ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» имени 21 армии Вооружённых сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
Рабочая программа
воспитания и социализации учащихся начальной школы
«Академия успеха».
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Ф.И.О., должность автора: Волгушева Любовь Викторовна
учитель начальных классов
п.г.т. Стройкерамика
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база для разработки Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Академия успеха»
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование)
Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
Цель программы: создание условий для успешной социализации младшего школьника, как нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Актуализация
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.
Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Системно-деятельностный подход имеет свои особенности.
Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении.
Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане.
Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства и кино;
традиционных российских религий;
периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
фольклора народов России;
истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
истории своей семьи;
жизненного опыта своих родителей и прародителей;
общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
других источников информации и научного знания.
Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности в педагогическом процессе последовательно раскрываются в этом содержании.
Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.
Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал.
Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.
Содержание программы и основные направления воспитания и социализации учащихся 2-4 классов
Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое направление (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям)
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Задачи:
создать условия для формирования:
- представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России;
- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- любви к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважения к защитникам Родины;
- первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- умения отвечать за свои поступки;
- отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Прогнозируемый результат :
у обучающихся должно быть сформировано:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Виды деятельности:
- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина
Формы деятельности:
• беседа, чтение книг, проведение классных часов,
• просмотр учебных фильмов и кинофильмов,
• изучение предметов учебного плана;
• организации и проведения праздников,
• экскурсии, народные игры, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
• творческие конкурсы, фестивали, праздники, КТД,
• участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.
Социальное направление (воспитание нравственных чувств и этического сознания).
Ценности, нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Задачи:
создать условия для формирования:
- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;
- различения хороших и плохих поступков;
- знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- почтительного отношения к родителям;
- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережного, гуманного отношения ко всему живому;
- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Прогнозируемый результат :
у обучающихся должны быть сформированы:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- накоплен нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Виды деятельности:
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов,
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.
- участие в проведении внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.
Формы деятельности:
• чтение книг,
• беседа,
• экскурсии,
• наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,
• совместные игры,
• семейный праздник,
• участие в творческой деятельности (театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки);
• добровольное участие в подготовке и проведении народных праздников,
• классный час,
• просмотр учебных фильмов,
• творческий проект,
• оформление классного уголка.
Интеллектуальное направление: (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость
Задачи:
создать условия для формирования
- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;
- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарных представлений об основных профессиях;
- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умения соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Прогнозируемый результат:
у обучающихся должно быть сформировано:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• трудолюбие;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности
накоплен
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Виды деятельности:
- формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;
- приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,
- начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов,
- умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
- применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Формы деятельности:
• изучение учебных дисциплин, экскурсии,
• сюжетно-ролевые экономические игры,
• внеурочные мероприятия
• презентации учебных и творческих достижений,
• стимулирования творческого учебного труда,
• творческий проект, занятие народными промыслами,
• природоохранительная деятельность,
• работа творческих и учебно-производственных мастерских,
• игровые ситуации, трудовые акции.
Спортивно-оздоровительное направление (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Задачи:
создать условия для формирования:
- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Прогнозируемый результат
у обучающихся должно быть сформировано:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
накоплен первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Виды деятельности:
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки
- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности; элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива); знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Формы деятельности:
• просмотр учебных фильмов,
• встреча с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью,
• подвижные игры, туристические походы,
• спортивные соревнования,
• тренинговые программы,
• спортивные секции.
Экологическое направление (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля
Задачи
создать условия для формирования: - элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностного отношения к природе и всем формам жизни; - бережного отношения к растениям и животным.
Прогнозируемый результат:
у обучающихся должно быть сформировано:
- ценностное отношение к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.
-накоплен первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Виды деятельности:
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой,
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, участия в природоохранительной деятельности,
- участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.
Формы деятельности:
• изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
• просмотр учебных фильмов; экскурсия, прогулка,
• туристический поход и путешествие, экологическая акция,
• коллективный природоохранный проект, творческий проект.
Эстетическое направление (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи:
создать условия для формирования:
- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- представления о душевной и физической красоте человека;
- умения видеть красоту природы, труда и творчества;
- интереса к занятиям художественным творчеством;
- стремления к опрятному внешнему виду;
- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
Прогнозируемый результат:
у обучающихся должны быть сформированы:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- накоплен первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности
Виды деятельности:
- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России, первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека,
- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами,
- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; прекрасное в поведении и труде людей,
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.
Формы деятельности:
• изучение вариативных дисциплин, беседа,
• экскурсия, конкурс, фестиваль,
• ярмарка, выставка, разучивание стихотворений,
• знакомство с картинами, просмотр учебных фильмов.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
формирование: - мотивации к обучению; - личной ответственности за будущий результат; - умения адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку; - познавательных навыков учащих, - умений самостоятельно конструировать свои знания, - ориентироваться в информационном пространстве. | формировать умения: - составлять план действий; - определять их последовательность - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль действий; - способность к волевому усилию. | учить: - слушать и слышать; - структурировать найденную информацию в нужной форме; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; вырабатывать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. | формировать умения: -интегрироваться в группе сверстников; - выполнять различные роли в группе; - осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми; - задавать вопросы; - вступать в диалог. |
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года (2-4 классы) – 2017 – 2020 учебный год.
В каждом классе на реализацию программы воспитания и социализации учащихся отводится по 68 часов в год (в рамках внеурочной деятельности), 2 часа в неделю.
Диагностический компонент воспитательной системы
Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:
Образованность учащихся;
Воспитанность учащихся;
Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
Сформированность классного коллектива. Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
При этом используются методы: социометрия, личные наблюдения, тестирование, анкетирование.
Используются следующие методики:
- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»
- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»
.
- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»
- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»
«Академия успеха»
2 класс
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Кол-во часов | Ответственные |
теория | практика |
1. | Обзорная экскурсия по г. Самара «Ах, Самара – городок!» | октябрь | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
2. | Поездка в филармонию | декабрь | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
3. | Посещение музея им. А. Толстого «Сказка рядом с нами» | март | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
4. | Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории, праздники, игры | ежемесячно | 4 ч | 5 ч | Родители Кл. руководитель |
5. | Экскурсии «Времена года» | октябрь январь апрель май | 4 ч | 4 ч | Кл. руководитель |
6. | Экскурсия в магазин «Знакомство с профессией» | ноябрь | | 2 ч | Кл. руководитель |
| Экскурсия на почту «Знакомство с профессией» | февраль | | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
9. | Акция «Поможем планете» Трудовой десант | апрель | | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
11. | Тематические экскурсии в ДК «Юбилейный», ЦВР | 1 раза в месяц | | 9 ч | Кл. руководитель |
13. | Проведение праздника «День именинника» | ноябрь январь апрель | | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
16. | Веселые старты на свежем воздухе «Мы самые умелые, сильные и смелые!» | сентябрь февраль май | | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
17. | Конкурсная программа «Прекрасные, милые, нежные…» Подготовка, конкурс рисунков, стихов | март | 1 ч | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
18. | Коллективный поход «Ура, каникулы!» | май | | 4 ч | Родители Кл. руководитель |
20. | «Умей дружить!» Марафон добрых дел | март | 1 ч | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
21. | Литературно – музыкальная композиция «Маленькие герои большой войны» | май | 4 ч | 1 ч | Родители Кл. руководитель |
| Всего 68 ч: | | 20 ч | 48 ч | |
3 класс
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Кол-во часов | Ответственные |
теория | практика |
1. | Экскурсия в Ботанический сад г. Самара | октябрь | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
2. | Поездка в театр САМАРТ | декабрь | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
3. | Поездка в Военно-Исторический музей | февраль | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
4. | Поездка в музей МЧС | апрель | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
5. | Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории, праздники, игры | ежемесячно | 4 ч | 5 ч | Родители Кл. руководитель |
6. | Экскурсия в столовую «Знакомство с профессией» | ноябрь | | 2 ч | Кл. руководитель |
7. | Экскурсия на завод «Самарский Стройфарфор». «Знакомство с профессией» | март | | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
8. | «Реки моей Родины» Экскурсия на реку Падовка в рамках акции «Поможем планете» | апрель | | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
9. | «Удивительный Космос» Конкурс рисунков. Беседа - презентация. Викторина. | апрель | 3 | 1 | Родители Кл. руководитель |
10. | Игры-тренинги «Встречают по одежке» «Вежливые слова» «Если друг оказался вдруг…» | 1 раз в триместр | 3 ч | | Кл. руководитель |
11. | Тематические беседы – презентации о русских традициях. | ежемесячно | | 9 ч | Кл. руководитель |
12. | Семейные праздники «Семен Летопроводец» «Коляда, Коляда, отворяй ворота!» «Широкая Масленица» | сентябрь январь март | | 6 ч | Родители Кл. руководитель |
13. | «Весенний калейдоскоп» Конкурсная шоу - программа | апрель | | 2 ч | |
14. | «А. С. Пушкин. Большое Болдино» Литературно-музыкальная композиция | ноябрь | 1 ч | 1 ч | Родители Кл. руководитель |
15. | «Читаем детям о войне» Тематическая акция | апрель май | 4 ч | | Родители Кл. руководитель |
16. | «Вместе нам не скучно!» Конкурсная программа | май | | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
| Всего: 68 ч | | 23 ч | 45 ч | |
4 класс
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Кол-во часов | Ответственные |
теория | практика |
1. | Экскурсия в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина | октябрь | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
2. | Посещение Самарского Академического театра Драмы им. Горького | декабрь | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
3. | Обзорная экскурсия по г. Самара «Самара космическая» | апрель | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
4. | Поездка на Царев Курган | май | 2 ч | 3 ч | Родители Кл. руководитель |
4. | Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории, праздники, игры | ежемесячно | 4 ч | 5 ч | Родители Кл. руководитель |
| Интерактивная игра «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | сентябрь | 1 ч | 1 ч | Кл. руководитель |
5. | Интерактивная игра «Зеленая планета» | октябрь январь апрель | 3 ч | 3 ч | Кл. руководитель |
| Интерактивная игра «Древние города земли русской» | январь | 1 ч | 1 ч | Кл. руководитель |
9. | Акция «Поможем планете» Трудовой десант | апрель | | 1 ч | Родители Кл. руководитель |
14. | Проведение праздника «Новогодние приключения Веселых человечков» | декабрь | 3 ч | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
16. | Веселые старты на свежем воздухе « Мама, папа, я – спортивная семья!» | сентябрь февраль май | | 6 ч | Родители Кл. руководитель |
17. | «А, ну-ка, мальчики!» Военно-спортивная игра для мальчиков и пап. | февраль | | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
18. | «А, ну-ка, девочки!» Конкурс модного и кулинарного искусства | март | | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
19. | «Великие женщины» Литературно-музыкальная композиция | март | 2 ч | 1 ч | Кл. руководитель |
| «Здесь тыл был фронтом!» Устный журнал. Защита проектов | ноябрь | 1 ч | 1 ч | |
20. | Участие в акции «Бессмертный полк» | май | 4 ч | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
21. | «Лето радует друзей!» Конкурсная программа | май | | 2 ч | Родители Кл. руководитель |
| Всего: 68 ч | | 27 ч | 41 ч | |
Список использованной литературы
1. Антропова, М.В. Режим дня младшего школьника / М. В. Антропова, Л.М., Кузнецова, Т.М. Параничева. - М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.- М.: Владос-Пресс, 2010.
3. Дробинина, Н.Н. Классные часы / Н.Н. Дробынина. - М : ВАКО, 2012.
4. Рожков, М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков. - М.: ГИЦ Владос, 2008.
5. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ГИЦ Владос, 2012.
6. Узорова, О.В. Праздники в начальной школе. Осень - Зима. 1 -4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2013.
Интернет – ресурсы:
1. http://standart.edu.ru/
2.http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/03/programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.doc
3.https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=8&ved=0CEUQFjAHahUKEwj98siFs_jHAhXH8nIKHcgODoQ&url=http%3A%2F%2F74444s007.edusite.ru%2Fp115aa1.html&usg=AFQjCNG-nrPCko8AR2bqgi8Dza1lbX0bAg&bvm=bv.102537793,d.bGQ
4. www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2233_1.doc
5. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/02/24/programma-vospitaniya-i-sotsializatsii