РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Занимательная математика"
Направление: общеинтеллектуальное
для 3 класса
срок реализации 1 год
г. Черняховск 2022
Содержание
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематическое планирование
2.2. Материально-техническое обеспечение образовательной программ
2.3. Список литературы
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа по «Занимательной математике» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Актуальность
Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Программа «Занимательная математика» предназначена в качестве курса по выбору общеинтеллектуального направления для учащихся 3 классов.
Возраст обучающихся 8-9 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Программа реализуется 4 модулями, каждый из которых рассчитан на 8 (10 в третьей четверти) часов из расчета 1 час в неделю в течение 1 четверти.
1.2. Цели и задачи
Основными целями курса «Занимательная математика» для 3 класса, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, являются:
создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности;
построение фундамента для математического развития;
формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
расширять и углублять знания по математике;
формировать умение проводить проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др. );
формировать умение структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;
формировать умение планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм
Развивающие:
содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций;
оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, закреплению и актуализации ранее изученного материала;
развивать умение решать занимательные задания, связанные со счётом предметов; развивать умение решать математические ребусы и загадки;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
развивать умение выполнять арифметические действия с числами из класса миллионов;
раскрывать творческие способности учащихся, развитие таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность;
Воспитательные:
воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе;
воспитывать жизненно необходимые качества: усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
воспитывать устойчивый интерес обучающихся к математике, внутреннюю мотивацию к изучению математики
1.3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, решения задач;
внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
принятие и сохранение учебной задачи, в сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач;
умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществление контроля по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
способность самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные
координирование деятельности в сотрудничестве с другими людьми
умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные
использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
ориентирование на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; обучающиеся получат возможность научиться:
произвольно и осознанное овладение общими приемами решения задач;
осуществление сравнения, классификации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Предметные результаты:
представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел;
умение устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
умение группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
умение использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
умение находить разные способы решения задачи;
умение распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;
умение проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др. ); умение структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации;
умение планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.
Формы занятий
- беседа;
- виртуальные экскурсии;
- игровые занятия;
- квест;
- исследовательская деятельность
- практическая работа.
Формы оценивания
- педагогическое наблюдение;
- тематический опрос;
- результаты олимпиад;
- рисуночные тесты;
- подготовка проектов и их защита;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование учеников
1.4. Содержание рабочей программы (1,2,3,4 модуль)
№ п/п | Раздел | Основные изучаемые вопросы |
1. | Из истории математики, развитие кругозора | История жизни и открытий Архимеда. Чтение и запись римских чисел, решение головоломок с римской нумерацией Разгадывание математического кроссворда. Математические игры: Танграм, японские кроссворды, судоку Просмотр фильма «Архимед» |
2. | Элементы геометрии | Геометрические фигуры, их отличия. Ось симметрии Восстановление рисунка всего предмета по рисунку его половины, заданной на клетчатой бумаге. Трансфигурация, преобразования одних фигур в другие. Подсчет количества фигур |
3. | Задачи на развитие логического мышления | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Моделирование задач Решение задач с конца. Числовые головоломки. Буквенно - числовые ребусы. Логические цепочки. Магические квадраты. Задачи, включающие истинные и ложные высказывания. Доказательства истинности утверждений Работа с таблицами Задачи на планирование действий. Головоломки с палочками |
4. | Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов | Понятия: «нестандартные задачи», «графы». Решение комбинаторных , логических задач с помощью таблиц, схем и графов. Сравнение предметов по определенному свойству. Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). Японские цифровые головоломки «Судоку» Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, в схеме, в таблице, в графике, в столбчатой диаграмме для ответа на заданные вопросы. |
5. | Решение буквенно - числовых ребусов | Числовые головоломки. Буквенно - числовые ребусы |
6. | Решение японских кроссвордов | Японские кроссворды – практическая работа по разгадыванию кроссвордов. |
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Тематическое планирование курса «Занимательная математика»,
с указанием количества часов на освоение каждой темы на 2022– 2023 учебный год
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Воспитательный компонент |
1 | Из истории математики, развитие кругозора. | 6 | Квест. Математическая викторина. |
2 | Элементы геометрии | 6 | «Танграм». Творческая мастерская. |
3 | Задачи на развитие логического мышления | 6 | Работа в парах. Игры на развитие логики |
4 | Решение буквенно - числовых ребусов. | 6 | «Судоку» |
5 | Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. | 5 | Работа в группах. |
6 | Решение японских кроссвордов | 5 | Мини-проект «Составляем кроссворд» |
ИТОГО : 34 ЧАСА | |
2.2. Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика» на 2022 – 2023 учебный год
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема | Формы организации | Виды деятельности |
план | факт |
1. | 1 | | | 1 модуль. Охрана труда. Техника безопасности. Квест – 1 занятие. Из истории математики. Архимед – гений математики и изобретений. Математическая викторина. | Беседа, квест, решение головоломок | Познавательн ая, игровая, исследователь ская. |
2. | 1 | | | Квест – 2 занятие.Математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек. Просмотр обучающего фильма «Архимед». | Квест, просмотр фильма | Познавательн ая, игровая, исследователь ская |
3. | 1 | | | Закономерность. Логические задачи и цепочки. Магические квадраты. | Игра, диспут | Познавательн ая, игровая |
4. | 1 | | | Решение буквенно - числовых ребусов. | Решение головоломок | Познавательн ая, игровая |
5. | 1 | | | Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Геометрический ребус. | Игра, работа с расчётами | Познавательн ая, игровая |
6. | 1 | | | «Танграм.» Задачи с геометрическим содержанием. Выкладывание квадрата, фигурок по силуэтам на плоскости. | Беседа, творческая мастерская | Познавательн ая, художественн ое творчество |
7. | 1 | | | Ось симметрии. Графические диктанты. Достраивание симметричных фигур по клеточкам. | Игра, работа с расчётами, беседа | Познавательн ая, игровая |
8. | 1 | | | Знакомство с японскими кроссвордами. Правила их решения. | Решение головоломок , беседа | Познавательн ая, игровая, исследователь ская |
9. | 1 | | | 2 модуль. Охрана труда. Техника безопасности.Квест – 1 занятие. Из истории математики. Архимед – гений математики и изобретений. Математическая викторина. | Беседа, квест, решение головоломок | Познавательн ая, игровая, исследователь ская. |
10. | 1 | | | Квест – 2 занятие.Математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек. Просмотр обучающего фильма «Архимед». | Квест, просмотр фильма | Познавательн ая, игровая, исследователь ская |
11. | 1 | | | Закономерность. Логические задачи и цепочки. Магические квадраты. | Игра, диспут | Познавательн ая, игровая |
12. | 1 | | | Решение буквенно - числовых ребусов. | Решение головоломок | Познавательн ая, игровая |
13. | 1 | | | Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Геометрический ребус. | Игра, работа с расчётами | Познавательн ая, игровая |
14. | 1 | | | «Танграм.» Задачи с геометрическим содержанием. Выкладывание квадрата, фигурок по силуэтам на плоскости. | Беседа, творческая мастерская | Познавательн ая, художественн |
| | | | | ое творчество |
15. | 1 | | Ось симметрии. Графические диктанты. Достраивание симметричных фигур по клеточкам. | Игра, работа с расчётами, беседа | Познавательн ая, игровая |
16. | 1 | | Знакомство с японскими кроссвордами. Правила их решения. | Решение головоломок , беседа | Познавательн ая, игровая, исследователь ская |
17. | 1 | | 3 модуль. Охрана труда. Техника безопасности.Квест – 1 занятие. Из истории математики. Архимед – гений математики и изобретений. Математическая викторина. | Беседа, квест, решение головоломок | Познавательн ая, игровая, исследователь ская. |
18. | 1 | | Квест – 2 занятие.Математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек. Просмотр обучающего фильма «Архимед». | Квест, просмотр фильма | Познавательн ая, игровая исследователь ская. |
19. | 1 | | Закономерность. Логические задачи и цепочки. Магические квадраты. | Игра, диспут | Познавательн ая, игровая |
20. | 1 | | Решение буквенно - числовых ребусов. | Решение головоломок | Познавательн ая, игровая |
21. | 1 | | Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Геометрический ребус. | Игра, работа с расчётами | Познавательн ая, игровая |
22. | 1 | | «Танграм.» Задачи с геометрическим содержанием. Выкладывание квадрата, фигурок по силуэтам на плоскости. | Беседа, творческая мастерская | Познавательн ая, художественн ое творчество |
23. | 1 | | Ось симметрии. Графические диктанты. Достраивание симметричных фигур по клеточкам. | Игра, работа с расчётами, беседа | Познавательн ая, игровая |
24. | 1 | | Знакомство с японскими кроссвордами. Правила их решения. | Решение головоломок , беседа | Познавательн ая, игровая |
25. | 1 | | Знакомство с японскими кроссвордами. Составление собственного кроссворда | Решение головоломок | Познавательн ая, игровая, исследователь ская |
26. | 1 | | Различие геометрических фигур и тел с помощью ТИКО – конструктора. Сравнение квадрата и модели куба. Понятия : сторона, вершина, угол, плоскость и «вершина», «грань», «ребро». | Игра, решение головоломок , моделирован ие | Познавательн ая, игровая, исследователь ская |
27. | 1 | | 4 модуль. Охрана труда. Техника безопасности. Квест – 1 занятие. Из истории математики. Архимед – гений математики и изобретений. Математическая викторина. | Беседа, квест, решение головоломок | Познавательн ая, игровая, исследователь ская. |
28. | 1 | | Квест – 2 занятие.Математические ребусы с римскими цифрами по перекладыванию спичек. Просмотр обучающего фильма «Архимед». | Квест, просмотр фильма | Познавательн ая, игровая, исследователь ская |
29. | 1 | | Закономерность. Логические задачи и цепочки. Магические квадраты. | Игра, диспут | Познавательн ая, игровая |
30. | 1 | | Решение буквенно - числовых ребусов. | Решение головоломок | Познавательн ая, игровая |
31. | 1 | | Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Геометрический ребус. | Игра, работа с расчётами | Познавательн ая, игровая |
32. | 1 | | «Танграм» Задачи с геометрическим содержанием. Выкладывание квадрата, фигурок по силуэтам на плоскости. | Беседа, творческая мастерская | Познавательн ая, художественн ое творчество |
33. | 1 | | Ось симметрии. Графические диктанты. Достраивание симметричных фигур по клеточкам. | Игра, работа с расчётами, беседа | Познавательн ая, игровая |
34. | 1 | | Знакомство с японскими кроссвордами. Правила их решения. | Решение головоломок , беседа | Познавательн ая, игровая, исследователь ская |
2.3. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Ресурсное обеспечение программы:
Медиаресурсы:
проектор, интерактивная доска Оборудование:
персональный компьютер учителя аудиоколонки.
2.4. Используемая литература (книгопечатная продукция)
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2017
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2017
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2018.
5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2017.
6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл;
М.: ОНИКС, 2017.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
8. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 2017.
9. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2017
10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2018.
Литература для учителя
Г.В.Керова «Нестандартные задачи по математике» : 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2015
Е.В.Языканова «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» - 2 класс
М.: « Экзамен», 2018
М.В.Буряк, Е.Н. Карышева «Математика с увлечением» ООО «Планета» 2015;
Занимательная математика. Методическое пособие. 3 класс. / О.А. Холодова – М.:
Издательство РОСТ. - 373 с. (Юным умникам и умницам. Курс «Заниматика»)
Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» 3 класс
И.В. Ефимова «Логические задания 3 класс. Орешки для ума», Ростов – на - Дону «Феникс»
2014;
Волина В. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993
Т.П.Быкова «Нестандартные задачи по математике» 3 класс, М.: « Экзамен», 2012
Королева Е. В. предметные олимпиады в начальной школе. Математика. – М.: АРКТИ,
2014
Интернет- ресурсы.