Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 18»
городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской республики
Принято на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 22.08.2014 г. | Утверждаю: Директор МКОУ «Прогимназия № 18» ________________Машезова Л.М. Приказ №_______ от «_____» ________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
С УЧЕТОМ ФГОС ДО
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Разработчик: воспитатели Дзуева С.С.
Г.Нальчик
2021 г
Содержание:
Пояснительная записка.
Возрастные особенности
Организация режима пребывания детей
Объем образовательной нагрузки и методическое оснащение
Предметно-развивающая среда
Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей (перспективно – тематические планы)
Целевые ориентиры освоения программы, планируемые результаты освоения программы , которые конкретизируют требования стандарта
Работа с родителями
Приложения:
1. Перспективно - тематическое планирование содержания организованной деятельности детей по освоению образовательных областей.
2. Перспективно-тематическое планирование по работе с родителями
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы», в соответствии с введёнными в действие ФГОС ДО.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса подготовительной группы, муниципального казенного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 18» городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской республики.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ
Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
Устав ОУ.
Образовательная программа ОУ
Ведущими целями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
2. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная группа)
См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 20102 С. 223-225.
У ребенка в 6-7 лет повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов. Отстаивает усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. «От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка».
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Цель - организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 6-7 лет (подготовительная группа) по образовательным областям:
- физическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Особенности образовательного процесса
3. Организация режима пребывания детей в подготовительной группе
Организационно-педагогические условия образовательного процесса, созданные в ОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская, трудовая деятельность, экспериментирование, так и по форме: групповая, подгрупповая, индивидуальная). Проектирование образовательного процесса в ОУ представлено гибким режимом жизнедеятельности, который корректируется в зависимости от сезона.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
время приёма пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6-7 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. N 26.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей дошкольной группе воспитываются дети из полных (64 %, -14 семей) неполных (32 % - 7 семей) и многодетных (4 % - 1 семья) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (31% - 11чел.) и средне- специальным профессиональным (42% - 15 чел.) , без образования (27% - 10 чел.).
2) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы: кабардинцы, балкарцы, русские. Обучение и воспитание осуществляется на русском языке, а также кабардинском и балкарском языках.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Кабардино-Балкарской республики. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.
3) Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (ноябрь-апрель, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
4. Объем образовательной нагрузки и методическое оснащение
Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Ежедневный объём образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы зависит от типа и вида учреждения, контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объёма образовательной нагрузки и требований к ней, установленных ФГОС и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).
Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3—4 ч в день для всех возрастных групп полного дня).
Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
По действующему СанПиНу (2.4.1.3049-13) для детей возраста от 6 до 7 лет планируют не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут
Сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе всех подразделений ОУ и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
Максимальная нагрузка и методическое оснащение рабочей программы
| |
Формы деятельности | Кто провод | количество | Длительн. 1-2 пол. д. | Комплексная программа | Программно – методическое обеспечение |
Нед | Мес. |
Познавательное | ФЭМП | Воспитатель | 2 | 8 | 30 мин 1 п. дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | И.А.Помораева « Занятия по формированию элементарных математических представлений» |
Ознакомление с природой | Воспитатель | 1 | 4 | 30 мин 1 пол. дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду |
Ознакомление с предметным и социальным окружением | Воспитатель | 0,5 | 2 | 30 мин 1 пол. дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир» |
Конструирование | Воспитатель | 0,5 | 2 | 30 мин 2 пол. дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | .В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» |
Речевое | |
Развитие речи | Воспитатель | 1 | 4 | 30 мин 1 пол. дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | В.В. Гербова Занятия по развитию речи в детском саду |
худ .литература | Воспитатель | 1 | 4 | 30 мин 1 пол. дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Хрестоматия для мл. дош –ов Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе |
Родной язык | учитель | 1 | 4 | 30 мин 1 пол.дня | | |
Художественно эстетическое | |
рисование | Воспитатель | 2 | 8 | 30 мин 1 пол.дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» |
Лепка | Воспитатель | 0,5 | 2 | 30 мин 1 пол.дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» |
аппликация | Воспитатель | 0,5 | 2 | 30 мин 1 пол. дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» |
|
Музыкальное | Муз.. рук | 2 | 8 | 30 мин 1 пол. дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Е.Н.Арсенина «Музыкальные занятия». |
Физическое развитие | | | | | | | |
Физическая культура | воспитатель | 3 | 12 | 30 мин 1 пол.дня 2 пол.дня | Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Пензулаева Н.И. Физическая культура в детском саду. |
Формирование начальных представлений о ЗОЖ | воспитатель |
3. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
• речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
• познавательное развитие: построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования);
ситуативные беседы при проведении режимных моментов,
•художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей:
физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра,
познавательное развитие: сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня); рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
5. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Особенности организации непосредственно-образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связаны со стилем поведения воспитателя.
Освоение программ детьми происходит в индивидуальном темпе (исходя из принципа минимакса: материал даётся по возможному максимуму, а требования по усвоению предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения).
Партнерская форма непосредственно-образовательной деятельности предполагает определенную организацию пространства деятельности: максимальное приближение к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждения, исследовании.
При конструировании образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
зона умеренной активности: «Центр познания»; «Центр книги»; «Центр природы»; «Центр занимательной математики»;
зона средней активности: «Центр конструирования»; «центр безопасности»; «Центр ИЗО-деятельности»
зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр музыки»; «Центр театра»; «Центр игры»; «Центр дежурства».
В подготовительной группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда
«Физкультурно-оздоровительный центр»
оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия).
Оборудование для прыжков: обруч цветной, палка гимнастическая, скакалки.
Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной, набивные мячи.
Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).
Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, ленты.
Кегли, кольцебросы.
Самокат
Скакалки
Оборудование к спортивным играм (бадминтон, хоккей, городки )
Кольцеброс
Султанчики, ленточки для дыхательной гимнастики
«Центр познания»
Лото, домино в картинках.
Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.).
Мелкая геометрическая мозаика
Числовой ряд.
Двухполосные карточки для ФЭМП
Наборное полотно
Логико-математические игры
Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
Наборы разрезных и парных картинок.
Чудесный мешочек.
Полоски различной длины, ширины.
Игры для интеллектуального развития.
Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания.
Счётные палочки.
Карточки с изображением предметов, изготовленных из различных материалов.
Контурные и цветные изображения предметов.
Игры для интеллектуального развития
Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинка» и т.д..
Пазлы.
Числовые карточки.
Тетради в клетку
Циферблат часов
Глобус
Шашки
Магнитная доска
«Центр речевого развития».
Дидактические наглядные материалы;
Предметные и сюжетные картинки и др.
Книжные уголки с соответствующей возрасту литературой;
«Чудесный мешочек» с различными предметами.
Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток.
Пособие по обучению чтению «Окошечки.
Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».
Схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твёрдых и мягких звуков.
«Центр творчества (конструирование и ручной труд)».
Материалы для конструирования:
Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.
Фигурки людей и животных для обыгрывания.
Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый).
Настольный конструктор «Лего».
Образцы построек разной сложности
Материалы для ручного труда.
Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)
Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.).
Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).
Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, яичная и др.).
Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
Схемы последовательного изготовления поделки
Материалы для изодеятельности.
Произведения живописи
мольберт .
Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки. гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.
Индивидуальные палитры для смешения красок.
Кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски.
Бумага для рисования разного формата.
Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти, салфетки для рук.
губки из поролона.
Пластилин, доски для лепки.
Стеки разной формы.
Розетки для клея.
Подносы для форм и обрезков бумаги.
Большие клеёнки для покрытия столов.
Печатки для нанесения узора.
Мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.
Произведения народного искусства
Выставка работ детского творчества
«Центр природы».
Комнатные растения
Познавательная природоведческая литература.
Иллюстрации с изображением признаков сезона.
Растения, требующие разных способов ухода.
Календарь природы.
Инвентарь для ухода за растениями.
Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
Иллюстрации растений различных мест произрастания.
Картинки с изображением цветов.
Иллюстрации с изображением животных
Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
Дидактические игры на природоведческую тематику
Энциклопедии на природоведческую тематику
«Центр игры».
Сюжетные игрушки
Игрушки транспортные разного вида.
Игрушки, изображающие предметы труда и быта.
Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым , отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «больница», «Мастерская», «Гараж»).
Игрушки-животные.
Куклы
Набор посуды
Разграниченные зоны ( кукольный уголок, кухня, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.)
«Центр театра»
Разные виды театра (настольный, на ширме, пальчиковый, перчаточный, бибабо ).
Маски, шапочки.
Декорации, театральные атрибуты
Фланелеграф.
Аксессуары сказочных персонажей
Наглядно-дидактические пособия «Герои сказок» и т.д..
«Центр безопасности».
Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).
Макет улицы.
Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии.
Дидактические игры «Умные стрелки», «Транспорт»; «Собери знак» и т.д..
Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты.
Маршруты движения детей в сад
Наглядно-дидактические пособия (из серии «Транспорт»)
«Центр музыки».
Музыкальные игрушки (бубен, шумелки, металлофон).
Набор шумовых коробочек.
Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений.
«Домашняя зона».
Диваны, кресла.
Журнальный столик.
Фотоальбом.
Любимые детские игрушки
6. Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей
Содержание образовательной деятельности представлено в виде перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный год), по основным видам организованной образовательной деятельности:
социально-коммуникативное развитие; (игра, труд, коммуникация, безопасность, духовно-нравственное воспитание)
познавательное развитие; (конструирование, РЭМП , сенсорика, окружающий мир, патриотическое воспитание)
речевое развитие; (развитие речи, чтение художественной литературы, грамота
художественно-эстетическое развитие; (музыкальное воспитание, продуктивная деятельность: лепка, рисование, ручной труд, аппликация )
физическое развитие(физическая культура, здоровье)
Программа реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
Образовательная область «Физическое развитие»
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Раздел «Здоровье» реализуется в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов в самостоятельной деятельности детей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Раздел «Физическая культура»
Содержание раздела «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
Развитие физических качеств ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ;
Накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями) ;
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Методическое пособия к программе Н.Е. Веракса От рождения до школы»
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду».
Раздел «Физическая культура» реализуется в ходе непосредственной образовательной деятельности по физкультуре 3 раза в неделю,( кроме группы раннего возраста», а также через интеграцию образовательных областей «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие», в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности.. Третье физкультурное занятие проводится на прогулке в виде подвижных игр и спортивных упражнений (динамическая перемена) с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Содержание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, через решения следующих задач:
2.1. Раздел «Игровая деятельность»
Развитие игровой деятельности детей;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральным);
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувств принадлежности к мировому сообществу.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Методическое пособие: Губанова Н,Ф. «Развитие игровой деятельности»
Содержание раздела «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
Развитие трудовой деятельности;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Методическое пособие Л.В. Куцаковой «Трудовое воспитание в детском саду»
Содержание раздела «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания ( безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Программа Н. Е. Веракса «От рождения до школы»
Методические пособия к программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»
К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности»
Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется через реализацию разделов: «Безопасность» (в непосредственно – образовательной деятельности и совместной деятельности), «Труд» «Игра» «Духовно – нравственное (в совместной деятельности педагога и детей) и интеграцию других областей. Формирование социально- коммуникативных отношений происходит в процессе сюжетно-ролевых игр, в общении , в НОД, в свободной самостоятельной деятельности, во взаимодействии с родителями.
3. Образовательная область «Речевое развитие»
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
3.1. Содержание раздела «Развитие речи» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
Развитие всех компонентов устной речи детей;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Программа Н.Е.Веракса «От рождения до школы»
Методические пособия к программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»
В.В. Гербова « Коммуникация»
Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте»
3.2. Содержание раздела «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
Развитие литературной речи;
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы»
Методические пособия к программе Н.Е. Веракса От рождения до школы»
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
4. Образовательная область «Познавательное развитие»
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира., и направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Сенсорное развитие
Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной ( конструктивной ) деятельности;
Формирование элементарных математических представлений;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Патриотическое воспитание
Развитие детей по «Познавательному развитию» осуществляется через реализацию разделов программы: конструирование, РЭМП, Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей в непосредственной образовательной деятельности, а также через интеграцию образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно –эстетическое развитие» в совместной деятельности педагога с детьми и организацию самостоятельной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы»
Методические пособия к программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»
Л. В. Куцаковой «Конструирование из строительного материала»»
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой»
О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным окружением»
И.А.Помораева, В.А. Позина « Занятия по формированию элементарных математических представлений»
5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
5.1. Раздел «Художественное творчество» ( продуктивная деятельность)
Содержание раздела «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей к самовыражении через решение следующих задач:
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
Развитие детского творчества
Приобщение к изобразительному искусству
5.2. Раздел «Музыка»
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
Развитие музыкально – художественной деятельности;
Приобщение к музыкальному искусству.
Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы»
Методическое пособия к программе Т.С. Комарова «Художественное творчество»
Методические пособия Е.Н. Арсенина «Музыкальные занятия».
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется в непосредственной образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие» в совместной деятельности педагога с детьми и организацию самостоятельной деятельности.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
7. Целевые ориентиры освоения программы :
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств
и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
8. Работа с родителями.
Семья и ОУ два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их тесное сотрудничество, взаимодействие.
Цель:
объединение усилий родителей и педагогов ОУ для успешного развития каждого дошкольника и эффективной реализации образовательной программы;
формирование у родителей желания и умения общаться со своим ребенком, помогать ему в преодолении проблем в развитии;
умение правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Задачи:
психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;
оказание методической помощи воспитателям в общении с родителями;
оптимизация стиля семейного воспитания;
гуманизация детско-родительских отношений;
включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители – ребенок – педагог»;
определение функций работы ОУ с семьей;
выбор форм и методов взаимодействия с родителями.
Формы сотрудничества ОУ с семьями воспитанников
Форма работы | Содержание работы |
Задача: пропаганда и популяризация российского дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием. |
Рекламный буклет | Знакомьтесь: подготовительная группа, наш девиз, задачи, состав педагогических кадров, информация о программах, фото- проспект. |
Визитные карты ДОУ | «Наши успехи» (грамоты, дипломы, благодарности) , «Программы и технологии по которым работает ОУ», «направление работы группы » и др. |
День открытых дверей | Экскурсии группе . Просмотр открытых занятий. |
Публикации | Подготовка материалов по вопросам воспитательно- образовательного процесса в группе» |
Горячая линия | Консультации по телефону. |
Содержание работы с семьей по направлениям:
«Здоровье»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
«Физическая культура»:
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
«Безопасность»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей к активному отдыху с детьми.
«Социализация»:
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
«Труд»:
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познание»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
«Коммуникация»:
- развивать у родителей навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
«Чтение художественной литературы»:
- доказывать родителям ценность домашнего чтения;
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
«Художественное творчество»:
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
«Музыка»:
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
(см. приложение №2 «Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе).
34