СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "занимательная математика" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "занимательная математика" для 3 класса»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

"Занимательная математика"

Направление: общеинтеллектуальное

для 3 класса

срок реализации 1 год





























г. Черняховск 2022






Содержание


Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Планируемые результаты

1.4. Содержание программы

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарно - тематическое планирование

2.2. Материально-техническое обеспечение образовательной программ

2.3. Список литературы






























Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа по «Занимательной математике» составлена на основе:



- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;



- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);



- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;



- приказа Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,



- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);



Актуальность

Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Программа «Занимательная математика» предназначена в качестве курса по выбору общеинтеллектуального направления для учащихся 3 классов.

Возраст обучающихся 8-9 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Программа реализуется 4 модулями, каждый из которых рассчитан на 8 (10 в третьей четверти) часов из расчета 1 час в неделю в течение 1 четверти.



1.2. Цели и задачи



Основными целями курса «Занимательная математика» для 3 класса, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, являются:

создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности;

построение фундамента для математического развития;

формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и углублять знания по математике;

  • формировать умение проводить проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др. );

  • формировать умение структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;

  • формировать умение планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм

Развивающие:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

  • содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций;

  • оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, закреплению и актуализации ранее изученного материала;

  • развивать умение решать занимательные задания, связанные со счётом предметов; развивать умение решать математические ребусы и загадки;

  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • развивать умение выполнять арифметические действия с числами из класса миллионов;

  • раскрывать творческие способности учащихся, развитие таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность;

Воспитательные:

  • воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе;

  • воспитывать жизненно необходимые качества: усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

  • воспитывать устойчивый интерес обучающихся к математике, внутреннюю мотивацию к изучению математики





1.3. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, решения задач;

  • внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • принятие и сохранение учебной задачи, в сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач;

  • умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществление контроля по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • способность самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные

  • координирование деятельности в сотрудничестве с другими людьми

  • умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

  • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Познавательные
  • использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

  • ориентирование на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; обучающиеся получат возможность научиться:

  • произвольно и осознанное овладение общими приемами решения задач;

  • осуществление сравнения, классификации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.



Предметные результаты:

  • представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел;

  • умение устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

  • умение группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

  • умение использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  • умение находить разные способы решения задачи;

  • умение распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;

  • умение проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др. ); умение структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;

  • умение планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.

Формы занятий

- беседа;

- виртуальные экскурсии;

- игровые занятия;

- квест;

- исследовательская деятельность

- практическая работа.



Формы оценивания

- педагогическое наблюдение;

- тематический опрос;

- результаты олимпиад;

- рисуночные тесты;

- подготовка проектов и их защита;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование учеников

1.4. Содержание рабочей программы (1,2,3,4 модуль)

п/п

Раздел

Основные изучаемые вопросы

1.

Из истории математики, развитие кругозора

История жизни и открытий Архимеда. Чтение и запись римских чисел, решение головоломок с римской нумерацией Разгадывание математического кроссворда. Математические игры:

Танграм, японские кроссворды, судоку Просмотр фильма «Архимед»

2.

Элементы геометрии

Геометрические фигуры, их отличия. Ось симметрии

Восстановление рисунка всего предмета по рисунку его половины, заданной на клетчатой бумаге. Трансфигурация, преобразования одних фигур в другие. Подсчет количества фигур

3.

Задачи на развитие логического мышления

Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Моделирование задач Решение задач с конца. Числовые головоломки. Буквенно - числовые ребусы. Логические цепочки. Магические квадраты. Задачи, включающие истинные и ложные высказывания. Доказательства истинности утверждений Работа с таблицами Задачи на планирование действий. Головоломки с палочками

4.

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов

Понятия: «нестандартные задачи», «графы». Решение комбинаторных , логических задач с помощью таблиц, схем и графов. Сравнение предметов по определенному свойству. Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). Японские цифровые головоломки «Судоку» Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, в схеме, в таблице, в графике, в столбчатой диаграмме для ответа на заданные вопросы.

5.

Решение буквенно - числовых ребусов

Числовые головоломки. Буквенно - числовые ребусы

6.

Решение японских кроссвордов

Японские кроссворды – практическая работа по разгадыванию кроссвордов.







Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Тематическое планирование курса «Занимательная математика»,

с указанием количества часов на освоение каждой темы на 2022– 2023 учебный год



п/п

Темы

Кол-во часов

Воспитательный компонент

1

Из истории математики, развитие кругозора.

6

Квест. Математическая викторина.

2

Элементы геометрии

6

«Танграм».

Творческая мастерская.

3

Задачи на развитие логического мышления

6

Работа в парах. Игры на развитие логики

4

Решение буквенно - числовых ребусов.

6

«Судоку»

5

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов.

5

Работа в группах.

6

Решение японских кроссвордов

5

Мини-проект «Составляем кроссворд»

ИТОГО : 34 ЧАСА





2.2. Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика» на 2022 – 2023 учебный год

п/п

Кол-во часов

Дата

Тема

Формы организации

Виды деятельности

план

факт

1.

1

1 модуль. Охрана труда. Техника безопасности. Квест – 1 занятие. Из истории математики. Архимед – гений математики и изобретений. Математическая викторина.

Беседа, квест, решение головоломок

Познавательн ая, игровая, исследователь ская.

2.

1

Квест – 2 занятие.Математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек. Просмотр обучающего фильма «Архимед».

Квест, просмотр фильма

Познавательн ая, игровая, исследователь ская

3.

1

Закономерность. Логические задачи и цепочки. Магические квадраты.

Игра, диспут

Познавательн ая, игровая

4.

1

Решение буквенно - числовых ребусов.

Решение головоломок

Познавательн ая, игровая

5.

1

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Геометрический ребус.

Игра, работа с расчётами

Познавательн ая, игровая

6.

1

«Танграм.» Задачи с геометрическим содержанием. Выкладывание квадрата, фигурок по силуэтам на плоскости.

Беседа, творческая мастерская

Познавательн ая,

художественн ое творчество

7.

1

Ось симметрии. Графические диктанты. Достраивание симметричных фигур по клеточкам.

Игра, работа с расчётами, беседа

Познавательн ая, игровая

8.

1

Знакомство с японскими кроссвордами.

Правила их решения.

Решение головоломок

, беседа

Познавательн ая, игровая, исследователь ская

9.

1

2 модуль. Охрана труда. Техника безопасности.Квест – 1 занятие. Из истории математики. Архимед – гений математики и изобретений. Математическая викторина.

Беседа, квест, решение головоломок

Познавательн ая, игровая, исследователь ская.

10.

1

Квест – 2 занятие.Математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек. Просмотр обучающего фильма «Архимед».

Квест, просмотр фильма

Познавательн ая, игровая, исследователь ская

11.

1

Закономерность. Логические задачи и цепочки. Магические квадраты.

Игра, диспут

Познавательн ая, игровая

12.

1

Решение буквенно - числовых ребусов.

Решение головоломок

Познавательн ая, игровая

13.

1

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Геометрический ребус.

Игра, работа с расчётами

Познавательн ая, игровая

14.

1

«Танграм.» Задачи с геометрическим содержанием. Выкладывание квадрата, фигурок по силуэтам на плоскости.

Беседа, творческая мастерская

Познавательн ая,

художественн







ое творчество

15.

1

Ось симметрии. Графические диктанты. Достраивание симметричных фигур по клеточкам.

Игра, работа с расчётами, беседа

Познавательн ая, игровая

16.

1

Знакомство с японскими кроссвордами.

Правила их решения.

Решение головоломок

, беседа

Познавательн ая, игровая, исследователь ская

17.

1

3 модуль. Охрана труда. Техника безопасности.Квест – 1 занятие. Из истории математики. Архимед – гений математики и изобретений. Математическая викторина.

Беседа, квест, решение головоломок

Познавательн ая, игровая, исследователь ская.

18.

1

Квест – 2 занятие.Математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек. Просмотр обучающего фильма «Архимед».

Квест, просмотр фильма

Познавательн ая, игровая исследователь ская.

19.

1

Закономерность. Логические задачи и цепочки. Магические квадраты.

Игра, диспут

Познавательн ая, игровая

20.

1

Решение буквенно - числовых ребусов.

Решение головоломок

Познавательн ая, игровая

21.

1

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Геометрический ребус.

Игра, работа с расчётами

Познавательн ая, игровая

22.

1

«Танграм.» Задачи с геометрическим содержанием. Выкладывание квадрата, фигурок по силуэтам на плоскости.

Беседа, творческая мастерская

Познавательн

ая,

художественн ое творчество

23.

1

Ось симметрии. Графические диктанты. Достраивание симметричных фигур по клеточкам.

Игра, работа с расчётами, беседа

Познавательн ая, игровая

24.

1

Знакомство с японскими кроссвордами.

Правила их решения.

Решение головоломок

, беседа

Познавательн ая, игровая

25.

1

Знакомство с японскими кроссвордами.

Составление собственного кроссворда

Решение головоломок

Познавательн ая, игровая, исследователь ская

26.

1

Различие геометрических фигур и тел с помощью ТИКО – конструктора. Сравнение квадрата и модели куба. Понятия : сторона, вершина, угол, плоскость и «вершина», «грань», «ребро».

Игра, решение

головоломок

,

моделирован ие

Познавательн ая, игровая, исследователь ская

27.

1

4 модуль. Охрана труда. Техника безопасности. Квест – 1 занятие. Из истории математики. Архимед – гений математики и изобретений. Математическая викторина.

Беседа, квест, решение головоломок

Познавательн ая, игровая, исследователь ская.

28.

1

Квест – 2 занятие.Математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек. Просмотр обучающего фильма «Архимед».

Квест, просмотр фильма

Познавательн ая, игровая, исследователь ская

29.

1

Закономерность. Логические задачи и цепочки. Магические квадраты.

Игра, диспут

Познавательн ая, игровая

30.

1

Решение буквенно - числовых ребусов.

Решение головоломок

Познавательн ая, игровая

31.

1

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Геометрический ребус.

Игра, работа с расчётами

Познавательн ая, игровая

32.

1

«Танграм» Задачи с геометрическим содержанием. Выкладывание квадрата, фигурок по силуэтам на плоскости.

Беседа, творческая мастерская

Познавательн ая,

художественн ое творчество

33.

1

Ось симметрии. Графические диктанты. Достраивание симметричных фигур по клеточкам.

Игра, работа с расчётами, беседа

Познавательн ая, игровая

34.

1

Знакомство с японскими кроссвордами.

Правила их решения.

Решение головоломок

, беседа

Познавательн ая, игровая, исследователь ская

2.3. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Ресурсное обеспечение программы:

Медиаресурсы:

проектор, интерактивная доска Оборудование:

персональный компьютер учителя аудиоколонки.


2.4. Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2017

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2017

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2018.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2017.

 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл;

М.: ОНИКС, 2017.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

8. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 2017.

9. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2017

10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2018.



Литература для учителя

  1. Г.В.Керова «Нестандартные задачи по математике» : 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2015

  2. Е.В.Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» - 2 класс

  3. М.: « Экзамен», 2018

  4. М.В.Буряк, Е.Н. Карышева «Математика с увлечением» ООО «Планета» 2015;

  5. Занимательная математика. Методическое пособие. 3 класс. / О.А. Холодова – М.:

Издательство РОСТ. - 373 с. (Юным умникам и умницам. Курс «Заниматика»)

  1. Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» 3 класс

  2. И.В. Ефимова «Логические задания 3 класс. Орешки для ума», Ростов – на - Дону «Феникс»

2014;

  1. Волина В. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993

  2. Т.П.Быкова «Нестандартные задачи по математике» 3 класс, М.: « Экзамен», 2012

  3. Королева Е. В. предметные олимпиады в начальной школе. Математика. – М.: АРКТИ,

2014

  1. Интернет- ресурсы.