Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена Педагогическом совете Протокол от_______2023 г. № ___ | Согласована ЗДУВР ______/ Л.В. Брехнева/ «___»__________2023 г. | Утверждена директором МОУ Семёновской СОШ Приказ от__________2023 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Здоровое питание»
(Спортивно-оздоровительное направление)
для 2 - 3 класса
на 2023-2024 учебный год
учитель I категории
Зайцева Оксана Александровна
стаж работы 30 лет
с. Семёновка
2023 г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Здоровое питание» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования; составлена на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание»».
Общая характеристика курса «Здоровое питание»
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Здоровое питание» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Здоровом питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Цель изучения курса «Здоровое питание»
Цель курса «Здоровое питание» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе
«Здоровое питание»
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Место курса «Здоровое питание» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Здоровое питание» предназначена для обучающихся 1- 4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 2-3 классы - 34 часа в год.
Содержание курса
Содержание | Теория | Практика |
1. Вводное занятие | Повторение правил питания | Ролевые игры |
2. Путешествие по улице «правильного питания». | Знакомство с вариантами полдника | Игра, викторины |
3. Молоко и молочные продукты. | Значение молока и молочных продуктов | Работа в тетрадях, составление меню.Конкурс-викторина |
4. Продукты для ужина. | Беседа «Пора ужинать» Ужин, как обязательный компонент питания | Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать».Ролевыен игры |
5. Витамины. | Беседа «Где найти витамины в разные времена года». | Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры. |
6. Вкусовые качества продуктов. | Беседа «На вкус и цвет товарища нет». | Практическая работа по определению вкуса продуктов. Ролевые игры |
7. Значение жидкости в организме. | Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. | Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки» |
8. Разнообразное питание. | Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. | Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры. |
9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. | Беседа «О пользе витаминных продуктов».Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. | КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры. |
10. Проведение праздника «Витаминная страна». | | Конкурсы, ролевые игры. |
11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт». | | |
12. Подведение итогов. | | Отчет о проделанной работе. |
Планируемые результаты освоения курса «Здоровое питание»
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания;
умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
умение сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
понимание и сохранение учебной задачи;
понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
Познавательные УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
осуществление записи выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
построение сообщения в устной и письменной форме;
смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
Коммуникативные УУД:
использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
● знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
● навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
● умение определять полезные продукты питания;
● знание о структуре ежедневного рациона питания;
● навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
● умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
Формы проведения занятий
Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми обучающимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контро льные работы | Практические работы |
1 | Разнообразие питания | 5 | 0 | 4 | https://www.prav-pit.ru/teachers |
2 | Гигиена питания и приготовление пищи | 12 | 0 | 3 | https://www.prav-pit.ru/teachers |
3 | Этикет | 8 | 0 | 0 | https://www.prav-pit.ru/teachers |
4 | Рацион питания | 5 | 0 | 7 | https://www.prav-pit.ru/teachers |
5 | Из истории русской кухни | 4 | 0 | 1 | https://www.prav-pit.ru/teachers |
Общее количество часов по программе | 34 | 0 | 15 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Повторение правил питания. | 1 | 0 | 0 | | |
2 | Путешествие по улице правильного питания. | 1 | 0 | 0 | | |
3 | Время есть булочки. | 1 | 0 | 0 | | |
4 | Оформление плаката молоко и молочные продукты. | 1 | 0 | 1 | | |
5 | Конкурс, викторина знатоки молока. | 1 | 0 | 0 | | |
6 | Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости» | 1 | 0 | 1 | | |
7 | Пора ужинать | 1 | 0 | 0 | | |
8 | Практическая работа как приготовить бутерброды | 1 | 0 | 1 | | |
9 | Составление меню для ужина. | 1 | 0 | 1 | | |
10 | Значение витаминов в жизни человека. | 1 | 0 | 0 | | |
11 | Практическая работа. | 1 | 0 | 1 | | |
12 | Морепродукты. | 1 | 0 | 0 | | |
13 | Отгадай мелодию. | 1 | 0 | 0 | | |
14 | «На вкус и цвет товарища нет» | 1 | 0 | 0 | | |
15 | Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» | 1 | 0 | 1 | | |
16 | Как утолить жажду | 1 | 0 | 0 | | |
17 | Игра «Посещение музея воды» | 1 | 0 | 0 | | |
18 | Праздник чая | 1 | 0 | 0 | | |
19 | Что надо есть, что бы стать сильнее | 1 | 0 | 0 | | |
20 | Практическая работа « Меню спортсмена» | 1 | 0 | 1 | | |
21 | Практическая работа «Мой день» | 1 | 0 | 1 | | |
22 | Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты | 1 | 0 | 0 | | |
23 | Практическая работа «Изготовление витаминного салата» | 1 | 0 | 1 | | |
24 | КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты» | 1 | 0 | 0 | | |
25 | Оформление плаката «Витаминная страна» | 1 | 0 | 1 | | |
26 | Посадка лука. | 1 | 1 | 0 | | |
27 | Каждому овощу свое время. | 1 | 0 | 0 | | |
28 | Инсценирование сказки вершки и корешки | 1 | 0 | 0 | | |
29 | Конкурс «Овощной ресторан» | 1 | 0 | 0 | | |
30 | Изготовление книжки «Витаминная азбука» | 1 | 0 | 1 | | |
31 | Изготовление книжки «Витаминная азбука» | 1 | 0 | 1 | | |
32 | Проект «Реклама овощей» | 1 | 0 | 1 | | |
33 | Проект «Реклама овощей» | 1 | 0 | 1 | | |
34 | Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей». | 1 | 0 | 1 | | |
Общее количество тем по программе | 34 | 0 | 15 | | |