СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа воспитания и социализации учащихся начальной школы «Академия успеха».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:  создание условий для успешной социализации младшего школьника, как нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитания и социализации учащихся начальной школы «Академия успеха».»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» имени 21 армии Вооружённых сил СССР

п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области














Рабочая программа

воспитания и социализации учащихся начальной школы

«Академия успеха».

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Ф.И.О., должность автора: Волгушева Любовь Викторовна

учитель начальных классов



















п.г.т. Стройкерамика

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка


Нормативно-правовая база для разработки Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Академия успеха»


  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование)

  5. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.



Цель программы: создание условий для успешной социализации младшего школьника, как нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Актуализация

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Системно-деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении.

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. На него, а также на родителей и учителей оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества и др. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане.

Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства и кино;

  • традиционных российских религий;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей малой родины;

  • истории своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности в педагогическом процессе последовательно раскрываются в этом содержании.

Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал.

Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

Содержание программы и основные направления воспитания и социализации учащихся 2-4 классов

Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.

Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:


Гражданско-патриотическое направление (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям)

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

создать условия для формирования:

- представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России;

- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;

- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- любви к школе, своему селу, городу, народу, России;

- уважения к защитникам Родины;

- первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

- умения отвечать за свои поступки;

- отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Прогнозируемый результат :

у обучающихся должно быть сформировано:

- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Виды деятельности:

- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

Формы деятельности:

• беседа, чтение книг, проведение классных часов,

• просмотр учебных фильмов и кинофильмов,

• изучение предметов учебного плана;

• организации и проведения праздников,

• экскурсии, народные игры, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

• творческие конкурсы, фестивали, праздники, КТД,

• участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.

Социальное направление (воспитание нравственных чувств и этического сознания).

Ценности, нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Задачи:

создать условия для формирования:

- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;

- различения хороших и плохих поступков;

- знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;

- почтительного отношения к родителям;

- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережного, гуманного отношения ко всему живому;

- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Прогнозируемый результат :

у обучающихся должны быть сформированы:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- накоплен нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

Виды деятельности:

- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов,

- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.

- участие в проведении внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,

- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Формы деятельности:

• чтение книг,

• беседа,

• экскурсии,

• наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,

• совместные игры,

• семейный праздник,

• участие в творческой деятельности (театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки);

• добровольное участие в подготовке и проведении народных праздников,

• классный час,

• просмотр учебных фильмов,

• творческий проект,

• оформление классного уголка.



Интеллектуальное направление: (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость

Задачи:

создать условия для формирования

- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;

- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарных представлений об основных профессиях;

- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умения соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Прогнозируемый результат:

у обучающихся должно быть сформировано:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• трудолюбие;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

накоплен

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

Виды деятельности:

- формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;

- приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,

- начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов,

- умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

- применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике

- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.



Формы деятельности:

• изучение учебных дисциплин, экскурсии,

• сюжетно-ролевые экономические игры,

• внеурочные мероприятия

• презентации учебных и творческих достижений,

• стимулирования творческого учебного труда,

• творческий проект, занятие народными промыслами,

• природоохранительная деятельность,

• работа творческих и учебно-производственных мастерских,

• игровые ситуации, трудовые акции.



Спортивно-оздоровительное направление (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи:

создать условия для формирования:

- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Прогнозируемый результат

у обучающихся должно быть сформировано:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

накоплен первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Виды деятельности:

- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья

- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки

- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности; элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива); знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формы деятельности:

• просмотр учебных фильмов,

• встреча с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью,

• подвижные игры, туристические походы,

• спортивные соревнования,

• тренинговые программы,

• спортивные секции.



Экологическое направление (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля

Задачи

создать условия для формирования: - элементарного опыта природоохранительной деятельности;

- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностного отношения к природе и всем формам жизни; - бережного отношения к растениям и животным.

Прогнозируемый результат:

у обучающихся должно быть сформировано:

- ценностное отношение к природе;

- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

-накоплен первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Виды деятельности:

- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой,

- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, участия в природоохранительной деятельности,

- участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.

Формы деятельности:

• изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,

• просмотр учебных фильмов; экскурсия, прогулка,

• туристический поход и путешествие, экологическая акция,

• коллективный природоохранный проект, творческий проект.



Эстетическое направление (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи:

создать условия для формирования:

- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

- представления о душевной и физической красоте человека;

- умения видеть красоту природы, труда и творчества;

- интереса к занятиям художественным творчеством;

- стремления к опрятному внешнему виду;

- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

Прогнозируемый результат:

у обучающихся должны быть сформированы:

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- накоплен первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности

Виды деятельности:

- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России, первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека,

- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами,

- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; прекрасное в поведении и труде людей,

- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Формы деятельности:

• изучение вариативных дисциплин, беседа,

• экскурсия, конкурс, фестиваль,

• ярмарка, выставка, разучивание стихотворений,

• знакомство с картинами, просмотр учебных фильмов.






Формирование универсальных учебных действий


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

формирование:

- мотивации к обучению;

- личной ответственности за будущий результат;

- умения адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;

- познавательных навыков учащих, - умений самостоятельно конструировать свои знания,

- ориентироваться в информационном пространстве.

формировать умения:

- составлять план действий;

- определять их последовательность

- учитывать

выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять

итоговый и пошаговый контроль действий;

- способность к волевому усилию.

учить:

- слушать и слышать;

- структурировать найденную информацию в нужной форме;

- осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий;

вырабатывать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

формировать умения:

-интегрироваться в группе сверстников;

- выполнять

различные роли в группе;

- осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми;

- задавать вопросы;

- вступать в диалог.


Сроки реализации программы:


Программа рассчитана на 3 года (2-4 классы) – 2017 – 2020 учебный год.


В каждом классе на реализацию программы воспитания и социализации учащихся отводится по 68 часов в год (в рамках внеурочной деятельности), 2 часа в неделю.



Диагностический компонент воспитательной системы

Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

  • Образованность учащихся;

  • Воспитанность учащихся;

  • Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;

  • Сформированность классного коллектива. Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.

При этом используются методы: социометрия, личные наблюдения, тестирование, анкетирование.

Используются следующие методики:


- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»

- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»

.

- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»

- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»

«Академия успеха»

2 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)



Название мероприятия

Сроки проведения


Кол-во часов

Ответственные

теория

практика

1.

Обзорная экскурсия по г. Самара

«Ах, Самара – городок!»

октябрь

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

2.

Поездка в филармонию


декабрь

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

3.

Посещение музея им. А. Толстого

«Сказка рядом с нами»

март

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

4.

Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории, праздники, игры

ежемесячно

4 ч

5 ч

Родители

Кл. руководитель

5.

Экскурсии «Времена года»

октябрь

январь

апрель

май

4 ч

4 ч

Кл. руководитель

6.

Экскурсия в магазин «Знакомство с профессией»

ноябрь


2 ч

Кл. руководитель


Экскурсия на почту «Знакомство с профессией»

февраль


2 ч

Родители

Кл. руководитель

9.

Акция «Поможем планете»

Трудовой десант

апрель


2 ч

Родители

Кл. руководитель

11.

Тематические экскурсии в ДК «Юбилейный», ЦВР

1 раза в месяц


9 ч

Кл. руководитель

13.

Проведение праздника «День именинника»

ноябрь

январь

апрель


3 ч


Родители

Кл. руководитель

16.

Веселые старты на свежем воздухе «Мы самые умелые, сильные и смелые!»

сентябрь

февраль

май


3 ч


Родители

Кл. руководитель

17.

Конкурсная программа «Прекрасные, милые, нежные…» Подготовка, конкурс рисунков, стихов

март

1 ч

2 ч


Родители

Кл. руководитель

18.

Коллективный поход «Ура, каникулы!»

май


4 ч

Родители

Кл. руководитель

20.

«Умей дружить!» Марафон добрых дел

март

1 ч

2 ч

Родители

Кл. руководитель

21.

Литературно – музыкальная композиция «Маленькие герои большой войны»

май

4 ч

1 ч

Родители

Кл. руководитель


Всего 68 ч:



20 ч

48 ч




3 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)



Название мероприятия

Сроки проведения


Кол-во часов

Ответственные

теория

практика

1.

Экскурсия в Ботанический сад

г. Самара

октябрь

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

2.

Поездка в театр САМАРТ

декабрь

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

3.

Поездка в Военно-Исторический музей

февраль

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

4.

Поездка в музей МЧС

апрель

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

5.

Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории, праздники, игры

ежемесячно

4 ч

5 ч

Родители

Кл. руководитель

6.

Экскурсия в столовую «Знакомство с профессией»

ноябрь


2 ч

Кл. руководитель

7.

Экскурсия на завод «Самарский Стройфарфор». «Знакомство с профессией»

март


3 ч

Родители

Кл. руководитель

8.

«Реки моей Родины»

Экскурсия на реку Падовка в рамках акции «Поможем планете»

апрель



2 ч

Родители

Кл. руководитель

9.

«Удивительный Космос»

Конкурс рисунков. Беседа - презентация. Викторина.

апрель

3

1

Родители

Кл. руководитель

10.

Игры-тренинги

«Встречают по одежке»

«Вежливые слова»

«Если друг оказался вдруг…»

1 раз в триместр

3 ч


Кл. руководитель

11.

Тематические беседы – презентации о русских традициях.

ежемесячно


9 ч

Кл. руководитель

12.

Семейные праздники

«Семен Летопроводец»

«Коляда, Коляда, отворяй ворота!»

«Широкая Масленица»


сентябрь

январь

март



6 ч

Родители

Кл. руководитель

13.

«Весенний калейдоскоп»

Конкурсная шоу - программа

апрель


2 ч


14.

«А. С. Пушкин. Большое Болдино» Литературно-музыкальная композиция

ноябрь

1 ч

1 ч

Родители

Кл. руководитель

15.

«Читаем детям о войне» Тематическая акция

апрель

май

4 ч


Родители

Кл. руководитель

16.

«Вместе нам не скучно!» Конкурсная программа

май


2 ч

Родители

Кл. руководитель


Всего: 68 ч



23 ч

45 ч




4 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)



Название мероприятия

Сроки проведения


Кол-во часов

Ответственные

теория

практика

1.

Экскурсия в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина

октябрь

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

2.

Посещение Самарского Академического театра Драмы им. Горького

декабрь

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

3.

Обзорная экскурсия по г. Самара

«Самара космическая»

апрель

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

4.

Поездка на Царев Курган

май

2 ч

3 ч

Родители

Кл. руководитель

4.

Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории, праздники, игры

ежемесячно

4 ч

5 ч

Родители

Кл. руководитель


Интерактивная игра

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

сентябрь

1 ч

1 ч

Кл. руководитель

5.

Интерактивная игра «Зеленая планета»

октябрь

январь

апрель

3 ч

3 ч

Кл. руководитель


Интерактивная игра

«Древние города земли русской»

январь

1 ч

1 ч

Кл. руководитель

9.

Акция «Поможем планете»

Трудовой десант

апрель


1 ч

Родители

Кл. руководитель

14.

Проведение праздника «Новогодние приключения Веселых человечков»

декабрь

3 ч

2 ч

Родители

Кл. руководитель

16.

Веселые старты на свежем воздухе « Мама, папа, я – спортивная семья!»

сентябрь

февраль

май


6 ч

Родители

Кл. руководитель

17.

«А, ну-ка, мальчики!»

Военно-спортивная игра для мальчиков и пап.

февраль


2 ч

Родители

Кл. руководитель

18.

«А, ну-ка, девочки!»

Конкурс модного и кулинарного искусства

март


2 ч

Родители

Кл. руководитель

19.

«Великие женщины» Литературно-музыкальная композиция

март

2 ч

1 ч

Кл. руководитель


«Здесь тыл был фронтом!» Устный журнал. Защита проектов

ноябрь

1 ч

1 ч


20.

Участие в акции «Бессмертный полк»

май

4 ч

2 ч

Родители

Кл. руководитель

21.

«Лето радует друзей!» Конкурсная программа

май


2 ч

Родители

Кл. руководитель


Всего: 68 ч



27 ч

41 ч


Список использованной литературы



1. Антропова, М.В. Режим дня младшего школьника / М. В. Антропова, Л.М., Кузнецова, Т.М. Параничева. - М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.- М.: Владос-Пресс, 2010.

3. Дробинина, Н.Н. Классные часы / Н.Н. Дробынина. - М : ВАКО, 2012.

4. Рожков, М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков. - М.: ГИЦ Владос, 2008.

5. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ГИЦ Владос, 2012.

6. Узорова, О.В. Праздники в начальной школе. Осень - Зима. 1 -4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2013.



Интернет – ресурсы:

1. http://standart.edu.ru/

2.http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/03/programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.doc

3.https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=8&ved=0CEUQFjAHahUKEwj98siFs_jHAhXH8nIKHcgODoQ&url=http%3A%2F%2F74444s007.edusite.ru%2Fp115aa1.html&usg=AFQjCNG-nrPCko8AR2bqgi8Dza1lbX0bAg&bvm=bv.102537793,d.bGQ

4. www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2233_1.doc

5. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/02/24/programma-vospitaniya-i-sotsializatsii