Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ленска» МО «Ленский район» РС (Я)
«Рассмотрено» на заседании МО культурологического цикла Протокол №1 от «29» августа 2022 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______________ /Хандогая Н.Н./ «___» ______________ 2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №1 г.Ленска» _______________/Могилина Ж.В./ Приказ МБОУ «СОШ №1 г.Ленска» от 29.08.2022 г. №5 | | | |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности 2-11классы
Учитель: Черепанова А.В.
Направление | Название | Количество часов |
Общекультурное | Школьный хор «Кантикум» | 4 часа |
Ленск - 2022
Пояснительная записка
Важнейшую роль в образовательном процессе играет эстетическое воспитание, необходимое для формирования гармонически развитой личности. Среди различных видов искусства, музыке принадлежит одно из ведущих мест наряду с литературой, поэзией, живописью. Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии ребенка.
Хоровому искусству как форме эстетического воспитания принадлежит большая роль. Коллективный характер, доступность, большая сила художественного воздействия делают хоровое искусство наиболее универсальным средством приобщения подрастающего поколения к ценностям музыкальной культуры.
Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Задача руководителя хорового класса – привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в коллективноммузицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партиям помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряя процесс выучивания.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Репертуар хора должен включать в себя произведения разных стилей и направлений: от западной до русской классики, народные песни разных жанров, произведения современных композиторов, как российских, так и зарубежных. На основе хорового репертуара воспитываем музыкальный вкус учащихся, формируем у детей вокальные навыки, расширяем музыкальный кругозор не только хоровой, но и инструментальный.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.
На сегодняшний день данная программа востребована, удовлетворяет интересы детей, родителей. Эффективность программы оценивается повышением интереса к обучению качеством знаний, умений, навыков. Направленность программы художественно-эстетическая.
Цель программы:
- приобщение детей и подростков к ценностям музыкальной культуры средствами хорового искусства;
- развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности до уровня самореализации и самовыражения в сфере хорового пения;
- воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Основные задачи обучения:
Образовательные:
- вооружить учащихся системой знаний, умений, навыков, обеспечивающих в своей совокупностибазу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- научить понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать егов собственном исполнении.
Развивающие:
- развивать интерес и любовь к певческому искусству, к музыке, желание слушать и исполнять ее для самореализации в сценической деятельности;
- приобщить учащихся к «золотому» фонду народной, классической и современной хоровой музыки;
- всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.
Воспитательные:
- формировать художественный вкус у учащихся;
- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Количество учебных часов
Учебная программа рассчитана на 4 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение предмета составит 130 часов в год.
Из них: участие в концертах - 4 часа
| I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
Концерт в честь «Дня Учителя» | 1 | | | | 1 |
Концерт в честь «Нового Года» | | 1 | | | 1 |
Концерт «ко Дню 8 марта» | | | 1 | | 1 |
Концерт ко «Дню Победы» | | | | 1 | 1 |
Итого: | 4 |
Учебный процесс организован всем хоровым коллективом, по партиям, ансамблями и индивидуально. В детском хоре важны сочетания индивидуальных и коллективных форм работы, использование общих распевок и индивидуальной подготовки певцов к репетициям, практика работы малыми ансамблями (группами хора).
Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. Занятия по группам (хоровым партиям) имеют свои преимущества: в небольшом составе дети лучше слышат себя, контролируют, а это особенно важно для работы над интонацией. В группах ведется тщательная, всесторонняя проработка хорового произведения. Главной целью сводных репетиций является работа над художественным исполнением произведения.
Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело – все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально-исполнительской деятельности.
Виды концертных выступлений
Концертные выступления являются результатом всего процесса обучения. Дают возможность выступать на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.
- Участие в конкурсах, фестивалях городского и международного уровня.
- Участие в тематических концертах, посвященных различным государственным праздникам («День Учителя», «День пожилого человека», Новый год, «День Победы» и др.)
- Участие в хоровых тематических концертах (к примеру, «Шедевры западно–европейской классики», «Русская народная и классическая музыка», «Джаз и рок в детской хоровой музыке», «Музыка радости и детства»).
- Участие в хоровых фестивалях, конкурсах и олимпиадах.
Использование разных форм открытых концертов дает возможность всем учащимся найти свою концертную площадку, своего слушателя, а, следовательно, способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей.
Формы, методы и средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общехоровая);
- групповая (в том числе и работа по партиям – сопрано и альты);
- индивидуальная.
Традиционные методы обучения:
словесные методы:
- рассказ;
- объяснение;
- беседа.
наглядные и слуховые методы:
- показ пения педагогом;
- наблюдение и слуховое восприятие;
- презентации.
практические методы:
- повторение за педагогом спетого материала;
- овладение музыкальным материалом и доведение его до концертного исполнения.
Активные методы обучения:
- обучение через ассоциации;
- групповая и индивидуальная работа;
- музыкальные игры;
- драматизация, театрализация;
- достижение качества через количество;
- проблемные ситуации;
- дискуссия;
- метод проектов;
- метод исследовательского изучения.
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами
занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
школьный хор«Кантикум»
2-11классы, 130 часов в год, 4 часа в неделю
№ | Тема | Виды деятельности | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Певческая установка. Унисон | Выработка правильной осанки при пении. Разучивание распевания «Горошина» | 2 | 5.09.22 | |
2 | Дирижерский жест | ИКТ «Волшебная палочка» Усвоение основных дирижерских жестов | 2 | 7.09.22 | |
3 | Дикция | Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок | 2 | 12.09.22 | |
4 | Мелодия – душа музыки | Работа над мелодическим слухом | 2 | 14.09.22 | |
5 | Тембр – окраска звука | Игра «Догадайся, кто поет» работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы; | 2 | 19.09.22 | |
6 | Ритм – основа жизни и музыки | Упражнения на развитие ритма | 2 | 21.09.22 | |
7 | Темп – скорость музыки. «Угадай мелодию» | Вокальные импровизации на стихи А. Барто. Игра на знание детских песен | 2 | 26.09.22 | |
8 | Длинные звуки. Выполнение упражнений на гласные | Длинные звуки. Выполнение упражнений на гласные. Пение | 2 | 28.09.22 | |
9 | Подготовка к концерту в честь дня Учителя | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой. Повторение и исполнение произведений. Репетиционная работа | 2 | 3.10.22 | |
10 | Праздничный концерт ко дню Учителя | Исполнение выученной программы Участие детей в праздничном концерте | 2 | 5.10.22 | |
11 | Все на свете знают - звуки разные бывают. Нон - легато | Пение нон - легато. Работа над песней. Пение | 2 | 10.10.22 | |
12 | Все на свете знают звуки разные бывают. Стаккато | Пение на стаккато. Работа над песней | 2 | 12.10.22 | |
13 | Вокально-хоровая работа - дикция | Работа над хоровой партитурой, исполнение упражнений | 2 | 17.10.22 | |
14 | Певческая установка. Унисон Работа над постановкой певческого дыхания | Исполнение вокально-хоровых упражнений | 2 | 19.10.22 | |
15 | Работа над чистотой интонации и дикцией | Исполнение несложных песен | 2 | 24.10.22 | |
16 | Ансамбль и строй | Исполнение вокальных упражнений и хоровых произведений | 2 | 26.10.22 | |
17 | Активизация слухового восприятия | Работа над текстом произведения | 2 | 9.11.22 | |
18 | Артикуляция и дикция | Работа над хоровой партитурой | 2 | 14.11.22 | |
19 | Работа над произведениями | Ознакомление с основами вокального искусства | 2 | 16.11.22 | |
20 | Работа над музыкальной выразительностью произведений | Повторение и исполнение произведений. Репетиционная работа | 2 | 21.11.22 | |
21 | Виды вокального искусства | Исполнение концертной программы | 2 | 23.11.22 | |
22 | Я - композитор | Упражнения на дыхание | 2 | 28.11.22 | |
23 | Я – исполнитель | Пение в характере | 2 | 30.11.22 | |
24 | Работа над произведениями, верным звуковедением | Сольфеджирование | 2 | 5.12.22 | |
25 | Работа над произведением | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой | 2 | 7.12.22 | |
26 | Ансамбль и строй | Работа над текстом произведения | 2 | 12.12.22 | |
27 | Вокально-хоровая работа - унисон | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой | 2 | 14.12.22 | |
28 | Артикуляция и дикция Работа над произведением | Пение без сопровождения Пение по нотным партиям репертуара | 2 | 19.12.22 | |
29 | Работа над произведениями, чистотой интонирования. Подготовка к концерту в честь Нового года | Пение без сопровождения. Повторение и исполнение произведений. Репетиционная работа | 2 | 21.12.22 | |
30 | Праздничный концерт в честь Нового Года | Исполнение концертной программы Участие детей в праздничном концерте | 2 | 26.12.22 | |
31 | Зарубежные композиторы | Пение, слушание. Знакомство с зарубежными композиторами | 2 | 16.01.23 | |
32 | Праздник в душе у нас | Исполнение песен | 2 | 18.01.23 | |
33 | Работа с солистами | Разучивание и пение вокальных упражнений | 2 | 23.01.23 | |
34 | Мой самый чистый голос | Закрепление музыкального материала | 2 | 25.01.23 | |
35 | Музыкальная прогулка | Прослушивание произведений | 2 | 30.01.23 | |
36 | Краски музыки | Исполнение песен разного характера | 2 | 1.02.23 | |
37 | Работа над произведениями, чистотой интонирования | Пение без сопровождения | 2 | 6.02.23 | |
38 | Артикуляция и дикция. Вокально-хоровая работа | Произнесение скороговорок. Работа над текстом произведения | 2 | 8.02.23 | |
39 | Работа над произведениями, закрепление навыков артикуляции | Произнесение скороговорок. Работа над текстом произведения | 2 | 13.02.23 | |
40 | Певческая установка. Работа над чистотой интонации | Работа над хоровым произведением | 2 | 15.02.23 | |
41 | Работа над хоровыми песнями | Исполнение хоровых песен с осознанием смысла и образа | 2 | 20.02.23 | |
42 | Хоровое сольфеджио | Пение по нотным партиям репертуара | 2 | 22.02.23 | |
43 | Работа над произведением | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой | 2 | 27.02.23 | |
44 | Подготовка к концерту в честь 8 Марта | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой Пение по нотным партиям репертуара | 2 | 1.03.23 | |
45 | Праздничный концерт для учителей ко «Дню 8 Марта» | Исполнение концертной программы Участие детей в праздничном концерте | 2 | 6.03.23 | |
46 | Русские композиторы | Слушание музыки | 2 | 13.03.23 | |
47 | Работа над произведениями | Пение в характере | 2 | 15.03.23 | |
48 | Хоровое сольфеджио | Пение по нотным партиям репертуара | 2 | 20.03.23 | |
49 | Работа над произведениями | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой | 2 | 22.03.23 | |
50 | Работа над произведениями | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой | 2 | 5.04.23 | |
51 | Хоровое сольфеджио | Пение по нотным партиям репертуара | 2 | 10.04.23 | |
52 | Хоровое сольфеджио. Навыки двухголосия | Вокально-хоровая работа через чтение нот с листа | 2 | 12.04.23 | |
53 | Хоровое сольфеджио. Работа над музыкальной выразительностью произведений | Пение по нотным партиям репертуара. Работа над хоровой партитурой | 2 | 17.04.23 | |
54 | Работа над звуком, выполнение упражнений на гласные | Пение по нотным партиям репертуара. | 2 | 19.04.23 | |
55 | Ансамбль и строй. Унисон | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой. Исполнение вокально-хоровых упражнений | 2 | 24.04.23 | |
56 | Музыкальная прогулка | Исполнение любимых песен и слушание музыкальных фрагментов опер и балетов | 2 | 26.04.23 | |
57 | Подготовка к концерту в честь Дня Победы | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой | 2 | 3.05.23 | |
58 | Концерт в честь Дня Победы | Исполнение концертной программы Участие детей в праздничном концерте | 2 | 8.05.23 | |
59 | Вибрация на длинном звуке | Упражнения на вибрацию. Упражнения на примерах песен. Закрепление музыкального материала | 2 | 10.05.23 | |
60 | Вибрация и ее разновидности. Атакующее вибрато. Угасающее вибрато | Упражнения на вибрацию. Упражнения на примерах песен. Разучивание вокальных упражнений. Закрепление музыкального материала | 2 | 15.05.23 | |
61 | Вибрация на коротком звуке. Активизация слухового восприятия | Исполнение вокальных упражнений и хоровых произведений. Повторение и исполнение всей программы | 2 | 17.05.23 | |
62 | Артикуляция и дикция. Вокально-хоровая работа | Произнесение скороговорок. Работа над текстом произведения | 2 | 22.05.23 | |
63 | Работа над произведениями | Вокально-хоровая работа над хоровой партитурой | 2 | 24.05.23 | |
64 | Работа над произведениями. Анализ музыкального произведения | Вокально-хоровая работа по звукообразованию, звуковедению и дикции. Работа над исполнением хорового произведения | 2 | 29.05.23 | |
65 | Хоровое сольфеджио. Итоговое занятие. Работа над хоровыми песнями | Исполнение хоровых песен с осознанием смысла и образа. Повторение пройденного материала | 2 | 31.05.23 | |
Итого: | 130 часов |
Основные требования к уровню знаний и умений обучающихся по внеурочной деятельности (хоровой класс) к концу года:
В результате обучения хоровому пению ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику певческого искусства;
- чем отличается певческое дыхание от обычного;
- как формировать певческий звук и продлевать его;
- как произносить гласные и согласные звуки при пении;
- роль своей партии в хоровой многоголосной партитуре;
- как петь свой голос, слушая одновременно другие голоса;
- как эмоционально окрашивать исполнение и создавать образ;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально воспринимать и выразительно исполнять хоровые произведения;
- правильно дышать при пении;
- формировать звук, вступая по руке дирижера;
- правильно произносить гласные и согласные звуки при пении;
- строить свой голос в общем ансамбле голосов;
- исполнять свою партию музыкально выразительно;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных мероприятиях;
- музыкального самообразования: слушания хоровых и вокальных произведений в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и теле-передач).