СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа занятий в "Малышкиной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа занятий в "Малышкиной школе" предназначена для подготовки детей 6 лет к обучению в школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа занятий в "Малышкиной школе"»



Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руководитель МО заместитель директора Директор МБОУ «КСОШ № 1»

__________Т.И.Аникина по УВР МБОУ «КСОШ №1» _________Н.М. Граблина

Протокол №__ __________ Т.А.Назимкина. приказ № __

от _______________2024 г. ________________2024 г от ____________________2024 г


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«Малышкина школа»

Срок реализации: 1 год


Составитель:

Учитель начальных классов:

Мельникова Г.А.




2024-2025 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно"речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и неинституциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования.

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.


Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

 Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;

  • подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;

  • формирование положительного отношения к школе.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

  • развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

  • воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

  • формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;

  • укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  

  • воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;

  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.


ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Данный курс содержит три комплексных блока:

  1. Обучение грамоте, развитие речи

  2. Развитие мелкой моторики

  3. Математика



Прогнозируемые результаты программы.


Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

  • свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;

  • знать «соседей» числа;

  • решать простые задачи (в одно действие);

  • на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

  • пересказывать небольшие тексты;

  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

  • выполнять на слух инструкции для обучающегося;

  • ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,

  • решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,

  • решать логические задачи;

  • самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.

Содержание разделов

Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению

Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.

На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.

Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)

Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.

Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)

На занятиях используются:

  • пальчиковая гимнастика;

  • веселые подвижные игры (речь + движения);

  • штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;

  • обводки по трафарету или шаблону;

  • печатание букв, слогов, слов, цифр.

Математика

Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.

На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.

Дети обучаются элементарным основам математики:

  • знакомство с цифрами;

  • состав числа;

  • отношения и связи между числами;

  • геометрические фигуры;

  • математические знаки;

  • арифметические задачи;

  • примеры на сложение и вычитание;



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 состоит из учебных пособий:

1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2) 

2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение грамоте (часть 1, часть 2) 

3. . "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Знакомство с окружающем миром (часть 1, часть 2) 

Средства, необходимые для реализации программы:

  • Учебно-тематическое планирование;

  • Рабочие тетради, альбом

  • Слоговые таблицы

  • Демонстрационный материал 

  • Презентации к занятиям















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА



Обучение грамоте и развитие речи (29 ч)

Номер занятия

Тема обучения грамоте

Страницы рабочей тетради

Тема занятия

Тема по развитию речи

Дата проведения

Знакомство. Вводное занятие

-

Цветы на клумбе

Дифференциация звуков, составление словосочетаний

12.10

Буква а

с.1

Лес

Лексика и словообразование

19.10

Буква о

С.2

День

Развитие мышления,
устное сочинение

26.10

Буква у

С.3

Цветы

Развитие мышления,
устное сочинение

28.10

Буква э

С4


Развитие мышления,
устное сочинение

02.11

Буква ы

С.5

Шары

Образование множественного числа

09.11

Буква н

С.6

Порядок

Предлог на

16.11

Буквы к и т

С.7-8

Кактусы

Решение логической задачи,
аргументация

23.11

Буквы з с

С.9, 16

Снеговик

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией

30.11

Буква л

С.10

Лягушата

Звук [л]. Автоматизация звука

07.12

Буква р

С.11

Краски.
Цвета и оттенки

Лексика по теме, словообразование

14.12

Буква в

С.12

Виноград

Использование предлогов, лексика

21.12

Буква е, ё

С.13, 24

Елка

Составление пересказа

28.12

Буквы бп

С.14, 17

Бабочка

Сочинение-описание

11.01

Буква м

С.15

Транспорт

Лексика по теме, словообразование

18.01

Буквы дт

С.18, 7

Роботы

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией

25.01

Буква г

С.20

Птичий двор

Использование предлогов, словообразование

01.02

Буква ч

С.21

Черепаха

Развитие мышления,
устное сочинение

08.02

Звук ш

С.22

Шмель

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

15.02

Буква ж

С.23

Жук

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

22.02

Буква х

С.26

Праздничный стол

Составление рассказа

01.03

Буква ю

С.27

Клюква

Составление пересказа

08.03

Буква ц

С.28

Цыпленок

Составление пересказа

15.03

Буква щ

С.30

Щенок и щетка

Развитие мышления, устное сочинение

22.03

Буквы фв

С.31,12

Фонтан и вода

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией

29.03

Буква я

С.19

Ягоды и львенок

Развитие мышления,
устное сочинение

05.04

Буква ъ

С.32

Подъезд, пальма

Развитие мышления,
устное сочинение

12.04

Чтение слогов, слов


Правила поведения за столом


Составление рассказа. Пересказ.

19.04

Чтение слогов, слов


Собдюдаем ПДД.

Пешеходный переход.

Составление рассказа. Пересказ.

26.04







Математика (29 ч)

№ п/п

Тематика занятия

Страницы тетради

Дата проведения

Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет.

С.1-2

12.10

Счет предметов. Больше, меньше, только же. Цифра 0

С.3-5

19.10

Число и цифра 1.

С.6-7

26.10

Число и цифра 2. Состав числа 2.

С.8-9

28.10

Число и цифра 3. Состав числа 3.

С.10-11

02.11

Число и цифра 4. Состав числа 4.

С. 12-13

09.11

Число и цифра 5. Состав числа 5.

С.14-15

16.11

Число и цифра 6. Состав числа 6.

С.16-17

23.11

Число и цифра 7. Состав числа 7.

С.18-19

30.11

Число и цифра 8. Состав числа 8.

С.20-21

07.12

Число и цифра 9. Состав числа 9.

С.22-23

14.12

Число 10. Состав числа 10.

С.24-25

21.12

Числа натурального ряда.

С.26-27

28.12

Числа натурального ряда

С. 28-29

11.01

Знаки ,

С. 30-32

18.01

Составление схем-примеров

С. 2-3 ч.2

25.01

Решение примеров

С. 4-5

01.02

Увеличить, уменьшить на 2

С. 6-7

08.02

Решение примеров

С. 8-11

15.02

Задача.

С.12-13

22.02

Задача «было-съели-осталось»

С. 14-15

01.03

Задача «было-съели-осталось»

С. 16-17

08.03

Решение примеров

С.18-21

15.03

Состав числа 10

С.22-23

22.03

Решение примеров

С.24-25

29.03

Увеличить, уменьшить на 3

С.26-27

05.04

Измерение длины.

С.28-29

12.04

Составление задач по серии картинок


19.04

Составление задач по серии картинок


26.04



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ КУРСУ

«Мир вокруг нас»

 (ознакомление с окружающим миром)

Пояснительная записка

        Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть сознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

        Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением – младшему. В тоже время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром  и с самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

        Существенным моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления гармонии человека и природы,  формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть  духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

        В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и сами с собой предлагается программа курса для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанная на 29 занятий (1 занятие в неделю).  

        Главная цель курса – пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы, воспитание чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, желания приносить пользу растениям,  животным, людям.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Формирование экологических знаний, умений, навыков.

  2. Обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.

  3.  Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной сферы.

  4. Способствовать формированию системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, содействовать личностному развитию ребенка и наиболее полной его самореализации.

Содержание программы

Введение : 

Знакомство с классификацией предметов. Деление предметов на группы.

Осень:

Изменения  окраски листьев. Узнавание деревьев по листьям. Грибы съедобные и несъедобные. Созревание плодов и семян. Узнавание плодов и семян разных растений. Сад и огород. Погодные явления осенью.

Заморозки. Появление первого льда на лужах. Замерзание рек, озер. Завершение листопада. Явления в жизни животных, их подготовка к зиме. Подготовка животных к зиме. Отлет птиц.

Изменения, наблюдаемые в неживой природе. Изменения температуры воздуха. (холоднее, теплее) Осадки. Снегопад.

Зима:

Снегопады, морозы, оттепели. Покой в жизни растений. Явления в жизни насекомых. Как зимуют насекомые. Игры детей зимой. Новый год.

Жизнь животных зимой. Зима – голодное время для птиц. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Жизнь растений зимой. Зимние забавы.

Весна:

 Пробуждение растений. Появление травянистых растений. Сокодвижение у кленов и берез. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников. Первоцветы. Международный женский день.

Освобождение водоемов ото льда. Изменения в жизни животных.  Пробуждение водоемов. Прилет птиц. Гнездование. Помощь птицам в этот период. Явления в жизни животных. Пробуждение насекомых. Рождение детенышей у млекопитающих.

Животные разных стран.

Ориентировка во времени:

Усвоение названий дней недели, месяцев, сезонов, частей суток;

Познакомить детей с часами.

Знакомство с профессиями людей:

Разнообразие профессий. Уважение к людям труда.

Занятие-игра:

.

Требования к знаниям умениям и навыкам

  • Понятие об окружающем мире, живой и неживой природе.

  • Характерные признаки сезонных изменений в нашей местности.

  • Уметь рассказать о наблюдениях за сезонными изменениями в живой и неживой природе.

  • Знать объекты живой природы: животные, растения, грибы.

  • Определять существенные признаки отличия домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.

  • Практически различать деревья, кустарники, травы.

  • Называть 3-4 растения, животных, фруктов, овощей.

  • Проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни людей (труд, одежда и др.).  

  • Знать название дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.

  • Знать названия распространенных профессий.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА «МИР ВОКРУГ НАС» (29 ч)

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Любимые игрушки. Кто чем играет?

1

12.10

2

Предметы, которые нас окружают. Тематические группы слов. Посуда

1

19.10

3

Наша одежда. Сезонные изменения одежды. Правила здорового образа жизни

1

26.10

4

Головные уборы. Правила здорового образа жизни

1

28.10

5

Наша обувь. Правила здорового образа жизни

1

02.11

6

Мебель. Тематические группы слов.

1

09.11

7

Школьные принадлежности

1

16.11

8

Электроприборы. Правила безопасного использования электроприборов

1

23.11

9

Инструменты. Кому что нужно для работы?

1

30.11

10

Музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты. Симфонический оркестр

1

07.12

11

Спортивные снаряды и принадлежности. Правила здорового образа жизни

1

14.12

12

Наземный транспорт. Правила дорожного движения

1

21.12

13

Воздушный транспорт. Правила поведения в самолете

1

28.12

14

Водный транспорт. Правила безопасного поведения на воде

1

11.01

15

Профессии человека. Кто что делает? Кто где работает?

1

18.01

16

Техника на службе у человека

1

25.01

17

Овощи.

1

01.02

18

Фрукты.

1

08.02

19

Ягоды.

1

15.02

20

Цветы.

1

22.02

21

Деревья.

1

01.03

22

Времена года. Осень. Грибы.

1

08.03

23

Домашние животные и их детеныши

1

15.03

24

Дикие животные и их детеныши

1

22.03

25

Животные севера.

1

29.03

26

Животные жарких стран.

1

05.04

27

Обитатели моря.

1

12.04

28

Соблюдаем ПДД. Светофор наш лучший друг.


19.04

29

Соблюдаем ПДД. Пешеходный переход.


26.04



























ПРИЛОЖЕНИЕ

Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников

Игра 1. «Полслова за вами»

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.


Игра 2. « Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.


Игра 3. «Я знаю»

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .



Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.


Игра 5. «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.


Игра 6. «Кто лучше»

Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.


Игра 7.«Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.


Игра 8. «Сочини сказку о предмете».

Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра 9. «День - ночь»

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.


Игра 10. «Подружи букву»

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги-слияния)


Игра 11. «Идем в гости»

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».


Игра 12. «Составь слово»

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.


Игра 13. «Разложи по-порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по порядку.




Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.


Игра 15. «Молоточки»

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.


Игра 16. « Буква заблудилась»

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.


Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.


Игра 18. «Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.


Игра 19. «Колокольчики»

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.


Игра 20. «Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.


Игра 21. «Слова»

Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.


Игра 22. «Узелки на память»

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.

Слоговая таблица


А

У

О

Ы

И

Е

Я

Ё

Ю

Э

Н

НА

НУ

НО

НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЁ

НЮ

НЭ

М

МА

МУ

МО

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЁ

МЮ

МЭ

Т

ТА

ТУ

ТО

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЁ

ТЮ

ТЭ

К

КА

КУ

КО

-

КИ

КЕ

-

-

-

КЭ

Х

ХА

ХУ

ХО

-

ХИ

ХЕ

-

-

-

ХЭ

Б

БА

БУ

БО

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЁ

БЮ

БЭ

В

ВА

ВУ

ВО

ВЫ

ВИ

ВЕ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВЭ

Г

ГА

ГУ

ГО

-

ГИ

ГЕ

-

-

-

ГЭ

Д

ДА

ДУ

ДО

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДЭ

Ж

ЖА

ЖУ

ЖО

ЖЫ

ЖИ

ЖЕ

-

ЖЁ

-

-

З

ЗА

ЗУ

ЗО

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЭ

Л

ЛА

ЛУ

ЛО

ЛЫ

ЛИ

ЛЕ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЮ

ЛЭ

П

ПА

ПУ

ПО

ПЫ

ПИ

ПЕ

ПЯ

ПЁ

ПЮ

ПЭ

Р

РА

РУ

РО

РЫ

РИ

РЕ

РЯ

РЁ

РЮ

РЭ

С

СА

СУ

СО

СЫ

СИ

СЕ

СЯ

СЁ

СЮ

СЭ

Ф

ФА

ФУ

ФО

ФЫ

ФИ

ФЕ

ФЯ

ФЁ

ФЮ

ФЭ

Ц

ЦА

ЦУ

ЦО

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

-

-

-

-

Ч

ЧА

ЧУ

ЧО

-

ЧИ

ЧЕ

-

ЧЁ

-

-

Ш

ША

ШУ

ШО

-

ШИ

ШЕ

-

ШЁ

-

-

Щ

ЩА

ЩУ

ЩО

-

ЩИ

ЩЕ

-

ЩЁ

-

-