,

сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.

Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения

3

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности

4

Физическое и

оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т.д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в образовательной организации, на природе

5

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности

6

Этико-эстетическое

Культура

и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности



1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)


Таблица 2.

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

п/п

Направления

воспитания

Ценности

Показатели

1

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям

2

Социальное

Человек,

семья, дружба,

сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел

3

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества

4

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в т.ч. в цифровой среде), природе

5

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности

6

Этико-эстетическое

Культура

и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса

Раздел II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ


2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания


Содержание Программы реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.


В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.

На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности: Родина, природа.

Цель патриотического направления воспитания: воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Задачи:

- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.


Содержание деятельности

Воспитательная работа по патриотическому направлению воспитания связана со структурой самого понятия «патриотизм».

Ее содержание определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;

- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;

- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Виды и формы деятельности:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе

  • усвоенных ценностей);

  • ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

  • организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

  • организация экскурсий, походов, смотров, соревнований, праздников, викторин, вставок и пр.;

  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.


2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности: семья, дружба, человек и сотрудничество.

Цель социального направления воспитания дошкольника: формирование его ценностного отношения к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Задачи:

- формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы;

- анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях;

- формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила;

- развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

Содержание деятельности

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы.

Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.

Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Формы и виды деятельности:

- организация сюжетно-ролевых игр (в семью, в команду и т.п.), игр с правилами, традиционных народных игр и пр.;

- проведение праздников, конкурсов, выставок и пр.;

- разработка и реализация проектов;

- воспитание у детей навыков поведения в обществе;

- обучение детей сотрудничеству, использование групповых форм в продуктивных видах деятельности;

- обучение детей анализу поступков и чувств – своих и других людей;

- организация коллективных проектов заботы и помощи;

- создание доброжелательного психологического климата в детском коллективе;

- использование возможностей социокультурной среды для достижения целей воспитания;


2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность: знания.

Цель познавательного направления воспитания: формирование ценности познания.

Задачи:

- развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

- приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Cодержание деятельности

Содержание познавательного направления воспитания направлено на формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Виды и формы деятельности:

- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;

- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;

- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования;


2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность: здоровье.

Цель физического и оздоровительного направления воспитания: сформирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

- обеспечение физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, обеспечение условий для их гармоничного физического и эстетического развития;

- закаливание детей, повышение их сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;

- укрепление опорно-двигательного аппарата детей;

- развитие их двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;

- формирование у детей элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;

- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Содержание деятельности

Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Содержание деятельности по данному направлению направлено на формирование и развитие навыков здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания у них культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в МАДОУ № 69.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

Виды и формы деятельности:

- организация подвижных, спортивных игр, в т.ч. традиционных народных игр, дворовых игр на территории организации;

- реализация детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;

- введение оздоровительных традиций в организации;

- использование здоровьесберегающих технологий;

- организация закаливания детей;

- формирование культурно-гигиенических навыков детей в режиме дня;

- формирование у ребенка навыков поведения во время приема пищи;

- формирование у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;

- формирование у ребенка привычки следить за своим внешним видом;

- включение информации о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.


2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность: труд.

Цель трудового направления воспитания: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также их приобщение к труду.

Задачи:

- ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду;

- познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей;

- формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание у них навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования;

- формирование у детей привычки трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

Содержание деятельности

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Формы и виды деятельности:

- демонстрация и объяснение детям необходимости постоянного труда в повседневной жизни;

- воспитание у детей бережливости (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, педагогов, сверстников);

- предоставление детям самостоятельности в выполнении работы, воспитание ответственности за собственные действия;

- воспитание у детей стремления к полезной деятельности, демонстрация собственного трудолюбия и занятости;

- формирование общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям;

- приобретение материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов (в т.ч. развивающих компьютерных игр) и средств воспитания детей дошкольного возраста;

- организация экскурсий для знакомства с различными профессиями;

- проведение конкурсов, выставок на тему труда;

- подготовка и реализации проектов;

- задействование потенциала режимных моментов в трудовом воспитания детей.


2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности: культура и красота.

Цель этико-эстетического направления воспитания: формирование ценностного отношения детей к культуре и красоте, формирование у них эстетического вкуса, развитие стремления создавать прекрасное.

Задачи:

- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

- воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, ее влиянии на внутренний мир человека;

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Содержание деятельности

Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;

- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;

- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;

- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом МАДОУ № 69; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

Виды и формы деятельности:

- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь организации;

- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;

- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;

- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания;

- воспитание культуры поведения.


2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

Воспитательный процесс на уровне дошкольного образования строится с учетом следующих особенностей.

Дошкольная образовательная организация МАДОУ № 69 г. Томска имеет сформировавшиеся принципы и традиции воспитательной работы. Детский сад расположен в жилом массиве, в окружении которого находится многоэтажные дома и лицей № 7. Место нахождения: г. Томск, ул. Интернационалистов, 20 – корпус 1, г. Томск, ул. Интернационалистов, 20, строение 5 – корпус 2. Социально значимые партнеры, с которыми сотрудничает дошкольное учреждение: это детско-юношеская библиотека, МОУ «Лицей № 7». Большинство воспитанников детского сада воспитываются в полных семьях в благоприятных социально-экономических условиях и психологическом климате.

Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;

  • значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

  • уважение личности ребенка.

Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе НОД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.

Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога.

Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.

Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных

форм детских сообществ. Это творческие студии, детско-взрослые сообщества

и др. Данные сообщества обеспечивают полноценный опыт социализации детей.

В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые

оказывают консультационную, психологическую, информационную и

технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных

мероприятий.

В детском саду создана система методического сопровождения педагогических

инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство

для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных

воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала

новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной

образовательной программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем

участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал

совместной деятельности.



Особенности ОО, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы. Совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем, медсестрой) предполагает сочетание коррекционно-развивающей и оздоровительной работы, что позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. Координирующая роль в реализации программы принадлежит учителю- логопеду и педагогу-психологу. Система коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ предусматривает взаимодействие и преемственность действий не только всех специалистов ДОУ, но и родителей дошкольников. Коррекционно-развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на коррекционно-развивающих занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями.


2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы


Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения МАДОУ № 69.

Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада МАДОУ № 69, в котором строится воспитательная работа.

Виды и формы деятельности:

- деятельность Родительского комитета и Попечительского совета, участвующих в управлении образовательной организацией и в решении вопросов воспитания и социализации их детей;

- проведение родительских конференций, собраний, круглых столов для родителей по вопросам воспитания;

- семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;

- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

- родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления об образовательном процессе в МАДОУ № 69;

- размещение на официальном сайте МАДОУ № 69 информации для родителей по вопросам воспитания;

- проведение консультаций специалистов для родителей по вопросам воспитания;

- привлечение родителей к участию в проектах (вместе с детьми), конкурсах, соревнованиях, спектаклях, праздниках и др.;

- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

- родительские форумы при интернет-сайте МАДОУ № 69, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов;

- привлечение родителей к оценочным процедурам по вопросам воспитания;





Раздел III. Организационный


3.1. Условия реализации рабочей программы воспитания


3.1.1. Психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые условия, развивающая предметно-пространственная среда


В основной образовательной программе дошкольного образования приведены условия ее реализации:

психолого-педагогические,

развивающая предметно-пространственная среда,

кадровые,

материально-технические,

финансовые и др.

Поскольку рабочая программа воспитания входит в состав основной образовательной программы, перечисленные условия относятся и к ее реализации.


3.1.2. Уклад МАДОУ № 69

Для успешной реализации рабочей программы воспитания требуется создание уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для достижения целей воспитания виды совместной деятельности.

Характеристика Уклада Организации приведена в п. 1.2.1 данной Программы.


Уклад образовательной организации направлен на сохранение преемственности принципов воспитания на уровнях дошкольного и начального общего образования:

- обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в т.ч. современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения;

- наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров программы;

- взаимодействие с родителями по вопросам воспитания;

- учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения организации.

Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в организации, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни организации.

Для реализации рабочей программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой организации и быть принят всеми участниками образовательных отношений.


Таблица 3.

Процесс проектирования уклада организации

п/п

Шаг

Оформление

1

Определение ценностно-смыслового наполнения жизнедеятельности Организации

Устав, локальные акты, правила поведения для детей и взрослых, внутренняя символика

2

Отражение сформулированного ценностно-смыслового наполнения во всех форматах жизнедеятельности Организации:

- специфика видов деятельности;

- обустройство развивающей предметно-пространственной среды;

- организация режима дня;

- традиции и ритуалы Организации;

- праздники и мероприятия и др.

ООП ДО и рабочая программа воспитания

3

Обеспечение принятия всеми участниками образовательных отношений уклада Организации

Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников.

Описание содержания и форм взаимодействия Организации с семьями воспитанников.

Социальное партнерство Организации с социальным окружением.

Договоры и локальные нормативные акты


Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры.

Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

- «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;

- «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;

- «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой.


3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События Организации

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.

Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.

К событиям относятся не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация; режимный момент, традиции утренней встречи детей; индивидуальная беседа; общие дела; совместно реализуемые проекты; праздники и пр.

Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы МАДОУ № 69, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в МАДОУ № 69 осуществляется в следующих формах:

- разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);

- проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т.д.), профессий, культурных традиций народов России;

- создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т.д.);

- другое.

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл событий, на основе которого педагогические работники планируют работу с группами и подгруппами воспитанников, а также индивидуальную работу с детьми в рамках планируемых событий.


3.3. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

Инклюзивное образование предполагает готовность образовательной организации обеспечить оптимальную ситуацию развития любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.).

Инклюзия является ценностной основой уклада МАДОУ № 69 и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.

На уровне уклада: инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности разделяются всеми участниками образовательных отношений МАДОУ № 69.

На уровне воспитывающих сред: предметно-пространственная среда Организации строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда МАДОУ № 69 обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация обеспечивает переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.

Основными условиями реализации рабочей программы воспитания при инклюзивном образовании являются:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;

- активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачи воспитания детей с ОВЗ на уровне дошкольного образования:

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;

- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;

- обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;

- расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.


3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации

Программы воспитания

Перечень локальных правовых документов ДОО, в которые вносятся

изменения в соответствии с рабочей программой воспитания:

  • Программа развития МАДОУ № 69 на 2022-2025 гг.

  • Годовой план работы МАДОУ № 69 на 2022-2023 учебный год

  • Календарный учебный график;

  • Должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию

воспитательной деятельности в ДОУ;

  • Подробное описание приведено на сайте МАДОУ № 69 в разделе «Документы», «Образование»




3.5. Календарный план воспитательной работы

На основе рабочей программы воспитания МАДОУ № 69 составляет календарный план воспитательной работы.


Календарный план воспитательной работы на 2022/2023 учебный год

п/п

Содержание

Сроки

Возрастная категория детей

Ответственный

Комментарии

Сентябрь

1.

День Знаний

1 сентября

Средние, старшие, подготовительные группы

Методист

Старший воспитатель


Октябрь

1.

Праздник Осени «Осень разноцветная»

1 неделя

С 03.10 по 07.10

Старшая и подготовительная группы

Методист

Старший воспитатель

Муз. руководитель


2.

Макарьевские чтения

4 неделя

Средние, старшие, подготовительные группы


Методист



Ноябрь

1.

День Матери

4 неделя

Все возрастные группы

Методист

Старший воспитатель

Муз. руководитель


Декабрь

1.

Новогодние утренники

4 неделя

Все возрастные группы

Старший воспитатель

Муз. руководитель


Февраль

1.

День защитника

Отечества

С 20.02.2023 по 22.02.2023

Средние, старшие, подготовительные группы

Старший воспитатель

Инструктор по физическому развитию


Март

1.

Международный женский День

С 03.03.2023 по 07.03.2023

Все возрастные группы

Методист

Старший воспитатель

Муз. руководитель


Апрель

1.

День здоровья

07.04.2023

Все возрастные группы

Старший воспитатель

Инструктор по физическому развитию


2.

День космонавтики

12.04.2023

Средние, старшие, подготовительные группы

Методист

Старший воспитатель


Май

1.

День Победы

С 02.05.2023 по 05.05.2023

Все возрастные группы

Методист

Старший воспитатель

Муз. руководитель


2.

Кирилло-Мефодиевские чтения

2 неделя

Средние, старшие, подготовительные группы

Методист



Июнь

1.

День защиты детей

01.06.2023

Все возрастные группы

Старший воспитатель

Инструктор по физическому развитию


2.

День России

09.06.2023

Все возрастные группы

Методист

Старший воспитатель

Муз. руководитель


Июль

1.

Праздник Нептуна

1 неделя

Все возрастные группы

Методист

Старший воспитатель

Муз. руководитель


Август

1.

Яблочный Спас

3 неделя

Средние, старшие, подготовительные группы

Методист

Старший воспитатель


2.

День Государственного флага

Российской Федерации

22.08.2023

Все возрастные группы

Методист

Старший воспитатель

Муз. руководитель








3.6. Основные понятия, используемые в Программе

1. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

2. Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.

3. Образовательная средасоциокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.

4. Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).

5. Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.

6. Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.

7. Субъектность социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенкак инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности,как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.

8. Уклад общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и Организации, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!