СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа воспитания в ДОУ 2021-22 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа воспитания для МКОУ Тогучинского района «Златоустовская основная школа» дошкольная группа. Программа предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». С учетом плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитания в ДОУ 2021-22 год»

-УТВЕРЖДЕНА

Приказом заведующей

МКОУ Тогучинского района

«Златоустовской основной школы»

Детский сад «Веселый гном»

№_____ от «______» августа 2021 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА ПЕРИОД

С 2021 ГОДА – 2025 ГОД















с. Златоуст

2021


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………..…………………………………3-5

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы …………………..….....6

    1. Цель программы воспитания ……………………………………………………………….....6

    1. Методологические основы и принципы построения программы воспитания ………....7

    1. Уклад образовательной организации …………………………………………………….…..9

    1. Воспитывающая среда ДОО …………………………………………………………………...9

    1. Общности (сообщества ДОО) ………………………………...………………………………10

    1. Социокультурный контекст ………………………………………………………………….13

    1. Деятельности и культурные практики в ДОО …………………………..………………...13

    1. Планируемые результаты освоения программы ……………………………………...…..14

    1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста ……...14


Раздел 2. Содержательный ……………………………………………………….…………………...16

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания ……………...……….16

2.2. Патриотическое направление воспитания ………………...…………………………………..16

2.3. Социальное направление воспитания ………………………………………………….…...….18

2.4. Познавательное направление воспитания ………………………………….…….…….…......19

2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания ……………….……………....….20

2.6. Трудовое направление воспитания …………………………………..…………………….…..21

2.7. Этико-эстетическое направление воспитания ……………………………………………..…22

2.8. Особенности реализации воспитательного процесса ……………………...…………………24

2.9. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания …………….……………………………..………...29


Раздел 3. Организационный …………………………………………………………….……………32

3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания …………………...…32

3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО …………………………………………36

3.3. Организация предметно-пространственной среды ……………..……………………………37

3.4. Календарный план воспитательной работы ………………………………………………38-.42

Список литературы …………………….………………………………………………………….43-44

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа воспитания для МКОУ Тогучинского района «Златоустовская основная школа» дошкольная группа. Программа предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». С учетом плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных образовательных организациях предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования.

«Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Программа воспитания является структурной компонентой основной образовательной программы МКОУ Тогучинского района «Златоустовская основная школа» дошкольная группа. В связи с этим в структуру программы воспитания включены три раздела – целевой, содержательный и организационный, предусмотрев в каждом из них обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников ВОВ и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, его воспитание, обучение и развитие.

Реализация Программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса.

В основе процесса воспитания детей в ДОО лежит конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры рассматриваются, как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяются направлениями программы воспитания.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания отражены образовательные отношения сотрудничества образовательной организации с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой образовательной программы МКОУ Тогучинского района «Златоустовская основная школа» дошкольная группа региональной и муниципальной специфики реализации. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Реализация программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
    1. Цель программы воспитания


Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания в МКОУ Тогучинского района «Златоустовская основная школа» дошкольная группа формируются для каждого возрастного периода (от 3 до 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами.

Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.

3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

10.Формирование базовых основ национальных, этнокультурных, демографических, климатических условий развития родного края.


    1. Методологические основы и принципы построения программы воспитания

Методологической основой программы являются антропологический, культурно-исторический и деятельностный подходы. концепция программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие субъектности и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; теории об амплификации (обогащении) развития ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

При создании программа воспитания учтены принципы ДО, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, на уважение к его персоне, достоинству и защиту его прав на свободу и развитие.

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.

Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.

Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.

Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе МКОУ Тогучинского района «Златоустовская основная школа» дошкольная группа включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.


    1. Уклад образовательной организации

Уклад – это договор субъектов воспитания, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.

Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами воспитания (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО).


    1. Воспитывающая среда ДОО

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

    1. Общности (сообщества) ДОО

Профессиональная общность – это единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

  • быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

  • побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

  • поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

  • заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

  • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;

  • воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

  • учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;

  • воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая общность.

Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель соблюдает нормы профессиональной этики и поведения:

  • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

  • улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

  • педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;

  • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

  • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

  • уважительное отношение к личности воспитанника;

  • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

  • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

  • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

  • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

  • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

  • соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада;

  • знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки зрения возрастной психологии и педагогики.


    1. Социокультурный контекст

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в программе воспитания.


    1. Деятельности и культурные практики в ДОО

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В соответствии с принципами ДО, сформулированными во ФГОС ДО (п.3 раздела 1.4 «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений») и моделью образовательного процесса. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие основные деятельности и культурные практики:

  • предметно-целевая деятельность (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).


    1. Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

В МКОУ дошкольной группе не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».


    1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста

Портрет ребенка дошкольного возраста (от 3 до 8 лет)

Направление

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Осознание детьми своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, села, гражданина своей страны, патриотом.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества; правдивый, искренний; способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; проявляющий зачатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, субъектную инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности; проявляющий трудолюбие и субъектность при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве; стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности; обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.


РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания


Содержание программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.


2.2. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия, ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в родной стране.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

  • когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;

  • эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;

  • регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3) воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач ДОО сосредоточивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

  • организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.


2.3. Социальное направление воспитания

Ценности семьи, дружбы, человека и личности в команде лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к 8 годам положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создании условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания.

1. Задачи, связанные с познавательной деятельностью детей. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.

2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии, коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач ДОО сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т.п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;

  • воспитывать у детей навыки поведения в обществе;

  • учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;

  • учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;

  • организовывать коллективные проекты заботы и помощи;

  • создавать доброжелательный психологический климат в группе.


2.4. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания является формирование целостной картины мира ребенка, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,

проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;

  • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и

исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;

  • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей

иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию, различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.


2.5. Физическое и оздоровительное направления воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

1) укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата;

2) развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни;

3) сохранение: организация сна, здорового питания, воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного режима дня.

Направления деятельности воспитателя:

  • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,

дворовых игр на территории детского сада;

  • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;

  • введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и нормальным социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, ДОО сосредотачивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;

  • формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;

  • формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;

  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в тесном контакте с семьей.


2.6. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.

2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

  • показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

  • воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;

  • предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;

  • собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

  • связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.


2.7. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания.

  • формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

  • воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, их влиянии на внутренний мир человека;

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

  • воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

  • развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

  • формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Основные направления воспитательной работы:

  • учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;

  • воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;

  • воспитывать культуру речи;

  • воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться

с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО;

  • умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

  • выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

  • уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО;

  • организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;

  • формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;

  • реализацию вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.


2.8. Особенности реализации воспитательного процесса

В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОО отображаются:

  • региональные и территориальные особенности социокультурного окружения ОО;

  • воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ОО,

дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, территориальные и т.д.;

  • воспитательно значимые проекты и программы, в которых ОО намерена принять участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, территориальные и т.д.;

  • ключевые элементы уклада ОО в соответствии со сложившейся моделью воспитательно значимой деятельности, накопленным опытом, достижениями, следованием традиции, укладом ее жизни;

  • наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;

  • существенные отличия ОО от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;

  • особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами ОО;

  • особенности ОО, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.


2.9. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания

Профессионально-родительская общность

В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ОО.

Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляют основу уклада ОО, в котором строится воспитательная работа.

Активное вовлечение родителей в педагогический процесс осуществляется через проведение совместных спортивных мероприятий, праздников, тренингов и «Дней открытых дверей». На должном уровне организуется работа педагогами по обобщению семейного воспитания.

Вниманию родителей на общих собраниях представляются выступления детей, тематические выставки литературы и методических пособий, анкетирование, фото-, видео просмотры из жизни детей в дошкольном учреждении по темам:

  • День защиты детей;

  • Вот как мы живем…;

  • Игра как фактор развития личности ребенка и др.;

Структурно - функциональная модель взаимодействия МКОУ и семьи

Основная задача педагога - создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения с родителями на основе общего дела.

Методы:

  • опрос,

  • анкетирование,

  • интервьюирование,

  • наблюдение,

  • изучение медицинских карт.

Основная задача родителя - решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.

Формы взаимодействия:

  • практические занятия (взрослый-взрослый, взрослый – ребенок, ребенок – ребенок),

  • игровые тренинги,

  • семинары – практикумы

  • мастер-классы.

Методы:

  • проигрывание моделированных ситуаций,

  • взаимодействие,

  • сотрудничество.

Основная задача - количественный и качественный анализ эффективности мероприятий, которой проводится педагогами дошкольного учреждения.

Формы взаимодействия:

  • родительские собрания

  • родительская конференция

Методы:

  • повторная диагностика, опрос, наблюдения,

  • книги отзывов,

  • оценочные листы,

  • самоанализ педагогов, учет активности родителей и т.п.

Методы рефлексии воспитательных приемов:

Использование структурно-функциональной модели взаимодействия МКОУ и семьи по вопросам развития ребенка позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы социального партнерства МКОУ.

Формы взаимодействия с родителями

Информационно-аналитические формы

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы.

Анкетирование

Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Опрос

Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Интервью и беседа

Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то, что не подвластно изучению другими методами), с другой — делает эту группу методов субъективной.

Познавательные формы

Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить роди­телей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических.

Практикум

Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

Лекция

Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

Дискуссия

Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление.

Круглый стол

Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого.

Симпозиум

Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы.

Дебаты

Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон.

Педагогический совет с участием родителей

Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей.

Педагогическая лаборатория

Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях.

Родительская конференция

Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественности.

Общее родительское собрание

Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей.

Групповые родительские собрания

Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Аукцион

Собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме.

Вечера вопросов и ответов

Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей

Родительские вечера

Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения с родителями друга своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Родительские чтения

Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительский тренинг

Активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Педагогическая беседа

Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Семейная гостиная

Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Клубы для родителей

Предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами значимости семьи в вос­питании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Дни добрых дел

Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

День открытых дверей

Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию.

Неделя открытых дверей

Родители в течение недели могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности.

Ознакомительные

дни

Для родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение.

Эпизодические посещения

Предполагают постановку конкретных педагогиче­ских задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке отличной от домашней.

Исследовательски-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры

В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Досуговые формы

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми

Праздники, утренники, мероприятия

Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи

Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

Совместные походы и экскурсии

Укрепляют детско-родительские отношения.

Письменные формы

Еженедельные записки

Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные вы­сказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты

Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Письменные отчеты о развитии ребенка

Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов.

Наглядно-информационные формы

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя.

Информационно-

ознакомительные

Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки и информационные проспекты.

Информационно-просветительские

Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки.


РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания


Программа воспитания ОО обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

  1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.

  2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров программы воспитания.

  3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.

  4. Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Условия реализации программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.).

  1. Кадровый потенциал реализации программы. Условием качественной

реализации программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или группе. Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей:

  • обеспечение эмоционального благополучия;

  • поддержка индивидуальности и инициативы;

  • построение вариативного развивающего образования;

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.

В целях эффективной реализации программы созданы условия:

  • для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

  • для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

  • для организационно-методического сопровождения процесса реализации программы.

  1. Материально-техническое обеспечение программы. Материально

технические условия реализации программы организация, реализующая программу, обеспечена материально-техническими условиями, позволяющие реализовать ее цели и задачи, в том числе:

  • осуществлять все виды детской деятельности, как индивидуальной

самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

  • организовывая участие родителей воспитанников законных

представителей, педагогических работников и общественности в разработке

основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  • использовать в образовательном процессе современные образовательные

технологии;

  • обновлять содержание основной образовательной программы, методики и

технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) с учётом особенностей социокультурной среды развития воспитанников;

  • эффективного использования профессионального и творческого потенциала

педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;

  • эффективного управления организацией, осуществляющей

образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по программе материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения обучающимся планируемых результатов освоения программы;

2) выполнения Организацией требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе к:

  • условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  • оборудованию и содержанию территории;

  • помещениям, их оборудованию и содержанию;

  • естественному и искусственному освещению помещений;

  • отоплению и вентиляции;

  • водоснабжению и канализации;

  • организации питания;

  • медицинскому обеспечению;

  • приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

  • организации режима дня;

  • организации физического воспитания;

  • личной гигиене персонала;

  • пожарной безопасности и электробезопасности;

  • охране здоровья воспитанников и охране труда работников организации;

3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Уклад определяет общественный договор, основные правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, между педагогами и родителями, детей друг с другом. На сегодняшний день уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.

Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.

Процесс проектирования уклада ДОО включает следующие шаги

п/п

Шаг

Оформление

1

Определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ДОО.

Устав ДОО, локальные акты, правила поведения для детей и взрослых, внутренняя символика.

2

Отразить сформулированное ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности ДОО:

  • специфику организации видов

деятельности;

  • обустройство развивающей предметно

-пространственной среды;

  • организацию режима дня;

  • разработку традиций и ритуалов ДОО;

  • праздники и мероприятия.

ООП ДО и Программа воспитания.

3

Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада ДОО.

Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников.

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников.

Социальное партнерство ДОО с социальным окружением. Договоры и локальные нормативные акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  • «от взрослого», который создает предметно-образную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;

  • «от совместной деятельности ребенка и взрослого» – воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и ценности воспитания;

  • «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.

Совокупность уклада и воспитывающей среды составляют условия реализации цели воспитания.


3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО

Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.

Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:

  • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);

  • проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик, профессий, культурных традиций народов России;

  • создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т.д.).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.


3.3. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включает:

  • оформление помещений;

  • оборудование;

  • игрушки.

ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
и способствовать их принятию и раскрытию ребенком.

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.

Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которой находится организация.

Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.

Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.

Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.

Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.


3.4. Календарный план воспитательной работы

План воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам:

  • погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);

  • разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;

  • организация события, в котором воплощается смысл ценности.

Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.

На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности.

Тематическое планирование образовательной деятельности

Тема

Количество занятий в неделю

1

Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди

1

2

Мать и дитя

1

3

Образ отца

1

4

Братья и сестры

1

5

Бабушки и дедушки

1

6

Моя родословная

1

7

Добро и зло

1

8

Хорошо ли быть злым

1

9

Наше настроение

1

10

Учимся справляться с гневом

1

11

Какие бывают поступки

1

12

Добрые дела и поступки. Добрые слова

1

13

Милосердие и сочувствие

1

14

Совесть

1

15

Жадность и щедрость

1

16

Прощение

1

17

Упрямство

1

18

Скромность

1

19

Благородность

1

20

Храбрость и трусость

1

21

Зависть

1

22

Доброжелательность

1

23

Справедливость

1

24

Хвастовство

1

25

Гордость

1

26

Послушание

1

27

Чувства других людей

1

28

Вера и верность

1

29

Мой край родной

1

30

Место, в котором я живу

1

31

Достопримечательности родного края (района, города, села)

1

32

Мой любимый детский сад. От истоков к современности

1

33

Люди, оставившие след в истории родного края

1

34

Герои моей семьи в ВОВ

1

35

На фронтах Великой Отечественной

1

36

Кто такой герой?

1

37

Улицы - герои моего края ( района, села)

1


Комплексное тематическое планирование

Месяц

Недели и даты

Младший

Средний

Старший

Подготовительный

Сентябрь

1

01.09.-03.09.

Мы пришли в детский сад. Наша группа.

Мы пришли в детский сад

Вот и лето прошло. День знаний

Вот и лето прошло. День знаний

2

06.09.-10.09.

Мы дружные ребята.

Дружба

Дружба

Дружба

3

13.09-17.09.

Мы встречаем осень золотую

Мы встречаем осень золотую

Краски осени (Осень в городе)

Краски осени (Осень в городе)

4

20.09.-24.09.

Фрукты и овощи

Витамины на грядке и на дереве

Путешествие в хлебную страну

Путешествие в хлебную страну

5

27.09.-01.10.

Грибы и ягоды

Лесные ягоды и грибы

Витамины из кладовой природы

Витамины из кладовой природы

Октябрь

1

04.10.-08.10.

Мой дом

Мой дом

Что нам стоит дом построить?

Что нам стоит дом построить?

2

11.10.-15.10.

Моя семья

Моя семья

Мой родной край

Мой родной край

3

18.10.-22.10.

Деревья и кустарники

Деревья и кустарники

Деревья и кустарники

Деревья и кустарники

4

25.10.-29.10.

Птицы и животные

Мой дом

В осеннем лесу

В осеннем лесу

Ноябрь

1

01.11.-05.11.

Мой город

Мой город

Мой город

Мой город

2

08.11.-12.11.

Транспорт

Транспорт

Транспорт

Транспорт

3

15.11.-19.11.

Свойства воды

Свойства материалов (стекло, бумага, ткани)

Что было до.. В мире техники

Что было до… В мире техники

4

22.11.-26.11.

Одежда

Маленькие исследователи

Маленькие исследователи

Маленькие исследователи

5

29.11.-03.12.

Здравствуй, зимушка -зима!

Зима. Подготовка животных к зиме

Зима. Подготовка животных к зиме

Зима. Подготовка животных к зиме

Декабрь

1

06.12.-10.12.

Дикие животные

Животные и птицы зимой.

Птицы зимой.

Птицы зимой.

2

13.12.-17.12.

Быть здоровыми хотим!

Быть здоровыми хотим!

Быть здоровыми хотим!

Быть здоровыми хотим!

3

20.12.-24.12.

Зимние забавы

Зимние забавы

Зимние забавы

Зимние забавы

4

27.12.-31.12.

Встречаем сказку

Встречаем сказку

Встречаем сказку

Встречаем сказку

Январь

1

11.01.-14.01.

Что из чего и для чего (инструменты и материалы)

Что из чего и для чего (инструменты и материалы)

Что из чего и для чего (инструменты и материалы)

Что из чего и для чего (инструменты и материалы)

2

17.01.-21.01.

Все работы хороши!

Все работы хороши!

Все работы хороши!

Все работы хороши!

3

24.01.-28.01.

Комнатные растения

Комнатные растения

Комнатные растения

Комнатные растения

4

31.01.-04.02.

Мой город

Моя малая Родина

Моя Родина - Россия

Моя Родина - Россия

Февраль

1

07.02.-11.02.

О хороших привычках и нормах поведения

О хороших привычках и нормах поведения

Правила поведения в обществе

Правила поведения в обществе

2

14.02.-18.02.

Безопасность

Безопасность

Безопасность

Безопасность

3

21.02.-25.02.

Я и мой папа

День Защитника Отечества

День Защитника Отечества

День Защитника Отечества

4

28.02.-04.03.

Маму я свою люблю

День 8 Марта. Профессии наших мам

День 8 Марта. Профессии наших мам.

День 8 Марта. Профессии наших мам.

Март

1

07.03.-11.03.

Фольклор

Фольклор

Народные праздники на Руси. Масленица

Народные праздники на Руси. Масленица

2

14.03.-18.03.

Весна пришла

Весна пришла

Весна пришла

Весна пришла

3

21.03.-25.03.

Народная игрушка

Народная игрушка

Декоративно прикладное искусство. Искусство родного края

Декоративно прикладное искусство. Искусство родного края

4

28.03.-01.04

Я - человек

Я - человек

Я - человек

Я - человек

Апрель

1

04.04.-08.04.

Безопасность

Безопасность

Безопасность

Безопасность

2

11.04.-15.04.

Птицы

Птицы

Космос

Космос

3

18.04.-22.04.

Мир растений

Мир растений

Мир растений

Мир растений

4

25.04.-29.04.

Насекомые

Насекомые

Насекомые

Насекомые

Май

1

02.05.-06.05.

День Победы

День Победы

День Победы

День Победы

2

09.05.-13.05.

Профессии родителей

Насекомые

Насекомые

Насекомые

3

16.05.-20.05.

Обитатели водоемов

Обитатели водоемов

Обитатели водоемов

Обитатели водоемов

4

23.05.-27.05.

Мы друзья природы

Мы друзья природы

Мы друзья природы

Мы друзья природы

5

30.05.-03.06.

Лето

Лето

Лето

Лето


В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находятся понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении, позволяющих детям стать активными субьектами познавательной деятельности в процессе Программы воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, М., 2015

  2. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста /Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

  3. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010.

  4. В.Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Просвещение, 2016.

  5. Глазырина Л. Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста, М., 1999

  6. Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России, М., 2017.

  7. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. /К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

  8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб. 1998

  9. Кобитина И. И. Дошкольникам о технике, М., 1991

  10. Коротков И. М. Подвижные игры детей, М., 2019.

  11. Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М.: Владос, 2003.

  12. Л.И. Пензулаева. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2002.

  13. М.А. Рунова. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2000.

  14. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании. – М.: Олма-Пресс, 2020.

  15. О. Н. Моргунова. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

  16. Рыжова Н.А. Наш дом – природа, блок занятий: песок, глина, камни, М., 2005

  17. Рыжова Н.А. Наш дом – природа, блок занятий: почва – живая земля, М., 2018.

  18. Рыжова Н. А. Наш дом – природа, блок занятий: Я и природа, М., 2005

  19. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, М., 2001

  20. С чего начинается родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской, М., 2004

  21. Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2020.

  22. Т. Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика-синтез, 2016.

  23. Т. С. Овчинникова «Организация здоровье сберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях». Монография. – СПб.: КАРО, 2006.

  24. Э. Я. Степаненкова «Методика физического воспитания». – М. Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2005.

  25. Э. Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2005.


48



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!