«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей русского языка, литературы и английского языка Протокол от «28» августа 2018г. № 1 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР «30» августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Чертковской СОШ № 1 Т.И. Торба _______________ Приказ от «__» августа 2018г. № ____ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чертковская средняя общеобразовательная школа № 1
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
для 7-Б класса
на 2018-2019 учебный год
Разработал программу учитель русского языка
и литературы Чупракова Марина Алексеевна
Категория ________ высшая________________
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует нормативным документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО» и Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО» (зарег. в Минюсте России 06.02.2015 г.) ;
- основной образовательной программе ООО МБОУ Чертковской СОШ № 1,
а также отражает общие цели учебного предмета «Русский язык» и курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»:
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Целями курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» являются:
- развитие интереса к родному языку, умения замечать его парадоксы, знание его основных особенностей;
- овладение интереснейшими сведениями о родном языке, которые остаются за страницами учебника;
- осмысление русского языка как системы, понимание многозначности единиц русского языка, их позиционных чередований, закона сочетаемости элементов – всего того, что позволяет человеку с помощью ограниченного набора средств выражать неограниченное количество смыслов;
- повышение грамотности обучающихся посредством практических советов, решения лингвистических задач, языковых игр, занимательных и доступных рассказов о сложном и многообразном явлении – русском языке в контексте мировых языков.
Место курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
в учебном плане внеурочной деятельности
Учебный план внеурочной деятельности МБОУ Чертковской СОШ № 1 2018-2019 учебного года предусматривает изучение курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» в 7 классе — 35 ч (1 час в неделю) .
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Русский язык» и курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые предметные результаты изучения предмета
«Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками ос-
новной школы программы по русскому (родному) языку яв-
ляются:
1) понимание русского языка как одной из основных на-
ционально-культурных ценностей русского народа, определя-
ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; ува-
жительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовер-
шенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения; способность к само-
оценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускника ми
основной школы программы по русскому (родному) язы ку яв-
ляются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
ь● адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения;
● владение разными видами чтения;
● способность извлекать информацию из различных источни-
ков, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета;
● овладение приёмами отбора и систематизации материала
на определённую тему; умение вести самостоятельный по-
иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб-
разованию, сохранению и передаче информации, полученной
в результате чтения или аудирования, с помощью технических
средств и информационных технологий;
● способность определять цели предстоящей учебной деятель-
ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор-
мулировать их в устной и письменной форме;
● способность свободно, правильно излагать свои мысли
в устной и письменной форме;
● умение выступать перед аудиторией сверстников с неболь-
шими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков
в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предме-
там, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино-
странного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру-
жающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде-
ниях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформаль-
ного межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками ос-
новной школы программы по русскому (родному) языку яв-
ляются:
1) представление о русском языке как языке русского на-
рода, государственном языке Российской Федерации, средстве
межнационального общения, консолидации и единения наро-
дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного
языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интел-
лектуальных и творческих способностей личности, при полу-
чении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
● адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной
информации);
● владение разными видами чтения (поисковым/просмотро-
вым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей
и жанров;
● владение умениями информационной переработки прочи-
танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой,
периодическими изданиями;
● способность свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электрон-
ных носителях;
● адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан-
ров; владение различными видами аудирования (с полным по-
ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания,
с выборочным извлечением информации);
● умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения
их содержания, принадлежности к определённой функцио-
нальной разновидности языка и использованных языковых
средств;
говорение и письмо:
● умение воспроизводить в устной и письменной форме про-
слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёр-
нутости (пересказ, план, тезисы);
● способность свободно, правильно излагать свои мысли
в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе-
ния текста (логичность, последовательность, связность, со-
ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение
к фактам и явлениям окружающей действительности, к про-
читанному, услышанному, увиденному;
● умение создавать устные и письменные тексты разных типов
и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо,
расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом
осознанный выбор и организацию языковых средств в соот-
ветствии с коммуникативной задачей;
● владение различными видами монолога и диалога; высту-
пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще-
ниями, докладом;
● соблюдение в практике речевого общения основных орфо-
эпических, лексических, грамматических норм современного
русского литературного языка; стилистически корректное ис-
пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике
письма основных правил орфографии и пунктуации;
● способность участвовать в речевом общении с соблюдением
норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми
средствами общения в различных жизненных ситуациях обще-
ния;
● осуществление речевого самоконтроля; способность оце-
нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового
оформления и эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические
и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенство-
вать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; пони-
мание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика
и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь
устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого
общения; функционально-смысловые типы речи (повествова-
ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка,
их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонети-
ческий, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания
и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания,
основных признаков и структуры, принадлежности к опреде-
лённым функциональным разновидностям языка, особенно-
стей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способ-
ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые предметные результаты изучения курса
«Занимательный русский язык»
Предметные результаты:
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование базовых умений и умений повышенного уровня, обеспечивающий возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа языковых единиц;
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
№ |
Раздел |
Содержание | Основные виды деятельности | |
| Как устроен язык | Мы живем в мире знаков. Любимые занятия языка: служить общению и быть средством мысли. Царство синтагм. Парадигма – «смена караула». | Овладевают сведениями о языке как системе знаков, о функциях языка, о роли русского языка в со- временном мире, о русском языке как одном из мировых языков. Узнают, что такое парадигма и синтагма, учатся приводить примеры. | |
Мы мыслим противопоставлениями. Аналитические игры. | Решают лингвистические задачи |
| Язык и речь | Дихотомия «язык» и «речь». Синхрония и диахрония. | Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы.
| |
Лингвистические игры «Четвертый лишний», «Пропорции» | Решают лингвистические задачи |
| Занимательная лексика и фразеология. | Слово – знакомый незнакомец. Словари – сокровищница языка. | Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают на- блюдения и делают выводы. Работают с толковыми словарями. Составляют свои словарные статьи или тематические толковые словарики. | |
Игра «Не повторяться!» | Расширяют свой активный запас с помощью игры, требующей речевую изобретательность. По кругу высказываются на одну и ту же тему (погода, описание предмета, человека и т.д.), не повторяясь. |
| | Многозначность слова. Игра «Потерянная карточка». | Отбирают и систематизируют материал на определённую тему; осуществляют поиск, анализ, преобразова- ние информации, извлечённой из различных источников, представляют и передают её с учётом заданных условий общения. Решают лингвистические задачи
| |
| | Метафора. Олицетворение – «очеловечивание» мира. Метонимия. | Осознают красоту, богатство, выразительность русского языка. Анализируют и характеризуют художественные тексты с точки зрения их содержания, стилистических осо- бенностей и использованных языковых средств. Знают основные изобразительные средства русского языка, ана- лизируют тексты с точки зрения использования в них ос- новных изобразительно-выразительных средств, используют в собственной речевой практике. | |
| | Как возникают синонимы. Паронимы – «подстановочные слова» | Подбор синонимов и паронимов к словам. Составление словариков или словарных статей для словарей синонимов и паронимов. | |
| | Конверсивы и антонимы. | Отбирают и систематизируют материал на определённую тему; осуществляют поиск, анализ, преобразова- ние информации, извлечённой из различных источников, представляют и передают её с учётом заданных условий общения. Подбирают слова-конверсивы и слова антонимы. | |
| | Фразеологизмы. | Опознавание фразеологические обороты; Изучение значения и происхождения фразеологизмов. Работают с фразеологическим словарем. | |
1 | Занимательная фонетика. | Парад согласных. Парад гласных. «В самой вещи хитровато» - слог и ударение. Орфоэпические нормы. Интонация на службе у смысла и на службе у чувства. Фонетические задачи. | Проводят фонетический анализ слова; • соблюдают основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекают необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; используют её в различных видах деятельности. • опознают основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читают прозаические и поэтические тексты; • извлекают необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; используют её в различных видах деятельности; демонстрируют роль интонации в передаче смысловой стороны речи; | |
| Русское письмо | Тьма правил, или Виновата фонетика. Тьма расступается: применяем орфографические правила. Орфографическая экзотика (о словах-исключениях)
Пишу орфографическую сказку. | • соблюдают орфографические нормы в процессе письма; • объясняют выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживают и исправляют орфографические ошибки; • извлекают необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; используют её в процессе письма. • демонстрируют роль орфографии в передаче смысловой стороны речи; • извлекают необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; используют эту информацию в процессе письма. Пишут орфографические сказки |
|
| Занимательное словообразование. | Словообразование: как строятся слова. Как устроена система словообразования. Жизнь морфем в языке. Словообразовательный и морфемный анализ слова. | Делят слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различают изученные способы словообразования; • анализируют и самостоятельно составляют словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применяют знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. • характеризуют словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознают основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивают их; • извлекают необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных. | |
| Занимательная морфология | Части речи: мифы и суровая правда. Загадочное имя существительное. Загадочное имя прилагательное. Загадочное имя числительное. Действие в грамматике (интересное о глаголах). Наречия и слова категории состояния. Предлог, союз, частица на службе русского языка. Слова, не относящиеся к частям речи. Разжалованы в междометия.
Ф.Ф.Фортунатов. Учение о грамматической форме слова | • опознают самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализируют слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употребляют формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применяют морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознают явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. | |
| Языки развиваются | Как проникнуть в прошлое языка. Филологический метод: листая древние рукописи. Метод внутренней реконструкции: оставаясь в пределах одного языка. Компаративный метод: сравнивая родственные языки.
| - работают с научными и научно-популярными текстами; выполняют информационную переработку текста (составляют план, пересказывают подробно); - анализируют полученную информацию; Выступают с докладами по теме с применением ИКТ; | |
| Сообщества языков. | Язык и этнос. Сколько языков в мире? Генеалогическое древо индоевропейских языков. Славянские языки. Црковнославянизмы. | - работают с научными и научно-популярными текстами; выполняют информационную переработку текста (составляют план, пересказывают подробно); • характеризуют основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определяют различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; - анализируют полученную информацию; Выступают с докладами по теме с применением ИКТ; | |
| Язык и общество | Речевой этикет. Молодежный жаргон. Человек манипулируемый. Язык и свобода. | - работают с научными и научно-популярными текстами; выполняют информационную переработку текста (составляют план, пересказывают подробно); • характеризуют основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определяют различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; - анализируют полученную информацию; Выступают с докладами по теме с применением ИКТ; | |
| Обобщение | Защита мини-проектов «Занимательное языкознание» | Выступают с докладами по теме с применением ИКТ; | |
Тематическое планирование
Раздел, количе ство часов в данном разделе | № пп | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Как устроен язык- 3 ч. | 1 2 3 | Мы живем в мире знаков. Любимые занятия языка: служить общению и быть средством мысли. Царство синтагм. Парадигма – «смена караула». | 1 1 1 | 05/09 12/09 19/09 | |
Язык и речь – 2 ч. | 4 5 | Дихотомия «язык» и «речь». Синхрония и диахрония. Лингвистические игры «Четвертый лишний», «Пропорции»
| 1 1 | 26/09 03/10 | |
Занимательная лексика и фразеология – 11 ч. | 6 | Слово – знакомый незнакомец. Словари – сокровищница языка. Игра «Не повторяться!» |
1 |
10/10 | |
7 | Многозначность слова. Игра «Потерянная карточка». | 1 | 17/10 | |
| 8 | Метафора. Олицетворение – «очеловечивание» мира. | 1
| 24/10 | |
9 | Метонимия | 1 | 31/10 R | |
10 11 | Как возникают синонимы. Паронимы – «подстановочные слова» | 1 1 | 14/11 21/11 | |
12 | Конверсивы и антонимы. | 1 | 28/11 | |
13 | Фразеологизмы. | 1 | 05/12 | |
Занимательная фонетика – 3 ч. | 14
15 16 | Парад согласных и гласных. «В самой вещи хитровато» - слог и ударение. Орфоэпические нормы. Интонация на службе у смысла и на службе у чувства. «Фонетические задачи». | 1 1
1
| 12/12 19/12
26/12 R | |
Русское письмо – 3 ч. | 17 18 19 | Тьма правил, или Виновата фонетика. Тьма расступается: применяем орфографические правила. Орфографическая экзотика (о словах-исключениях). Практическое занятие «Пишу орфографическую сказку». | 1
1 1
| 16/01
23/01 30/01 | |
Занимательное словообразование – 2 ч. | 20
21 | Словообразование: как строятся слова.Как устроена система словообразования. Жизнь морфем в языке.Словообразовательный и морфемный анализ слова. | 1
1
| 06/02
13/02 | |
Занимательная морфология – 6 ч. | 22
23
24
25 26
27 | Части речи: мифы и суровая правда.Загадочное имя существительное. Загадочное имя прилагательное.Загадочное имя числительное. Действие в грамматике (интересное о глаголах). Наречия и слова категории состояния. Предлог, союз, частица на службе русского языка. Слова, не относящиеся к частям речи. Разжалованы в междометия. Ф.Ф.Фортунатов. Учение о грамматической форме слова | 1
1
1
1 1
1
| 20/02
27/02
06/03
13/03 20/03 R
03/04 | |
Языки развиваются – 2 ч. | 28
29 | Как проникнуть в прошлое языка.Филологический метод: листая древние рукописи. Метод внутренней реконструкции: оставаясь в пределах одного языка.Компаративный метод: сравнивая родственные языки.
| 1
1
| 10/04
17/04 | |
Сообщества языков – 2 ч. | 30
31 | Язык и этнос.Сколько языков в мире?Генеалогическое древо индоевропейских языков. Славянские языки. Црковнославянизмы. | 1
1
| 24/04
01/05 | |
Язык и общество – 2 ч. | 32
33 | Речевой этикет.Молодежный жаргон.
Человек манипулируемый.Язык и свобода. | 1
1 | 08/05
15/05 | |
Обобщение – 2 ч. | 34 35 | Защита мини-проектов «Занимательное языкознание» | 2 | 22/05 29/05 | |